Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 738-05-2893-А/14 от 10 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

гражданам <…….>

ул. Большая Пороховская,

д. 23, лит. А,

Санкт-Петербург , 195176

(заявители)

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 738-05-2893-А/14

                                                                

                      г. Санкт-Петербург

 

 

Дата оглашения резолютивной части решения         – 13.11.2014

Дата изготовления решения в полном объеме           – 26.11.2014

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

 – заместителя руководителя, председателя Комиссии;

Белинского Ф.Г.

 

А.В. Французовой

 

– начальника отдела естественных монополий, член      Комиссии;

– государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

 

в присутствии представителей заявителей – Баринова Р.Ю., Зубина А.Ю. (по доверенности), представителя Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ОАО «Ленэнерго») Чеклакова А.Г. (по доверенности от 19.12.2013 № 818-13),

рассмотрев материалы дела № 738-05-2893-А/14, возбуждённого приказом № 27 от 04.02.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России)  по признакам нарушения ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1, ИНН 7803002209) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 738-05-2893-А/14 в отношении сетевой организации ОАО «Ленэнерго» явилось заявление граждан <……>,  поступавшее в Ленинградское УФАС России (л.д. 1-40).

По информации заявителей, между ними и ОАО «Ленэнерго» в 2012 году заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договоры технологического присоединения) энергопринимающих устройств (частных домов, земельных участков), расположенных на территории Ленинградской области (в количестве 120 штук), указанных в приложении к настоящему решению.

Согласно приложенной таблице договоры были заключены 15.10.2012. Согласно п. 5 договоров (л.д. 133, а также все договоры представлены заявителями в электронном виде на электронном носителе, представленном в материалы дела).  Срок исполнения обязательств по договорам истек 15.04.2013. Таким образом, на момент вынесения настоящего решения просрочка ОАО «Ленэнерго» исполнения своих обязательств составила более 1 года и 6 месяцев.

 

Согласно п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности).

 

В соответствии с п. 15 Правил (в редакциях, действовавших на даты заключения договоров с гражданами), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

 

Таким образом, ОАО «Ленэнерго», являясь сетевой организацией, в соответствии с вышеуказанными положениями Правил обязано выполнить все вышеперечисленные мероприятия по технологическому присоединению (в части обязательств сетевой организации) в срок, не превышающий 6 месяцев с момента заключения договора на технологическое присоединение.

ОАО «Ленэнерго» в подтверждение отсутствия бездействия со своей стороны представило Комиссии Ленинградского УФАС России копию договора подряда, заключенного с подрядной организации для выполнения работ, необходимых для технологического присоединения к электрической сети объектов заявителей (л.д. 50-68).

Комиссия отмечает, что договор заключен 30.05.2013 ( срок в 6 месяцев уже истек на момент заключения данного договора) что свидетельствует о бездействии ОАО «Ленэнерго» в отношении заявителей, заключивших с ОАО «Ленэнерго» договоры о технологическом присоединении в 2012 году. Кроме того, фамилии заявителей Сабанова Е.В., Семенова А.П., Ходченкова А.О. вообще отсутствуют в данном договоре подряда.

В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора.

Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Ущемление интересов заявителей по делу № 738-05-2893-А/14, установлено Комиссией при рассмотрении дела, подтверждается заявлением граждан, поступившим в Ленинградское УФАС России, материалами дела, пояснениями представителей заявителей (подтверждены звукозаписями заседания Комиссии).

Кроме того, граждане представили доказательства того, что построенные дома на участках заявителей не подключены к электрической сети (л.д. 97-106), что дополнительно подтверждает ущемление интересов граждан. Граждане не могут нормально использовать свои дома при отсутствии электричества.

 

ОАО «Ленэнерго» является крупнейшей сетевой организацией на территории Ленинградской области, оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, а также сопутствующие указанному виду деятельности услуги, в том числе технологическое присоединение электроустановок заявителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии. ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1, ИНН 7803002209) является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Приказ ФСТ России от 19.12.97 №127/8) по разделу I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

На рынке оказания услуг по обеспечению предприятий и населения электроэнергией ОАО «Ленэнерго» включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % приказом Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.06.1996 № 02-РР (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/find).

У заявителей нет иной возможности получить доступ к услугам электроснабжения, кроме как обратившись в сетевую организацию за технологическим присоединением. Таким образом, в результате бездействия, систематического нарушения принятых на себя договорных обязательств и норм законодательства, ОАО «Ленэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением.

 

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неосуществление сетевой организацией ОАО «Ленэнерго» мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям электроустановок граждан, указанных в приложении к настоящему решению, что не соответствует положениям Правил технологического присоединения…, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 № 861, нарушает условия заключенных с гражданами договоров и ущемляет их интересы.

2. Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 738-05-2893-А/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго» и его должностных лиц дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в. ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                   

 

 

Члены Комиссии:                                                              

                                                                                        

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны