Решение №ЕР/5030/23 РЕШЕНИЕ по жалобе № 047/10/18.1-1309/2023 от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена: 19.06.2023                                                                                    Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме:  20.06.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, на основании Приказа от 19.06.2023 № 190/23, в составе:

 

– заместитель руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

 

начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии,

 

                        в присутствии представителя ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева», в отсутствии представителя ООО «Арвол» (о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом),

рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Арвол» на действия ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Арвол» (далее – ООО «Арвол», Заявитель) на действия Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева» (далее – ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева», Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на право заключения договора на выполнение ремонтных работ по замене оконных блоков на лестничных маршах с 1 по 4 этажи здания учебного корпуса, в помещениях столовой общественно-бытового корпуса, в помещениях 4 этажа здания учебного корпуса ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева» по адресу: 187556, Ленинградская область, Тихвинский район, г. Тихвин, ул. Учебный городок, д. 1

 

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при оценке заявки ООО «Арвол»А именно, в протоколе подведения итогов запроса котировок от 05.06.2023, указано, что заявка ООО «Арвол» за номером 1 признана несоответствующей требованиям, с мотивировкой «непредставление обязательных документов (в нарушение пп. 11 и 12 Приложения № 6 (форма заявки) не приложены декларация о соответствии и документ, подтверждающий страну происхождения товара)». 

При этом, считает действия Комиссии Заказчика неправомерными, так как по пункту 11 Приложения № 6 требовалось приложить «копии документов, подтверждающих соответствие товара/работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом, не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром». Предметом выполнения работ является замена оконных блоков, которые изготавливаются по результатам замеров и являются продукцией индивидуального изготовления, также, как и подоконники, откосы, отливы и уголки ПВХ. Соответствие товара подтверждается паспортами на оконные блоки, которые создаются только после изготовления самих оконных блоков и поставляются Заказчику вместе с поставкой товара.

По пункту 12 Приложения № 6 требовалось приложить «наименование страны происхождения поставляемого товара ..., документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный ПП РФ от 16 сентября 2016г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».  В составе заявки ООО «Арвол» приложен файл с названием «4. Сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара». Также, в составе заявки, с помощью функционала ЭТП «РТС-Тендер», была указана страна происхождения товара. Кроме того, в пункте 2.3 Извещения указано, что отсутствие в заявке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Заявитель просит провести проверку правильности оценки заявок на участие в процедуре, отменить протокол подведения итогов запроса котировок. 

 

Уведомлением Ленинградским УФАС России жалоба ООО «Арвол» принята к рассмотрению, рассмотрение назначено на 19.06.2023 в 12-00 час.

В целях реализации мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции (COVID-19) рассмотрение жалобы проведено в дистанционном режиме без очного участия сторон.

 

Заказчик представил возражения на доводы жалобы, в которых указано, что согласно п. 5 ст. 3.5.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд «Тихвинский ПТТ им. Е.И. Лебедева» (с дополнениями и изменениями по состоянию на 30.09.2022) (далее – Положение) подача заявок на участие в запросе котировок осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в документации, с учетом требований ст. 2.8 настоящего Положения.

Согласно п. 7. ст. 2.8 Положения Заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать сведения и документы, требования о предоставлении которых предусмотрены закупочной документацией.

Согласно п. 9. ст. 2.8 Положения наличие противоречий относительно одних и тех же сведений (например, сведений о предлагаемой цене договора) в рамках документов одной заявки приравнивается к наличию в такой заявке недостоверных сведений.

Согласно п. 10. ст. 2.8 Положения в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления ряда информации и документов.

В п. 11 Приложения № 6 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать в том числе следующие: «копии документов, подтверждающих соответствие товара/работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом, не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром».

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря
2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в п. 45.1. единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, указано, что блоки оконные и балконные дверные из полимерных материалов являются продукцией, подлежащей декларированию соответствия.

Участником закупки – ООО «Арвол» декларация о соответствии не представлена.

В п. 12 Приложения № 6 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать в том числе наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Участником закупки – ООО «Арвол» указано, что страна происхождения товара – Российская Федерация, но документ, подтверждающий страну происхождения товара, не представлен.

Кроме того, согласно п. 6 Приложения № 5 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме (Техническое задание) потенциальный подрядчик должен предоставить свое предложение в форме таблицы и в соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее – Инструкция).

Участником закупки – ООО «Арвол», вопреки требованиям Инструкции, не указаны товарный знак (модель, производитель), а в требуемых параметрах отсутствуют конкретные показатели (характеристики) товара.

Заказчик считает, что доводы жалобы ООО «Арвол» необоснованные, отклонение заявки произведено без нарушений норм законодательства. Просит признать жалобу ООО «Арвол» необоснованной.

 

Рассмотрев представленные материалы, заслушав правовую позицию и пояснения представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

           

Довод Заявителя о том, что приложенные к жалобе Фотоматериалы 4, 5, 6 подтверждают страну происхождения товара – Российская Федерация не может быть принят Комиссией поскольку именно документ, подтверждающий страну происхождения товара, в составе заявки не представлен. Данные Фотоматериалы подтверждают лишь указание страны происхождения товара.

Кроме того, нельзя принять ссылку Заявителя на пункт 2.3 Извещения о закупке, поскольку ООО «Арвол» указана (декларирована) страна происхождения   товара – Российская Федерация и заявка не может быть расценена закупочной комиссией как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

Что касается несогласия Заявителя с пунктом 11 Приложения № 6 к извещению о проведении запроса котировок и требованием предоставления в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие товара/работы или услуги, являющихся предметом закупки документов, то данный довод ООО «Арвол» также не принимается, поскольку такие документы в составе заявки общества не представлены.

То есть, в данном доводе предмет обжалования фактически сводится к оспариванию положений документации открытого запроса котировок в электронной форме, с условиями которых Вы конклюдентно согласились (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), а само обжалование произошло после подведения итогов закупки.

Подавая заявку на участие в закупочной процедуре участник закупочной процедуры конклюдентно соглашается с ее положениями и требованиями, в связи с чем презюмируется позиция участника закупки о признании таких условий соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации.

                                   Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося отменить результаты проведения закупочной процедуры после отказа ее организатора в признании такого лица участником (либо победителем) закупки.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

            При таких обстоятельствах, обжалование участником закупочной процедуры положений документации после окончания срока подачи заявок может свидетельствовать о злоупотреблении своим правом на обжалование закупочной процедуры.

Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормативными положениями (в их системном единстве и взаимосвязи) обжаловать в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции положения документации о закупке в антимонопольный орган можно только до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 

На основании изложенного выше, рассмотрев доводы Заявителя о необоснованном признании заявки несоответствующей требованиям извещения, возражений и документов, поступивших от Заказчика, следует сделать вывод, что заявка ООО «Арвол» отклонена правомерно, поскольку в нарушение требований пунктов 11 и 12 Приложения № 6 (Форма заявки) к заявке не приложены декларация о соответствии и документ, подтверждающий страну происхождения товара.

 

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках определено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Арвол» на действия ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  на право заключения договора на выполнение ремонтных работ по замене оконных блоков на лестничных маршах с 1 по 4 этажи здания учебного корпуса, в помещениях столовой общественно-бытового корпуса, в помещениях 4 этажа здания учебного корпуса ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева» по адресу: 187556, Ленинградская область, Тихвинский район, г. Тихвин, ул. Учебный городок, д. 1, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                                                 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                                                  

         

 

 

 

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны