Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 047/01/10-14/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛ... от 13 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 047/01/10-14/2019

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                      Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения         – 29.09.2020

Дата изготовления решения в полном объеме           – 13.10.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

<…>

временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

 

<…>

 

 

<…>

 

 

заместитель начальник отдела контроля закупок и органов власти Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

 

главный специалист-эксперт отдела по особо важным делам Ленинградского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев дело № 047/01/10-14/2019 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Россети Ленэнерго» (раннее Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Ленэнерго») (<…>, Сетевая организация) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в навязывании Администрации муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» (<…>) условий договора, невыгодных для нее,

в присутствии представителя ПАО «Россети Ленэнерго»: <…> (полномочия подтверждены);

в отсутствии представителя Администрации (уведомлен надлежащим образом);

в присутствии представителя Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области: <…> (полномочия подтверждены),

 

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ленинградское УФАС России поступило заявление Администрации муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» (далее – Администрация),
<…>
(вх. № 10991 от 12.12.2018), согласно которому в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

09.11.2017, в связи с исполнением мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям (увеличение мощности здания котельной), которые были запланированы на 2018 год в рамках выполнения работ по заключенному муниципальному контракту «Техническое перевооружение котельной с двумя котлами суммарной мощностью 6 Мвт (2х3 Мвт) на твердом топливе (древесной щепе), расположенной по адресу: Ленинградская обл., Подпорожский р-н, пос. Вознесенье, ул. Горная, д. 30А, Администрация направила в адрес Сетевой организации заявку  на технологическое присоединение здания котельной на биотопливе, в связи с увеличением объема максимальной мощности и техническим перевооружением котельной.

14.12.2017 ПАО «Россети Ленэнерго» подготовлен проект договора
№ ОД-30503-17/43555-Э-17 с указанием размера платы за технологическое присоединение в размере 2 482 899,53 рублей. В связи с отсутствием средств в бюджете Администрацией данный договор подписан не был.

03.04.2018 Администрация повторно обратилась в Сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям.

В свою очередь, ПАО «Россети Ленэнерго» направило проект договора
№ ОД/10706-18/13599-Э-18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор) с указанием размера платы за технологическое присоединение в размере 5 659 443,60 рублей. В технических условиях, являющихся неотъемлемой частью Договора, предусмотрены следующие мероприятия, выполняемые Сетевой организацией:

  • На границе земельного участка Заявителя установить и оборудовать новую ТП-10/0,4 кВ, с установкой трансформаторов необходимой мощности;
  • Построить ВЛ-10 кВ направлением от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ
    ф. 546-02 до РУ-10 кВ новой ТП (п. 10.1);
  • Построить ВЛ-10 кВ направлением от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ
    ф. 546-05 до РУ-10 кВ новой ТП.

В связи с чем, Администрация обратилась в Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области (далее – Комитет по ТЭК), который 16.05.2018 организовал совместное совещание, в ходе которого Администрации было рекомендовано подготовить в Сетевую организацию мотивированный отказ от подписания проекта договора.

         17.05.2019 Администрацией подготовлен и направлен мотивированный отказ от заключения Договора, а также запрос по предоставлению расчетов платы за технологическое присоединение в соответствии с проектом договора
№ ОД-10706-18/13599-Э-18.

После предоставления Сетевой организацией расчетов Администрация обратилась в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) с просьбой провести проверку обоснованности размера платы за технологическое присоединение.

ЛенРТК, проанализировав технические условия к проекту договора, пришел к выводу, что требования технических условий являются мероприятиями по развитию и повышению надежности существующей инфраструктуры ПАО «Россети Ленэнерго», которые должны быть включены в инвестиционную программу
ПАО «Россети Ленэнерго» и учтены в тарифе на передачу электрической энергии, в связи с чем, Администрация должна произвести оплату только за подключение в размере 36 744,02 рублей с НДС.

Впоследствии Сетевой организацией договор был скорректирован в части стоимости на осуществление технологического присоединения (стоимость составила 3 613 172,61 рублей).

         19.06.2018 Комитетом по ТЭК инициировано совещание по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения между Сетевой организацией и Администрацией. Администрации было рекомендовано направить мотивированный отказ в ПАО «Россети Ленэнерго», с приложением в качестве обоснования письмо ЛенРТК. Данный отказ направлен Администрацией 20.06.2018.

В свою очередь, ПАО «Россети Ленэнерго» направило Администрации ответ с просьбой о повторном рассмотрении и подписании проекта договора на сумму
3 613 172,61 руб., обосновывая тем, что технические условия изложены верно и правке не подлежат (ответ Сетевой организации был направлен в Комитет по ТЭК для рассмотрения и принятия решения).

         В июле и августе 2018 года Комитетом по ТЭК проводились аналогичные совещания, в результате которых Администрация повторно обратилась в адрес
ПАО «Россети Ленэнерго» с заявкой на увеличение мощности.  Сетевая организация в ответ подготовила оферту договора на сумму 3 969 088,75 рублей, после чего Администрация направила данную информацию в ЛенРТК.

Позиция ЛенРТК осталась прежней: размер платы за подключения должен составлять 36 744,02 рублей.

         Всего Администрацией в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» направлено 5 оферт, при этом, заключение Договора между Сетевой организацией и Администрацией не состоялось.

         В рамках рассмотрения заявления Ленинградским УФАС России направлен запрос в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» с целью получения дополнительной информации по существу рассматриваемых обстоятельств.

         Ленинградским УФАС России установлено, что в рамках реализации мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств здания котельной, Сетевой организацией планируется выполнение следующих мероприятий:

  • Строительство новой КТП 10/,04 кВ с установкой двух силовых трансформаторов мощностью 2х400 кВА;
  • Строительство ВЛ-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 546-02 до РУ-10 кВ новой ТП.

         Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

         Мероприятия, предусмотренные пунктом 10.1 Технических условий для присоединения к электрическим сетям, можно отнести к мероприятиям, направленным на развитие существующей инфраструктуры сетевой организации, которые, в свою очередь, должны быть включены в инвестиционную программу
ПАО «Россети Ленэнерго» и учтены в тарифе на оказание услуг по передаче электрической энергии в качестве инвестиционной составляющей. В связи с чем, размер платы за технологическое присоединение должен быть рассчитан исходя из стандартизированных тарифных ставок, утвержденных приказом ЛенРТК, в размере 36 744,02 рублей, включая НДС.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В связи с наличием в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании Администрации условий договора, невыгодных для нее, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Ленинградским УФАС России выдано предупреждение ПАО «Россети Ленэнерго» о необходимости прекращения указанных действий (от 14.05.2019 № Пд/05/6).

Срок исполнения предупреждения установлен до 14.06.2019.

В связи с поступлением ходатайства ПАО «Россети Ленэнерго» о продлении срока исполнения предупреждения, Ленинградским УФАС принято решение о продлении срока исполнения предупреждения № Пд/05/6 от 14.05.2019 до 12.07.2019.

17.07.2019 года Сетевая организация повторно обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области с ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения в срок до 14.08.2019, в связи с подачей ПАО «Ленэнерго» заявления об урегулировании спора в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в порядке, установленном Правилами урегулирования споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок),  утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2009 №  14.

Должностным лицом Ленинградского УФАС России рассмотрено ходатайство Сетевой организации (вх. № 6212 от 17.07.2019) и принято решение об его удовлетворении.

Предупреждение от 14.05.2019 (исх. № Пд/05/6) Сетевой организацией в срок, установленный антимонопольным органом, не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении.

В связи с невыполнением предупреждения в установленный срок, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, на основании имеющихся сведений, Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26.09.2019 № 229 в отношении ПАО «Россети Ленэнерго» возбуждено производство по делу № 047/01/10-14/2019 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 26.09.2019 (исх. № О/05/226) дело назначено к рассмотрению на 14.10.2019.

14.10.2019 на заседании Комиссии представитель ПАО «Россети Ленэнерго» представил информацию об обращении Сетевой организации в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № Пд/05/6 от 14.05.2019), вынесенного Ленинградским УФАС России, незаконным.

Кроме того, заслушав представителя ПАО «Россети Ленэнерго», Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области к рассмотрению дела № 047/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах дела.

17.10.2019 Определением № О/05/241 ЛенРТК привлечен к участию в деле
№ 047/01/10-14/2019 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах дела, а также рассмотрение дела
№ 047/01/10-14/2019 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу А56-95252/2019.

02.07.2020, в связи с признанием Предупреждения Ленинградского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № Пд/05/6 от 14.05.2019) Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2019 и Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу А56-95252/2019 правомерным и обоснованным, Определением (исх. № О/05/01-28) рассмотрение дела № 047/01/10-14/2019 возобновлено.

На заседании Комиссии представитель ПАО «Россети Ленэнерго» – Муравьев А.О. (доверенность № 409-19 от 21.11.2019) с вменяемым нарушением не согласился. Представитель ЛенРТК поддержал доводы, изложенные в письменной позиции (вх. № 10041 от14.10.2019).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, изучив материалы, представленные сторонами, установила следующее.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Комиссией установлено, что ПАО «Россети Ленэнерго» направило в адрес Администрации проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащий невыгодные для Заявителя условия, а также противоречащий нормам действующего законодательства.

В соответствии с письменной позицией Сетевой организации в 2009 году объект Администрации был присоединен по второй категории надежности через две линии электропередачи: опосредованно, через линии электропередачи и подстанцию ТП 5-3, принадлежащие ОАО «Вознесенская РЭБ флота»; напрямую к ТП 2-6, принадлежащей ПАО «Россети Ленэнерго». В 2018 году ОАО «Вознесенская РЭБ флота» отказало Сетевой организации в использовании их линий и подстанции для присоединения объекта Администрации. В связи с чем, по мнению Сетевой организации, для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства Администрации необходимо строительство второй линии питания вместо существующей линии ОАО «Вознесенская РЭБ флота».

В свою очередь, согласно письменной позиции ЛенРТК объем мероприятий, предусматривающий строительство новой ТП взамен существующей ТП 2-6, является избыточным, а расчет платы за технологическое присоединение по проекту договора ТП, предусматривающему объем работ с реконструкцией ТП 2-6 и исключением из схемы внешнего электроснабжения абонентской ТП 5-3, должен быть рассчитан исходя из стандартизированных тарифных ставок, утвержденных приказом от 26.12.2017 № 648-п, в размере 36 744,02 руб.

Правомерность указанной позиции Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области подтверждена Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-109136/2019.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила присоединения).

Правила присоединения регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 8 Правил присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 Правил присоединения, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Согласно пункту 25 Правил присоединения в редакции, действующей на момент совершения нарушения Сетевой организацией, в технических условиях для заявителей должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией);

Письмом ФСТ России от 26.09.2013 № ЕП-9952/12 «О расчете платы за технологическое присоединение» установлено, что при расчете размера платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок протяженность воздушных или кабельных линий электропередачи определяется на основании расстояния, измеряемого по прямой линии в соответствии с пунктом 8 Правил, независимо от того, что фактическая протяженность построенных линий электропередачи может отличаться от использованной при расчете.

На основании проекта технических условий, указанный объем средств необходим для строительства новой трансформаторной подстанции в целях исключения электроустановок третьего лица из схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств Администрации для присоединения дополнительной мощности.

Согласно Акту о технологическом присоединении от 15.09.2009 № 60911 технологическое присоединение энергопринимающих устройства осуществлено в РУ-0,4 кВ ТП 5-3.

Ввиду изложенного, урегулирования взаимоотношений Сетевой организацией с третьими лицами при осуществлении технологического присоединения не должен оказывать влияние на существенные условия технологического присоединения, в том числе на размер платы за технологического присоединения.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры.

В связи с тем, что мероприятия, предусмотренные Сетевой организации в рамках Договора, предполагают строительство ВЛ-10 кВ направлением от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 546-02 до РУ-10 кВ новой ТП, а также ВЛ-10 кВ направлением от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. 546-05 до РУ-10 кВ новой ТП и являются развитием существующей инфраструктуры ПАО «Россети Ленэнерго», размер платы за данные мероприятия не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение.

Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции подготовлен аналитический отчет по результатам состояния конкуренции.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела в объеме, установленном Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и необходимом для принятия решения по делу
№ 047/01/10-14/2019 о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам исследования установлено следующее:

  1. Временные границы анализа товарного рынка услуг по передаче электрической энергии на территории городского поселения Вознесенское, Подпорожского района, Ленинградской области определены с 2018 года по дату издания Определение о назначении дела от 26.09.2019. В связи с чем, антимонопольным органом проводится ретроспективный анализ;
  2. Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ
    «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях обозначены сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуги по передаче электрической энергии.

ПАО «Россети Ленэнерго» осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на основании тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии, установленного Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Признаки нарушения усматриваются на рынке услуг по передаче электрической энергии, что соответствует следующим классификаторам:

  • ОКПД: 35.12.10.110 – Услуги по передаче электроэнергии.
  • ОКВЭД: 35.12 – Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. Эта группировка включает: передачу электроэнергии от генерирующих объектов к распределительным системам путем обеспечения работоспособности (эксплуатации) объектов электросетевого хозяйства. Эта группировка также включает: процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (энергопринимающих устройств) к электрическим сетям сетевой организации.

 Таким образом, товарными границами рынка является технологическое присоединение к распределительным электросетям.

  1. Географические границы: территория городского поселения Вознесенское, Подпорожского района, Ленинградской области.

         Исходя из вышеперечисленного, на ПАО «Россети Ленэнерго» распространяются требования, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В процессе рассмотрения дела по существу Комиссия установила, что имеет достаточно доказательств для принятия заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 04.09.2020 № О/05/01-75 об отложении дела
№ 047/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47, частями 1,3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России определила:

  1. Принять заключение об обстоятельствах дела № 047/01/10-14/2019;
  2. Рассмотрение дела № 047/01/10-14/2019 отложить;
  3. Назначить рассмотрение дела № 047/01/10-14/2019 на 29 сентября 2020 года в 15 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3,
    пом. № 3-150;
  4. Сторонам в срок до 25 сентября 2020 года представить пояснения по доводам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела.

 

В адрес Ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела
№ 047/01/10-14/2019 от 07.09.2020 № З/05/01-09.

Пояснения на заключение об обстоятельствах дела от участников дела не поступили.

29.09.2020 на заседании Комиссии представитель по доверенности
ПАО «Россети Ленэнерго» с вменяемым нарушением не согласился. Согласно устной позиции представителя Сетевой организации рассматриваемые в рамках дела № 047/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства обстоятельства не попадают под квалификацию статьи 10 Закона о защите конкуренции, а могут быть рассмотрены на наличие либо отсутствие события и состава статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Комиссией Ленинградского УФАС России данная позиция не может быть учтена ввиду следующего.

В соответствии со статьей 9.21 КоАП административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В соответствии с Разъяснениями Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 10 «О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 17, диспозиция статьи 9.21 КоАП предусматривает специальную объективную сторону и специальный субъектный состав по отношению к объективной стороне и субъектному составу, предусмотренным статьями 14.6 и 14.31 КоАП.

Согласно Разъяснениям Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11, как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

В пункте 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции сказано, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Правила присоединения предусматривают, что ими определяются, в том числе: процедуры подключения (технологического присоединения) к объектам; порядок направления технических условий на подключение (технологическое присоединение) и требования к содержанию указанных документов; существенные условия договора о подключении (технологическом присоединении), к которым относится, в том числе, размер платы за подключение (технологическое присоединение); порядок исполнения сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) мероприятий и обязательств по договору, в том числе по внесению платы за подключение (технологическое присоединение).

При этом, с учетом положений законодательства Российской Федерации определение субъектом естественной монополии, к объектам которого осуществляется подключение (технологическое присоединение) размера платы за подключение (технологическое присоединение) является составной частью процедуры подключения (технологического присоединения) к соответствующим электрическим сетям, поскольку в ответ на заявку о подключении (технологическом присоединении) указанным субъектом должны быть направлены технические условия и (или) проект договора, в котором размер платы за подключение (технологическое присоединение) должен соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.

В соответствии с пунктом 19 Правил присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Субъективная сторона злоупотребления доминирующим положением характеризуется виной в форме прямого умысла и должна быть установлена при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Ленинградским УФАС России установлено, что ПАО «Россети Ленэнерго» занимает доминирующее положение в границах исследуемого товарного рынка. Исходя из материалов дела установлено, что ПАО «Россети Ленэнерго» неоднократно направляло в адрес Администрации проект договора, содержащий невыгодные для Заявителя условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Анализ поведения ПАО «Россети Ленэнерго» указывает на умышленное злоупотребление своим доминирующим положением, последовательность действий которой направлена на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, в нарушение обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, итогом которого стало навязывание Администрации невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Однако, поскольку результатом осуществляемых действий ПАО «Россети Ленэнерго» является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, антимонопольным органом верно установлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Ленинградского УФАС России посчитала, что обстоятельства дела
№ 047/01/10-14/2019 изучены в полном объеме. Принимая во внимание установленные обстоятельства, и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 10, частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» нарушение положений    пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
    «О защите конкуренции»;
  2. Выдать ПАО «Россети Ленэнерго» предписание о прекращении нарушения положений пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 047/01/10-14/2019 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ПАО «Россети Ленэнерго» административного производства по статье 14.31 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                         <…>

 

 

   <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны