Решение по жалобе №р/04/4 Решение по жалобе ООО «Шелдонфарма» от 17 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Шелдонфарма»
Резолютивная часть решения оглашена: 12.01.2022 Санкт-Петербург
Решение изготовлено в полном объеме: 17.01.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия), на основании Приказа от 12.01.2022
№ 8, в составе:
<…> – |
врио заместителя руководителя, председатель Комиссии; |
<…> – |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы, член Комиссии, |
<…> – |
старший государственный инспектор отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, |
в присутствии директора ЛОГАУ «Всеволожский КЦСОН»
<…>,
в присутствии представителя подателя жалобы ООО «Шелдонфарма» <…>
рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Шелдонфарма» на действия
ЛОГАУ «Всеволожский КЦСОН»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Шелдонфарма» (далее – ООО «Шелдонфарма», Заявитель) (вх. № 15597 от 24.12.2021) на действия Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Всеволожский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – Заказчик, ЛОГАУ «Всеволожский КЦСОН») при проведении открытого аукциона в электронной форме на право поставки смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания в 2022 году, реестровый номер извещения о закупке 32110871674.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части необоснованного отклонения заявки
ООО «Шелдонфарма».
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно поданной в адрес антимонопольного органа жалобе, Заявитель просит: признать жалобу обоснованной, а также предпринять предусмотренные действующим законодательством меры по устранению допущенных нарушений, восстановлению нарушенных прав ООО «Иннованта».
Уведомлением от 28.12.2021 № 04/863 Ленинградским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя, рассмотрение жалобы назначено на 12.01.2022.
В целях реализации мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании распоряжения Управления делами Правительства Ленинградской области от 05.10.2020
№ УД 6-11932/2020, рассмотрение жалобы проведено в дистанционном режиме без очного участия сторон.
Рассмотрев представленные материалы, изучив пояснения представителей Заказчика и Заявителя, заслушав позиции сторон, Комиссия установила следующее.
Согласно доводам жалобы, а также позиции ООО «Шелдонфарма» Заказчиком в документации к закупке установлено уточняющее требование о содержании в смеси белковой композитной сухой (далее – СБКС) кальция 1,85 г на 100 г, однако иных специфических требований о содержании тех или иных микронутриентов (витаминов, минеральных веществ и микроэлементов) Заказчиком не установлено.
При этом ООО «Шелдонфарма» в своей жалобе указывает, что ограничение по кальцию установлено Заказчиком со ссылкой на Методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2021г.), согласно которым «дефицит кальция приводит к деминерализации позвоночника, костей таза и нижних конечностей, повышает риск развития остеопороза».
В тоже время податель жалобы обращает внимание на то, что в соответствии с теми же Методическими рекомендациями дефицит любых микронутриентов (витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, содержащихся в пище в очень малых количествах) приводит к неблагоприятным последствиям.
По мнению Заявителя, в документации не содержится положений, которым не соответствует предложение ООО «Шелдонфарма», в связи с чем его заявка отклонена Заказчиком необоснованно.
Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, и письменными пояснениями Заказчика подтверждается, что к своей котировочной заявке
ООО «Шелдонфарма» приложило копию свидетельства о государственной регистрании АМ.01.48.01.004.R.000276.11.21 от 23.11.2021, выданного на специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания – смесь белковая композитная сухая «Нутримикстура Экстра» с витаминами и минеральными веществами, производитель ООО «Шелдонфарма».
Согласно приложению к свидетельству о государственной регистрации АМ.01.48.01.004.R.000276.11.21 от 23.11.2021 смесь белковая композитная сухая «Нутримикстура Экстра» с витаминами и минеральными веществами имеет следующий состав: молочный белок (концентрат молочного белка), растительные жиры, в т.ч. источники ПНЖК, мальтодекстрин, растворимые пищевые волокна, витаминно-минеральный премикс (В1 - тиамина мононитрат, В2 - рибофлавин, ВЗ - ниацин, В5 - пантотенат кальция, В6 - пиридоксина гидрохлорид, В7 - биотин, аскорбиновая кислота, витамина А ацетат, витамин ВЗ - холекальциферол, витамина Е ацетат, цинк - цитрат цинка III, йод - йодид калия, мальтодекстрин), кальция карбонат.
В то время как в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требование о содержание в закупаемой смеси белковой композитной сухой витаминно-минерального премикса (В1 - тиамина мононитрат, В2 - рибофлавин, ВЗ - ниацин, В5 - пантотенат кальция, В6 - пиридоксина гидрохлорид, В7 - биотин, аскорбиновая кислота, витамина А ацетат, витамин ВЗ - холекальциферол, витамина Е ацетат, цинк - цитрат цинка III, йод - йодид калия, мальтодекстрин) отсутствует, таким образом данная потребность не заявлена ЛОГАУ «Бокситогорский КЦСОН».
Использование в питании получателей социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания этого специализированного пищевого продукта, – смесь белковая композитная сухая «Нутримикстура Экстра» с витаминами и минеральными веществами, содержащего целый комплект витаминов, и другого специализированного пищевого продукта – витаминно-минеральный комплекс, обязательного к применению в питании в силу приказа Минтруда России №552н и приказа Комитета по социальной защите Ленинградской области №25, приведет к избыточному (превышающему физиологическую потребность) содержанию витаминов в рационе питания, что не соответствует указанным выше утвержденным нормам питания и может повлечь негативные последствия для состояния здоровья получателей социальных услуг.
Взаимозаменяемость смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов ни приказом Минтруда России №552н, ни приказом Комитета по социальной защите Ленинградской области №25 не предусмотрена, соответственно, эти специализированные продукты должны дополнять друг друга, обеспечивая сбалансированное питание получателей социальных услуг.
Профильная комиссия по диетологии Министерства здравоохранения Российской Федерации в письме исх. №-18/21 от 14.12.2021 указала на недопустимость применения в стандартных диетах лечебного питания в медицинских организациях специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания смесей белковых композитных сухих, обогащенных витаминами и минеральными веществами (микроэлементами - железом, цинком, йодом, медью, марганцем, хромом, молибденом) во избежание потребления пациентами витаминов и минеральных веществ в дозировках, превышающих верхний безопасный уровень потребления, а также указала на недопустимость замены в стандартных диетах лечебного питания в медицинских организациях витаминно-минеральных комплексов на произведенные по ГОСТ 33933-2016 смеси белковые композитные сухие, обогащенные витаминами и минералами.
Эти разъяснения применимы и к организации питания в стационарных учреждениях социального обслуживания в силу схожести норм лечебного питания, утв. приказом Минздрава России от 21.06.2013 №395н «Об утверждении норм лечебного питания», и норм питания, утвержденных приказом Минтруда России №552н и приказом Комитета по социальной защите Ленинградской области №25.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «Шелдонфарма» по существу Комиссией также установлено, что довод Заявителя о допуске наличия в СБКС помимо прямо указанных в документации по закупке веществ, всех витаминов и минералов, и иных премиксов, указанных в Таблице В.3 ГОСТ 33933-2016 не находит своего подтверждения в виду отсутствия императивных требований о включении в состав СБКС витаминов и минеральных веществ, указанных в Таблице В.3 указанного ГОСТа.
Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках). Несоответствие продукта (СБКС) требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в силу пункта 5.4.3 Положения о закупке и пункта 29.9 извещения о проведении закупки влечет отказ этому участнику в допуске к участию в процедуре закупке (отклонение его котировочной заявки).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках основополагающими принципами проведения закупочной процедуры в том числе являются равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком, в равной мере применялись ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводили к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Шелдонфарма» на действия
ЛОГАУ «Всеволожский КЦСОН» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право поставки смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания в 2022 году, реестровый номер извещения о закупке 32110871674 необоснованной.
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.