Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «СТАНДАРТОИЛ» от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом с уведомлением

Заказчик:

ОАО «Тепловые сети»

ИНН 4716024190

ул. Боярова, д. 1, г. Тосно, Тосненский р-н, Ленинградская обл., 187000

secretar_ts@mail.ru

Заявитель:

ООО «СТАНДАРТОИЛ»

ИНН 5920045450

ул. Крупской, дом 34 офис 516, г. Пермь, Пермский край, 614060

standartoil59@yandex.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «СТАНДАРТОИЛ»

                                                                                                                    Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 24.12.2020

Решение изготовлено в полном объеме: 29.12.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе (далее – Комиссия) на основании Приказа № 509 от 24.12.2020 по рассмотрению жалобы (вх. № 15656 от 16.12.2020) в составе:

 

 

в присутствии представителя Открытого акционерного общества «Тепловые сети» (далее – ОАО «Тепловые сети», Заказчик) Шалаевой Н.П. (доверенность
№ 333 от 30.01.2020),

в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТОИЛ» (далее – Заявитель, ООО «СТАНДАРТОИЛ») (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «СТАНДАРТОИЛ» (ИНН 5920045450, ул. Крупской,
д. 34, оф. 516, г. Пермь, Пермский край, 614060) на действия ОАО «Тепловые сети» (ИНН 4716024190, ул. Боярова, д. 1, г. Тосно, Тосненский р-н, Ленинградская обл., 187000),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «СТАНДАРТОИЛ» на действия ОАО «Тепловые сети» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора по закупке мазута М100 (извещение № 32009780314) (далее – Запрос котировок).

В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Согласно Письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки» жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Ленинградским УФАС России установлено, что Заявитель не является участником закупки.

Закупка (извещение № 32009780314) размещена 10.12.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет».

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 17.12.2020 09:00.

Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 16.12.2020.

Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  1.  осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

  1.  не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
  2.  предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  3.  осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
  4.  не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения в Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку мазута М-100 ГОСТ 10585-13 (далее – Извещение) в части требований к участникам закупки.

Согласно доводам жалобы Заявителя в Извещении установлены критерии оценки заявок, ограничивающие конкуренцию, а именно:

«1. Условие наличия собственной базы хранения нефтепродуктов, установленное Заказчиком ограничивает Участника в возможности заключения Договоров аренды, субаренды, а также, права оперативного управления недвижимого имущества. Данный критерий является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ограничивает количество участников закупки. Кроме того, арендатор (субарендатор) и заказчик независимы друг от друга и не вступают между собой непосредственно в прямые гражданско-правовые отношения.

2. Условие наличия не менее 5 (пяти) рекомендательных писем покупателей является излишним и ограничивает конкуренцию, так как качество мазута М100 должно строго соответствовать М-100 ГОСТ 10585-13 и не может подлежать оценке качества, кроме как аккредитованной испытательной лабораторией».

 

Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

 

Принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку, Ленинградское УФАС России приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «СТАНДАРТОИЛ» в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № 05/1780 от 21.12.2020) Ленинградским УФАС России жалоба Заявителя принята к рассмотрению. Рассмотрение жалобы назначено на 24.12.2020 года в 14:00 по ВКС.

Заказчику в срок до 23.12.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также представить документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Запрошенные документы и сведения были представлены Заказчиком в надлежащий срок.

 

В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

Представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в своих письменных пояснениях, направленных в Ленинградское УФАС России и считает доводы жалобы Заявителя необоснованными.

Изучив доводы жалобы Заявителя, заслушав правовую позицию Заказчика, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Закон о закупках позволяет заказчикам самостоятельно определять требования к участникам закупки, а также к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В свою очередь, участник закупочной процедуры должен подать заявку в полном соответствии с установленными в закупочной документации требованиями.

В соответствии с протоколом рассмотрения котировочных заявок извещения
№ 32009780314 (далее – Протокол) поступило три заявки.

По результатам рассмотрения котировочных заявок, комиссией Заказчика принято решение признать запрос котировок в электронной форме несостоявшимся в соответствии с подпунктом 12 пункта 8.4 Положения о закупке ОАО «Тепловые сети» утвержденного общим собранием акционеров ОАО «Тепловые сети» (протокол от «16» апреля 2020 г. № б/н) (далее – Положение).

Также, согласно Протоколу, комиссией ОАО «Тепловые сети» принято решение о заключении договора с Обществом с ограниченной ответственностью «Невский мазут».

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в связи с тем, что
ОАО «Тепловые сети» является ресурсоснабжающей организацией и в отопительный период не может допускать перерывов в подаче тепловой энергии, были установлены следующие требования:

- копии документов, подтверждающих наличие собственной базы хранения нефтепродуктов;

- копии завершенных договоров и актов сдачи-приемки выполненных работ с 01.01.2019 и до даты размещения Извещения о настоящем Запросе котировок с приложением копий договоров, заключенных в вышеуказанный период с объемом поставки по каждому договору не менее 500 тонн;

- копии 5 (пяти) рекомендательных писем покупателей.

Также, согласно письменным пояснениям Заказчика, наличие собственной базы хранения нефтепродуктов предусматривает в том числе и арендованную базу и не являлось основанием для отклонения заявок.

Однако, требования к участникам закупки установлены разделом 4 Извещения и включают в себя в том числе следующие:

«Пункт 13 наличие собственной базы хранения нефтепродуктов;

Пункт 16 наличие не менее 5 рекомендательных писем покупателей».

Разделом 4 Извещения не установлена возможность наличия базы хранения нефтепродуктов находящейся в аренде у участников запроса котировок.

Таким образом, довод жалобы Заявителя, в части указания в требованиях к участникам закупки наличия собственной базы хранения нефтепродуктов находит своё подтверждение.

Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что наличие определенного Заказчиком количества рекомендательных писем покупателей также является требованием, которое может ограничивать конкуренцию, и являться косвенным оценочным суждением, не влияющим на качество поставляемого продукта.

Из вышеизложенного следует, что довод жалобы Заявителя, в части указания в требованиях к участникам закупки наличия не менее 5 (пяти) рекомендательных писем покупателей также находит своё подтверждение.

Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что согласно пункту 7.2.3 Положения критерием отбора при проведении закупки могут являться следующие квалификационные требования к участникам закупки:

  1. наличие финансовых, материальных средств, оборудования, транспорта, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
  2. положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;
  3. иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

При этом в Извещении Заказчиком установлены непредусмотренные Положением требования к участникам, а именно наличие собственной базы хранения нефтепродуктов, а также наличие не менее 5 (пяти) рекомендательных писем покупателей.

Таким образом, требования к участникам закупки, установленные разделом 4 Извещения тождественно не равны квалификационным требованиям к участникам закупки, установленным Положением.

В соответствии с Положением запрос котировок – это форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора, а также критерием оценки выступает - цена договора, предложенная участником закупки.

Также следует отметить, что участник закупочной процедуры, соблюдая принципы справедливости, в виду отсутствия возможности соответствия заявленным Заказчиком необоснованным ограничениям конкуренции, вынужден снижать ценовое предложение для увеличения значения баллов по иным критериям.

Комиссией установлено, что исходя из вышеприведенных правовых норм при организации закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, Заказчик не связан императивным перечнем требований к участникам закупок и может самостоятельно определять критерии оценивания заявок участников таких закупок, соблюдая и руководствуясь принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

В соответствии с вышеуказанным, Комиссией установлено, что доводы
ООО «СТАНДАРТОИЛ» находят свое подтверждение, в части необоснованности критериев оценки заявок, установленного Заказчиком при проведении открытого запроса котировок.

 

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТОИЛ» на действия Открытого акционерного общества «Тепловые сети» при проведении запроса котировок в электронной форме по закупке мазута М100 (извещение № 32009780314), обоснованной;
  2. Признать действия Открытого акционерного общества «Тепловые сети» нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Выдать Открытому акционерному обществу «Тепловые сети» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки;
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

….

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны