Решение б/н решение от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ИП Коваленко М.С.

mikhail.kovalenko.2000@internet.ru

Заказчик: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Кавалергардская ул., д. 42, г. Санкт-Петербург, 191015 office@vodokanal.spb.ru

РЕШЕНИЕ по жалобе ИП Коваленко М.С. Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 04.09.2023

Решение изготовлено в полном объеме: 07.09.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 04.09.2023 № 305/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе: Председатель Комиссии:. – врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии; Члены Комиссии: – заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии;  – специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии; рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя далее – Заявитель, ИП Коваленко М.С.), поступившую из Федеральной 2023-9038 2 антимонопольной службы (вх. № 10177-ЭП/23 от 28.08.2023), на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик, ГУП «Водоканал СПб»), в отсутствие представителя Заявителя ИП Коваленко М.С. (надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения жалобы), в присутствии представителей Заказчика –  (доверенность от 19.12.2022 № 904-д),  (доверенность от 19.12.2022 № 905-д), УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ИП Коваленко М.С. на действия (бездействие) ГУП «Водоканал СПб» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства городских дорог по заявкам Заказчика после аварийновосстановительных работ на водопроводных сетях в Московском, Фрунзенском и Невском (левый берег) районах Санкт-Петербурга с начальной (максимальной) ценой договора в размере 59 107 733, 38 руб. (извещение № 32312623217) (далее – Конкурс). В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите 2023-9038 3 конкуренции. В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках. В жалобе ИП Коваленко М.С. изложены следующие доводы: «Считаем требования заказчика дискриминируют многих потенциальных участников закупки и ограничивают конкуренцию. Участникам, для подтверждения опыта, необходимо предоставить успешно исполненные контракты/договоры на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорог. При этом считаем несправедливым требовать от участников для подтверждения опыта наличие исполненных контрактов/договоров именно по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийновосстановительных работ по заявкам заказчика. Таким образом, участники, имеющие значительный опыт по ремонту и восстановлению благоустройства дорог, но не после аварийно-восстановительных работ, или после аварийновосстановительных работ, но не по заявкам заказчика, не смогут предоставить свой опыт успешного. Считаем, Заказчик устанавливает избыточные требования к предмету предоставляемых для подтверждения опыта контрактов/договоров.» Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ИП Коваленко М.С. в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС). Уведомлением (исх. № ИМ/7798/23 от 28.08.2023) рассмотрение жалобы назначено на 04.09.2023 в 15:30 ч. по ВКС. Заказчику в срок до 31.08.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 2023-9038 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок. В указанную дату жалоба рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС. Резолютивная часть решения оглашена 04.09.2023. Заказчик поддержал доводы, изложенные в своих письменных пояснениях, направленных в Ленинградское УФАС России и считает доводы жалобы Заявителя необоснованными. Извещение № 32312623217 о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 27.07.2023, окончание подачи заявок 27.07.2023 в 12:00 (МСК), дата подведения итогов 27.08.2023. Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет критерии и порядок оценки к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. При проведении Конкурса Заказчик руководствуется Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал СПб» (далее – Положение), а также Конкурсной документацией. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в разделе 13 Тома 2 Конкурсной документации Заказчиком установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок. Так, для оценки заявок участников закупки Заказчик в разделе 13 Тома 2 Конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок: Номер критери я оценки заявок Наименование критерия оценки заявок Значимость критерия (%) Коэффициент значимости критерия (показателя) оценки 1. Цена договора 40 0,4 2. Квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора 60 0.6 2023-9038 5 (Количество выполненных участником за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, договоров/контрактов на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийно-восстановительных работ по заявкам заказчика, стоимость каждого из которых составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены договора Проанализировав положения Документации, Комиссия установила, что, вопреки доводам Заявителя, для оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» участники представляют договоры/контракты на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийно-восстановительных работ по заявкам заказчика, соответствующих предмету Конкурса. Согласно Техническому заданию на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства городских дорог по заявкам Заказчика после аварийно-восстановительных работ на водопроводных сетях установлено место выполнения работ – административные районы Санкт-Петербурга. В соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.102016 № 875 (далее – Правила) предусмотрено два различных порядка выполнения работ в зависимости от того носят данные работы аварийный характер или нет: 1) Порядок восстановления элементов благоустройства, нарушенных в результате производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в соответствии с разделом 11 Правил; 2) Порядок закрытия ордеров на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, и подтверждения выполнения требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства аварийных работ в соответствии с разделом 12 Правил. Таким образом, Заказчик установил в конкурсной документации критерий «Квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» с целью снизить риски при проведении конкурса, выбрав наиболее квалифицированных подрядчиков в данной сфере. Критерий «Квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения 2023-9038 6 работ, связанный с предметом договора» установлен в соответствии с подпунктом 3.16 таблицы 1 Приложения № 2 Положений о закупке выполнением работ по благоустройству городской инфраструктуры Санкт-Петербурга, качество выполнения которых связано с дополнительной регламентацией. Таким образом, довод о несправедливом требовании к участником предоставить опыт выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийновосстановительных работ по заявкам заказчика не находит своего подтверждения. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам Конкурса и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика. Сама по себе невозможность участия в Конкурсе отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Таким образом, поскольку требования, установленные в Конкурсной документации в целях исключения риска неисполнения договора, предъявляются в равной мере ко всем участникам, не создают условий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих права, и законные интересы Заявителя, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 2023-9038 7 Признать жалобу ИП Коваленко М.С. на действия ГУП «Водоканал СанктПетербурга» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства городских дорог по заявкам Заказчика после аварийно-восстановительных работ на водопроводных сетях в Московском, Фрунзенском и Невском (левый берег) районах Санкт-Петербурга с начальной (максимальной) ценой договора в размере 59 107 733, 38 руб. (извещение № 32312623217) необоснованной. В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны