Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ПромМонтаж - СПб» от 22 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом с уведомлением
Заказчик:
ООО «Транснефть - Порт Приморск»
пр-д Портовый д. 7,
тер. Приморская, Выборгский р-н, Ленинградская обл., 188910
begaav@prm.transneft.ru
MartynovSA@prm.transneft.ru
Заявитель:
ООО «ПромМонтаж - СПб»
Гражданский пр., д. 22, лит. А, Ч.П. 8Н, оф. 321, Санкт-Петербург, 195220
prommontazhspb@mail.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ПромМонтаж - СПб»
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена: 17.06.2020.
Решение изготовлено в полном объеме: 22.06.2020.
Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа № 235 от 17.06.2020 по рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ПромМонтаж - СПб» (далее – Заявитель, ООО «ПромМонтаж - СПб») (вх. № 6657 от 01.06.2020) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ПромМонтаж - СПб» (195220, Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 22, лит. А., Ч.П. 8Н, оф. 321) на действия Заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть - Порт Приморск» (далее – Заказчик, ООО «ТПП») (188910, Ленинградская обл., Выборгский р-н, тер. Приморская, Проезд Портовый д. 7),
в присутствии представителей Заказчика – ..;
в присутствии представителя Заявителя – …,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «ПромМонтаж - СПб» на действия ООО «ТПП» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора 2300-Q05-К-Y03-00575-2020 «Текущий ремонт гидротехнических сооружений. Антикоррозионная защита» (извещение № 32009079159).
В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Ленинградским УФАС России установлено, что Заявитель является участником торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Итоговый протокол № 32009079159-03 размещен 22.05.2020 в 15:37 (МСК) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Жалоба Заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 01.06.2020.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
- не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
- не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Закона о защите конкуренции и Закона о закупках, незаконно отклонив заявку ООО «ПромМонтаж-СПб».
Заявитель считает, что отказ в допуске к участию в конкурсе является необоснованным, Заказчик провел конкурс некорректно, отказ в допуске к участию в конкурсе по критериям не являющимися обязательными для допуска, ограничил участников конкурса излишними и избыточными требованиями в части технической оснащенности вспомогательными средствами (техникой), не являющимися основными при выполнении данных работ, также осуществило необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки и ограничило допуск к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований, при этом нарушив Закон о закупках.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239
«О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях принятия мер по противодействию коронавирусной инфекции и обеспечению безопасности отдельных категорий сотрудников, Ленинградское УФАС России переходит на дистанционный режим рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков, комиссий в рамках Закона о закупках, с использованием сервиса видео-конференц-связи (далее – ВКС).
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Уведомлением (исх. № 05/850 от 25.05.2020) рассмотрение жалобы назначено на 10.06.2020 в 14:00 ч. по ВКС.
Заказчику в срок до 09.06.2020 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС. Резолютивная часть оглашена 10.06.2020.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь положениями части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции приняла решение продлить срок принятия решения до 17.06.2020 13:00.
В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС. Резолютивная часть оглашена 17.06.2020.
Изучив доводы жалобы Заявителя, заслушав правовую позицию представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
Конкурс в электронной форме на право заключения договора 2300-Q05-К-Y03-00575-2020 «Текущий ремонт гидротехнических сооружений. Антикоррозионная защита» (извещение № 32009079159), проводился в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть».
Согласно Протоколу № 32009079159-01 от 14.05.2020 рассмотрения первых частей заявок для конкурса в электронной форме поступило две заявки: ООО НПФ «ГТ ИНСПЕКТ» (порядковый номер <...> ), ООО «ПромМонтаж - СПб» (порядковый номер <...> ). Обе заявки допущены для участия в конкурсе.
В соответствии с Протоколом № 32009079159-02 от 19.05.2020 рассмотрения вторых частей заявок для конкурса в электронной форме ООО «ПромМонтаж - СПб» (порядковый номер <...> ) не допущено для дальнейшего участия в конкурсе в связи с несоответствием участника закупки требованиям документации пункта 6.5.2 Положения о закупке - несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.
Согласно итоговому Протоколу № 32009079159-03 от 20.05.2020 победителем признано ООО НПФ «ГТ ИНСПЕКТ» (порядковый номер <...> ).
Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке (часть 19 статьи 3.4 Закона о закупках).
В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Типовая форма инструкции для участника закупки работ, услуг (для закупок, проводимых в электронной форме, в том числе участниками которых являются только субъекты МСП) (далее – Инструкция) является неотъемлемой частью документации о Закупке.
Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работы, услуги к результатам работы, указаны в техническом задании, приложенном отдельным файлом в комплекте документов документации о закупке (раздел 2 Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции описание участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с документацией о закупке.
Наименование выполняемой работы, оказываемой услуги, сроки выполнения работ, оказания услуг указаны в документации о закупке (Техническое задание), извещении об осуществлении закупки.
В разделе 9 Инструкции определены требования к участникам закупки перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 9.16 Инструкции установлено требование наличие необходимого количества технических ресурсов для исполнения договора, указанного в документации о закупке.
В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке Форму 9.
Форма 9 включает в себя: перечень машин, механизмов, имеющихся в организации и в т.ч. предполагаемых для выполнения работ, услуг по закупке. Форма представлена в формате разработки MS Excel и приложена отдельным файлом в комплекте документации о закупке. Участник закупки должен заполнить соответствующую форму и представить согласно требованиями документации о закупке.
В примечании в Форме 9 (пункт 1) указано, что в форму вносится техника согласно потребности в основных строительных машинах, механизмах, опубликованной в составе документации о закупке. В случае если участник планирует привлечение техники, помимо указанной в потребности, необходимо выделить (цветом и/или шрифтом) машины/механизмы, привлекаемые для осуществления работ в соответствии с требованиями документации о закупке. Техника, не применяемая для выполнения работ по данному лоту в форме не указывается.
Согласно пункту 3 Технического задания, опубликованного в составе документации о Закупке (далее – Техническое задание), предусмотрена потребность в основных машинах, механизмах и транспортных средствах:
- п/п 2 понтон (плашкоут) грузоподъемностью 3,0 тн, длиной ~ 5.0 м. шириной ~ 1,5 м в количестве 2 ед. (для выполнения антикоррозионных работ на шпунте);
- п/п 5 катер мощность - 100 л.с., грузоподъемность - 700 кг. пассажировместимость - 7 чел, в количестве 1 ед. (транспортирование по акватории к месту работы персонала и оборудования и материалов).
В заявке ООО «ПромМонтаж-СПб» в Форме 9 перечень машин, механизмов, имеющихся в организации и в т.ч. предполагаемых для выполнения работ, услуг по закупке указано:
- п/п 11 Понтон год выпуска 2015, выполнение антикоррозионных работ на шпунте, грузоподъемность 1,5 тонны, всего 1 ед.;
- п/п 14 Моторная лодка ЯМАХА год выпуска 1996, мощность 15 л.с., 30 л.с. всего 2 ед.
Комиссией также установлено:
- п/п 5 Технического задания Буксир мощность – 300 л.с. из условия работы в открытой акватории, транспортирование гермокамер по акватории к месту работы (свай, шпунта), в количестве 1 ед.
- п/п 6 Технического задания Лодка весельная грузоподъемность – 300 кг, пассажиро-вместимость – 4 чел., транспортирование по акватории к месту работы персонала и оборудования и материалов, в количестве 2 ед.
В заявке ООО «ПромМонтаж-СПб» в Форме 9 перечень машин, механизмов, имеющихся в организации и в т.ч. предполагаемых для выполнения работ, услуг по закупке указано:
- п/п 16 Буксир (моторный катер) гидрографический катер Акванавт год выпуска 2016, мощность не менее 100 л.с., всего 1 ед.;
- п/п 15 лодка весельная транспортирование по акватории к месту работы персонала и оборудования и материалов, всего 2 ед.
ООО «ПромМонтаж-СПб», являясь профессиональным участником рынка, принимало на себя риски, связанные с подачей заявки для участия в конкурсе.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
ООО «ПромМонтаж-СПб», участвуя в конкурсе, проводимой ООО «ТПП» в соответствии с требованиями Закона о закупках, обладало информацией о праве, предусмотренном диспозицией нормы части 2 статьи 3.2 настоящего Закона.
Заявитель направлял запрос на разъяснение Документации ООО «ТПП», информация представлена в Ленинградское УФАС России.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «ПромМонтаж-СПб» однозначно воспринимало требования Документации, установленные Заказчиком, и не было ограничено в своих правах на участие в конкурсе.
Невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что единая комиссия ООО «ТПП» правомерно отклонило заявку ООО «ПромМонтаж-СПб», без нарушений действующего законодательства, а доводы Заявителя относительно установленных требований в Документации, которые могут привести к ограничению конкуренции, не находят своих подтверждений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ПромМонтаж - СПб» на действия Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть - Порт Приморск» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора 2300-Q05-К-Y03-00575-2020 «Текущий ремонт гидротехнических сооружений. Антикоррозионная защита» (извещение № 32009079159) необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
|
|
|
|
|
|