Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Ивтеплоналадка» от 12 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом с уведомлением
Заказчик:
Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях»
ул. Ферганская, д. 25, Москва, 109507
arbitr@rosenergoatom.ru
Организатор торгов:
Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция»
г. Сосновый Бор,
Ленинградская область, 188540
cz-bnu@laes.ru
cz-kia@ln.rosenergoatom.ru
Заявитель:
ООО «Ивтеплоналадка»
ул. Богдана Хмельницкого, д. 55, оф. 20, г. Иваново, 153022
teploteh-ivanovo@yandex.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Ивтеплоналадка»
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 09.11.2020
Решение изготовлено в полном объеме: 12.11.2020
Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа № 439 от 03.11.2020 по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Ивтеплоналадка» (далее – Заявитель, ООО «Ивтеплоналадка») (вх. № 13362 от 23.10.2020) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Ивтеплоналадка» (153022, г. Иваново, ул. Богдана Хмельницкого, д. 55, оф. 20) на действия филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» (далее – Заказчик, Ленинградская АЭС-2) (адрес:188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор),
в присутствии представителя Заказчика – …
в присутствии представителей Заявителя – …
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Ивтеплоналадка» на действия Ленинградской АЭС-2 при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке эксплуатационных режимов теплосети промышленной площадки Ленинградской АЭС-2 (извещение
№ 32009593121).
В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно Письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки» жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Ленинградским УФАС России установлено, что жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган до окончания срока приёма заявок.
Закупка (извещение № 32009593121) размещена 19.10.2020 в 15:36 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет».
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 09:00 29.10.2020 года.
Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 23.10.2020.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения в Документации о закупке.
В своей жалобе Заявитель поясняет следующее: «организатор открытого запроса предложений нарушает права потенциальных участников конкурсной процедуры необоснованным требованием наличия лицензий, абсолютно не нужных для выполнения данной работы.
09.09.2020 письмом Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.09.2020 №11-00-16/7003 в адрес «Ивтеплоналадка»сообщило, что «Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии не предусмотрено согласование Ростехнадзором методик выполнения испытаний тепловой сети на гидравлические потери и на тепловые потери, а также методики разработки гидравлических режимов водяных тепловых сетей».
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку, Ленинградское УФАС России приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Ивтеплоналадка» в формате видеоконференцсвязи (далее – ВКС).
Уведомлением (исх. от 27.10.2020 № 05/1521) рассмотрение жалобы ООО «Ивтеплоналадка» назначено на 03.11.2020.
АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская АЭС» в срок до 02.11.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также представить документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Запрошенные документы и сведения были представлены Заказчиком в установленный срок.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса видео-конференц-связи.
На рассмотрении жалобы Заявитель подтверждает свои доводы письмом Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.09.2020 №11-00-16/7003 в адрес ООО «Ивтеплоналадка».
В ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь положениями части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции приняла решение продлить срок принятия решения до 09.11.2020
13 ч. 30 мин.
Уведомлением (исх. № 05/1545 от 05.11.2020) рассмотрение жалобы было назначено на 09.11.2020 в 13 ч. 30 мин. по ВКС.
Заявителю в срок до 06.11.2020 надлежало представить дополнительные документы и сведения необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС. Резолютивная часть оглашена 09.11.2020.
Заслушав правовые позиции Заявителя, Заказчика, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закупочная процедура (извещение № 32009593121) проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 №37 (далее – Положение), Законом о закупках.
В соответствии подразделом 1.1. раздела 1 приложения 10 Положения к участникам процедуры закупки обязательно устанавливается требование «обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации».
Согласно пункту 1.7 раздела 2.1 части 1 тома 1 Закупочной документации установлено требование к участникам закупки обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно, должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:
- наличие Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора России) на деятельность при эксплуатации ядерных установок (блоков атомных станций) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации с условиями действия лицензии (УДЛ), дающей право на выполнение заявленных в ТЗ работ;
и/или
- наличие Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора России) на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций (блоков атомных станций), с условиями действия лицензии (УДЛ), дающей право на выполнение заявленных в ТЗ работ.
Техническим заданием (том 2 Закупочной документации) установлено, что проведения обследования систем отопления и индивидуальных тепловых пунктов зданий площадки Ленинградской АЭС-2, подключенных к тепловым сетям, организация должна выполнять работы в зданиях, отнесенных к 1 и 2 категории ответственности за радиационную и ядерную безопасность, согласно ПиН АЭ-5.6 (10UKA, 10UJE, 10UBA, 10UKC и т.д.) являющихся Зоной контролируемого доступа. В указанных зданиях расположено оборудование и системы важные для безопасности Атомной станции.
В соответствии с «Решением об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельной категории и определении их состава и границ» теплосеть промышленной площадки Ленинградской АЭС-2 относится к категории «Ядерная установка».
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» под ядерной установкой понимается сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции.
В соответствии с пунктом 4 Приложения № 2 НП-001-15 «Атомная станция - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, необходимыми системами, устройствами и оборудованием для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающиеся в пределах определенной проектом Атомной станции территории с необходимыми работниками (персоналом) и документацией; в состав Атомной станции могут также входить хранилища ядерного топлива и РАО». Теплосеть промышленной площадки Ленинградской АЭС-2 включена в проект Атомной станции.
В соответствии с требованием пункта 1.2.2 условий действия лицензий на сооружение энергоблока № 2 Ленинградской АЭС-2: «Предприятие должно привлекать для выполнения работ и предоставления услуг в процессе сооружения энергоблока организации и предприятия, имеющие лицензии Федеральной службы но экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствующие виды деятельности, полученные в установленном порядке и пункта 1.2.5 условий действия лицензий на эксплуатацию энергоблока № 1 Ленинградской АЭС -2: «Предприятие должно привлекать для выполнения работ при эксплуатации энергоблока № 1 Ленинградской АЭС-2 предприятия и организации, имеющие лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствующие виды деятельности, полученные в установленном порядке».
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
ООО «Ивтеплоналадка» в соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках обращалось за разъяснениями в Ленинградскую АЭС-2 о необходимости наличия лицензий, согласно разъяснениям, представленным Ленинградской АЭС-2 наличие действующей лицензии необходимо в составе заявки.
На основании вышеизложенного, установление Заказчиком в Документации о запросе предложений требования к подачи заявки не нарушают положения Закона о закупках и не ограничивают конкуренцию среди потенциальных участников оспариваемого запроса предложений.
Таким образом, довод ООО «Ивтеплоналадка» не нашел своего подтверждения.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ивтеплоналадка» на действия филиала Акционерного общества «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке эксплуатационных режимов теплосети промышленной площадки Ленинградской АЭС-2 (извещение № 32009593121) необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.