Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 047/01/11-09/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬ... от 5 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом с уведомлением

 

В адрес организаций по списку

(список прилагается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 047/01/11-09/2019

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена: 05.08.2020                             Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме: 05.08.2020        

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

<...>

 

 

          Рассмотрев дело № 047/01/11-09/2019, возбужденное Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 05.11.2019
№ 266, по признакам нарушения ООО «Элвис» (ИНН 4703050644), ООО «Городской центр рекламы» (ИНН 4705040722) (далее – ООО «ГЦР»), ООО «Магистраль»
(ИНН 7802714080), ООО «Медиа сервис» (ИНН 7811553513) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии генерального директора ООО «Медиа Сервис» –
<...>, действующая на основании Устава;

в присутствии представителя по доверенности ООО «Магистраль» –
<...>, полномочия подтверждены,

в присутствии представителя по доверенности ООО «Элвис» – <...>, полномочия подтверждены,

в присутствии представителя по доверенности ООО «ГЦР» – <...>, полномочия подтверждены,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области проведены контрольные мероприятия в отношении конкурса на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, извещение о проведении которого опубликовано 21.02.2018.

Конкурс проводился в соответствии с конкурсной документацией утвержденной Постановлением администрации Гатчинского муниципального района № 566 от 15.12.2018 «О проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области».

В рамках Конкурса выделено 3 лота, в отношении которых участник закупки вправе подать заявку. По каждому лоту заключается отдельный контракт.

 

Для оценки заявок участников конкурса в конкурсной документации установлены следующие критерии:

 

  1. стоимостной критерий оценки – цена договора;

 

  1. нестоимостные критерии оценки:

– годовой объем оказания услуг по размещению социальной рекламы, в соответствии с статьей 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», с использованием рекламных конструкций (далее – годовой объем социальной рекламы);

– проект рекламной конструкции.

 

Для критериев «Цена договора» и «Годовой объем социальной рекламы» установлено минимальное (начальное) значение.

 

Критерий оценки

Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса (K)

Начальное значение критерия конкурса

Цена договора

0,5

Соответствует начальной (минимальной) цене договора (п.1.2 специальной части)

Годовой объем социальной рекламы

0,3

4% от общей рекламной площади рекламных конструкций

Проект рекламной конструкции

0,2

Не установлено

 

          Для оценки заявки на участие в конкурсе по критериям «Цена договора» и «Годовой объем социальной рекламы» производится расчет степени выгодности содержащегося в заявке условия исполнения договора (далее – рейтинг) по следующей формуле:

 

R=K×xi-xminxmax-xmin , где

 

R – рейтинг по критерию оценки заявки;

K – коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса;

x i – значение условия, содержащегося в оцениваемой заявке на участие в конкурсе;

x max – наибольшее из значений условий, содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе;

x min – наименьшее из значений условий, содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе;

         

При определении победителя на торгах использовалась формула, которая предусматривает зависимость итогового рейтинга по критерию оценки заявки от наибольшего из значений, содержащегося во всех заявках на участие в конкурсе, при этом значение каждого критерия различно.

 

Начальная минимальная цена договора (далее – НМЦД) на лот № 1 установлена в размере 15 897 600,00 рублей.

 

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 16.05.2018 на лот № 1 были поданы следующие предложения:

Номер заявки

Дата и время подачи заявки

Информация об участнике

Предлагаемая цена договора, руб.

Предлагаемый объем социальной рекламы, %

Проект рекламной конструкции

Итоговый рейтинг

3

29.03.18 10:10

ООО «ГРЦ»

18 600 000,00

95

представлен

0,52

7

25.04.18 11:50

ООО «Медиа Сервис»

99 960 000,00

4

Не представлен

0,5

4

29.03.18 10:10

ООО «Магистраль»

35 400 000,00

95

представлен

0,47

2

29.03.18 10:00

ООО «Альянс»

28 615 680,00

25

представлен

0,35

8

26.04.18 11:50

ООО «Корпорация Руан»

16 533 504,00

45

представлен

0,34

5

29.03.18 10:15

ИП Моисеев Б.В.

15 900 000,00

15

не представлен

0,04

                                                                                                                     

Победителем было признано ООО «ГЦР», второй порядковый номер был присвоен ООО «Медиа Сервис».

В данном случае ООО «Медиа Сервис» предложило наибольшую цену, однако не предоставило проекта рекламной конструкции и предложило 4% социальной рекламы, что в дальнейшем послужило причиной того, что заявка ООО «Медиа Сервис» с необоснованно высокой ценой не стала победителем. В свою очередь, заявка
ООО «Медиа Сервис» в рамках торгов на лот №1 стала причиной выставления другим участникам за этот же критерий минимального рейтинга.

Соответственно, ООО «ГРЦ» предлагает 95 % социальной рекламы, что делает неконкурентоспособными заявки других участников.

 

При розыгрыше лота № 2, № 3 прослеживается аналогичная модель поведения участников:

 

Лот № 2

 

Номер заявки

Дата и время подачи заявки

Информация об участнике

Предлагаемая цена договора, руб.

Предлагаемый объем социальной рекламы, %

Проект рекламной конструкции

Итоговый рейтинг

3

29.03.18 10:10

ООО «ГРЦ»

33 450 000,00

95

представлен

0,47

7

25.04.18 11:50

ООО «Медиа Сервис»

99 960 000,00

4

Не представлен

0,50

4

29.03.18 10:10

ООО «Элвис»

 

16 200 000,00

95

представлен

0,52

2

29.03.18 10:00

ООО «Альянс»

26 265 600,00

25

представлен

0,35

8

26.04.18 11:50

ООО «Корпорация Руан»

14 708 736,00

32

представлен

0,30

5

29.03.18 10:15

ИП Моисеев Б.В.

13 200 000,00

15

не представлен

0,04

 

Победителем признано ООО «Элвис», второй порядковый номер был присвоен ООО «Медиа Сервис».

 

Лот № 3

 

Номер заявки

Дата и время подачи заявки

Информация об участнике

Предлагаемая цена договора, руб.

Предлагаемый объем социальной рекламы, %

Проект рекламной конструкции

Итоговый рейтинг

3

29.03.18 10:10

ООО «Магистраль»

18 000 000,00

95

представлен

0,52

7

25.04.18 11:50

ООО «Медиа Сервис»

99 960 000,00

4

Не представлен

0,50

4

29.03.18 10:10

ООО «Элвис»

 

34 002 000,00

95

представлен

0,46

2

29.03.18 10:00

ООО «Альянс»

30 412 800,00

25

представлен

0,36

8

26.04.18 11:50

ООО «Корпорация Руан»

17 639 424,00

40

представлен

0,33

5

29.03.18 10:15

ИП Моисеев Б.В.

15 300 000,00

15

не представлен

0,04

 

Победителем признано ООО «Магистраль», второй порядковый номер был присвоен ООО «Медиа Сервис».

 

В данном случае, применяемая схема аналогична приведенной выше.
ООО «Медиа сервис» как в первом, так и в другом случае не предоставляет проект рекламной конструкции и устанавливает ту же самую цену в размере 99 960 000,00 рублей, что автоматически (исходя из пропорциональной зависимости максимальной цены заявки и стоимостного критерия каждого участника) понижает все остальные предложения до нуля по стоимостному критерию. В свою очередь другим участником устанавливается 95 % социальной рекламы.

 

Общая НМЦД 44 236 800 руб. 00 коп.

Стоимость заключенных договоров 52 800 000 руб. 00 коп.

 

29.05.2018 с победителями конкурса заключены договоры: между Администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области и
ООО «ГЦР» договор № 01/18-ТРГ (по лоту № 1), между Администрацией Гатчинский MP ЛО и ООО «Элвис» договор № 02/18-ТРГ (по лоту № 2), между Администрацией Гатчинский MP ЛО и ООО «Магистраль» договор № 03Л 8-ТРГ (по лоту № 3).

 

Ленинградским УФАС России проведен сравнительный анализ примерной стоимости размещения рекламы на отдельно стоящих щитах размером 6х3 м, расположенных в непосредственной близости от адресов, указанных в адресном перечне конкурсной документации, а также в договорах, заключенных с победителями Конкурса.

Так, в соответствии с пунктом 2.1 Договора № 02/18-ТРГ, устанавливающего типы, места и адреса расположения рекламных конструкций, на основе сведений из интернет ресурсов составлена следующая таблица, носящая информационный характер:

 

Адрес в г. Гатчина

Стоимость, руб./мес.

Источник

ул. Рощинская, д. 9 (ТЦ «Рощинский»)

от 38 000 за 1 сторону

Outdoor реклама

ул. Рощинская, д. 18 у пожарной части

 

от 38 000 за 1 сторону

Outdoor реклама

ул. Чехова, у ТРК CUBUS

от 38 000 за 1 сторону

Outdoor реклама

пр. 25 Октября, Ингербургские ворота

от 38 000 за 1 сторону

Outdoor реклама

 

В соответствии с пунктом 2.2 Договора № 02/18-ТРГ срок эксплуатации рекламной конструкции равен 10 годам, с момента вступления в силу настоящего договора. В соответствии с пунктом 7.1 договор, заключенный между ООО «Элвис» и Администрацией Гатчинского МР ЛО, вступил в силу 01.06.2018.

Аналогичные условия установлены пунктами 2.2., 7.1 договоров № 01/18-ТРГ,
№ 03/18-ТРГ заключенных между ООО «ГЦР», ООО «Магистраль» и Администрацией Гатчинского МР ЛО соответственно.

 

Определением от 06.11.2019 № О/05/258 о назначении дела № 047/01/11-09/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, у ответчиков запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе:

  • Штатное расписание компании c указанием ФИО сотрудников, занимающих соответствующие должности, и документы его утверждающие;
  • Сведения о движении денежных средств с указанием полных данных плательщиков и получателей платежей, сумм и операций, назначений платежей по всем расчетным счетам, открытых для ведения хозяйственной деятельности.

 

В соответствии с представленным Реестром платежей по расчетным счетам
ООО «Элвис» за 2018 год (документ представлен на 38 л. в 01 экз., прошит и пронумерован ген. директором ООО «Элвис» О.Ю. Нечаевым) на счет общества поступили денежные средства в размере 403 000 руб. 00 коп. по оплате счетов
№ № 412, 413 от 29.05.2018, №№ 416-419 от 06.06.2018 за услуги по размещению рекламы от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина».

Кроме того, в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещена информация о проведении Комитетом по печати Ленинградской области открытых аукционов в электронной форме (далее – ОАЭФ) с номерами извещений:

 

  1. 0145200000417000306 от 06.04.2017 с начальной максимальной ценой контракта 30 000 000 руб. 00 коп. на организацию, создание и распространение социальной рекламы по социально-значимым темам на территории Ленинградской области по тематическим темам в соответствии с Техническим заданием, в том числе на рекламных конструкция с форматом информационного полня 6х3 м. Срок оказания услуг – с момента подписания государственного контракта до 31.12.2017.

 

Информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены:

 

Номер заявки

Дата и время подачи заявки

Информация об участнике

Предлагаемая цена (стоимость),
Российский рубль

Результаты рассмотрения заявок

1

27.04.2017 10:00

ООО «Элвис»

26 000 000,00

Соответствует требованиям

2

27.04.2017 10:00

ООО «Корпорация Руан»
ИНН: 7816349536

25 000 000,00

Соответствует требованиям

         

          При этом, неценовой критерий оценки заявок устанавливает требование наличия рекламных конструкции размером 6х3 м на правах собственности или аренды не менее чем в 12 муниципальных районах Ленинградской области.

          ООО «Элвис» заявлено и подтверждено наличие 71 единицы.

          ООО «Корпорация Руан» заявлено 74 единицы, при этом, аукционная комиссия посчитала данные позиции не подтвержденными.

          Победителем в ОАЭФ признано ООО «Элвис».

С учетом дополнительных соглашений к заключенному договору, стоимость оказанных услуг ООО «Элвис» составила 27 584 370 руб. 00 коп.

  1. 0145200000417002134 от 22.11.2017 с НМЦК 24 500 000 руб. 00 коп. на организацию, создание и распространение социальной рекламы по социально-значимым темам на отдельно стоящих рекламных конструкциях Т- образного или
    Г-образного типа, с размером рекламного поля 6х3 м, расположенных на территории Ленинградской области. Срок оказания услуг с 22.01.2018 года по 12.12.2018.

Информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены:

Номер заявки

Дата и время подачи заявки

Информация об участнике

Предлагаемая цена (стоимость),
Российский рубль

Результаты рассмотрения заявок

1

14.12.2017

10:00

Общество с ограниченной ответственностью «СтритБорд»
ИНН: 7813273222
 

24 489 000.00

Соответствует требованиям

2

14.12.2017

10:00

ООО «Элвис»
 

24 449 000.00

Соответствует требованиям

 

При этом, неценовой критерий оценки заявок устанавливает требование наличия рекламных конструкции размером 6х3 м на правах собственности или аренды не менее чем в 12 муниципальных районах Ленинградской области.

          ООО «СтритБорд» заявлено наличие 42 единиц, при этом аукционная комиссия оценила данный критерий 0 баллов.

          ООО «Элвис» заявлено и подтверждено 40 единиц.

Победителем в ОАЭФ признано ООО «Элвис».

С учетом дополнительных соглашений к заключенному договору, стоимость оказанных услуг ООО «Элвис» составила 26 893 899 руб.99 коп.

 

  1.  0145200000419002311 от 08.11.2019 с НМЦК 30 000 000 руб. 00 коп. на организацию, создание и распространение социальной рекламы по социально-значимым темам на отдельно стоящих рекламных конструкциях Т- образного или  Г-образного типа, с размером рекламного поля 6х3 м, расположенных на территории Ленинградской области. Срок оказания услуг с момента заключения государственного контракта до 20.12.2020 года.

Контракт заключен с единственным участником ОАЭФ – ООО «Элвис», на сумму 29 990 000 руб. 00 коп.

Стоит отметить, что формирование НМЦК в ОАЭФ проведено методом запроса предложений, в соответствии с которым НМЦК сформировано на основании трех коммерческих предложений.

Согласно информации, размещенной в открытом доступе, в рамках закупочной процедуры с номером извещения 0145200000417002134 от 22.11.2017 поступило 3 коммерческих предложения, в том числе:

Наименование организации

Дата направления

Коммерческое предложение

ООО «Элвис»

25.10.2017 исх. № 48

24 300 000,00

ООО «Медиа Сервис»

25.10.2017 исх. № 10

25 582 500,00

ЗАО «Постер»

26.10.2017 вх. № 316

25 123 500, 00

 

Заявок на участие в данных ОАЭФ от ООО «Магистраль»,
ООО «Медиа Сервис», ООО «ГЦР» не поступало.

          При этом, согласно выписке Единого государственного реестра юридических лиц Опарин Кирилл Олегович является генеральным директором ЗАО «Постер» (в настоящее время АО «Постер»), а также владельцем 12 % уставного капитала
ООО «Элвис».

Ленинградским УФАС России направлен запрос в Федеральную службу по финансовому мониторингу Межрегиональное управление по Северо-Западному Федеральному округу (далее – Росфинмониторинг).

В базе данных Росфинмониторинга установлено наличие сомнительных финансовых операций с участием ООО «Элвис» и ООО «Магистраль», носящие в том числе, риск вывода денежных средств в теневой оборот через счета организаций, обладающих признаками технических организаций, а также переводы физическим лицам.

Согласно выписке Единого государственного реестра юридических лиц, Ленинградским УФАС России установлено следующее:

 

Наименование организации

Совладельцы

Генеральный директор

Дочерние организации

ООО «Элвис»

Дерябин Сергей Григорьевич

Дерябин Алексей Сергеевич

Нечаев Олег Юрьевич

Нечаев Олег Юрьевич

 

20.03.2003 -29.03.2019

27.03.2019 - 07.10.2019

20.03.2003 по наст. время

ООО «Медиа Сервис»

Господарик Светлана Евгеньевна

С 07.04.2015 по на

 

ст. время

(50% в у.к.)

Господарик Светлана Евгеньевна

 

ООО «ГЦР»

Девятерикова Дарья Рудольфовна

С 14.04.2017 по наст. время

Девятерикова Дарья Рудольфовна

ООО «Магистраль» (33,3 % в у.к.)

 

ООО «Магистраль»

ООО «Элвис»

ООО «ГЦР» (1/3 в у.к.)

Господарик Светлана Евгеньевна (1/6 в у.к.)

           

Бирюков Сергей Иванович

 

С 14.05.2010 – 25.06.2020

С 14.05.2020 по наст. время

С 14.05.2020 по наст. время

               

 

Стоит также отметить, что с 19.03.2008 по 22.03.2011 ООО «ГЦР» и
ООО «Элвис» являлись соучредителями Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» (ИНН 7801464141), ликвидатором которого с 28.10.2010 была назначена Господарик С.Е.

Кроме того, по информации с Спарк-Интерфакс, Господарик С.В. с 22.08.2018 являлась доверительным управляющим 25 % доли в уставном капитале
ООО «Элвис» Дерябина С.Г.

 

На заседании Комиссии 22.11.2019 представители ООО «Элвис»,
ООО «Магистраль», ООО «ГЦР», ООО «Медиа Сервис» были уведомлены об административной и уголовной ответственности в соответствии со статьей
14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а так же о том, что признание факта участия в картельном сговоре, раскрытие обстоятельств заключения подобного соглашения и отказ от дальнейшего участия в сговоре позволяет первому, признавшемуся в участии в антиконкурентном соглашении, быть освобожденным от данной ответственности, а в отношении второго и третьего признавшегося административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа.

Представители ООО «Элвис», ООО «Медиа Сервис», ООО «Магистраль»,
ООО «ГЦР» на заседании Комиссии отрицали наличие между организациями соглашения о поддержании цен, а также утверждали, что являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

 

ООО «Медиа Сервис» на комиссии от 27.01.2020 сообщил, что ценовое предложение участника составлялось на основании приблизительного расчета стоимости размещения рекламы, исходя из цены 40 000 руб./мес. за место.

Представитель ООО «ГЦР» в обосновании предложения по неценовому критерию, а именно 95 % социальной рекламы в год сообщил о наличии информации в распоряжении хозяйствующего субъекта о потребностях региона в количестве социальной рекламы, на основании чего данное предложение отвечает принципу предпринимательской деятельности, а именно – извлечение прибыли.

Согласно журналу регистрации заявок, заявки на участие от ООО «ГЦР»,
ООО «Элвис», ООО «Магистраль», ООО «Медиа Сервис» поступили в
10 час. 10 мин., в то время как заявки других участников Конкурса зарегистрированы в иное время.

Кроме того, по информации, имеющейся в распоряжении Ленинградского УФАС России, заявки ООО «Элвис», ООО «Магистраль» подавались <....>, которая занимает должность начальника отдела торгов
ООО «Элвис». В штате ООО «Магистраль» данный сотрудник не числится.

Комиссией Ленинградского УФАС России проведен анализ представленных документов, в соответствии с которым установлено, что <...>
(ген. директор ООО «Медиа Сервис») по состоянию на 14.11.2019 числится в штате сотрудников ООО «Магистраль» в должности юрисконсульта.

<...>(ген. директор ООО «Магистраль») является заместителем технического директора ООО «Элвис».

Более того, согласно штатной расстановке главным бухгалтером
ООО «Элвис», ООО «Магистраль» является <...>.

Согласно представленной выписке по лицевому счету ООО «ГЦР» за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на счет ежемесячно поступают денежные средства от
ООО «Элвис», ООО «Магистраль» и ООО «Медиа Сервис» в рамках оплат за услуги по гражданско-правовым договорам, к примеру от ООО «Элвис»:

 

Дата платежа

Назначение платежа

Сумма поступивших средств, руб.

01.11.2018

Оплата за услуги по размещению РИМ в декабре 2018

209 500,00

30.11.2018

Оплата за услуги по размещению РИМ в ноябре 2018

279 735,00

27.12.2018

Оплата за услуги по размещению РИМ в декабре 2018

345 200,00

, где РИМ – рекламно-информационные материалы.

Кроме того, ООО «ГЦР» были предоставлены денежные средства по договору займа от 06.06.2020 в адрес ООО «Элвис». Согласно Сведениям о движении денежных средств ООО «Элвис», 08.06.2020 установлено поступление аналогичной суммы от Индивидуального предпринимателя Моисеева Б.В. по договору займа от 21.03.2018, от ООО «ГЦР» поступлений по договору займа от 06.06.2020 в указанном документе не содержится.

В свою очередь, ООО «Элвис» осуществляло регулярные переводы денежных средств за размещение РИМ также в адрес ООО «Магистраль», ООО «Медиа Сервис» и Индивидуального предпринимателя Господарик С.Е., к примеру:

Дата платежа

Назначение платежа

Сумма поступивших средств, руб.

Получатель

01.06.2018

Оплата по договору № 4

414 000,00

ИП Господарик С.Е.

07.06.2018

Оплата за услуги по размещению РИМ в мае 2018

729 540,00

ИП Господарик С.Е.

04.07.2018

Оплата за услуги по размещению РИМ в июне 2018

869 355,00

ИП Господарик С.Е.

 

Также установлено наличие переводов ООО «Элвис» за оказание услуг по монтажу и установке РИМ в адрес Индивидуального предпринимателя Нестеренко Андрея Сергеевича.

Согласно штатной расстановке ООО «ГЦР», Нестеренко Андрей Сергеевич по состоянию на 21.11.2018 занимает должность бригадира монтажной группы в
ООО «ГЦР».

Ленинградским УФАС России направлены запросы в Администрации муниципальных районов Ленинградской области с целью выявления иных торговых процедур, участие в которых принимали ООО «Элвис», ООО «Медиа Сервис»,
ОО «Магистраль», ООО «ГЦР».

На основании полученных ответов Ленинградским УФАС России установлено, что наряду с перечисленными хозяйствующими субъектами, совместное участие принимали ООО «Гриф» (ИНН 4703008628), ООО «Гри-Ф» (ИНН 4703078150) и
ООО «Леноблреклама» (ИНН 4703109714), действия которых обладают признаками нарушения антимонопольного законодательства

В целях полноценного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов, а также для получения дополнительных сведений от Межрайонных инспекций федеральной налоговой службы и Администраций муниципальных районов Ленинградской области, по обстоятельствам рассматриваемых в рамках дела
№ 047/01/11-09/2019, руководствуясь пунктом 2 части 1, частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Определением от 30.01.2020 № О/05/54 Комиссия Ленинградского УФАС России определила рассмотрение дела № 047/01/11-09/2019 отложить, а также привлечь к участию в качестве ответчиков ООО «Гриф»
(ИНН 4703008628), ООО «Гри-Ф» (ИНН 4703078150) и ООО «Леноблреклама»
(ИНН 4703109714).

По итогу всестороннего изучения материалов и сведений, представленных в адрес Ленинградского УФАС России, Комиссия пришла к выводу о необходимости выделить дело в отношении ООО «Гриф» (ИНН 4703008628), ООО «Гри-Ф»
(ИНН 4703078150) и ООО «Леноблреклама» (ИНН 4703109714), ООО «Медиа Сервис», ООО «ГЦР», ООО «Магистраль», в связи с обнаружением признаков состава правонарушения пункта 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на основании пункта 1 части 1 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции в отдельное делопроизводство. В соответствии с Определением от 27.03.2020 № О/05/163 дело
№ 047/01/11-09/2020 в отношении ООО «Гриф» (ИНН 4703008628), ООО «Гри-Ф»
(ИНН 4703078150) и ООО «Леноблреклама» (ИНН 4703109714) прекращено.

 

В связи со служебной необходимостью и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях принятия мер по противодействию коронавирусной инфекции и обеспечению безопасности отдельных категорий сотрудников, заседание Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 047/01/11-09/2019 назначено на 22.07.2020.

На заседании Комиссии Ленинградского УФАС России представитель
ООО «Элвис», ООО «Магистраль, представитель ООО «ГЦР», представитель
ООО «Медиа Сервис» поддержали ранее представленные доводы и пояснения по факту участия в Конкурсе на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, извещение о проведении которого опубликовано 21.02.2018.

 

В результате анализа представленных документов и материалов, Ленинградским УФАС России установлено, что в материалах дела достаточно доказательств для принятия Заключения об обстоятельствах антимонопольного дела
№ 047/01/11-09/2020.

Определением от 27.07.2020 № О/05/1-55 об отложении дела
№ 047/01/11-09/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47, частями 1, 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России определила принять заключение об обстоятельствах дела № 047/01/11-09/2019.

          Рассмотрение дела № 047/01/11-09/2019  назначено на 05 августа 2020 года в
14-30 час. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, пом. № 3-150.

 

Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции подготовлен аналитический отчет по результатам состояния конкуренции.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, установленном пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и необходимом для принятия решения по делу № 047/01/11-09/2019  о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

 

По результатам исследования состояния конкуренции при проведении Конкурса установлено:

1) Временной интервал исследования определен с 21.02.2018 по дату издания Определения о назначении дела от 06.11.2019;

2) Предметом закупки является право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность, на которые не разграничена;

3) Состав участников конкурса определён как состав хозяйствующих субъектов, которые принимали участие конкурентной процедуре, не отозвали свои заявки, и чьи заявки не были отклонены.

Все участники каждого из исследованных аукционов являлись между собой конкурентами на право заключения договора.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 установлено, что вывод о согласованности действий может быть сделан исходя из того, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Одним из косвенных доказательств в сложившейся правоприменительной практике является анализ действий субъектов на товарном рынке, на котором совершено нарушение антимонопольного доказательства. Вменяемое субъекту антиконкурентное девиантное поведение обуславливается тем обстоятельством, что в нормальных конкурентных условиях на данном товарном рынке субъекту вменяемые действия совершать было бы нецелесообразно.

Ленинградским УФАС России в рамках подготовки Аналитического отчета о состоянии конкуренции от 09.03.2020 (Приложение № 1 «Дополнительные пояснения к аналитическому отчету от 09.03.2020 по делу № 047/01/11-09/2019») в рамках конкурса на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области проведен анализ поведения хозяйствующих субъектов с использованием базовых инструментов математического моделирования поведения участников на торгах и теории вероятности.

 

К примеру, участники А, Б, В заключив соглашение, заранее распределили роли каждого. В соответствии с договоренностью, участник «Б» предлагает экономически необоснованную ставку, которая делает неконкурентоспособными ценовые предложения других участников, но при этом не приносит прибыль. Критерий годового объема социальной рекламы наоборот равен минимально допустимому значению.

Участник «А» делает ценовое предложение несколько выше минимально допустимого значения. При этом завышая показатель годового объема социальной рекламы до необоснованно высокого значения.

Заявка участника «В» содержит ценовое предложение в два раза больше НМЦК, но значительно меньше ставки участника «Б»; предложение по годовому объему социальной рекламы соответствует предложению участника «А». При этом проект рекламы не представлен.

Критерий оценки заявок участников представляет собой функцию зависимости от всех показателей, при этом весовой коэффициент каждого критерия различен. Таким образом, поведение участников А, Б, В гарантирует победу в Конкурсе одного из них с высокой вероятностью. Учитывая, что данные участники имеют договоренности между собой, то контракт будет заключен с участником, заявка которого обладает наибольшим показателем прибыли.

Таким образом, применение минимально возможной ставки (или значения стремившегося к НМЦК) в Конкурсе возможно, лишь при условии, что участнику «А» заранее известно поведение других участников Конкурса. В таком случае, применение названной стратегии может обеспечить максимальный выигрыш, при условии соблюдения игроками заключенного соглашения.

В отсутствии информации о намерениях других участников Конкурса, игрок «А» не может гарантировать себе победу, выбирая описанную выше стратегию поведения.

 

В процессе рассмотрения дела по существу Комиссия установила, что имеет достаточно доказательств для  принятия заключения об обстоятельствах дела.

Ленинградским УФАС России в адрес ООО «Элвис», ООО «Магистраль»,
ООО «Медиа Сервис», ООО «ГЦР» направлено Заключение об обстоятельствах дела № 047/01/11-09/2019 от 28.07.2020 исх. № З/05/01-05.

 

В рамках предоставления пояснений и возражений на направленное заключение ответчики представили письменные позиции, согласно которым ООО «Элвис»,
ООО «Магистраль», ООО «Медиа Сервис», ООО «ГЦР» выразили несогласие с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, а также сообщили об отсутствии антиконкурентного соглашения между указанными лицами.

Заседание Комиссии Ленинградского УФАС России состоялось 05.08.2020, на заседании представители ООО «Элвис», ООО «Магистраль», ООО «Медиа Сервис», ООО «ГЦР» сообщили, что придерживаются ранее представленным позициям.

 

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Действия ООО «Элвис», ООО «Магистраль», ООО «ГЦР», ООО «Медиа Сервис» направлены на поддержание цен на торгах и полного устранения конкуренции.

Реализации указанной модели поведения организациями конкурентами, при участии в Конкурсе на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, направлена на недопущение иных хозяйствующих субъектов к выходу на рынок установки и эксплуатации рекламных конструкций. Причинно-следственный анализ поведения хозяйствующих субъектов приводит к выводу о намеренном завышении показателя годового объема социальной рекламы до 95 %, ввиду наличия заключенных контрактов на размещение социальной рекламы на территории Ленинградской области, а также регулярных денежных переводов между ООО «Элвис», ООО «Магистраль»,
ООО «Медиа Сервис», ООО «ГЦР».

 

 

Общая НМЦД 44 236 800 руб. 00 коп.

Стоимость заключенных договоров 52 800 000 руб. 00 коп.

 

Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Элвис», ООО «Магистраль», ООО «Медиа Сервис»,
ООО «ГЦР», при участии в рассматриваемом Конкурсе,состава нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Ленинградского УФАС России посчитала, что обстоятельства дела № 047/01/11-09/2019 изучены в полном объеме. Принимая во внимание установленные обстоятельства, и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать в действиях ООО «Элвис» (ИНН 4703050644),
    ООО «Городской центр рекламы» (ИНН 4705040722), ООО «Магистраль»
    (ИНН 7802714080), ООО «Медиа сервис» (ИНН 7811553513) нарушение  пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся  в  заключении и участии в устном соглашении, которое привело к поддержанию цен на конкурсе, на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является установка и эксплуатация рекламных конструкций, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, извещение о проведении которого опубликовано 21.02.2018;
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту наличия признаков состава преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                <...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны