Решение б/н Решение по жалобе вх. № 8804-ЭП/23 от 8 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ИП <<___>>

<<___>>

 

Заказчик:

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

<<___>>г. Санкт-Петербург, 191015

<<___>>

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП <<___>>

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 04.08.2023

Решение изготовлено в полном объеме: 07.08.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 04.08.2023 № 257/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

Председатель Комиссии:

<<___>> –                   врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

<<___>> –                      заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

<<___>> –                   специалист 1-го разряда отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

 

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя <<___>> (далее – Заявитель, ИП <<___>>), поступившую из Федеральной антимонопольной службы России (вх. № 8804-ЭП/23 от 26.07.2023), на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик, ГУП «Водоканал СПб»),

в отсутствие представителя Заявителя ИП <<___>> (надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

в присутствии представителей Заказчика – <<___>> (доверенность от 19.12.2022 № 904-д), <<___>> (доверенность от 19.12.2022 № 905-д),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ИП <<___>> на действия (бездействие) ГУП «Водоканал СПб» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектноизыскательских и строительно-монтажных работ по модернизации системы дозирования реагента на Северной станции аэрации для подключения объекта: «Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями, подземными и надземными паркингами, встроенным объектом дошкольного образования и отдельно стоящим объектом дошкольного образования с начальной школой, котельная» (6 этап строительства секции Т1, М1, С1. Паркинг Р2А-1, Р2А-2) (7-й этап строительства секции FЗ, F4, G3, НЗ, КЗ, паркинг РЗА), на земельном участке, сформированном земельными участками по адресу: Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. 11 с начальной (максимальной) ценой договора в размере 44 653 309, 91 руб. (извещение № 32312544196) (далее –Конкурс).

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.

В жалобе ИП <<___>> изложены следующие доводы:

«Заказчик дискриминирует участников, которые имеют опыт исполнения контрактов/договоров по капитальному ремонту/ модернизации технологического оборудования на канализационных очистных сооружениях. Или в принципе опыт успешного строительства очистных сооружений, в строительство которых входят закупаемые Заказчиком работы.

Также необходимо отметить, так как предметом закупки, в том числе, является выполнение инженерно- изыскательских работ, то Заказчику необходимо установить требование о наличии у Подрядчика либо субподрядчиков (для выполнения данного вида работ) членства в СРО в области инженерных изысканий. Виды настоящих работ входят в перечень установленный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. №624 и в соответствии со ст.47 ГрК РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий».

Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ИП <<___>> в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № ИМ/6518/23 от 26.07.2023) рассмотрение жалобы назначено на 04.08.2023 в 15:00 ч. по ВКС.

Заказчику в срок до 02.08.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.

В указанную дату жалоба рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2023.

Заказчик поддержал доводы, изложенные в своих письменных пояснениях, направленных в Ленинградское УФАС России и считает доводы жалобы Заявителя необоснованными.

Извещение № 32312544196 о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 30.06.2023, окончание подачи заявок 17.07.2023 в 12:00 (МСК), дата подведения итогов 31.07.2023.

Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет критерии и порядок оценки к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении Конкурса Заказчик руководствуется Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал СПб» (далее – Положение), а также Конкурсной документацией.

В части довода Заявителя о необходимости установления в Конкурсной документации требования о наличии у подрядчика либо субподрядчиков (для выполнения данного вида работ) членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, Комиссия отмечает следующее.

Комиссия отмечает, что положения статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 регулируют виды и порядок выполнения работ по инженерным изысканиям в отношении объектов капитального строительства.

Вместе с тем, согласно Конкурсной документации предметом закупки является Выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектно­изыскательских и строительно-монтажных работ по модернизации системы дозирования реагента Северной станции аэрации.

По смыслу пункта 10 задания на проектирование, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, система дозирования реагента представляет собой насосную станцию дозирования реагента предназначена для дозирования реагента (сернокислого алюминия) в сточную воду для химического удаления фосфатов и снижения нагрузки на биологическую очистку.

В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации насосная станция к объектам капитального строительства не относится, в связи с чем довод жалобы о необходимости установления в Конкурсной документации требования о наличии у подрядчика либо субподрядчиков (для выполнения данного вида работ) членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий Комиссия признает необоснованным.

Также в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в разделе 13 Тома 2 Конкурсной документации Заказчиком установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

Так, для оценки заявок участников закупки Заказчик в пункте 2 раздела 13 Тома 2 Конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок:

 

Номер

критерия оценки заявок

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия (%)

Коэффициент значимости критерия (показателя)

оценки

1.

Цена договора

70

0,7

2.

Аналогичный опыт выполнения работ

30

0,3

2.1.

Аналогичный опыт выполнения проектно-изыскательских работ: Количество договоров/контрактов генподряда и/или субподряда, исполненных участником в полном объёме, по которым выполнены проектные работы по монтажу/ капитальному ремонту/ модернизации технологического оборудования на канализационных очистных сооружениях, в период с 2018 года по настоящий момент (А1)

 

0.5

2.2.

Аналогичный опыт выполнения строительно-монтажных работ: Количество договоров/контрактов генподряда и/или субподряда, исполненных участником в полном объёме, по которым выполнены строительно-монтажные работы по монтажу/ капитальному ремонту/ модернизации технологического оборудования на канализационных очистных сооружениях, в период с 2018 года по настоящий момент (А2)

 

0.5

 

Проанализировав положения Документации, Комиссия установила, что, вопреки доводам Заявителя, для оценки заявок по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ» участники представляют договоры/контракты как на выполнение проектных работ, так и строительно-монтажных работ, соответствующих предмету Конкурса.

Таким образом, установление показателей оценки по критерию «Аналогичный опыт выполнения работ» непосредственно связан с предметом Конкурса – выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству водопроводных сетей, и, в свою очередь, имеет целью привлечение к участию в Конкурсе наиболее квалифицированных исполнителей, имеющих опыт выполнения работ, аналогичных предмету закупки, для снижения риска оказания некачественных услуг.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам Конкурса и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность участия в Конкурсе отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные в Конкурсной документации в целях исключения риска неисполнения договора, предъявляются в равной мере ко всем участникам, не создают условий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих права, и законные интересы Заявителя, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП <<___>> на действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса технологически и функционально связанных проектноизыскательских и строительно-монтажных работ по модернизации системы дозирования реагента на Северной станции аэрации для подключения объекта: «Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями, подземными и надземными паркингами, встроенным объектом дошкольного образования и отдельно стоящим объектом дошкольного образования с начальной школой, котельная» (6 этап строительства секции Т1, М1, С1. Паркинг Р2А-1, Р2А-2) (7-й этап строительства секции FЗ, F4, G3, НЗ, КЗ, паркинг РЗА), на земельном участке, сформированном земельными участками по адресу: Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. 11 с начальной (максимальной) ценой договора в размере 44 653 309, 91 руб. (извещение № 32312544196), необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              <<___>>

 

 

Члены Комиссии:                                                                           <<___>>

 

 

<<___>>

Связанные организации

Связанные организации не указаны