Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению ... от 30 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

[....]

  

 

Организатор торгов:

Муниципальное казенное учреждение «Центр муниципальных услуг» муниципального

образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области

 

 

 

Уполномоченный орган:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области

 

 

 

Оператор электронной торговой площадки:

Агентство по государственному заказу

Республики Татарстан

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

№ 047/10/18.1-50/2024

25 января 2024 года                                                                                  г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа от 16.01.2024 № 23/24 по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

в присутствии на заседании Комиссии 17.01.2024, 25.01.2024 представителей сторон:

от организатора торгов – Муниципального казенного учреждения «Центр муниципальных услуг» муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Организатор торгов): 

от заявителя – [...] (далее – Заявитель): 

в отсутствие представителя уполномоченного органа – Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (уведомлен надлежащим образом),

в отсутствие представителя оператора электронной площадки – Агентства по государственному заказу Республики Татарстан (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу [..] (вх. № 15625-ЭП/23 от 29.12.2023) (вх. № 620/24 от 22.01.2024) на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды сроком 20 лет, земельного участка из земель, государственной собственности на которые не разграничена, с кадастровым номером 47:07:0405012:282, площадью 1120 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Агалатовское сельское поселение, деревня Вартемяги, переулок Школьный, з/у 12Б (изв. № 22000086720000000182 лот № 1) (далее – аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба [...] (вх. № 15625-ЭП/23 от 29.12.2023) (вх. № 620/24 от 22.01.2024)на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона.

Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции».

По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно отклонена заявка Заявителя на участие в аукционе.

Уведомлением от 11.01.2024 № 234/24 Ленинградским УФАС России жалоба [...] принята к рассмотрению.

Уведомлением от 18.01.2024 № АВ/496/24 Ленинградским УФАС России срок рассмотрения жалобы Заявителя продлен.                  

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Проанализировав представленные к моменту заседания Комиссии документы и информацию, ознакомившись с доводами жалобы Заявителей, письменным отзывом Организатора торгов по доводам жалобы, выслушав правовую позицию представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

20.11.2023 на официальном сайте http://torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано извещение № 22000086720000000182, лот № 1 о проведении аукциона.

Комиссией установлено, что информация об аренде земельных участков и заключении договоров аренды земельных участков размещается в соответствии с требованиями статей 39.11-39.13 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ).

1.Заявитель указал в жалобе, что Организатор торгов незаконно отклонил его заявку на участие в аукционе.

Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе [...] не допущена до участия в аукционе в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов или представлением недостоверных сведений (часть 8 статьи 39.12 ЗК РФ).

Организатор торгов указал, что в составе заявки на участие в аукционе Заявителя отсутствует файл с приложением реквизитов для возврата денежных средств, что является нарушением документации и основанием для отклонения заявки на участие в аукционе. 

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Согласно пункту 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Согласно подпункту 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

Комиссией установлено, что Организатором торгов на официальном сайте размещена форма заявки на участие в аукционе.

В пункте 9 формы заявки на участие в аукционе содержится следующее: «9.   К заявке приложены следующие документы: 1. Реквизиты счета для рублевых зачислений на карту №Х или расчетного счета».

Комиссией установлено, что пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ установлен закрытый перечень документов, которые необходимо представить участникам аукциона в составе заявки, при этом в указанной норме отсутствует требование представления копии реквизитов счета для рублевых зачислений на карту №Х или расчетного счета (как отдельного документа).

При этом Комиссией установлено, что Заявителем к заявке приложена справка об открытии счета «4.Банковские реквизиты (1л).pdf», при этом представитель Организатора торгов на заседании Комиссии пояснил, что указанный документ не является реквизитами счета для рублевых зачислений на карту № Х или расчетного счета.

 Также в форме заявки на участие в аукционе, размещенной на официальном сайте Организатором торгов, содержится раздел «Платежные реквизиты для возврата задатка», который необходимо заполнить участникам, вместе с тем, указанный раздел Заявителем заполнен.

Таким образом, Организатором торгов в нарушение подпункта 7 пункта 21 статьи 39.11 установлено в форме заявки на участие в аукционе требование предоставления дополнительного документа, не предусмотренного действующим законодательством.

Следовательно, довод Заявителя о незаконном отклонении его заявки на участие в аукционе в связи с непредставлением документа, не предусмотренного действующим законодательством, является обоснованным, в действиях Организатора торгов установлено нарушение пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

2. Дополнительно Ленинградским УФАС России установлено, что Организатором торгов аукционная документация составлена с нарушением норм действующего законодательства.

Комиссией установлено, что согласно извещению «заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа, то есть преобразованная в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов, заверенных электронной подписью претендента либо лица, имеющего право действовать от имени претендента. В заявке необходимо заполнение всех полей, в том числе графа «подпись», в которой необходимо проставить графическую подпись.

Графической подписью, лицо подавшее заявку подтверждает, что ознакомлено с предметом аукциона, произвело осмотр предмета аукциона и в дальнейшем не имеет претензий к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, по основным характеристикам (площадь, форма, почвенный слой, ландшафт, кадастровая стоимость и т.д.) земельного участка.

А также графической подписью, лицо подавшее заявку, дает согласие на обработку персональных данных согласно ФЗ № 152 от 27.07.2006 года».

Комиссией установлено, что аукцион проводится в электронной форме в соответствии с требованиями статьи 39.13 ЗК РФ.

Согласно извещению прием заявок на участие в аукционе осуществляется в соответствии с Регламентом функционирования электронной площадки sale.zakazrf.ru в актуальной редакции, размещенном на сайте http://sale.zakazrf.ru/ (далее – регламент). 

Согласно регламенту заявка подается в виде электронного документа, подписанного электронной подписью участника. Участник заполняет электронную форму заявки, прикладывает предусмотренные извещением и (или) документацией о торгах файлы документов (при необходимости). Документы и сведения из регистрационных данных пользователя на площадке, актуальные на дату и время окончания приема заявок, направляются Оператором вместе с заявкой Организатору процедуры после окончания приема заявок.

Также Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи), информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Вместе с тем, действующее законодательство не содержит требования о подписании формы заявки на участие в аукционе собственноручной подписью.

При этом согласно пункту 6 статьи 39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 – 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Частью 4 статьи 6 Закона об электронной подписи установлено, что одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.

Следовательно, документы, поданные заявителями в составе электронной заявки, подписанной квалифицированной электронно-цифровой подписью, на участие в аукционе, также считаются подписанными квалифицированной электронно-цифровой подписью.

В силу пункта 3 статьи 4 Закона об электронной подписи одним из принципов использования электронной подписи является недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

Таким образом, установление в аукционной документации такого требования к форме заявки, как наличие графической подписи при проведении электронного аукциона, противоречит действующему законодательству.

Также Комиссией установлено, что согласно пункту 5 формы Заявки на участие в аукционе участник аукциона должен указать «Уникальный регистрационный номер претендента ГИС ТОРГИ».

При этом действующим законодательством требование о предоставлении «уникального регистрационного номера претендента ГИС ТОРГИ» не установлено. Каким образом указание «уникального регистрационного номера претендента ГИС ТОРГИ» способствует рассмотрению электронной заявки и проведению торгов Организатор торгов не пояснил, следовательно, данное требование излишне и не может способствовать эффективному заполнению и рассмотрению заявки.

Таким образом, Комиссией установлено, что Организатором торгов при составлении аукционной документации допущено нарушение подпункта 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу [..] (вх. № 15625-ЭП/23 от 29.12.2023) (вх. № 620/24 от 22.01.2024) на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды сроком 20 лет, земельного участка из земель, государственной собственности на которые не разграничена, с кадастровым номером 47:07:0405012:282, площадью 1120 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Агалатовское сельское поселение, деревня Вартемяги, переулок Школьный, з/у 12Б (изв. № 22000086720000000182 лот № 1) – обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 8 статьи 39.12, подпункта 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

3. Выдать Организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны