Постановление №ИМ/11255/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Административное

 

Законному представителю
ПАО «Россети Ленэнерго»

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 197227

<<___>>

 

Потерпевшей стороне:

ООО <<___>>

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 191119

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 200961

<<___>>

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 047/04/9.21-3176/2023

 

«14» ноября 2023 года                                                                       Санкт-Петербург

 

Я, заместитель руководителя Ленинградского УФАС России <<___>>, рассмотрев протокол и другие материалы дела № 047/04/9.21-3176/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» (далее – ПАО «Россети Ленэнерго», Сетевая организация) ИНН/КПП 7803002209/781001001, адрес: 197227, Санкт-Петербург, <<___>>, в присутствии:

представителя ПАО «Россети Ленэнерго» <<___>> (по доверенности от 10.06.2022 № 115-22),

представителя потерпевшей стороны ООО <<___>> <<___>> (по доверенности от 04.07.2023 № 10),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – ПНД), оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который является публичным и обязателен к заключению для сетевой организации.

Лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора.

27.07.2023 ООО <<___>> (далее – Заявитель) направило в Сетевую организацию заявку № 1741/23 о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя Публичное акционерное общество <<___>> (далее – ПАО <<___>>), расположенных по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, <<___>> (далее – Объект).

Заявка зарегистрирована ПАО «Россети Ленэнерго» 28.07.2023 за входящим номером ЛЭ/01-02/21582.

Согласно пункту 20 ПНД Сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.

Согласно пункту 18 ПНД лицо, которое намерено заключить договор, направляет в Сетевую организацию:

а) заявление о заключении договора с указанием следующих сведений, подтверждаемых прилагаемыми к нему копиями документов:

в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, - фамилия, имя и отчество, дата и номер договора энергоснабжения, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор;

в отношении заявителей (потребителей электрической энергии) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, дата и номер договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии, место нахождения заявителя, место нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, а также в случае, если в границах балансовой принадлежности помимо энергопринимающих устройств расположены объекты по производству электрической энергии (мощности), - место нахождения таких объектов;

величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых заявитель намерен заключить договор, с ее распределением по точкам поставки;

срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии, подтверждаемый выпиской из договора энергоснабжения о дате начала снабжения электрической энергией указанного в заявлении потребителя электрической энергии, представляемой гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией, или выпиской из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), содержащей сведения о дате начала продажи электрической энергии потребителю электрической энергии, о точках поставки по договору, а также о реквизитах лица, выступающего продавцом по такому договору, представляемой заявителем, который заключил такой договор, либо выпиской из договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, предоставляемой заявителем;

б) акт об осуществлении технологического присоединения (при его наличии);

в) однолинейную схему электрической сети заявителя (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) с указанием точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

г) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (при их наличии);

д) документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала;

ж) проект договора - по желанию заявителя;

з) акт согласования технологической и (или) аварийной брони (при его наличии).

Как следует из содержания приведенной правовой нормы, большая часть перечисленных в ней документов представляется заявителем при их наличии.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 № 39-КГ22-5-К1.

При этом пункт 18 ПНД, определяя перечень сведений, которые должно содержать заявление о заключении договора и подтверждаться прилагаемыми к нему копиями документов, не устанавливает, какими именно документами такие сведения должны быть подтверждены, в том числе не указывает о возможности подтвердить соответствующие сведения исключительно документами о технологическом присоединении.

Обращаясь в Сетевую организацию для заключения договора в составе заявки ООО <<___>> представило выписку из договора электроснабжения от 04.06.2020 № 16-03ЭС/426/20-ВСЗ, заключенного с ПАО <<___>>, в которой указаны сведения о точках поставки с распределением по ним максимальной мощности.

Вместе с тем, письмом от 04.08.2023 № ЛЭ/01-21/163 Сетевая организация направила в адрес Заявителя уведомление о недостающих документах, указав на отсутствие в представленных документах сведений о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки, заявленной на включение в Договор, а также требованием представить документы, содержащие описание приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств потребителей ООО <<___>> и ОО <<___>>, с указанием типов приборов учета и их классов точности, мест их установки, заводских номеров, даты предыдущей и очередной государственной поверки, межповерочного интервала.

В случае отсутствия в представленных документах сведений, указанных в подпункте «а» пункта 18 ПНД, сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявление (пункт 21 ПНД).

Согласно почтовому штемпелю на конверте, копия которого приложена Заявителем к обращению, отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80087087554127, а также списку № 183 (партия 1014) внутренних почтовых отправлений от 08.08.2023 ПАО «Россети Ленэнерго» передало вышеуказанное письмо в отделение связи 08.08.2023. Заявителю уведомление поступило 17.08.2023.

Таким образом, из представленных документов следует, что ПАО «Россети Ленэнерго» своевременно Заявителя об отсутствии необходимых сведений в порядке пункта 21 ПНД не уведомило.

При этом Сетевая организация проигнорировала указанный в заявке адрес электронной почты Заявителя, указанный последним в качестве предпочтительного способа связи и обеспечивающий наиболее оперативное направление информации и документов.

Следовательно, Сетевой организацией пропущен установленный пунктом 21 ПНД срок направления уведомления, в связи с чем заявка ООО <<___>> должна была быть рассмотрена в течение 30 дней с даты получения документов, а именно не позднее 28.08.2023.

С учетом изложенного в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» усматриваются признаки нарушения пунктов 18, 20, 21 ПНД, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявки Заявителя.

 

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа

для юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа

на юридических лиц – от 600 000 до 1 000 000 рублей.

 

Субъект административного правонарушения: ПАО «Россети Ленэнерго» (ИНН/КПП 7803002209/781001001, адрес: 197227, Санкт-Петербург, <<___>>).

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере услуг по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона выразилась в нарушении требований пунктов 18, 20, 21 ПНД.

Место совершения административного правонарушения Ленинградская обл., г. Выборг, <<___>>.

Время совершения административного правонарушения – 29.08.2023.

 

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, должностное лицо Ленинградского УФАС России определило возбудить в отношении ПАО «Россети Ленэнерго» дело № 047/04/9.21-3176/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с нарушением ПНД.

02.11.2023 должностным лицом Ленинградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении № 10690/23 в присутствии представителя ПАО «Россети Ленэнерго» <<___>>, представителей потерпевшей стороны ООО <<___>> <<___>>, <<___>>.

Представитель ПАО «Россети Ленэнерго» <<___>> (по доверенности от 12.07.2023 № 190-23) в объяснениях к протоколу представил следующие пояснения: «С изложенным в протоколе не согласна по основаниям, изложенным в объяснениях от 23.10.2023 № ЛЭ/06-06/643, от 01.11.2023 № ЛЭ/06-24/636. Прошу дело об административном производстве прекратить».

Представитель потерпевшей стороны ООО <<___>> <<___>> (по доверенности от 04.07.2023 № 10) в объяснениях к протоколу представила следующие пояснения: «Поддерживаю доводы, изложенные в заявлении и пояснениях по делу».

Рассмотрение дела № 047/04/9.21-3176/2023 об административном правонарушении было назначено на 14.11.2023 в 14:40 с использованием сервиса видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Дело № 047/04/9.21-3176/2023 рассмотрено в присутствии посредством ВКС представителя ПАО «Россети Ленэнерго» <<___>>, представителя потерпевшей стороны ООО «ОСК-Энерго» <<___>>.

Исследовав протокол, материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должностное лицо Ленинградского УФАС России пришло к следующим выводам.

Из письменных пояснений ПАО «Россети Ленэнерго» (от 23.10.2023 № ЛЭ/06-06/643), направленных в антимонопольный орган, следует, что «10.04.2023
ООО
<<___>> письмом исх. № 735/23 обратилось в ПАО «Россети Ленэнерго» с заявлением о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении группы точек поставки энергопринимающих устройств ПАО <<___>>.

18.04.2023 в ответ на указанное обращение ПАО «Россети Ленэнерго» письмом №ЛЭ/05-01/593 сообщило о приостановлении преддоговорной работы ввиду не предоставления ООО <<___>> документов о технологическом присоединении, в которых содержалась бы информация о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки, заявленной на включение в договор. Приостановление преддоговорной работы ПАО «Россети Ленэнерго связывает исключительно с указанным обстоятельством.

28.07.2023 ООО <<___>> письмом исх. № 1741/23 (вх. от ЛЭ/01-02/21582) обратилось в ПАО «Россети Ленэнерго» с аналогичной заявкой о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении группы точек поставки энергопринимающих устройств потребителя ПАО <<___>>.

04.08.2023 в ответ на вышеуказанное обращение ПАО «Россети Ленэнерго» направило письмо № ЛЭ/01-21/163 где указало, что ранее изложенная позиция в письмах от 14.06.2023 № ЛЭ/05-01/829, от 18.04.2023 № ЛЭ/05-01/593 не изменилась, приостановление преддоговорной работы связано с непредставлением заявителем документов о технологическом присоединении с информацией о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки, заявленной на включение в договор.

04.09.2023 ООО <<___>> в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» направлено письмо № 2074/23 с требованием направить подписанный проект договора и указало на нарушение предусмотренного п. 18 Правил недискриминационной доступа.

12.09.2023 ПАО «Россети Ленэнерго» направило в адрес ООО <<___>> письмо № ЛЭ/05-01-1204 в котором сообщило об отсутствии нарушений со стороны Сетевой организации.

… В случае отсутствия у Заявителя информации о максимальной мощности по каждой точки присоединения, порядок определения максимальной мощности в отношении энергопринимающего устройства Заявителя предусмотрен п. 77 Правил присоединения (раздел IV Правил присоединения).

Следовательно, действующее законодательство предусматривает, что предоставляемые заявителем сведения должны подтверждаться документально.

… сведения о величине максимальной мощности с распределением по каждой точке поставки должны подтверждаться именно документами о технологическом присоединении.

… в случае отсутствия в представленных для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии документах о технологическом присоединении необходимых сведений о величине максимальной мощности с распределением ее по каждой точке поставки сетевая организация вправе запросить актуальные документы о технологическом присоединении.

… ни один из представленных заявителем документов о технологическом присоединении не содержит информацию о распределении максимальной мощности по точкам поставки.

ПАО «Россети Ленэнерго» полагает, что в его действиях отсутствуют нарушение п. 18, 21 Правил недискриминационного доступа в связи со следующим.

… ООО <<___>> не отзывало заявление от 10.04.2023 № 735/23, в связи с чем ПАО «Россети Ленэнерго» правомерно рассмотрело обращение ООО <<___>> о заключении договора в отношении ПАО <<___>> от 27.07.2023 № 1741/23 в рамках первоначального заявления.

… письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 04.08.2023 № ЛЭ/01-21/163 не является уведомлением заявителя об отсутствии в представленных документах сведений, указанных в подпункте «а» пункта 18 Правил недискриминационного доступа.

Указанное письмо носило информационный характер и не содержало иных требований к комплекту документов, изложенных ПАО «Россети Ленэнерго» в письмах, ранее направленных в адрес ООО <<___>> в рамках рассмотрения заявления от 10.04.2023 № 735/23.

… ранее Управлением уже было рассмотрено заявление ООО <<___>> по тем же обстоятельствам… Постановлением наложен административный штраф за нарушение Обществом пунктов 18, 20 Правил недискриминационного доступа, который впоследствии был отменен».

Из письменных пояснений ПАО «Россети Ленэнерго» (от 01.11.2023 № ЛЭ/06-24/636) следует, что «ПАО «Россети Ленэнерго» не согласно с наличием в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9. 21 КоАП РФ. Вместе с тем сетевая организация полагает, что если бы такое нарушение и имелось, имеются правовые основания для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью.

Рассматриваемые действия ПАО «Россети Ленэнерго» были направлены на получение полного объема информации в целях корректного оформления договора оказания услуг по передаче электрической энергии, устранения возможной правовой неопределенности в отношении сторон и его исполнения.

… Принимая во внимание, что ПАО «Россети Ленэнерго» осуществляет деятельность в соответствии с согласованными с ФАС России (письмо от 10.08.2021 № ВК/66759/21) правилами антимонопольного комплаенса, на основании пункта 3 раздела VI. Разъяснений ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», утвержденных Президиумом ФАС России от 02.07.2021 № 4, статьей 4.1, 4.2 КоАП РФ ПАО «Россети Ленэнерго» не может быть привлечено к административной ответственности.

… в случае установления в действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9. 21 КоАП РФ, имеются основания для освобождения ПАО «Россети Ленэнерго» от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ или назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера на основании ст. 4.1 КоАП РФ».

Пояснения юридического лица и его защитника должностным лицом приняты во внимание, однако, они не исключают наличие в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» состава и события административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Нарушение сроков, гарантированных ПНД, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное получение услуг по передаче электрической энергии.

Перечень документов, необходимых для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, содержится в пункте 18 ПНД. При этом, как следует из содержания данной правовой нормы, большая часть перечисленных в ней документов (в том числе, акт об осуществлении технологического присоединения) представляется заявителем при их наличии.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 № 39-КГ22-5-К1.

При этом пункт 18 ПНД, определяя перечень сведений, которые должно содержать заявление о заключении договора и подтверждаться прилагаемыми к нему копиями документов, при этом не устанавливает, какими именно документами такие сведения должны быть подтверждены, в том числе не указывает о возможности подтвердить соответствующие сведения исключительно документами о технологическом присоединении.

Кроме того, ПАО «Россети Ленэнерго» факт подключения Объекта к его сетям не отрицало.

Обращаясь в Сетевую организацию для заключения договора в составе заявки ООО <<___>> представило выписку из договора электроснабжения от 04.06.2020 № 16-03ЭС/426/20-ВСЗ, заключенного с ПАО <<___>>, а также акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 08.04.2010 № 1 и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2010, оформленные ПАО «Россети Ленэнерго».

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 ПНД к документам о технологическом присоединении относятся, в том числе акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Исходя из положений раздела VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, переоформление документов осуществляет сетевая организация.

Таким образом, поскольку Объект подключен к сетям ПАО «Россети Ленэнерго», в случае обращения с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении именно ПАО «Россети Ленэнерго» будет выдавать соответствующие документы и указывать в них информацию, в том числе о распределении максимальной мощности по точкам поставки, предоставления которой Сетевая организация требует от Заявителя и которую сама же не указала в актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 08.04.2010 № 1 и разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 08.04.2010.

В этой связи должностное лицо Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что действия ПАО «Россети Ленэнерго» по приостановлению рассмотрения заявки ООО <<___>> в связи с непредставлением сведений о распределении мощности по каждой точке поставки не соответствуют положениям ПНД, направлены на затягивание процедуры заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в силу пункта 11 ПНД в отношении потребителей электрической энергии, в интересах которых заключается договор, сетевая организация вправе в целях определения технических характеристик энергопринимающих устройств, необходимых для оказания услуг по передаче электрической энергии, запросить у соответствующих лиц и (или) уполномоченных органов государственной власти сведения и документацию о технологическом присоединении.

Однако при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом Ленинградского УФАС России не установлено, что ПАО «Россети Ленэнерго» запрашивала сведения и документацию о технологическом присоединении у ПАО <<___>> и (или) у уполномоченных органов государственной власти.

Доводы ПАО «Россети Ленэнерго» о том, что направленная письмом от 27.07.2023 № 1741/23 заявка не является новой, должностным лицом Ленинградского УФАС России отклоняются ввиду следующего.

Письмом от 27.07.2023 Заявитель направил новую заявку и новыйч пакет документов, что следует из содержания соответствующего письма.

Письмом от 04.08.2023 № ЛЭ/01-21/163 «О недостающих документах» Сетевая организация сообщила, что «в представленных комплекте документах о технологическом присоединении отсутствует информация о величине максимальной мощности с разбивкой по каждой точке поставки, заявленной на включение в Договор», а также уведомило о том, что «до предоставления недостающих документов у ПАО «Россети Ленэнерго» имеются правовые основания для приостановления преддоговорной работы по заключению Договора в отношении точек поставки Потребителя». Сведений о рассмотрении заявки от 27.07.2023 в рамках ранее поданной заявки, а не как самостоятельной, письмо Сетевой организации от 04.08.2023 не содержало.

Кроме того, этим же письмом ПАО «Россети Ленэнерго» запросило у Заявителя документы и сведения в отношении приборов учета иных потребителей (ООО <<___>> и ОО <<___>>), не относящихся к Объекту ПАО <<___>>, в отношении которого Заявителем подана заявка.

С учетом изложенного, вопреки доводам ПАО «Россети Ленэнерго», письмо от 04.08.2023 не носит информационный характер, а содержит конкретные указания Заявителю о предоставлении недостающих документах и уведомление о приостановлении рассмотрения его заявки.

В этой связи должностное лицо Ленинградского УФАС России доводы ПАО «Россети Ленэнерго» о том, что заявка не рассматривалась как новая, а также ссылку Сетевой организации на дело № 047/04/9.21-1526/2023 находит необоснованными.

Выводы Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, изложенные в решении от 30.10.2023 по делу № А56-82187/2023, учтены быть не могут, поскольку указанное решение в законную силу не вступило (07.11.2023 подана апелляционная жалоба).

Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который является публичным и обязателен к заключению для сетевой организации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 9 Правил ПНД).

Поскольку, исходя из содержания пункта 18 ПНД, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.07.2022 № 39-КГ22-5-К1, предусмотренные этим пунктом документы должны быть представлены только при их наличии, учитывая, что Объект подключен к сетям ПАО «Россети Ленэнерго», а также Сетевая организация сама же не указала в оформленных ею документах о технологическом присоединении сведения о распределении мощности по точкам поставки, а также направила (передала в отделение почтовой связи) уведомление о недостающих документах за пределами установленного пунктом 21 ПНД срока, должностное лицо Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что Сетевая организация обязана была в установленный пунктом 20 ПНД срок рассмотреть заявку Заявителя и направить в его адрес проект договора.

Сетевая организация в установленный срок проект договора в адрес ООО <<___>> не направила, что является нарушением пунктов 18, 20, 21 ПНД.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 названной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ. Антимонопольный орган наделен полномочиями возбуждать административные дела по признакам нарушения данной статьи КоАП РФ.

Согласно статье 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.  

Согласно части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Постановлением Ленинградского УФАС России о назначении административного наказания от 27.10.2022 по делу № 047/04/9.21-2936/2022 об административном правонарушении (далее – Постановление) в отношении ПАО «Россети Ленэнерго» установлена вина в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ, назначено административное наказание в размере административного штрафа 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2023 по делу № А56-114367/2022 (далее – Решение) Постановление изменено в части размера штрафа, административный штраф снижен до 300 000 (трехсот тридцати тысяч) рублей.

Административный штраф по Постановлению оплачен в полном объеме в соответствии с платежным поручением от 24.04.2023.

Таким образом, на момент вынесения настоящего постановления имеется административное наказание в отношении ПАО «Россети Ленэнерго», вступившее в законную силу.

Наличие каких-либо обстоятельств, влекущих невозможность соблюдения
ПАО «Россети Ленэнерго» правил и норм в процессе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).

В ходе рассмотрения дела № 047/04/9.21-3176/2023 основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлены.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность ПАО «Россети Ленэнерго», не установлены.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что критериями для применения санкции ниже низшего предела являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, допускается только в исключительных случаях.

В каждом конкретном случае применение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является оценочной категорией.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Согласно сведениям, размещенным в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru), чистая прибыль ПАО «Россети Ленэнерго» за 2022 год составила 17 975 405 тыс. рублей.

Учитывая, что по итогам работы за 2022 год деятельность Сетевой организации является прибыльной, отсутствуют исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного правонарушения и его последствиями, у должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, отсутствуют основания для применения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Также в данном случае необходимо учесть, что не заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии (заявка подана 27.07.2023) в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении негативно характеризует постделиктное поведение Сетевой организации.

Таким образом, оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 9.21, статьями 2.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Назначить Публичному акционерному обществу «Россети Ленэнерго» административное наказание по делу №047/04/9.21-3176/2023 об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Реквизиты для уплаты штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.

Получатель:

ИНН 7840396953

КПП 784201001

УФК по Ленинградской области (Ленинградское УФАС России)

Банк получателя:

Отделение Ленинградское г. Санкт-Петербург л/с 04451872970

Единый казначейский счет 40102810745370000098

Казначейский счет 03100643000000014500

БИК 044030098

ОКТМО 41000000

УИН 16100500000001818505

Код дохода (КБК): 161 1 16 01091 01 0021 140 – штрафы за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).

В платежном поручении необходимо указывать номер административного дела № 047/04/9.21-3176/2023 и УИН (16100500000001818505), по которому осуществляется оплата штрафа.

В соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

После оплаты штрафа копию платежного поручения (или иного документа об оплате) незамедлительно направить в Ленинградское УФАС России (по электронной почте: to47@fas.gov.ru, поскольку согласно статье 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу № 047/04/9.21-3176/2023.

 

 

 

Врио заместителя руководителя                                                           <<___>>

Связанные организации

Связанные организации не указаны