Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по контролю ... от 12 июня 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
Заказчик:
 
Администрация Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области
 
ул. Садовая, д. 10, пос. Аннино, Ломоносовский район, Ленинградская область, 187026
 
Заявитель:
 
ООО «Гарант Системс»
 
ул. Рощинская, д. 30, 
лит. А, пом. 2Н, 
Санкт-Петербург, 196105
 
 
РЕШЕНИЕ
  Комиссии Ленинградского УФАС России 
 по контролю в сфере размещения заказов 
 по делу № 839-03-5804-РЗ/12
 
03 декабря 2012 года                                                                    
Санкт-Петербург
 
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) в составе:
Грецкого Алексея Андреевича – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, председателя Комиссии, 
Пашедко Анны Дмитриевны – специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии, 
Бровкина Владимира Ювенальевича – главного специалиста-эксперта  отдела  антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
       с участием в заседании представителя администрации Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области  (далее – Заказчик) <…>,
в отсутствие представителя ООО «Гарант Системс» (далее – Заявитель), надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,  
       рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012  № 498, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу Заявителя и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
 
                                  УСТАНОВИЛА:
 
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя   (вх. № 5804 от 26.07.2012) на утверждение Заказчиком не соответствующей требованиям законодательства о размещении заказов документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству пожарной сигнализации в здании спортивного комплекса (далее – аукцион). 
Извещение о проведении аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком органом 19.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта – 371 407 (Триста семьдесят одна тысяча четыреста семь) рублей.
Источник финансирования – бюджет сельского поселения.
Заявитель усмотрел в документации об аукционе следующие нарушения требований законодательства о размещении заказов:
при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчик использовал разработанные для Санкт-Петербурга единичные расценки на строительные, монтажные, ремонтные и пусконаладочные работы, что является нарушением требований законодательства о размещении заказов и регионального законодательства о ценообразовании в строительстве;
пункт 7.3 проекта муниципального контракта документации об аукционе предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта Заказчиком, что противоречит требованиям части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов;
представленная с составе документации об аукционе проектная документация по устройству пожарной сигнализации и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), что не позволяет участнику размещения заказа определить требования, предъявляемые Заказчиком к  качеству работ, их безопасности и иным показателям, определяющим на основании пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов соответствие выполняемых работ потребностям Заказчика.
 Представитель Заказчика на заседании Комиссии возражал против доводов жалобы.
  На момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт не заключен.
 Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.
Таким образом, Закон о размещении заказов, не ограничивая заказчика в способах определения начальной (максимальной) цены контракта, устанавливает необходимость указания заказчиком обоснования начальной (максимальной) цены контракта в документации об открытом аукционе в электронной форме. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта источники информации о ценах должны быть общедоступны для всех заинтересованных в размещении заказов лиц и проверяемы для целей регулирования настоящего Федерального закона.
Согласно разделу 3 документации об аукционе расчет начальной (максимальной) цены муниципального контракта выполнен на основании утвержденной Заказчиком локальной сметы, что не противоречит требованиям статьи 19.1 Закона о размещении заказов, следовательно, довод жалобы в этой части необоснован.
Оценив довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, Комиссия считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано выше, документация об открытом аукционе в электронной форме разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В силу части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Согласно пункту 2 статьи 3 ГК РФ иные федеральные законы, регулирующие гражданские отношения, принимаются в соответствии с настоящим Кодексом. 
При этом пункт 1 статьи 527 ГК РФ указывает, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Статья 765 ГК РФ указывает, что основания для заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статьи 527 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд.
При этом частью 4 статьи 9 Закона о размещении признается, что заказ признается размещенным со дня заключения контракта.
Таким образом, при принятии решения о законности действий при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд необходимо руководствоваться положениями специального закона, Закона о размещении заказов, так как на данный факт указывают положения ГК РФ, исключая из сферы действия ГК РФ вопросы правомерности размещения заказа. Довод представителя Заказчика о необходимости применения положений ГК РФ к отношениям по утверждению документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе проекта контракта, не может быть признан правомерным, так как ГК РФ регулирует вопросы прекращения уже существующих в рамках контракта отношений между заказчиком и подрядчиком, в то время как, в рассматриваемом случае проект контракта не подписан Заказчиком и участником размещения заказа.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 7.3 проекта муниципального контракта Заказчику предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта с победителем аукциона, что на основании перечисленных выше положений законодательства о размещении заказао противоречит требованиям части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
В отношении доводов жалобы о нарушении Заказчиком требований пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Как указано выше, документация об открытом аукционе в электронной форме разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Материалы дела свидетельствуют и сторонами не оспаривается, что работы по предмету торгов должны осуществляться участником размещения заказа в соответствии с разработанным ООО «НПО ПО Ломоносовского района» проектом системы пожарной сигнализации и управления эвакуацией людей при пожаре, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Статьями 83 и 84 Закона № 123-ФЗ, «Сводом правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утвержден приказом МЧС России от  25.03.2009 № 175), «Сводом правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173) установлены требования, которым должны соответствовать системы пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу пункта 10.3.2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утвержден приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375) контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности осуществляют территориальные отделы (отделения, инспекции) органов государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Следовательно, в рассматриваемом случае соответствие результатов работ по подготовке проекта требованиям пожарной безопасности должны определять территориальные отделы (отделения, инспекции) органов государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, оспоренная Заявителем проектная документация соответствует требованиям пожарной безопасности, в том числе требованиям Закона № 123-ФЗ, что подтверждается подписью начальника ОГПН Ломоносовского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области <…>, следовательно, ее содержание не препятствует участнику размещения заказа определить требования, предъявляемые Заказчиком к  качеству работ, их безопасности и иным показателям, определяющим соответствие выполняемых работ потребностям Заказчика.
Таким образом, довод жалобы в этой части не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия усмотрела в действиях Заказчика следующее нарушение Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме,      в том числе, должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Следовательно, Законом о размещении заказов предусмотрено два  вида электронных торгов при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг: собственно размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг либо размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар. В зависимости от вида торгов первая часть заявки должна содержать соответствующие сведения.
Как следует из пояснений представителя Заказчика и материалов дела, предмет оспоренного аукциона определен как выполнение работ с использованием товаров. При этом перечень используемых при выполнении работ товаров, а также предусмотренные  пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов показатели таких товаров в документации об аукционе отсутствуют. 
Согласно пункту 14 Информационной карты документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе дословно должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией аукционе, то есть требование к составу первой части заявки на участие в аукционе не соответствует содержанию ни одного из подпунктов, указанных в пункте 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Учитывая, что согласно части 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией производится отбор участников открытого аукциона в электронной форме, нарушение Заказчиком требований Закона о размещении заказов к содержанию первой части заявки на участие в аукционе может повлиять на результаты проведения аукциона, является существенным и влечет выдачу предписания.
 
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия 
 
        РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «Гарант Системс» частично обоснованной.
2. Признать администрацию Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области нарушившей требования части 8 статьи 9, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать администрации Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 839-03-5804-РЗ/12 для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
   Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
 
 
Председатель Комиссии                                                           А.А. Грецкий
 
Члены комиссии                                                                        А.Д. Пашедко
 
                                                                                                     В.Ю. Бровкин
 
 
 
 
Заказчик:
 
Администрация Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области
 
ул. Садовая, д. 10, пос. Аннино, Ломоносовский район, Ленинградская область, 187026
 
Оператор электронной площадки: 
 
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
 
е-mail:  info@sberbank-ast.ru
извещение: 0145300019112000017
 
 
     ПРЕДПИСАНИЕ
    по делу № 839-03-5804-РЗ/12
 
03 декабря 2012 года
Санкт-Петербург
 
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) в составе:
Грецкого Алексея Андреевича – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, председателя Комиссии, 
Пашедко Анны Дмитриевны – специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии, 
Бровкина Владимира Ювенальевича – главного специалиста-эксперта  отдела  антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
на основании решения Комиссии по делу № 839-03-5804-РЗ/12, руководствуясь пунктом 1 части 9, частью 10 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),
 
  ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству пожарной сигнализации в здании спортивного комплекса (далее – аукцион) в соответствии с требованиями части 8 статьи 9, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, продлив срок подачи заявок на участие в аукционе так, чтобы со дня размещения таких изменений на официальном сайте до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней. 
  2. Оператору электронной площадки:
  обеспечить техническую возможность исполнения администрацией Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области пункта 1 настоящего предписания;
  вернуть ранее поданные заявки участникам размещения заказа, и прекратить блокирование денежных средств, внесенных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявок на участие в торгах.
  3. Администрации Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области в срок до 14.12.2012 представить в Ленинградское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по факсу (812) 274 30 70 и дополнительно посредством почтовой связи.
 
Ленинградское УФАС России напоминает, что статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо представление заведомо недостоверных сведений.
 
 
Председатель комиссии А.А. Грецкий
 
Члены комиссии А.Д. Пашедко
 
   В.Ю. Бровкин
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны