Решение б/н см. приложение от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                        Ответчик:

Администрация муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального образования Ленинградской области

 

188663, Ленинградская область, Всеволожский р-н, г.п. Кузьмоловский,

ул. Рядового Леонида Иванова, д. 2Г

 

adm-kuzmolovo@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 047/01/15-2100/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 047/01/15-2100/2022 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило обращение Администрации (вх. № 4154 от 16.04.2021) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при передаче муниципального имущества Обществу с ограниченной ответственностью «ВодПрофСервис» (далее – ООО «ВодПрофСервис»).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой в ценовых зонах теплоснабжения единая теплоснабжающая организация имеет преимущественное право на заключение договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурса.

По представленной информации, между ООО «ВодПрофСервис» и Администрацией заключен договор аренды б/н от 29.04.2020 сроком на 10 лет без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) о предоставлении за плату во временное владение и пользование муниципального имущества коммунального назначения в виде объектов теплоснабжения, принадлежащего на праве собственности МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского МР Ленинградской области.

Ленинградским УФАС России направлен запрос ООО «ВодПрофСервис».

По представленной ООО «ВодПрофСервис» информации, между АО «РНЦ «Прикладная химия» и ООО «ВодПрофСервис» заключен договор аренды   № 1-Д от 27.03.2020, в соответствии с которым ООО «ВодПрофСервис» на праве владения и пользования принадлежат тепловые сети.

В соответствии с пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых, бытовых отходов.

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сеть инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130:

- технологически связанные (смежные) объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в едином технологическом процессе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения.

При этом, на основании Постановления Администрации № 261 от 18.11.2014 единой теплоснабжающей организацией на территории МО Кузьмоловское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области является ООО «Аква Норд-Вест».

Согласно договору аренды б/н от 29.04.2020, заключенному между Администрацией и ООО «ВодПрофСервис», имущество коммунального назначения в виде недвижимого и движимого имущества объектов теплоснабжения является собственностью Администрации на основании Областного закона Ленинградской области от 30.07.2007 № 132-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области», Решения Всеволожского городского суда от 20.11.2019 и Решения совета Депутатов МО Кузьмоловское городское поселение № 337 от 18.11.2008.

Согласно Приложению № 1 к договору б/н от 29.04.2020, датой постройки движимого имущества коммунального назначения является 1969-1970 гг. Дата ввода в эксплуатацию не определена.

На основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с ГрК РФ.

Согласно разъяснениям ФАС России от 30.06.2017 № РП/44685/17, если дата ввода в эксплуатацию систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами могут быть переданы по договорам аренды, заключенным без проведения конкурса на право заключения указанных договоров, лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с ГрК РФ.

При этом, в случае заключения без проведения торгов договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с лицом, указанным в части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении такой договор должен соответствовать требованиям, установленным статьей 41.2 Закона о водоснабжении и водоотведении, статьей 28.2 Закона о теплоснабжении.

Договор аренды б/н от 29.04.2020, заключенный между Администрацией и                ООО «ВодПрофСервис», не соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 28.2 Закона о теплоснабжении, так как не включает в себя все существенные условия договора, такие как:

- значения долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в случае, если поставка арендатором производимых товаров, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с Законом о теплоснабжении;

-   предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды;

-  порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды, в случае, если поставка арендатором производимых товаров, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с Законом о теплоснабжении.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.

Согласно письму ФАС России от 26.02.2018 № ВК/12509/18, действия органов местного самоуправления, выразившиеся в передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Ленинградским УФАС России выдано Предупреждение (исх. № ПД/06/04 от 13.04.2021) (далее – предупреждение) Администрации о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем возврата в казну предоставленного муниципального имущества в аренду ООО «ВодПрофСервис», в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Срок исполнения предупреждения до 01.09.2021.

Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Администрацией направлено ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения (вх. 10673 от 01.09.2021).

Ленинградским УФАС России на основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принято решение об удовлетворении ходатайства Администрации и продлении срока выполнения предупреждения до 15.12.2021.

Администрацией повторно направлено ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения (вх. 15059 от 14.12.2021).

Ленинградским УФАС России на основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принято решение об удовлетворении ходатайства Администрации и продлении срока выполнения предупреждения до 30.06.2022.

При этом, предупреждение по состоянию на 30.06.2022 Администрацией не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом № 259 от 14.07.2022 дело № 047/01/15-2100/2022 возбуждено в отношении Администрации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках судебного дела № А56-36952/2021 Советом депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области подан иск о признании договора № б/н от 29.04.2020 о передаче муниципального имущества в аренду ООО «ВодПрофСервис» недействительным. Иск удовлетворен.

17.05.2022 возбуждено исполнительное делопроизводство № 175074/22/47021-ИП в отношении ООО «ВодПрофСервис».

22.12.2022 Ленинградским УФАС России направлен запрос в Управление ФССП по Ленинградской области о ходе исполнения настоящего исполнительного делопроизводства.

В настоящее время исполнительное делопроизводство № 175074/22/47021-ИП находится в процессе исполнения.

При этом, согласно письменной позиции Администрации, 01.12.2022 заключено концессионное соглашение между Правительством Ленинградской области, Администрацией и ООО «ГТМ-Теплосервис» об эксплуатации и реконструкции муниципального имущества, переданного ранее по договору № б/н от 29.04.2020 ООО «ВодПрофСервис».

При этом в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Таким образом, в действиях Администрация муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального образования Ленинградской области установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.   Установить отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции;

2.     Признать в действиях Администрации нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

3.  Предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства Администрации не выдавать.

4.        Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Администрации.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны