Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ЭкоТэк» от 29 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом с уведомлением
Заказчик:
ООО «ПТП»
Портовый пр-д, д. 10, Приморская тер., Ленинградская обл., 188910
tender@ptport.ru
Заявитель:
ООО «ЭкоТэк»
ул. Кронверская, д.14, оф. 5,
Санкт-Петербург, 197101
arcady.t@ecotech.su
Электронная площадка
АО «Росэлторг»
ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114
info@roseltorg.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ЭкоТэк»
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 24.09.2020
Решение изготовлено в полном объеме: 29.09.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) на основании Приказа № 371 от 14.09.2020 по рассмотрению жалобы (вх. № 11532 от 08.09.2020) в составе:
Председатель Комиссии:
– врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России;
Члены Комиссии:
– начальник отдела противодействия монополистической деятельности и картелям Ленинградского УФАС России;
– специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности и картелям Ленинградского УФАС России;
– специалист 1 разряда отдела противодействия монополистической деятельности и картелям Ленинградского УФАС России.
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТэк» …
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» –…
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТэк»
(ИНН 7813398172; ул. Кронверкская, д. 14, оф. 5, Санкт-Петербург; далее –
ООО «ЭкоТэк», Заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» (ИНН 4704057515; Портовый пр-д, д. 10, Приморская территория, Выборгский р-н, Ленинградская обл.; далее – ООО «ПТП», Заказчик),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «ЭкоТэк» на действия (бездействие) Заказчика –ООО «ПТП» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Причал №8. Причал №9. Свайное основание. Антикоррозионная защита» (извещение № 32009389270) (далее – Конкурс).
В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Ленинградским УФАС России установлено, что Заявитель являлся участником Конкурса (извещение № 32009389270) Протокол заседания Конкурсной комиссии
№ 430/06/ЭД от 25.08.2020, порядковый номер заявки 455160.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках.
Протокол подведения итогов № 32009389270-3 размещен 03.09.2020 в 17 ч.
20 мин. (МСК) в Единой информационной системе в сфере закупок.
08.09.2020 жалоба Заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции, срок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Закона о защите конкуренции и Закона о закупках, неправомерно отклонив заявку ООО «ЭкоТэк».
В своей жалобе ООО «ЭкоТэк» указывает на нарушения в действиях ООО «ПТП» следующее: «в требованиях к участникам, в порядке оценки и сопоставления заявок требованиям к участникам закупки установлено неправомерное требование, наличие сведения о данном Участнике закупки, подтверждающие действующую аттестацию руководителя и/или специалиста по промышленной безопасности в центральной или территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, а именно в следующих областях аттестации: А.1, Б.2.7, которое нарушает положения Закона о закупках, а также может привести к необоснованному ограничению конкуренции, в соответствии с программой обучения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, аттестация промышленной безопасности в области Б.2.7 «Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы» предназначена для руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. ООО «ЭкоТэк» в рамках исполнения договора является организацией, выполняющей ремонтные работы на сваях причалов и не является организацией, эксплуатирующей магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Кроме того, работы производятся с акватории и в районе проведения работ – на свайном основании причалов – отсутствуют магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Таким образом, на наш взгляд, выполняемые строительно-монтажные работы по антикоррозийной защите свай причалов не имеют никакого отношения к магистральным трубопроводам».
Таким образом, Заявитель считает, что требования, указанные в документации являются незаконными и необоснованными.
В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
- не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; - не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Уведомлением (исх. № 05/1328 от 10.09.2020) рассмотрение жалобы было назначено на 17.09.2020 в 12 ч. 30 мин. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, каб. 3-150.
Заказчику в срок до 16.09.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также представить документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
Запрошенные документы и сведения были представлены Заказчиком в надлежащий срок.
В ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь положениями части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции приняла решение продлить срок принятия решения до 24.09.2020
12 ч. 30 мин.
Уведомлением (исх. № 05/1377 от 17.09.2020) рассмотрение жалобы было назначено на 24.09.2020 в 12 ч. 30 мин. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, каб. 3-150.
Заказчику в срок до 22.09.2020 надлежало представить дополнительные документы и сведения необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заказчика представил в письменном виде следующие пояснения:
«Производитель работ должен быть аттестован по направлению Б.2.7. «Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы», поскольку работы проводятся в охранной зоне трубопроводов дизельного топлива, входящей в состав опасного производственного объекта – взрывопожароопасного объекта – «Площадка сливо-наливного терминала светлых нефтепродуктов», относящегося к объектам магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, с возможным выделением в воздух рабочей зоны взрывоопасных концентраций паров нефтепродуктов».
Жалоба ООО «ЭкоТэк» на действия ООО «ПТП» при проведении Конкурса рассмотрена в установленный срок. Резолютивная часть оглашена 24.09.2020.
Представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Заказчика возражал против удовлетворения жалобы.
Проанализировав представленные документы, письменную позицию Заказчика, а также заслушав правовую позицию представителей Заявителя, Заказчика Комиссия пришла к следующим выводам.
Закупочная процедура (извещение № 32009389270) проводится в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг Публичного акционерного общества «Транснефть» (далее – ПАО «Транснефть»), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Транснефть», Законом о закупках, закупочной документацией на оказание работ по антикоррозийной защите свайных опор.
В пункте 1.1.2. Документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать сведения о данном Участнике закупки, подтверждающие его соответствие установленным настоящей документацией требованиям, с приложением скан-копий следующих документов: заверенные подписью и печатью (при ее наличии) копии, сканированные с оригиналов документов, подтверждающих квалификацию персонала подтверждающие действующую аттестацию руководителя и/или специалиста по промышленной безопасности в центральной или территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, а именно в следующих областях аттестации: А.1, Б.2.7.
Техническим заданием, как неотъемлемой частью Документации, определен объект строительно-монтажных работ – «Свайное основание причалов № 8 и № 9», причалы предназначены для перегрузки светлых нефтепродуктов. Работы производятся на территории, входящей в состав опасного производственного объекта – взрывопожароопасного объекта, относящегося к объектам магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 7 Технического задания, одним из условий выполнения работ строительно-монтажных работ является обеспечение наличия действующей аттестации руководителя и/или специалиста по промышленной безопасности в центральной или территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, а именно в следующих областях аттестации: А.1, Б.2.7.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утверждённых Постановлением Госгортехнадзора России от 24.04.1992 № 9 установлено что, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Согласно расположению стендеров, представленных Заказчиком в схеме исполнительной документации, – шарнирно-сочлененных устройств для налива танкеров, относящихся к наливным эстакадам нефтепродуктов, следует, что часть рабочих зон по монтажу антикоррозийного покрытия на сваях находятся в радиусе 100 метровой охранной зоны.
Согласно Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правилам безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.11.2013 № 520 производителю строительно-монтажных работ необходимо наличие аттестации по направлению Б.2.7.
Согласно Протоколу № 32009389270-01 от 25.08.2020 рассмотрения первых частей заявок конкурса в электронной форме поступило четыре заявки: ООО «ГТ Север» (порядковый номер 452621), ООО «ЭкоТэк» (порядковый номер 455160), ООО «Порткомплектимпекс» (порядковый номер 455447), а также участник с порядковым номером 453580. Три заявки допущены для участия в рассмотрении вторых частей заявок, участник с порядковым номером 453580 отклонен от дальнейшего участия в закупке, в связи с несоответствием требованиям, установленным в документации.
В соответствии с Протоколом № 32009389270-02 от 28.08.2020 рассмотрения вторых частей заявок на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке и соответствие требованиям, установленным к участникам закупки.
ООО «ЭкоТэк» не допущено для дальнейшего участия в закупке, в связи с несоответствием требованиям, установленным в документации о закупке и требованиям, установленным к участникам закупки, а именно: нарушение требований пункта 7 Технического задания у персонала участника отсутствует действующая аттестация по промышленной безопасности Б.2.7.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
ООО «ЭкоТэк» обращался за разъяснениями в ООО «ПТП» в том числе о необходимости наличия действующей аттестации по промышленной безопасности Б.2.7, согласно разъяснениям, представленным ООО «ПТП» наличие действующей аттестации по промышленной безопасности Б.2.7 необходимо в составе заявки.
Заявка ООО «ЭкоТэк» заполнена с нарушением требований, установленных Документацией.
ООО «ЭкоТэк», являясь профессиональным участником рынка, принимало на себя риски, связанные с отклонением заявки в случае подачи некорректно заполненной заявки, и не было ограничено в своих правах на заполнение заявки в соответствии с Документацией.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что единая комиссия ООО «ПТП» правомерно отклонила заявку ООО «ЭкоТэк», без нарушений действующего законодательства, а доводы Заявителя относительно неправомерности отклонения своей заявки не находят своих подтверждений.
Комиссией также установлено, что согласно итоговому Протоколу № 32009389270-03 от 02.09.2020 заявка ООО «Порткомплектимпекс» признана победителем на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Причал № 8. Причал № 9. Свайное основание. Антикоррозионная защита.»
Протоколом № 32009389270-02 от 28.08.2020 установлено, что
ООО «Порткомплектимпекс» допущен до третьего этапа рассмотрения заявок (ценовых предложений).
Проанализировав представленную ООО «ПТП» заявку ООО «Порткомплектимпекс», Комиссией установлено, что в заявке ООО «Порткомплектимпекс» отсутствуют документы, подтверждающие действующую аттестацию руководителя и/или специалиста по промышленной безопасности в центральной или территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, а именно в области аттестации Б.2.7.
На заседании Комиссии представитель ООО «ПТП» не смог пояснить, а также представить документы и информацию, подтверждающие наличие действующей аттестации по промышленной безопасности Б.2.7 в заявке ООО «Порткомплектимпекс».
Кроме того, в представленной ООО «ПТП» информации и документах по заявке ООО «Порткомплектимпекс» в Форме 12 (часть 2) «Сведения о наличии квалифицированного персонала включая субподрядчиков и работников службы контроля качества (в случае их привлечения)», наличие действующей аттестации по промышленной безопасности Б.2.7 не указано.
Таким образом, в действия закупочной комиссии ООО «ПТП», усматриваются нарушения в части признания заявки ООО «Порткомплектимпекс» соответствующей требованиям документации.
Доказательств обратного в ходе рассмотрения жалобы ООО «ЭкоТэк» Заказчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТэк» на действия (бездействие) Общества с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Причал №8. Причал №9. Свайное основание. Антикоррозионная защита» (извещение № 32009389270) необоснованной.
- Признать в действиях закупочной комиссии Общества с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках;
- Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений при рассмотрении заявок.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: