Решение №ЕР/2942/22 Решение по делу № 047/05/5-2753/2022 от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Прокурор Белгородской области

<...>

Лицо, в действиях которого

содержатся признаки нарушения

законодательства Российской

Федерации о рекламе:

ООО «Союз Юристов +»

<...>

РЕШЕНИЕ

по делу № 047/05/5-2753/2022

Резолютивная часть решения оглашена: 15.11.2022 Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме: 21.11.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>. заместитель руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

<...> начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

<...>. ведущий специалист- эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев дело № 047/05/5-2753/2022 по признакам нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии генерального директора ООО «Союз Юристов+» <...>,

в отсутствии заявителя (о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области из Прокуратуры Белгородской области через Белгородское УФАС России поступило заявление от 20.05.2022 № 7-27-2022 в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Союз Юристов+» (<...>) (далее - ООО «Союз Юристов+») о возможном нарушении пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившемся в размещении в социальной сети «Вконтакте» рекламной публикации, сопровождавшейся размещением изображения Губернатора Белгородской области (вх. № 8912 от 12.07.2022).

Из указанного обращения следует, что в социальной сети «Вконтакте» от имени сообщества «Союз Юристов+» по ссылке: https://vk.com/wall224682724_1102?w=wall-107497901_10962 была размещена рекламная публикация со следующим текстом «В Белгороде граждане имеют законное право списать кредиты и обязательства по ним по федеральному закону № 127. Подробнее  https://vk.cc/cav32x. Каждый житель Белгорода и области области, может заполнить форму ниже и узнать, попадает ли он под данный закон, а также получить бесплатную консультацию кредитного юриста с разбором вашей ситуации. Процедуру упростили, и теперь это можно сделать даже в пандемию, не выходя из дома. Подробнее https://vk.cc/cav32x https://vk.cc/cav32x». Указанная публикация сопровождалась изображением Губернатора Белгородской области, что создавало у потребителей ложное впечатление об одобрении данным должностным лицом услуг ООО «СоюзЮристов+», информация о которых содержится на странице указанного сообщества.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, содержащаяся в вышеуказанной рекламной публикации информация обладает всеми признаками рекламы, так как направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также формирует и поддерживает интерес к услугам ООО «Союз Юристов+» по сопровождению процедуры банкротства физических лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона о рекламе целями указанного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5 Закона о рекламе согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Определением от 12.09.2022 № АЕ/923/22 в отношении неустановленного лица – Заказчика рекламной публикации, размещенной по ссылке: https://vk.com/wall224682724_1102?w=wall107497901_10962&ysclid=l 6vyaf7bar232793958 возбуждено дело № 047/05/5-2753/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11.10.2022 в 12 часов 00 минут.

Рассмотрение дела № 047/05/5-2753/2022 проведено в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон в соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила рассмотрения дел).

В рамках рассмотрения дела Ленинградским УФАС России установлено, что рекламодателем рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Союз Юристов+» (<...>).

Антимонопольный орган пришел к указанному выводу на основании следующих обстоятельств.

Ленинградским УФАС России в адрес ООО «В Контакте» (ИНН<...>) направлен ряд запросов с целью получения копии договора на оказание рекламных услуг, предусматривающего размещение рассматриваемой публикации, макета рекламной записи, сведений об адресах страниц в сети «Интернет», на которых размещалась указанная публикация и иных обстоятельств (исх. №04/388 от 18.07.2022, исх. №АЕ/974/22 от 13.09.2022).

В ответе на данные запросы ООО «Вконтакте» сообщило, что лицом, совершившим акцепт оферты о заключении договора на оказание рекламных услуг и получившим вследствие этого техническую возможность разместить рекламную публикацию по ссылке https://vk.com/wall224682724_1102?w=wall-107497901_10962 является пользователь персональной страницы по адресу <...>, зарегистрированный под именем «<...>», указавший следующие данные: <...>.

Кроме того, ООО «Вконтакте» также указало, что рекламодателем рассматриваемой рекламной публикации является ООО «Союз Юристов+», <...> (вх. № 2746/22 от 28.09.2022).

Вывод о том, что в данном случае рекламодателем является ООО «Союз Юристов+» также вытекает из проведенного Ленинградским УФАС России анализа условий Договора оказания услуг по размещению таргетированной рекламы в сети Интернет № 15/01/2022 от 15.01.2022, заключенного между ООО «Союз Юристов+» (Заказчик) и самозанятым <...> (Исполнитель). Копия данного договора была представлена в адрес Ленинградского УФАС России ООО «Союз Юристов+» в составе правовой позиции, направленной в качестве ответа на Определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 047/05/5-2753/2022 от 11.10.2022 (вх. № 3945-ЭП/22 от 26.10.2022).

Указанный вывод основывается на следующих положениях данного договора:

«1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по созданию, настройке и ведению таргетированной рекламы, по аудиториям подобранным Исполнителем и согласованным с Заказчиком в социальных сетях и иные услуги (далее – Услуги), указанные в пп.1.2., 1.3. настоящего Договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить следующие Услуги.

1.3. Социальные сети, в которых будет распространяться произведенная Исполнителем реклама Вконтакте в соответствии с Техническим заданием (Приложением № 1 к Договору) и Спецификацией (Приложением № 2 к Договору).

3.1. Заказчик обязан:

Предоставлять Исполнителю информацию для подготовки макетов объявлений интернет-рекламы.

Предоставлять по запросу Исполнителя всю необходимую информацию об объекте рекламирования.

3.2. Заказчик вправе:

Предоставлять Исполнителю рекомендации по оказанию услуги, необходимые для повышения эффективности рекламной кампании».

Техническое Задание является приложением № 1 к Договору оказания услуг № 15/01/2022. Согласно Техническому заданию Исполнителем размещает «таргетированные рекламные объявления с информацией о Заказчике в международных социальных сетях Вконтакте».

По мнению Комиссии, содержание приведенных выше положений Договора свидетельствует о том, что ООО «Союз Юристов +» определило в данном случае объект рекламирования.

Таким образом, деятельность ООО «Союз Юристов+» соответствует содержанию деятельности рекламодателя по смыслу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе.

На основании изложенного по результатам заседания Комиссии, состоявшегося 11.10.2022, Ленинградским УФАС России вынесено Определение о замене лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе с неустановленного лица - Заказчика рекламной публикации, размещенной по вышеуказанной ссылке, на ООО «Союз Юристов+» (Определение № ЕР/1869/22 от 11.10.2022). Новое рассмотрение дела № 047/05/5-2753/2022 назначено на 27.10.2022 в 13 часов 00 минут.

Рассмотрение дела № 047/05/5-2753/2022 27.10.2022 года также проведено в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон в соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения дел.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, в соответствии с пунктами 31, 38 Правил рассмотрения дел, Комиссия определила рассмотрение дела № № 047/05/5-2753/2022 отложить, рассмотрение указанного дела назначить на 15.11.2022 года в 12 часов 00 минут.

Рассмотрение дела № 047/05/5-2753/2022 15.11.2022 года в 12 часов 00 минут также проведено в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон в соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения дел.

Изучив материалы дела, представленные документы, заслушав доводы представителя ООО «Союз Юристов+», Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В социальной сети «Вконтакте» от имени сообщества «Союз Юристов+» по ссылке: https://vk.com/wall224682724_1102?w=wall-107497901_10962 была размещена рекламная публикация со следующим текстом «В Белгороде граждане имеют законное право списать кредиты и обязательства по ним по федеральному закону № 127. Подробнее  https://vk.cc/cav32x. Каждый житель Белгорода и области, может заполнить форму ниже и узнать, попадает ли он под данный закон, а также получить бесплатную консультацию кредитного юриста с разбором вашей ситуации. Процедуру упростили, и теперь это можно сделать даже в пандемию, не выходя из дома. Подробнее 
https://vk.cc/cav32x https://vk.cc/cav32x». Указанная публикация сопровождалась изображением Губернатора Белгородской области.

К настоящему моменту при переходе на данную ссылку пользователю сети «Интернет» все еще доступная данная рекламная публикация, однако изображение, сопровождающее ее, заменено на нейтральное, не содержащее фотографии Губернатора Белгородской области. Таким образом, нарушение устранено.

Тем не менее, тот факт, что указанная рекламная публикация ранее все же сопровождалась такой фотографией, подтверждается репостом данной публикации, сделанным пользователем Ириной Путренко до замены фотографии. Указанный репост, содержащий первоначальную фотографию, доступен по ссылке https://vk.com/wall224682724_1102. Скриншоты как репоста, содержащего оригинальное фото, так и рекламной публикации, размещенной на странице сообщества, доступных по указанным ссылкам имеются в материалах дела.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

По мнению Комиссии Ленинградского УФАС России, указывать на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, недопустимо не только в форме прямого указания, но и косвенного, посредством использования образов представителей органов государственной власти, эксплуатирующих их авторитет.

Запрет, установленный в пункте 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе корреспондирует основополагающему принципу гражданского законодательства, закрепленному в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которым гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Государственные органы и органы местного самоуправления, обладая специальными властно-распорядительными полномочиями являются исключительными субъектами гражданских правоотношений. Ограничение возможностей по административному воздействию на частный оборот со стороны государственных и муниципальных органов (пункт 1 статьи 1 ГК РФ) обеспечивает принцип равенства участников гражданского оборота.

Цель рекламы какого-либо товара или услуги - их продвижение на рынке, привлечение внимания потребителей. Закон о рекламе регламентирует общественные отношения с целью установления добросовестных, основанных на конкуренции и рыночных началах отношениях в сфере рекламы.

Потребитель, трактует рекламу исходя из ее буквального содержания, и наличие в рекламе ссылки на государственный орган или на орган местного самоуправления (в том числе образов должностных лиц) создает впечатление об одобрении рекламируемых товаров или услуг публичными структурами, что в свою очередь создает ложное впечатление о преимуществе рекламируемого товара или услуги перед товарами или услугами конкурентов.

Поскольку в нарушение данной правовой нормы спорное рекламное сообщение сопровождается изображением Губернатора Белгородской области, размещение данной рекламной публикации может быть расценено потребителями как одобрение объекта рекламы со стороны должностного лица - Губернатора Белгородской области.

Таким образом, спорная реклама с использованием изображения Губернатора Белгородской области противоречит требованиям пункта 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии, представитель ООО «Союз Юристов+» не отрицала тот факт, что общество является заказчиком по договору оказания рекламных услуг, и что от имени принадлежащего ему сообщества была размещена вышеуказанная рекламная публикация, содержащая изображение Губернатора Белгородской области.

Представитель ООО «Союз Юристов+» поддержала изложенные в направленной в антимонопольной орган письменной правовой позиции по делу (вх. № 3945-ЭП/22 от 26.10.2022) доводы о том, что в данном случае на основании части 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламопрозводитель (Исполнитель по Договору оказания рекламных услуг по размещению таргетированной рекламы в сети «Интернет» № 15/01/2022 от 15.01.2022 самозанятый <...>), поскольку именно он осуществил подготовку рекламного материала и предпринял действия, направленные на его распространение в социальной сети «Вконтакте».

Комиссия Ленинградского УФАС России не может согласиться с указанными доводами на основании следующего.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводителем признается лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламопрозводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Как указала представитель ООО «Союз Юристов+» на заседании Комиссии, рекламный макет рассматриваемой публикации руководством компании не согласовывался и не принимался по Акту приема-передачи.

По мнению Комиссии, ООО «Союз Юристов+» не представило достаточных доказательств указанному тезису. Кроме того, антимонопольный орган обращает внимание на положение пункта 3.1. Договора оказания услуг таргетированной рекламы в сети «Интернет» № 15/01/2022, согласно которому Заказчик обязан «проводить необходимые согласования результатов работ по настоящему Договору в форме заявок, направляемых Исполнителю по факсу или электронной почте».

Также представитель ООО «Союз Юристов+» указывала, что она в принципе была лишена возможности проконтролировать действия Исполнителя, однако никаких доказательств в подтверждение указанного факта также представлено не было.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что аргумент представителя ООО «Союз Юристов+» о том, что рассматриваемая рекламная публикация размещена без согласования руководства, не подкреплен достаточными доказательствами. А, следовательно, не доказано то обстоятельство, что нарушение Закона о рекламе в данном случае произошло по вине рекламопроизводителя.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

РЕШИЛА:

  1. Признать информацию, размещенную в социальной сети «Вконтакте» по ссылке: https://vk.com/wall224682724_1102?w=wall-107497901_10962, содержащую текст «В Белгороде граждане имеют законное право списать кредиты и обязательства по ним по федеральному закону №127. Подробнее  https://vk.cc/cav32x. Каждый житель Белгорода и области, может заполнить форму ниже и узнать, попадает ли он под данный закон, а также получить бесплатную консультацию кредитного юриста с разбором вашей ситуации. Процедуру упростили, и теперь это можно сделать даже в пандемию, не выходя из дома. Подробнее https://vk.cc/cav32x https://vk.cc/cav32x» и сопровождающуюся изображением Губернатора Белгородской области, ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Признать ООО «Союз Юристов+» нарушившим требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии:

<...>

   

Члены Комиссии:

<...>

<...>

   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны