Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Ареал Экосистемы» от 16 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом с уведомлением

 

Заказчик:

ГУП «Леноблводоканал»

 

ул. Куйбышева, д. 13, г. Выборг,

Ленинградская обл., 188800

 

info@vodokanal-lo.ru

 

Заявитель:

ООО «Ареал Экосистемы»

ИНН 7804619072

ул. Стародеревенская, д. 11, корп. 2, лит. А, оф. 263, Санкт-Петербург, 197374

tenderareal@gmail.com

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Ареал Экосистемы»

                 Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена: 11.12.2020.

Решение изготовлено в полном объеме: 16.12.2020.

 

Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа № 482 от 10.12.2020 по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Ареал Экосистема» (далее – Заявитель, ООО «Ареал Экосистемы») (вх. № 15083 от 02.12.2020) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

 

<...>

 

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Ареал Экосистемы» (197374, Санкт-Петербург,
ул. Стародеревенская, д. 11, корп. 2, лит. А, оф. 263) на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» (далее – Заказчик, ГУП «Леноблводоканал») (188800, Ленинградская область, Выборгский район,         г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13),

в присутствии представителя Заказчика – <...> (по доверенности
№ 97 от 27.01.2020);

в отсутствии представителя Заявителя – уведомлен надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Ареал Экосистемы» на действия
ГУП «Леноблводоканал» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку, монтаж и наладку модульных очистных сооружений (станции водоподготовки) и ввода в эксплуатацию по объектам: Ленинградская область, Лужский район, д. Турово АС № 2798 (извещение
№ 32009744705) (далее – Запрос предложений).

В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Согласно Письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки» жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

 

По мнению Заявителя, Заказчиком в Документации о проведении открытого Запроса предложений установлены требования, противоречащие Закону о защите конкуренции и Закону о закупках.

Заявитель считает:

«1) в п. 3.5 Проекта договора Заказчик указал сроки оплаты 30 (тридцати) рабочих дней. Обжалуемые действия: в Проекте договора Заказчик не указал срок сроки оплаты 15 (пятнадцать) рабочих дней в случае, если Поставщик является субъектом МСП: в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 18.09.2019 № 1205 максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) сокращен с 30 календарных до 15 рабочих дней.

2) В п. 2 Документации Заказчик обосновывает выбор способа закупки Открытый запрос предложений: «...если проводить конкурс нецелесообразно или невозможно ввиду срочной необходимости в удовлетворении потребностей Заказчика и начальная (максимальная) цена договора не превышает 600 (шестьсот) миллионов рублей. Обжалуемые действия: у Заказчика не было необходимости объявлять закупку в электронной форме по причине «нецелесообразно или невозможно ввиду срочной необходимости»: Закупка была заранее (24.04.2020) размещена на сайте в плане закупок.

3) В п. 21.9 Информационной карты Заказчик требует предоставление: «Оригинал справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого запроса предложений, или нотариально заверенную копию такой справки». Обжалуемые действия: в нарушении № 135 ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (п. 2, ч. 1, ст. 17): при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещено создавать участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественные условия участия в торгах, т.к. получение оригинала справки из ИФНС после сдачи отчетности за 3 квартал физически не возможно из-за ограничения работы ИФНС по Постановлению Правительства Санкт-Петербурга. . от 13 марта 2020 года N 121 и аналогичным постановлениям органов исполнительной власти других регионов.

4) В п. 28 Информационной карты указано: «Победитель, в течение 5 календарных дней с момента получения заполненного проекта договора подписывает Договор и направляет его одновременно с обеспечением исполнения договора (если такое обеспечение предусмотрено извещением и документацией) Заказчику» с передачей подписанного оригинала договора в бумажном виде. Обжалуемые действия: в нарушении 135 ФЗ от 26.07.2006 Заказчик ограничивает конкуренцию указывая срок 5 календарных дней, не допуская участников, соблюдающих Постановление Правительство Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года № 121, и переведших указанную в постановлении часть сотрудников на удаленную работу. Мы готовы в указанные 5 календарных дней согласовать и подписать договор на электронной площадке, но Заказчик требует, предоставить ему оригинал договора в бумажном виде и даже не принимает во внимание выходные дни.

5) Наименование закупки указанной Заказчиком: Поставка, монтаж и наладка модульных очистных сооружений. Коды ОКПД: 28.29.12.114 Установки для очистки питьевых, сточных вод и улучшения качества питьевых вод, 36.00.20.160 Услуги по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоснабжения. Т.е. в указанная закупка не является поставкой товаров, а строительные материалы используются только для выполнения работ. Обжалуемые действия: Заказчик в п. 11 Информационной карты не указал каким образом выразить согласия с требованиями закупки

6) Заказчик прописал в Проекте договора строку: «13.2 Приложение № 2 Конкретные показатели» Обжалуемые действия: Заказчик не прикрепил к документации Приложение № 2 Конкретные показатели» и инструкцию по заполнению.

7) В п. 32 Информационной карты указано: Применение требований постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами. Обжалуемые действия: Заказчик не прикрепил форму для указания Применения требований постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925».

Заявитель в своей жалобе просит: 1) Приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу; 2) Признать жалобу заявителя обоснованной; 3) Предписать организатору закупки провести закупку в электронной форме; 4) Предписать организатору закупки исправить нарушения документации.

Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку, Ленинградское УФАС России приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Ареал Экосистемы» в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № 05/1710 от 04.12.2020) рассмотрение жалобы назначено на 11.12.2020 в 12:30 по ВКС.

Заказчику в срок до 09.12.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.

 

В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

ГУП «Леноблводоканал» считает доводы жалобы необоснованными.

Резолютивная часть оглашена 11.12.2020.

 

Изучив доводы жалобы Заявителя, заслушав правовую позицию представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

При проведении открытого запроса предложений извещение № 32009744705 ГУП «Леноблводоканал» руководствуется Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Леноблводоканал» (далее – Положение), а также Документацией на проведение открытого Запроса предложений на право заключения договора (далее – Документация).

Извещение № 32009744705 о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru 30.11.2020, окончание подачи заявок 10.12.2020 в 08:00 (МСК).

При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Заказчиком соблюдены требования пункта 23 статьи 3.2 Закона о закупках.

 

По доводу Заявителя № 1 Комиссией установлено следующее:

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержден порядок осуществления закупок только для участников, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

В пункте 22 информационной карты Документации ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого или среднего предпринимательства не установлено.

Также Заказчиком в пункте 16 раздела 4.2 Документации Форма «Информация об участнике открытого запроса предложений» установлено, что если участник является субъектом малого или среднего предпринимательства участнику необходимо «Указать Да или Нет».

Данный способ закупки, установленный Заказчиком, в виде открытого запроса предложений без ограничения участия только для субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором установлены сроки оплаты в соответствии с требованиями Законодательства Российской Федерации.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По доводу Заявителя № 2 Комиссией установлено следующее:

Заказчиком выбран способ закупки на основании Положения. Заказчиком внесен Запрос предложений в план-закупок под № 912 с периодом размещения извещения ноябрь 2020 года, и размещен плана-закупок в ЕИС 30.11.2020.

 Также в пункте 31 Информационной карты Документации право, а не обязанность Заказчика проводить процедуру уторговывания цен (переторжку).

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее – Постановление № 616), утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

В соответствии с пунктом 4.6.3 Положения запрос предложений в электронной форме проводится, если закупку товаров (работ, услуг) Заказчик обязан осуществить посредством проведения запроса предложений в электронной форме в силу прямого указания на это в законодательстве Российской Федерации, регулирующем деятельность Заказчика.

Поскольку предмет закупки в форме Запроса предложений не входит в сферу регулирования Постановления № 616, то проведение запроса предложения в электронной форме является правом Заказчика, а не обязанностью. 

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По доводу Заявителя № 3 Комиссией установлено следующее:

В соответствии с пунктом 21 Информационной карты Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке оригинал справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого запроса предложений, или нотариально заверенную копию такой справки.

Таким образом, Заказчиком в равной степени для всех потенциальных участников, установлено право выбора предоставления вышеуказанного документа различными способами, тем самым не ограничивая конкуренцию между участниками закупки.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих намерения получить необходимую справку в Федеральной налоговой службе России.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По доводу Заявителя № 4 Комиссией установлено следующее:

Согласно пункту 28 Информационной карты Документации после размещения на сайте итогового протокола, Заказчик в течение 5 календарных дней заполняет проект договора, размещенный на официальном сайте вместе с извещением и документацией о закупке, в соответствии с условиями победившей заявки и направляет победителю, указанному в протоколе. Победитель, в течение 5 календарных дней с момента получения заполненного проекта договора подписывает Договор и направляет его одновременно с обеспечением исполнения договора (если такое обеспечение предусмотрено извещением и документацией) Заказчику.

Договор должен быть заключен в срок не позднее 20 (двадцати) календарных дней, но и не ранее чем через 10 календарных дней с момента подписания протокола заседания Закупочной комиссии подведения итогов закупки и определения победителя

Также Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Постановление № 121) не ограничивает осуществление деятельности хозяйствующих субъектов, а дает рекомендации по переводу работников на дистанционный режим работы, соответственно участник закупки имеет возможность в соответствии с требованиями документации подписать договор.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, с невозможностью дальнейшей подачи заявки для участия в Запросе предложений, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные обстоятельства непреодолимой силы являются основанием для принятия Заказчиком проведения запроса предложений в электронной форме.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По доводу Заявителя № 5 Комиссией установлено следующее:

В соответствии с пунктом 11 Информационной карты Документации требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, установлены в соответствии с Техническим заданием.

Закупка, доставка материалов, оборудования, организация их хранения и монтажа осуществляется Поставщиком. Место разгрузки, погрузки, складирования материалов и оборудования и монтажные работы согласовываются с Заказчиком (пункт 5 Технического задания).

Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, установлены в пункте 6 Технического задания.

Предметом закупки является «поставка, монтаж и наладка модульных очистных сооружений (станции водоподготовки) и ввода в эксплуатацию», что соответствует кодам ОКПД 2 указанным в извещении об осуществлении закупки, а именно:

 28.29.12.114 Установки для очистки питьевых, сточных вод и улучшения качества питьевых вод;

36.00.20.160 Услуги по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоснабжения.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По доводу Заявителя № 6 Комиссией установлено следующее:

Согласно пункту 13.2 Проекта договора в Приложение № 2 – установлены Конкретные показатели.

Инструкция по заполнению таблицы с требованиями к товарам, размещены Заказчиком в ЕИС.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

По доводу Заявителя № 7 Комиссией установлено следующее:

Согласно пункту 32 Информационной карты Документации применение требований Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Заказчиком в разделе 2 Документации «Общие положения» документации установлены исчерпывающие требования по предоставлению информации и документов в соответствии с Постановлением № 925.

Постановлением № 925 и Документацией не предусмотрена обязанность Заказчику прикреплять форму для предоставления информации.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

ООО «Ареал Экосистемы», имея намерения для участия в запросе предложений, проводимого ГУП «Леноблводоканал» в соответствии с требованиями Закона о закупках, обладало информацией о праве, предусмотренном диспозицией нормы части 2 статьи 3.2 настоящего Закона.

Информации о направлении запроса на разъяснение Документации Заявителем в Ленинградское УФАС России не представлено.

При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Запрос предложений, проводимый ГУП «Леноблводоканал» не противоречит Закону о закупках, Закону о защите конкуренции, а доводы Заявителя не находят своих подтверждений.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Ареал Экосистемы» на действия
ГУП «Леноблводоканал» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку, монтаж и наладку модульных очистных сооружений (станции водоподготовки) и ввода в эксплуатацию по объектам: Ленинградская область, Лужский район, д. Турово АС № 2798 (извещение
№ 32009744705) необоснованной.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:   

 <...>

 

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны