Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 047/01/10-22/2019 от 8 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом с уведомлением

 

Ответчик:

МУП «Водоканал» г. Гатчина

 

Пушкинское шоссе, д. 7, к. 1,
г. Гатчина, Ленинградская обл., 188306

 

office@vodokanal.gtn.ru

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Инвестстрой корпорация»

 

Свердловская наб., д. 14/2,
Санкт-Петербург, 195009

 

invsc3271300@gmail.com

 

                                                                

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 047/01/10-22/2019

                                                                     

                                       Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения    – 29.09.2020

Дата изготовления решения в полном объеме     – 08.10.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>


рассмотрев дело № 047/01/10-22/2019, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» г. Гатчина (далее – МУП «Водоканал», Предприятие) (юридический адрес: 188306, Ленинградская обл., г. Гатчина, Пушкинское шоссе, д. 7, к. 1, ИНН 4705014708) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей МУП «Водоканал»: <...> (доверенность № 1880 от 13.12.2019), <...>, <...>(полномочия подтверждены);

в присутствии представителя ООО «Инвестстрой корпорация» - <...> (доверенность № 11/11/2019 от 11.11.2019),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ленинградское УФАС России поступило заявление Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее – Комитет) (вх. от 25.03.2019 № 2439), согласно которому МУП «Водоканал» нарушает антимонопольное законодательство, ущемляя интересы Общества с ограниченной ответственностью «Инвестстрой корпорация» (далее – ООО «Инвестстрой корпорация», Застройщик).

В своем заявлении Комитет указывает, что для подключения к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный жилой дом со встроенными офисными помещениями и паркингом», расположенного по адресу: Ленинградская обл.,
г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 16 (далее – Объект), 02.11.2017 ООО «Инвестстрой корпорация» (Застройщику) организацией водопроводно-канализационного хозяйства – МУП «Водоканал» выданы технические условия № 1423/02 при отсутствии установленного тарифа на подключение и утвержденной инвестиционной программы.

Письмом (исх. № 1431/02 от 03.11.2017) МУП «Водоканал» сообщило
ООО «Инвестстрой корпорация» о том, что не может заключить договор на технологическое присоединение Объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, в связи с тем, что в г. Гатчине не установлена плата за подключение к сетям водопровода и канализации объектов капитального строительства.

Также 24.10.2018 МУП «Водоканал» направило письмо № 1326/02 в адрес
ООО «Инвестстрой корпорация», содержащее информацию об отсутствии тарифов на подключение, а также платы и договоров на подключение (технологическое присоединение) к сетям водопровода и канализации (далее – ВиК).

Ленинградским УФАС России направлен запрос в адрес Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) для установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства МУП «Водоканал».

Согласно информации, представленной Ленинградскому УФАС России, начиная с 2014 года до настоящего времени, Предприятие не обращалось в ЛенРТК за установлением тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объектов ООО «Инвестстрой корпорация», а также за согласованием соответствующих инвестиционных программ МУП «Водоканал».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ
«О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 2 и части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и регулированию подлежит, в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Частью 4 статьи 18 Закона 416-ФЗ установлено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее – техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона № 416-ФЗ при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Таким образом, положения части 7 статьи 18 Закона № 416 распространяются в том числе на тарифы на подключение к системе водоснабжения и водоотведения.

В информационном письме ФСТ России от 04.08.2014 № СЗ-8458/5 «По вопросу установления платы за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения» указано, что отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы не является основанием для не установления органом регулирования организациям водопроводно-канализационного хозяйства индивидуальной платы за подключение. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) наличие утвержденной инвестиционной программы для установления органом регулирования платы за подключение не требуется.

Согласно части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.2 статьи 4 Закона № 416-ФЗ право на утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждение правил регулирования тарифов в указанных сферах принадлежит Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406
«О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены, в том числе, «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила № 406).

Согласно пункту 1 Правил № 406 этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения.

Пунктами 81, 82 и 83 Правил № 406 плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов, расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налог на прибыль.

Вместе с тем размер платы за подключение является одним из существенных условий договора о подключении.

При этом вместе с пунктом 13 Правил № 406 открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:

а) по предложению регулируемой организации;

б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами № 406.

Согласно пункту 14 Правил № 406 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Согласно пункту 22 Правил № 406 для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Ленинградским УФАС России направлено письмо в адрес ЛенРТК с запросом следующей информации:

  1. Информацию по вопросу обращения МУП «Водоканал» в ЛенРТК за установлением тарифов;
  2. Письменные пояснения по вопросу согласования ЛенРТК инвестиционной программы МУП «Водоканал»;
  3. Письменные пояснения о порядке установления тарифов на технологическое присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта застройщика – ООО «Инвестстрой корпорация».

Согласно информации, представленной ЛенРТК, МУП «Водоканал» в настоящее время не имеет действующих тарифов на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объектов заявителей и не обращалось в орган регулирования за установлением таких тарифов на 2020 год.

Таким образом, для установления тарифов на подключение,
МУП «Водоканал» необходимо представить в ЛенРТК обращение регулируемой организации с приложением комплекта расчетных и обосновывающих материалов в соответствии с Правилами № 406.

 

В связи с наличием в действиях МУП «Водоканал» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора на подключение (технологическое присоединение) с ООО «Инвестстрой корпорация», на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Ленинградским УФАС России выдано предупреждение МУП «Водоканал» о необходимости прекращения указанных действий (исх. от 16.10.2019 № Пд/05/12). Срок исполнения предупреждения до 13.11.2019.

13.11.2019 в Ленинградское УФАС России поступило письмо
МУП «Водоканал» (вх. № 11168), в котором Предприятие информирует о том, что разработанная Инвестиционная программа МУП «Водоканал» по реконструкции, модернизации и развитию водопроводных сетей на 2020 – 2024 гг. (далее – Инвестиционная программа) после получения согласования в Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Ленинградской области была направлена с сопроводительным письмом № 1435/13 от 24.09.19 на рассмотрение в ЛенРТК. В настоящее время осуществляется процедура корректировки программы в соответствии с полученными замечаниями.

Ленинградским УФАС России установлено, что МУП «Водоканал» в адрес ЛенРТК были направлены на согласование материалы Инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию водопроводных сетей на
2020-2024 гг. (исх. от 24.09.2019 №1435/13 – вх. от 24.09.2019 № КТ-1-5489/2019).

По результатам рассмотрения представленных документов органом регулирования были выявлены существенные замечания (исх. от 24.10.2019
№ КТ-3-4342/2019), в связи чем, материалы Инвестиционной программы были возвращены на доработку.

Регулируемая организация после устранения замечаний вновь направила
(исх. от 26.11.2019 – вх. № КТ-1-7274/2019 от 27.11.2019) в ЛенРТК материалы Инвестиционной программы.

Исходя из материалов Инвестиционной программы, среди перечня объектов, которые планируется подключить к централизованной системе водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал», указан объект (жилой дом) ООО «Инвестстрой корпорация», расположенный по адресу: ул. Хохлова, дом 16, г. Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область.

Величина подключаемой нагрузки вышеуказанного объекта составляет
187.8 м3/сут и не превышает 250 м3/сут, следовательно, в соответствии с разделом X Основ ценообразования плата за подключение определяется на основании установленных тарифов на технологическое присоединение.

Таким образом, у Ленинградского УФАС России имелись все основания считать, что предупреждение от 16.10.2019 (исх. № Пд/05/12) МУП «Водоканал» в срок, установленный антимонопольным органом, не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении.

В связи с невыполнением предупреждения в установленный срок, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Ленинградское УФАС России на основании Приказа № 325 от 20.12.2019 возбудило дело
№ 047/01/10-22/2019 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении МУП «Водоканал».

Определением № О/05/294 от 24.12.2019 рассмотрение дела
№ 047/01/10-22/2019 назначено на 20.01.2020.

На рассмотрении дела в присутствии представителя МУП «Водоканал» Комиссия, руководствуясь пунктами 2, 3 части 1, частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела              № 047/01/10-22/2019 определила назначить рассмотрение дела
№ 047/01/10-22/2019 на 18.02.2019 года; привлечь ООО «Инвестстрой корпорация» к рассмотрению дела № 047/01/10-22/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица.

В рамках рассмотрения дела № 047/01/10-22/2019 Ленинградским УФАС России осуществлен запрос (исх. № 05/135 от 27.01.2020) в ФАС России о даче разъяснений по вопросу необходимости обращения МУП «Водоканал» в адрес ЛенРТК за установлением тарифов на технологическое присоединение для подключения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения
МУП «Водоканал» объекта (жилого дома) ООО «Инвестстрой корпорация», расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 16, если величина подключаемой нагрузки вышеуказанного объекта составляет 187.8 м3/сут. и не превышает 250 м3/сут.

 

ФАС России № ВК/19188/20 от 11.03.2020 в письме сообщила, что осуществление деятельности регулируемой организации без установленного тарифа органом регулирования является нарушением порядка ценообразования.

Кроме того, ФАС России отмечает, что отсутствие заявок, выданных технических условий на подключение, соответствующих мероприятий, включенных в схему водоснабжения и водоотведения в периоде, предшествующем очередному расчетному периоду регулирования, может свидетельствовать о том, что организация не обращалась в орган регулирования за установлением тарифа на подключение к системе водоснабжения и водоотведения.

Из представленных материалов следует, что МУП «Водоканал» выдало технические условия и, следовательно, должно было обратиться за утверждением тарифов на подключение.

ФАС России отдельно обращает внимание, что технические условия были выданы 02.11.2017. Соответственно за длительный, срок (с 02.11.2017 по настоящее время) МУП «Водоканал» не было предпринято достаточных действий по установлению тарифа.

В связи со служебной необходимостью и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях принятия мер по противодействию коронавирусной инфекции и обеспечению безопасности отдельных категорий сотрудников, заедание Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 047/01/10-22/2019 назначено на 02.07.2020. в формате видео-конференц связи (далее – ВКС).

На заседании Комиссии в формате ВКС представители МУП «Водоканал» представили пояснения, согласно которым Инвестиционная программа ЛенРТК не согласована. Представитель ООО «Инвестстрой корпорация» сообщил, что договор об осуществлении технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения и акт о технологическом присоединении в стадии подготовки, работы выполнены, документально оформляется.

Также представитель ООО «Инвестстрой корпорация» сообщил о направлении уведомления о выполнении технических условий в адрес
МУП «Водоканал».

Определением № О/05/404 от 10.09.2020 рассмотрение дела
№ 047/01/10-22/2019 дело назначено на рассмотрение на 21.09.2020.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, изучив материалы, представленные сторонами, установила следующее.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) экономически или технологически не обоснованные отказы либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами.

Комиссией установлено, что МУП «Водоканал» не направило в адрес                 ООО «Инвестстрой корпорация» проект договора об осуществлении технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения, в связи с отсутствием утвержденной инвестиционной программой.

При этом, в письменной позиции МУП «Водоканал», представленной до заседания Комиссии Ленинградского УФАС России, сообщается следующее:

«…25.12.2019 в связи с отсутствием какого-либо ответа на наше обращение от 26.11.2019г. МУП «Водоканал» г. Гатчина направил письмо в ЛенРТК с просьбой дать ответ, обратив внимание на значительное нарушение ЛенРТК срока предоставления ответа.

26.12.2019 от ЛенРТК поступил ответ с отказом в согласовании инвестиционной программы.

26.03.2020г. МУП «Водоканал» г. Гатчина было получено письмо ЛенРТК             № КТ-3-1097/2020 от 26.03.2020г., которым сообщалось о направлении ЛенРТК запроса в ФАС РФ (КТ-3-1096/2020 от 26.03.2020) о даче разъяснений по вопросу учета затрат, включаемых в состав расходов, при расчете ставки на подключаемую нагрузку.

Таким образом, ЛенРТК данным письмом подтвердил, что единственной причиной отказа в утверждении инвестиционной программы является разногласия по вопросу правильного толкования нормы права о составе расходов, которые могут быть учтены при расчете ставки на подключаемую нагрузку (пункт 117 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э).

МУП «Водоканал» г. Гатчина получен ответ ФАС РФ № СП/49429/20 от 10.06.2020, где указано, что ранее, письмом ФАС России от 15.04.2020
№ ВК/31975/20 в адрес Комитета по тарифам и ценовой политики ЛО даны дополнительные разъяснения по вопросам платы за подключение к системе водоснабжения и водоотведения (о чем Комитет скрыл).

В указанных письмах ФАС России отражена позиция относительно необходимости включения в состав ставки тарифа на подключаемую нагрузку затрат на реконструкцию и (или) модернизацию существующих сетей водоснабжения при расчете тарифа на подключение к системе водоснабжения и (или) водоотведения.

Однако, несмотря на разъяснения уполномоченного органа, никаких действий со стороны ЛенРТК не было предпринято, инвестиционная программа г. Гатчины по реконструкции, модернизации и развитию водопроводных сетей на 2020-2024 гг. не утверждена.

МУП «Водоканал» г. Гатчина полагает, что бездействие ЛенРТК в течение 12 месяцев привели к отсутствию утвержденных тарифов на подключение к сетям водоснабжения в г. Гатчине, что препятствует подключению новых абонентов, развитию селитебной застройки, строительству объектов социального и промышленного назначения и развитию территории всего муниципального образования и снижает его инвестиционную привлекательность.

Бездействие Комитета, выразившееся в необоснованном уклонении от утверждения инвестиционной программы и неустановлении тарифа на подключение, не позволяет МУП «Водоканал» г. Гатчина осуществлять деятельность по технологическому присоединению объектов потребителей к принадлежащей ему на праве хозяйственного ведения централизованной системе водоснабжения и водоотведения.

Отсутствие возможности потребителя по присоединению новых объектов к централизованной системе водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» г. Гатчина может вызвать у потребителя необходимость технологического присоединения к системе водоснабжения и водоотведения иной организации, расположенной значительно дальше, что может существенно увеличить цену за такое технологическое присоединение.

Рост затрат потребителя на технологическое присоединение способствует увеличению цены производимого товара (услуги), что делает такого потребителя менее конкурентоспособным на смежном товарном рынке.

Соответственно, невозможность МУП «Водоканал» г. Гатчина по подключению новых абонентов может привести к ограничению и недопущению конкуренции на смежных товарных рынках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам».

 

На заседании Комиссии представители МУП «Водоканал» – Лобцев С.Л. (доверенность № 1880 от 13.12.2019), Османов Г.В. (полномочия подтверждены) с вменяемым нарушением не согласились.

Ленинградское УФАС России не может согласиться с доводами, представленными в пояснениях МУП «Водоканал», в связи со следующим.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Для признания добросовестного поведения в действиях МУП «Водоканал» необходимо установить факт совершения ответчиком всех возможных действий, направленных на соблюдение норм действующего законодательства.

При этом, Ленинградским УФАС России в ходе всестороннего изучения представленных материалов и доказательств установлено, что МУП «Водоканал» осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, более того Постановлением от 27.06.2014 № 2346 Администрации Гатчинского муниципального района Предприятие наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории            г. Гатчина, что влечет обязанность у МУП Водоканал осуществлять свою деятельность руководствуясь Законом № 416-ФЗ, Правилами № 406 по установленными тарифам, в целях соблюдения законных прав и интересов граждан.

При этом, нормы Правил № 406 накладывают на ресурсоснабжающую организацию (далее – РСО) обязательства по совершению действий, направленных на установление тарифа и утверждение инвестиционной программы.

В целях установления тарифа на соответствующей территории гарантирующий поставщик должен инициировать обращение в соответствующий орган, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством в сфере тарифного регулирования.

Кроме того, пунктом 14 Привил № 641 на МУП «Водоканал» накладывается обязанность обеспечить предоставление проекта Инвестиционной программы в соответствии с пунктом 10 Правил № 641.

В случае получения уведомления об отказе в согласовании проекта Инвестиционной программы, РСО необходимо доработать его и направить на повторное согласование в течение 7 дней.

 

Как установлено Ленинградским УФАС России, и подтверждается фактическими обстоятельствами дела, до сентября 2019 году МУП «Водоканал» не обращалось за установлением инвестиционной программы и утверждением тарифов на территории г. Гатчина, что является уклонением от исполнения обязанности прямо предусмотренной Правилами № 406.

Более того простое повторение действий по инициированию обращений в регулирующий орган с 24.09.2019 не свидетельствует о намерении
МУП «Водоканал» осуществить необходимые мероприятия, направленные на утверждение тарифов и заключение договоров с потребителями на соответствующей территории.

В соответствии с представленной позицией ЛенРТК, проект Инвестиционной программы МУП «Водоконал» подавались с нарушением требований Правил № 641, о чем МУП «Водоканал» было уведомлено.

В связи с изложенным, Ленинградское УФАС России не может признать поведение МУП «Водоканал» добросовестным. Более того, действия
МУП «Водоканал» направлены на уклонение от заключения договоров с потребителями по установленным тарифам в нарушение Правил № 406.

Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции подготовлен аналитический отчет по результатам состояния конкуренции.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела в объеме, установленном Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и необходимом для принятия решения по делу
№ 047/01/10-22/2019 о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

 

По результатам исследования установлено следующее:

  1. Временные границы анализа товарного рынка услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории г. Гатчина, Ленинградской области определены с 2017 года по дату издания Определения о назначении дела от 24.12.2019. В связи с чем, антимонопольным органом проводится ретроспективный анализ;
  2. Согласно статье 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закон о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 2 и части 8 статьи 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и регулированию подлежит, в том числе тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

МУП «Водоканал» осуществляет деятельность в сфере услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Гатчина Ленинградской области без установленного тарифа уполномоченным органом ЛенРТК на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Признаки нарушения усматриваются на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, что соответствует следующим классификаторам:

  • ОКВЭД: 36.00.1 – Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;
  • ОКВЭД: 36.00.2 – Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;
  • ОКВЭД: 37.00 – Сбор и обработка сточных вод.

 

Таким образом, товарными границами рынка является технологическое присоединение к распределительным сетям и подключению к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Временной интервал: с 27 июля 2014 по 20 декабря 2019.

Географические границы: территория г. Гатчина Ленинградской области.

Продуктовые границы: водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

 

Субъективная сторона злоупотребления доминирующим положением характеризуется виной в форме прямого умысла и должна быть установлена при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Ленинградским УФАС России установлено, что МУП «Водоканал» занимает доминирующее положение в границах исследуемого товарного рынка. Анализ поведения МУП «Водоканал» указывает на умышленное злоупотребление РСО доминирующим положением, последовательность действий которой направлена на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, в нарушение обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, итогом которого стало бездействие РСО при исполнении мероприятий, направленных на утверждение тарифов, а также инвестиционной программы, повлекшее уклонение от заключения договоров в соответствии с нормами правил.

В процессе рассмотрения дела по существу Комиссия установила, что имеет достаточно доказательств для принятия заключения об обстоятельствах дела
№ З/05/07 от 21.09.2020.

 

ООО «Инвестстрой корпорация» письменных пояснений к заключению по обстоятельствам дела (от 21.09.2020 исх. № З/05/7) не представило, представитель Общества пояснил, что 21.07.2020 заключен Договор № 1423/02-2 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения с МУП «Водоканал» без установленной платы за подключения объекта капитального строительства.

МУП «Водоканал» в своих письменных возражениях к заключению по обстоятельствам дела (от 21.09.2020 исх. № З/05/7) указывает на необоснованность действий Ленинградского УФАС России и просит прекратить рассматриваемое дело.

 

Комиссия Ленинградского УФАС России, изучив пояснения, представленные Ответчиком, не может согласиться с представленными возражениями, поскольку в действиях (бездействии) МУП «Водоканал» при уклонении от заключения договора на основании отсутствия утвержденных тарифов, а также заключения договоров без установленного тарифа органом регулирования является нарушением Правил № 406, что приводит (может привести) к ущемлению законных прав физических и юридически лиц. Также антимонопольный орган отмечает, что согласование тарифа на подключение (технологическое присоединение) и (или) утверждение инвестиционной программы РСО не осуществлено.

 

Являясь РСО, МУП «Водоканал» осуществляет деятельность на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории г. Гатчина, Ленинградской области и неразрывно связанных с ними услуг по технологическому присоединению к распределительным сетям и подключению к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, занимает доминирующее положение.

 

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых могут являться, в том числе, ущемление интересов других лиц.

Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела
№ 047/01/10-22/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, основываясь на представленных сторонами сведениях, учитывая совокупность доказательств, считает, что доводы Ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными,

 

руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать в действиях МУП «Водоканал» нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2.   Выдать МУП «Водоканал» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3.      Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 047/01/10-22/2019 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МУП «Водоканал» административного производства по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                             <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны