Решение б/н См. Приложение от 24 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области»

 

Заявитель:

ООО «Аметист»

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 047/10/18.1-4441/2023

                                                                                                                        Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 24.01.2024

Решение изготовлено в полном объеме: 29.01.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа № 15/24 от 15.01.2024  по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью  «Аметист»» (далее – Заявитель, ООО «Аметист»), (вх. № 15516/23 от 27.12.2023) на действия (бездействие) Акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее – Заказчик, АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», АО УК) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, от мест их накопления до объектов обработки и размещения (Гатчинский район Ленинградской области),

в присутствии представителей от Заказчика – ,

в отсутствие представителей от Заявителя - ООО «Аметист»,  извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «Аметист» на действия (бездействие) АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, от мест их накопления до объектов обработки и размещения (Гатчинский район Ленинградской области), извещение № 32313055464 (далее – Конкурс).

 

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Аметист» в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № ИМ/13311/23 от 27.12.2023) рассмотрение жалобы назначено на 15.01.2024 в 12:30 ч. по ВКС.

Заказчику в срок до 15.01.2024 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями
13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь положениями части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, приняла решение продлить срок принятия решения до 24.01.2024

В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

Заказчик поддержал доводы, изложенные в своих письменных пояснениях, направленных в Ленинградское УФАС России, считает доводы жалобы Заявителя необоснованными.

Изучив жалобу Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав позицию сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» в соответствии с соглашением об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2018 наделено статусом Регионального оператора на территории Ленинградской области.

Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила № 1133).

В соответствии с п. 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Из представленных предстателями Заказчика пояснений и документов в адрес Ленинградского УФАС России следует, что в зоне деятельности АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» образуется 100 % ТКО Ленинградской области и, следовательно, цены на услуги по транспортированию ТКО для АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» должны формироваться по результатам торгов.

Пунктом 10 Правил № 1133 установлено, что региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133, в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 % твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

Таким образом, с учетом положений пунктов 9 и 10 Правил № 1133, региональный оператор обязан провести торги на территории, где образуется более 50 % ТКО (по массе отходов) от ТКО, в зоне его деятельности в соответствии с Правилами (то есть необходимо определить в совокупности территории, в отношении которых следует проводить аукционы, и разбить их не менее чем на три лота), а также в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Указанные положения также отражены в разъяснениях, приведенных в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2019 № Д05и-18413, согласно которым с учетом положений пунктов 9 и 10 Правил региональный оператор обязан провести торги на территории, где образуется более 50% ТКО (по массе отходов) от ТКО, в зоне его деятельности в соответствии с Правилами (то есть необходимо определить в совокупности территории, в отношении которых следует проводить аукционы, и разбить их не менее чем на три лота), а также в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации (если применимо). В отношении остального объема ТКО в зоне деятельности регионального оператора аукцион не проводится в порядке, предусмотренном Правилами.

Учитывая вышеизложенное, АО УК определены в совокупности территории, где образуется более 50% ТКО и в отношении указанных территорий проведены торги в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133.

Так, на момент объявления АО УК электронных аукционов, в отношении территорий, где образуется не менее 50% массы ТКО, образующихся в субъекте, действовала территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденная приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами приказом от 22.07.2019 № 5 (далее — Терсхема Ленобласти).

По данным Терхсемы Ленобласти, утвержденной приказом от 22.07.2019 № 5, на территории Ленинградской области в год образуется 711,45 тонн. Таким образом, АО УК обязано провести закупку в форме электронного аукциона в рамках Закона о контрактной системе в соответствии с Правилами № 1133 в отношении не менее 50 % от этой массы отходов, т.е. в отношении 355,72 тыс. тонн.

В письменных пояснениях Заказчиком представлены сведения о проведенных аукционах в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133. Суммарно общая масса ТКО, по результатам проведенных Заказчиком аукционов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, составляет 378,95 тыс. тонн, что составляет 53,3 % от объема образования ТКО Ленинградской области.

Таким образом, в отношении остальной массы твердых коммунальных отходов, образуемых на территории Ленинградской области, Региональный оператор в соответствии с Правилами № 1133 вправе определить иные способы проведения закупки, но согласно письму Минэкономразвития Российской Федерации от 04.06.2019 № ДО5и-18413 должны проводиться конкурентные процедуры закупки товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, а также законодательством о закупках товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами (в зависимости от того, действие какого федерального закона распространяется на закупки Регионального оператора).

На основании представленных представителями Заказчика пояснений, довод подателя жалобы о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ проведения рассматриваемой закупки,  не находит своего подтверждения.  При проведении закупки на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, от мест их накопления до объектов обработки и размещения (Гатчинский район Ленинградской области), Заказчик вправе был использовать иные способы проведения закупок, помимо аукциона в электронной форме, в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе конкурентную закупку в форме открытого конкурса, предусмотренную Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области».

Довод Заявителя о том, что в составе извещения о закупке отсутствуют сведения: о  количестве (объеме или массе) отходов с учетом сезонной составляющей - в нарушение пп. «б» п. 12 Правил 1333;  о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарно за весь срок, на который заключается договор) - в нарушение пп. «з» п. 12 Правил 1333,  также не нашёл своего подтверждения поскольку  положения пункта 12 Правил № 1133 содержат требования к документам и информации в составе извещения о проведении аукциона и, соответственно, применяются исключительно в случае проведения аукциона в электронной форме в соответствии с требованиями  Закона о контрактной системе. Учитывая тот факт, что оспариваемая закупка проведена в форме открытого конкурса, положения пункта 12 Правил № 1133 в данном случае неприменимы.

Вместе с тем, Комиссия установила, что информация о массе отходов, указана в проекте договора на оказание услуг по транспортированию отходов, приложенного в составе конкурсной документации.

По вопросу обоснования начальной максимальной цены договора (далее — НМЦД) Комиссия сообщает следующее.

В жалобе Заявитель указывает, что в нарушении пп. «к» п. 5 Правил № 1133 Заказчик в конкурсной документации не привел обоснование цены предмета аукциона. Вместе с тем, согласно пп. «к» п.5 Правил № 1133 при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона о контрактной системе, регламентирующие порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены предмета аукциона).

В соответствии с пунктом 5(1) Правил № 1133 определение и обоснование цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).

В соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами № 1133, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования:

а) расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала,

б) расходов на топливо и горюче-смазочные материалы для транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов;

в) расходов на сырье и материалы для текущего технического обслуживания транспортных средств; г) ремонтных расходов и расходов на техническое обслуживание в отношении транспортных средств;

д) расходов на амортизацию транспортных средств;

е) расходов на арендную плату и лизинговые платежи в отношении транспортных средств;

ж) прочих производственных расходов;

з) административных расходов;

и) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей;

к) расчетной предпринимательской прибыли организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов.

При этом Комиссия установила, Раздел IV конкурсной документации содержит обоснование НМЦД, в котором указано, что для обоснования НМЦД проведен расчет в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Также есть информация о том, что для определения НМЦД использован затратный метод, предусмотренный Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области».

Кроме того, размещен расчет стоимости оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, от мест их накопления до объектов обработки и размещения. В расчете указаны расходы по всем статьям затрат. В жалобе заявитель указывает, что в обосновании НМЦД нет подробного расчета цены договора и каких-либо формул, вместе с тем такое требование к определению расходов на транспортирование ТКО отсутствует в п. 90(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В части указания заявителем на отсутствие подписи в документе «Расчет стоимости оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, от мест их накопления до объектов обработки и размещения» представители Заказчика пояснили, что данный документ входит в состав Раздела IV конкурсной документации «Обоснование НМЦД», размещен в ЕИС и подписан электронно-цифровой подписью уполномоченного лица Заказчика.

Таким образом, доводы заявителя об отсутствии обоснования НМЦД не находят своего подтверждения, Заказчиком соблюдены требования Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» и требования к определению расходов на транспортирование ТКО п. 90(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет критерии и порядок оценки к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия Ленинградского УФАС России, изучив состав извещения о закупке, установила наличие противоречивых, неоднозначных сведений, в нарушение норм Закона о закупках.

В Приложении 1 к разделу II «Информационная карта» конкурсной документации Заказчиком установлены  критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки.

Изучив требования порядка оценки заявок, Комиссия установила наличие следующего положения:  «Сопоставимые параметры услуг: оказание участником закупки в 2018 – 2023 годах услуг по транспортированию ТКО по договорам (контрактам) с региональным (ми) оператором (ами) по обращению с ТКО, предметом которых является оказание услуг по транспортированию ТКО».

Комиссия отмечает, что из формулировки указанного выше положения  «оказание участником закупки в 2018 – 2023 годах» однозначно не представляется возможным определить, договоры (контракты), принимаемые к оценке, должны быть заключены и исполнены в период  с 2018 по 2023  годы или важен факт их исполнения (не ранее 2018г.), в случае если договоры (контракты) заключены до 2018 года.

Также из порядка оценки заявок следует, что для присуждения баллов по настоящему показателю критерия сведения должны быть подтверждены, в том числе  сведениями об опыте оказания услуг по форме приложения 1 к конкурсной документации.

Вместе с тем, проанализировав документы в составе извещения, Комиссия не установила в приложении 1 к конкурсной документации формы для предоставления сведений, на которую ссылается Заказчик в положениях порядка оценки.

Более того, Комиссия Ленинградского УФАС России также выявила противоречия в следующих положениях конкурсной документации:

Пп. «б» п 3.10.2. 3.  Конкурсной  документации Заявка на участие в конкурсе должна содержать: «полученную не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц); полученную не ранее чем за 2 (два) месяца до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей)».

Вместе с тем, согласно п.20 РАЗДЕЛА II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА заявка на участие в конкурсе должна содержать «полученную не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц); полученную не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей)».

При этом из п. 3 РАЗДЕЛА III. ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА ФОРМА №1. ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ  следует: «полученная не ранее чем за 2 (два) месяца до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц); полученную не ранее чем за 2 (два) месяца до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей)».

Таким образом, из вышеуказанных положений однозначно не представляется возможным определить - заявка на участие в конкурсе должна содержать полученную не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП  или не ранее чем за 2 (два) месяца.

Комиссия отмечает, участники не обязаны устанавливать приоритетность одного пункта извещения о закупке над другими пунктами документов, содержащихся в составе извещения, как и приоритетность одного файла над другим.

Также, проанализировав положения извещения о закупке, Комиссия выявила, что в конкурсную документацию Заказчик включил требование о соответствии нормативно-правовым актам, утратившим силу:

7.            СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

8.            СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

10.          Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 года N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».

При этом Комиссия установила, что СанПиН 2.1.7.1322-03 является недействующим. Документ утратил силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.

СанПиН 42-128-4690-88 является недействующим. Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 N 42.

Приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 N 40331) также является недействующим. Документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496.

Комиссия отмечает, что ненадлежащее установление конкурсной документации  с наличием недействующих стандартов/актов/приказов/нормативов также может вводить потенциальных участников закупки в заблуждение, что противоречит нормам  Закона о закупках.

Кроме того, Комиссия Ленинградского УФАС России установила наличие следующего требования в РАЗДЕЛЕ  VI. ПРОЕКТ ДОГОВОРА:

«8.7.   Региональный оператор не несет ответственности за нарушение сроков оплаты в случае не предоставления, либо предоставления не надлежащим образом оформленных документов на оплату и (или) предоставления неполного пакета документов на оплату, предоставления пакета документов с нарушением сроков, предусмотренных п. 2.3 настоящего договора.

При этом, в случаях нарушения Исполнителем форм и / или сроков предоставления Региональному оператору документов, предусмотренных п. 2.3. настоящего договора, а также выявления при проведении проверки Региональным оператором недостоверности предоставленных Исполнителем в отчетной документации данных, нарушения обязательств, предусмотренных п.п. 5.1.29 и п.п. 5.1.30, п.п. 5.4.13 настоящего договора, Исполнитель по требованию Регионального оператора уплачивает Региональному оператору штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек, за каждый случай нарушения».

В ходе рассмотрения дела представители Заказчика не пояснили, чем регламентировано использование конкретной суммы (50 000 рублей) штрафа в адрес регионального оператора.

С одной стороны, Комиссия руководствуется тем, что Закон о закупках не имеет нормативного определения сумм штрафа, что позволяет Заказчику сформировать их самостоятельно в проекте договора, с другой стороны, такие штрафные санкции должны носить соразмерный и обоснованный характер, и не приводить к ситуации к взысканию с исполнителя суммы в размере 50 000 рублей за любое нарушение или неточностей (например, в отчетных документах).

Таким образом, руководствуясь общими принципами Закона о закупках, установление произвольных размеров штрафов имеет признаки ограничения конкуренции и может приводить к ситуации «бесконтрольных штрафных санкций», с учетом того, что Заказчик всегда по договору будет выступать более «сильной» стороной. В такой ситуации Заказчику следует разделять суммы в зависимости от существенных или несущественных нарушений договора.

В связи с чем, материалами дела подтверждается, что в извещении об осуществлении закупки Заказчика имеются противоречия, неоднозначные сведения,  нуждающиеся в корректировках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью ООО «Аметист» на действия АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, от мест их накопления до объектов обработки и размещения (Гатчинский район Ленинградской области), (извещение № 32313055464) обоснованной.

2. Признать в действиях АО  «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО  «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны