Предупреждение №Пд-06-05 См. приложение от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказным письмом с уведомлением

 

Главе Администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского МР Ленинградской области

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации муниципального образования «Шлиссельбургское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрации) (ул. Жука, д. 5, г. Шлиссельбург, Ленинградская область, 187320) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 и частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в предоставлении преимущества Муниципальному унитарному предприятию «Ритуальные услуги» (далее – МУП «Ритуальные услуги») при осуществлении деятельности в сфере ритуальных услуг, а также наделении МУП «Ритуальные услуги» полномочиями органа местного самоуправления, на основании  статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о прекращения указанных действий (бездействия), путем осуществления следующих мероприятий в срок до 15.07.2021:

 

Принять решение в соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), Закона о защите конкуренции об отмене Соглашения о взаимодействии между Администрацией и МУП «Ритуальные услуги» б/н от 30.12.2020, на основании которого МУП «Ритуальные услуги» выполняет функции органа местного самоуправления, либо вынесения надлежащего распорядительного акта о внесении изменений в пункт 1.2 Соглашения о взаимодействии между Администрацией и МУП Ритуальные услуги» б/н от 30.12.2020.

Признаки нарушения Закона о защите конкуренции выразились в следующем:

 

Между Администрацией и МУП «Ритуальные услуги» заключено соглашение о взаимодействии б/н от 30.12.2020 с 30.12.2020 до 31.12.2021, на основании которого предприятие выполняет следующие функции:

  • определение места и размера под захоронения;
  • ведение учета и контроля захоронения;
  • инвентаризация и переучет всех захоронений;
  • выявление бесхозных могил;
  • подготовка и разработка новых участков под захоронение в пределах существующих границ кладбищ;
  • организация контроля за работами на территории кладбищ;
  • охрана могил, надмогильных сооружений, ограждений захоронений от противоправных действий, разрушения, сноса;
  • благоустройство территорий мест захоронений;
  • осуществление уборки и вывоз мусора с территорий кладбищ.

Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении и пунктом 2                 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» Единая специализированная служба наделяется из местного бюджета возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания гарантированного перечня услуг по погребению, который включает в себя:

  • оформление документов, необходимых для погребения умершего;
  • предоставление простейшего гроба (без внешней обшивки, с подстилкой из стружек, покрытых простейшей тканью), доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  • погребение (рытье могилы и захоронение).

Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Таким образом, организация оказания услуг по погребению относится к исключительному ведению Администрации.

 Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения действующим законодательством не предусмотрена.

 Согласно пункту 3.1 Устава МУП «Ритуальные услуги» целью предприятия является производство продукции, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения общественной потребности в похоронной сфере. 

Предоставление МУП «Ритуальные услуги» права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений, и передача ему в пользование земель кладбищ, обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).

При этом супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный Законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Следует отметить, что часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не содержит указание на обязательное наличие негативных последствий или угрозы их наступления, как для конкуренции на каком-либо товарном рынке или торгах, так и на какие-либо другие негативные последствия. То есть этот запрет носит безусловный характер, а описываемые действия запрещены, даже если они оказывают влияние на рынок, конкуренция на котором отсутствует.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3.5 Устава, МУП «Ритуальные услуги» осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли.

Соответственно, предприятие должно быть поставлено в равные условия с другими хозяйствующими субъектами в целях исключения ущемления прав хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Таким образом, в действиях Администрация имеются признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении МУП «Ритуальные услуги», как хозяйствующего субъекта, полномочиями, относящимися исключительно к ведению органов местного самоуправления.

Также, в газете «Невский исток» в №№ 907 от 05.02.2021, 908 от 12.02.2021, 909 от 19.02.2021, 910 от 26.02.2021, 911 от 05.03.2021 размещена информация от Администрации о том, что на территории Кировского муниципального района Ленинградской области оказание ритуальных услуг и услуг по погребению осуществляет МУП «Ритуальные услуги».

При этом в размещенной информации указано, что расторгнут договор между Администрацией и ООО «РУ-Шлиссельбург», и данная организация осуществляет свою деятельность на территории Кировского муниципального района Ленинградской области незаконно.

Законом о погребении установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.

По смыслу Закона о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, в действиях Администрации имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в предоставлении преимущества МУП «Ритуальные услуги» при осуществлении деятельности в сфере ритуальных услуг, а также наделении МУП «Ритуальные услуги» полномочиями органа местного самоуправления, что привело к созданию препятствий в осуществлении экономической деятельности разным хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «РУ-Шлиссельбург» на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, что может существенно снизить возможность конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Кировского муниципального района Ленинградской области.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по  мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Предупреждение может быть обжаловано в судебном порядке в арбитражный суд.

О выполнении предупреждения необходимо сообщить в Ленинградское  УФАС России по электронной почте с последующим почтовым отправлением по адресу управления в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением копий подтверждающих документов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны