Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по контр... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 
Заказчик:
 
 
 
Администрация  Лодейнопольского района Ленинградской области  
 
 
 
пр. Ленина, д. 20,
 
г. Лодейное Поле,  
 
Ленинградская область,187700
 
 
 
Заявитель:
 
 
 
ООО «Невская
 
строительная компания»
 
 
 
ул. Возрождения, д. 20, лит. А, пом. 13-н, Санкт-Петербург, 198188
 
 
 
 
 
 
 
 РЕШЕНИЕ
  Комиссии Ленинградского УФАС России
 
    по контролю в сфере размещения заказов
 
 по делу № 523-03-3846-РЗ/13
 
 
 
10 июля 2013 года                                                                        Санкт-Петербург
 
 
 
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) в составе:
 
Грецкого Алексея Андреевича – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, председателя Комиссии,
 
Мушкетова Егора Михайловича – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
 
Бровкина Владимира Ювенальевича – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
 
        с участием в заседании представителей:
        администрации Лодейнопольского района Ленинградской области (далее – Заказчик, администрация): <…>,
       ООО «Невская строительная компания» (далее – Заявитель): <…>,
   рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу Заявителя и в ходе проведения соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) внеплановой проверки,
 
 
                                                      УСТАНОВИЛА:
 
         В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя                        (вх. № 3846 от 03.07.2013) на нарушение Заказчиком требований законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: «Газоснабжение природным газом жилого фонда индивидуальной жилой застройки по Ленинградскому шоссе и                    ул. Речная» (далее – аукцион).
 
         Извещение о проведении аукциона, документация об аукционе               (в редакции № 2) размещены администрацией 26.06.2013 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).
 
         Начальная (максимальная) цена контракта – 8 062 102,97 рублей.
 
         Источник финансирования – средства областного и районного бюджетов.
 
  В обоснование доводов жалобы представитель Заявителя утверждал следующее:
 
  предусмотренное в документации об аукционе  требование к наличию у участника размещения заказа в составе заявки копии выданного саморегулируемой организацией  свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (далее – свидетельство СРО) в сфере жилищно-гражданского строительства не соответствует предмету торгов и противоречит положениям законодательства о размещении заказов;
 
требования к качественным, техническим характеристикам отдельных товаров, необходимых для выполнения работ, установлены Заказчиком с нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Так, в качестве одного из подобных требований при описании показателей трубопроводной арматуры Заказчик указал ее соответствие положениям государственного стандарта, утратившего силу на территории РФ (ГОСТ 9544-93 «Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов»).  Кроме того, документация об аукционе содержит требование к применению при выполнении работ песка со строго определенной долей вредных компонентов и примесей. По мнению Заявителя, данное требование, учитывая предмет торгов, носит избыточный характер и не соответствует потребности Заказчика, поскольку согласно ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия» оспоренное требование правомерно отнести к песку, предназначенному для применения в качестве заполнителя бетонов и растворов, но никак не к песку, используемому для выполнения земляных работ;
 
проектная документация (проект строительства), размещенная Заказчиком на официальном сайте в составе документации об аукционе, не содержит предусмотренного ее содержанием раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Такие действия Заказчика  препятствуют Заявителю оценить необходимый размер затрат на производство работ, принять решение об участие в аукционе и нарушают требования пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
 
Представители Заказчика отклонили доводы жалобы и полагали, что действия администрации соответствуют требованиям законодательства о размещении заказов.
 
На момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт не заключен.
 
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
 
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
 
  Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа о соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
 
  В соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
 
  В силу части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
 
При этом вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме (пункт 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов).
 
Таким образом, в документации об открытом аукционе в электронной форме заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование к наличию в составе второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ по предмету торгов.
 
Необходимость установления данного требования в документации об аукционе сторонами не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле документами.
 
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень), утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.
 
Согласно пункту 33.3 означенного Перечня к таким работам отнесены работы в области жилищно-гражданского строительства, в силу пункта 33.6 Перечня – работы, связанные с объектами газоснабжения.
 
В силу статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ                    «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения – имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа. Как указано в Федеральном законе от  21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объекты газоснабжения относятся к объектам топливно-энергетического комплекса (статья 2).
 
Материалами дела подтверждается, что предметом торгов является выполнение работ по устройству системы газоснабжения индивидуальной жилой застройки в г. Лодейное Поле. Вместе с тем, во исполнение требования, предусмотренного пунктом 1 части 1 стати 11, частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, Заказчик включил в документацию об аукционе (пункт 17 информационной карты документации об аукционе) условие о представлении участником размещения заказа в составе второй части заявки на участие в аукционе копии свидетельства СРО о допуске к работам по организации жилищно-гражданского строительства.
 
При таких обстоятельствах, как правильно указал Заявитель, работы на объектах газоснабжения, и работы по организации жилищно-гражданского строительства, имеют разную природу, не подменяют друг друга, и поэтому установленное в пункте 17 информационной карты документации об аукционе требование противоречит части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
 
Таким образом, в этой части жалобы довод Заявителя обоснован.
 
В соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 5 статьи 34 Закона о размещении заказов к документации об открытом аукционе  к документации об открытом аукционе в электронной форме должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
 
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
 
Из материалов дела следует, что подробное описание характеристик товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, а также значения параметров таких товаров, изложены в таблицах 2.1-2.3 документации об аукционе. При этом в качестве одного из требований к качеству и техническим характеристикам товаров Заказчик определил их соответствие действующим государственным стандартам (ГОСТам).
 
В пункте 8.2 проекта муниципального контакта имеется указание о том, что товары, предлагаемые к использованию при выполнении работ, должны в том числе, соответствовать  действующим государственным стандартам.
 
В то же время представленные на заседание Комиссии документы свидетельствуют, что предусмотренные в перечисленных выше таблицах требования к качеству и техническим характеристикам арматуры для врезки, содержат ссылки на ГОСТ 9544-2005 «Межгосударственный стандарт. Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов», который приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 775-ст утратил силу с 01.01.2011.
 
Следовательно, в рассматриваемом случае Заказчик, определив в документации об аукционе требования к качеству товаров, в том числе, в виде их соответствия утратившему силу государственному стандарту, пренебрег положениями пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
 
При таких обстоятельствах довод жалобы также обоснован.
 
В отношении довода Заявителя о включении в документацию об аукционе избыточного, не соответствующего потребности Заказчика требования к наличию в песке строго определенной доли вредных компонентов и примесей, Комиссия отмечает следующее.
 
В силу части 1 статьи 41.6. части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
 
Наличие в составе документации об открытом аукционе в электронной форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика установлено пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. При этом в силу данной нормы должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
 
Следовательно, заказчик вправе определить в документации об аукционе в электронной форме такие требования к качеству и техническим характеристикам товара, предлагаемого для использования при строительстве, которые соответствуют его потребностям, и не ведут к сужению количества участников размещения заказа.
 
Положениями ГОСТ 8736-93 «Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия» (введен в действие Постановлением Минстроя России от 28.11.1994 № 18-29) определяются технические требования песка, в том числе требования к пониженному содержанию  вредных примесей в составе песка, используемого для заполнителя бетонов и растворов.
 
Как полагает Комиссия, сам по себе факт производства земляных работ (засыпка траншей, котлованов, пазух) с использованием песка, применяемого в качестве заполнителя для бетонов и растворов, обусловлен потребностями администрации и не противоречит названным выше положениям Закона о размещении заказов.
 
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
 
Согласно части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
 
К документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (часть 5 статьи 34 Закона о размещении заказов).
 
Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48). Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией, которая должна содержать материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 6 статьи 52).
 
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
 
Частью 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
 
Таким образом, проектная документация, содержащая в соответствии с потребностями заказчика основные требования к качеству,  результатам работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта капитального строительства, является неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме и должна размещаться  на официальном сайте в полном объеме.
 
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителями администрации, Заказчик разместил на официальном сайте документацию об аукционе совместно с проектной документацией. То есть, формально условие о размещении документации о торгах на официальном сайте Заказчик выполнил.
 
Вместе с тем, Комиссией установлено, что предусмотренный проектом строительства раздел «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Пояснительная записка», пункт 10117-ГОЧС-3) в составе документации об аукционе на официальном сайте отсутствует. При этом, и приложение к документации об аукционе «Техническое задание», и  проект муниципального контракта (пункты 2.2.1.1, 2.2.1.3) указывают, что все работы по объекту должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией.
 
При таких обстоятельствах довод жалобы о неразмещении Заказчиком на официальном сайте полного и существенного объема информации о выполняемых работах обоснован и подтверждается материалами дела.
 
Кроме того, при рассмотрении жалобы Комиссия установила                     в действиях Заказчика следующее нарушение Закона о размещении заказов.
 
Из материалов дела следует, что Заказчик в документации об аукционе определил перечень строительных материалов, необходимых для выполнения работ. В их число разделом проектной документации «Проект организации строительства» (пункты 10 и 14 приложения № 2 и пункты 14-15, 20-23 приложения № 3) включены заглушки нескольких типов, тройники, электросварные муфты и отключающие устройства.
 
Как указано выше, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).
 
Вместе с тем ни из содержания данного раздела, ни из содержания иных ее разделов определить требования к качеству и техническим характеристикам товаров не представляется возможным.
 
 
 
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
 
 
 
                                                        РЕШИЛА:
 
 
 
1.                Признать жалобу ООО «Невская строительная компания» частично обоснованной.
 
2.                Признать администрацию Лодейнопольского района Ленинградской области нарушившей требования части 5 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
 
3.                Выдать администрации Лодейнопольского района Ленинградской области предписание об устранении допущенных нарушений.
 
4.                Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 523-03-3846-РЗ/13 для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
 
 
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
 
 
 
 
 
Председатель Комиссии                                                            А.А. Грецкий
 
 
 
Члены Комиссии                                                                        Е.М. Мушкетов
 
 
 
                                                                                                     В.Ю. Бровкин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заказчик:
 
 
 
Администрация Лодейнопольского Ленинградской области
 
 
 
пр. Ленина, д. 20, г. Лодейное Поле,
 
Ленинградская обл., 187700
 
 
 
Оператор электронной площадки:
 
 
 
ЗАО «ММВБ-
 
Информационные технологии»
 
 
 
e-mail: etp-audiotors@micex.com                                                                  
 
 
 
извещение № 0145300010013000055
 
                                                      
 
           ПРЕДПИСАНИЕ
 
по делу № 523-03-3846-РЗ/13
 
 
 
10 июля 2013 года                                                                  Санкт-Петербург
 
 
 
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) в составе:
 
Грецкого Алексея Андреевича – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, председателя Комиссии,
 
Мушкетова Егора Михайловича – главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
 
Бровкина Владимира Ювенальевича – главного специалиста-эксперта отдела  антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
 
на основании решения Комиссии по делу № 523-03-3846-РЗ/13, руководствуясь пунктом 1 части 9, частью 10 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),
 
                                                  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
 
 
1.      Заказчику внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального  контракта на выполнение работ по объекту: «Газоснабжение природным газом жилого фонда индивидуальной жилой застройки по Ленинградскому шоссе и ул. Речная» с учетом требований части 5 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, продлив срок подачи заявок на участие в торгах так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.  
 
3.                Оператору электронной торговой площадки обеспечить техническую возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания, а также вернуть ранее поданные заявки участникам размещения заказа (при их наличии) и прекратить блокирование денежных средств, внесенных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявок на участие в торгах.
 
4.                  Заказчику представить в срок до 07.08.2013 в Ленинградское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по факсу         (812) 274 30 70 и дополнительно посредством почтовой связи.
 
 
 
Ленинградское УФАС России напоминает, что статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо представление заведомо недостоверных сведений.
 
 
 
 
 
Председатель Комиссии                                   А.А. Грецкий
 
 
 
Члены Комиссии                                                Е.М. Мушкетов
 
 
 
                                                                           В.Ю. Бровкин

Связанные организации

Связанные организации не указаны