Решение №ИМ/5992/23 Решение по жалобе вх. № 7350-ЭП/23 (7351-ЭП/23) от 30.06.202... от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

ГУП «ТЭК СПб»

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 190031

<<___>>

 

Заявитель:

ООО <<___>>

<<___>>, г. Москва, 117463

<<___>>

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО <<___>>

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 10.07.2023

Решение изготовлено в полном объеме: 13.07.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 15.06.2023 № 221/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

 

Председатель Комиссии:

<<___>> – врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

<<___>> – заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

<<___>> – главный специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

 

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы Общества с ограниченной ответственностью <<___>> (далее – ООО <<___>>, Заявитель), перенаправленную ФАС России (вх. № 7350-ЭП/23 от 30.06.2023, №7351-ЭП/23 от 30.06.2023), на действия Государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик, ГУП «ТЭК СПб»),

в присутствии представителей ГУП «ТЭК СПб» <<___>> (доверенность от 24.10.2022 № 715), <<___>> (доверенность от 17.04.2023 № 264),

в отсутствие представителя ООО <<___>> (надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО <<___>>, перенаправленная ФАС России (вх. №7351-ЭП/23 от 30.06.2023), на действия ГУП «ТЭК СПб» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на клининговые услуги на объекте ГУП «ТЭК СПб» (извещение №32312478375) (далее – Конкурс).

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.

В жалобе ООО <<___>> изложены следующие доводы:

«Согласно Документации, Заказчиком установлен критерий «2.3 Наличие/отсутствие сведений об участнике закупки в реестре фасилити операторов "Белый ФМ"

Нахождение Участника в реестре фасилити операторов "Белый ФМ" (информационном сервисе по поддержке реализации отраслевых проектов "обеления" и восстановления добросовестной конкуренции"), размещенном по адресу https://фм.радо.рус (https://xn--l1ap.xn--80ai4af.xn--p1acf/).

Согласно указанному критерию, оценка заявок участников Запроса предложений осуществляется следующим образом:

«Содержание:

наличие в Реестре – 100 баллов

отсутствие в Реестре – 0 баллов.»

Полагаем, что установленный порядок оценки направлен не на объективный выбор лучшего исполнителя по договору, а на ограничение количества участников с целью предоставления преимущества определенному лицу, что имеет признаки коррупционной составляющей.

При этом Заказчик фактически обременяет участника закупки в сроки до окончания подачи заявок вступить в членство СРО АКФО.

Исходя из изложенного, порядок оценки заявок, установленный Заказчиком, представляется субъективным, ставит участников в неравное положение, установлен в нарушение Положения о закупках Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки».

Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО <<___>> в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № ИМ/5557/23 от 03.07.2023) рассмотрение жалобы назначено на 10.07.2023 в 15:00 ч. по ВКС.

Заказчику в срок до 06.07.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.

В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

Резолютивная часть оглашена 10.07.2023.

Извещение № 32312478375 о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru 09.06.2023, окончание подачи заявок 26.06.2023 в 12:00 (МСК), дата подведения итогов 03.07.2023.

При проведении Запроса предложений ГУП «ТЭК СПб» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «ТЭК СПб», а также Документацией для проведения Конкурса (далее – Документация).

Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию, представителей Заказчика Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет критерии и порядок оценки к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 13 Документации оценка заявок производится на основании критериев оценки, величины их значимости, установленных в настоящем пункте.

Этим же пунктом установлены критерии оценки заявок: «Цена контракта» (значимость 60%) и «Квалификация участников закупки» (значимость 40%).

В свою очередь, критерий «Квалификация участников закупки» разделен на четыре показателя, в том числе:

 

Критерий/показатель оценки

Величина значимости критерия/показателя оценки

Коэффициент значимости критерия/показателя оценки

2.3. Наличие/отсутствие сведений об участнике закупки в реестре фасилити операторов «Белый ФМ»

25 %

0,25

 

В соответствии с пунктом 13.2 Документации при оценке по данному показателю учитывается факт присутствия участника закупки в реестре фасилити операторов «Белый ФМ» (информационном сервисе по поддержке реализации отраслевых проектов «обеления» и восстановления добросовестной конкуренции»), размещенном по адресу https://фм.радо.рус (https://xn—l1ap.xn--80ai4af.xn--p1acf/).

Оценивается только факт нахождения в реестре участника закупки (опыт привлекаемых участником закупки для исполнения договора иных юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не учитывается).

Документы в качестве подтверждения соответствия данному критерию оценки не предоставляются - проверка факта присутствия участника в реестре «Белый ФМ» осуществляется организатором закупки (заказчиком) самостоятельно по наименованию и ИНН на официальном сайте ресурса https://фм.радо.рус.

При оценке заявок коллективного участника по не стоимостному показателю: «Наличие/отсутствие сведений об участнике закупки в реестре фасилити операторов «Белый ФМ», такое условие относится ко всем членам коллективного участника, в случае отсутствия в данном реестре хотя бы одного члена коллективного участника участнику присваивается 0 баллов по не стоимостному показателю: «Наличие/отсутствие сведений об участнике закупки в реестре фасилити операторов «Белый ФМ».

Согласно пояснениям Заказчика указанный показатель не установлен ни в качестве критерия допуска или отказа в допуске к участию в Конкурсе, ни в качестве обязательного требования к участникам закупки.

Из содержащейся в пункте 13 Документации таблицы № 1 следует, что значимость данного показателя составляет 10 баллов из 100 возможных, в связи с чем участник Конкурса может набрать баллы за счет иных критериев.

При этом Комиссией установлено, что членство в реестре фасилити операторов «Белый ФМ» является общедоступным и бесплатным, включение в реестр обеспечивается путем выполнения необходимых действий и соответствия претендентов определенным требованиям сервиса. Реестр создан в рамках отраслевого проекта ФНС России по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации и предназначен для информирования, прежде всего, заказчиков о добросовестности участников отрасли клининга и технической эксплуатации.

Более того, в настоящее время в названном реестре находится более 600 участников, что свидетельствует о том, что включение данного критерия не обусловлено обеспечением преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам Конкурса и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность участия в Конкурсе отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Из протокола от 28.06.2023 № 32312478375_1 следует, что на участие в Конкурсе поступило две заявки: от ООО <<___>> и ООО <<___>>. Согласно сведениям сайта https://фм.радо.рус оба участника состоят в реестре фасилити операторов «Белый ФМ».

Таким образом, поскольку требования, установленные в Документации в целях исключения риска неисполнения договора, предъявляются в равной мере ко всем участникам, не создают условий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих права и законные интересы Заявителя, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью <<___>> на действия Государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на клининговые услуги на объекте ГУП «ТЭК СПб» (извещение №32312478375) необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                                              <<___>>

 

Члены Комиссии:                                                                                                           <<___>>

 

                                                                                                                                           <<___>>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны