Решение №б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Энергоспецмонтаж» от 13 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом с уведомлением
Согласно списку рассылки
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Энергоспецмонтаж»
«17» мая 2017 г. г. Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 15.05.2017 № 145 по рассмотрению жалобы (вх. № 3776 от 05.05.2017) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
Аверьянова А.А. |
– заместителя руководителя, председателя Комиссии; |
Овезбердыева А.А.
Гайнидинова К.Н.
Заостровцевой О.С. |
– начальника отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии; – главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии; – специалиста-эксперта отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии. |
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Энергоспецмонтаж» ИНН 1837006602 (614000, Пермский край, г. Пермь, Набережная ул., д.10.пом 11 далее - Заявитель) на действия филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» ИНН 7721632827 КПП 4702643001 (188540, Ленинградская область, Сосновый Бор далее - заказчик).
в присутствии представителей Заявителя:
<...> (доверенность от 15.05.20016 № 6/ЭСМ);
Заказчика:
<...> (доверенность от 12.01.2015 №45)
<...> (без доверенности)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Заявителя (вх. от 05.05.2017. № 3776) на действия Заказчика при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку декарбонизаторов для системы ХВО (извещение № 31704837803).
I Существо жалобы
По мнению заявителя, действиями заказчика нарушены процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе, процедура запроса уточнений направляемых участникам конкурса, а так же нарушен Закон о защите конкуренции, ООО «Энергоспецмонтаж» неправомерно отстранено от дальнейшего участия в конкурсе.
В нарушение пункта 7 раздела 4 приложения 12 Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) (далее ЕОСЗ) запросы направляются участникам закупки после размещения на официальном сайте протокола, в котором отражаются соответствующие решения комиссии об уточнении заявок на участие в закупке. Направление организатором таких запросов и ответов участников на данные направленные запросы осуществляются с помощью программных и технических средств ЭТП.
На электронную почту заявителя 04.04.2017 поступил запрос от Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» (далее Ленинградская АЭС) за подписью начальника отдела экономической безопасности <...> с просьбой предоставить дополнительную информацию и документы, а именно информацию о заводе изготовителе предлагаемого к поставке наполнителя DUNPAK, с приложением подтверждающих документов: свидетельств изготовителя продукции, а так же документов дающих право заводу изготовителю производить наполнитель DUNPAK по патенту №98339, при надлежащему ЗАО «Сигма Аква Технолоджис».
Запрошенные документы были направлены исходящим письмом от 05.04.2017 № 224/2017. При этом в конкурсной документации отсутствовали требования для подтверждения договорных обязательств с поставщиком наполнителя, необходимо было указать лишь технические характеристики поставляемой продукции, что и было отражено в заявке.
Протоколом очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по открытому конкурсу на право заключения договора на поставку декарбонизаторов для системы ХВО от 25.04.2017 № 30-07/319 ООО «Энергоспецмонтаж» было отстранено от дальнейшего участия в конкурсе по причине предоставления недостоверных сведений в заявке на участие в закупке, а именно, ООО «Энергоспецмонтаж» предоставил сведения по наполнителю не подтвержденные патентообладателем ОАО «Сигма Аква Технолоджис», указанного в техническом предложении участника.
Заявитель полагает, что данными действиями закупочная комиссия нарушила процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе прописанную в ЕОСЗ, а так же процедуру запроса уточнений направляемых участникам конкурса, неправомерно и необоснованно отстранив ООО «Энергоспецмонтаж» от дальнейшего участия в конкурсе, нарушив Закон о защите конкуренции, который запрещает ограничение конкуренции, монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
В связи с вышеизложенным заявитель просит отменить решение конкурсной комиссии об отстранении ООО «Энергоспецмонтаж» от дальнейшего участия в конкурсе и провести проверку правомерности и обоснованности решения закупочной комиссии об отстранении ООО «Энергоспецмонтаж» от дальнейшего участия в конкурсе.
Уведомлением от 12.05.2017. № 02/360 Ленинградского УФАС России, жалоба Заявителя принята к рассмотрению.
II Позиция заказчика:
Заказчик в ответ на жалобу (исх. от 16.05.2017 № 9/Ф09/30/981), сообщил, что закупка проводится в соответствии с единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом».
В соответствии с Техническим заданием (подраздел 4.1 Раздела 4 «Основные параметры и размеры») к поставке требовался декорбонизатор в соствав которого входит наполнитель DUNPAK.
Участник закупки ООО «Энергоспецмонтаж» в своей заявке предложил поставку наполнителя DUNPAK (патент № 98339, патентообладатель ЗАО «Сигма Аква Технолоджис» и указал конкретные характеристики предлагаемого к поставке наполнителя, что соответствует требованиям конкурсной документации. При этом конкурсной документацией и ЕОСЗ не предусмотрена обязанность участников подтверждения договорных обязательств с изготовлением требуемой продукции, в том числе и наполнителя. Так же в конкурсной документации не выставлены, какие либо требования к изготовителям, так как требуемое к поставке оборудование не является классным в соответствии с НП-001-15 «Общие положения обеспечения Атомных станций».
В соответствии с пунктом 7 Раздела 4 приложения 12 ЕОСЗ у закупочной комиссии Ленинградской АЭС не было оснований направлять запрос - уточнение заявителю.
Однако в рамках работы по предупреждению поставок на Ленинградскую АЭС продукции противоправного происхождения (контрафактной, фальсифицированной продукции, а так же обремененной правами третьих лиц) на основании пункта 6 раздела 4 приложения 12 ЕОСЗ, службой экономической безопасности Ленинградского АЭС была проведена проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в закупке.
Заказчик считает, что все действия по процедуре закупки выполнены в соответствии с требованиями Федерального закона 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ЕОСЗ и документацией процедуры закупки. Доводы, изложенные в жалобе заявителя, просит считать необоснованными.
Заказчиком представлены документы, предусмотренные ч.15 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции».
III Выводы комиссии
Комиссия Ленинградского УФАС России, проанализировав представленные сторонами доводы, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положением о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» утвержден решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37. Размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (с последующими изменениями и дополнениями 30.12.2016).
Закупочная документация на проведение открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку декарбонизаторов для системы ХВО разработана и утверждена 28.02.2017 начальником Управления закупок филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» <...>.
Закупочная документация, включающая извещение о проведении закупки и проект договора, размещены в единой информационно ситеме в сфере закупок (ЕИС) www.zakupki.gov.ru, на официальном сайте Госкорпорации «Росатом» www.zakupki.rosatom.ru и www.fabrikant.ru 28.02.2017.
Содержащиеся в документации сведения о закупке должны обеспечить возможность участника однообразно установить потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), определить перечень предъявляемых к нему требований и необходимых для предоставления в составе заявки документов, последовательность проведения закупочных процедур.
Общий порядок рассмотрения заявок, определенных положением о закупке, установлен пунктом 7 частью 2 тома 1 закупочной документации, в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии в случаях, указанных ниже, комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы (пп. 7.5).
При отсутствии, представлении не в полном объеме или в нечитаемом виде в составе заявки на участие в закупке следующих документов (если предоставление соответствующего документа предусмотрено документацией):
а) документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки от имени участника закупки,
б) учредительные документы,
в) разрешающие документы (лицензии, допуски, членство в саморегулируемых организациях и т.д.),
г) документы, подтверждающие обладание участником закупки необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами,
д) документы от изготовителя товара, подтверждающие согласие изготовителя на предложение в рамках закупки его товара участником,
е) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, указанную участником закупки в своей заявке,
ж) сведения, подтверждаемые участником закупки декларативно по форме в соответствии с требованиями документации.
Решение комиссии об уточнении заявок на участие в закупке отражается в протоколе заседания комиссии, который подписывается и размещается на официальном сайте и на ЭТП в течение 3 (трех) рабочих дней после заседания комиссии (пп.7.8)
Запросы направляются участникам закупки после размещения на официальном сайте протокола. Направление организатором таких запросов и ответов участников на данные направленные запросы осуществляется с помощью программных и технических средств ЭТП (пп.7.9).
Согласно пункту 6 частью 2 тома 1закупочной документации, в любой момент вплоть до подписания договора комиссия принимает решение об отстранении участника закупки, в том числе допущенного к участию в закупке, в следующих случаях:
а) при обнаружении недостоверных сведений в заявке на участие в закупке и (или) ее уточнениях согласно пункту 7.5. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в закупке, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе, включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке;
б) при выявлении подкрепленного документами факта давления таким участником закупки на члена комиссии, эксперта, руководителя организатора или заказчика;
в) при не подтверждении банком, от имени которого представлена банковская гарантия, выдачи такой гарантии.
Решение об отстранении участника закупки оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается и размещается организатором на официальном сайте в течение 3 (трех) рабочих дней после заседания комиссии.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Заказчик не имеет права устанавливать завышенные требования к участникам закупки либо требовать от них дополнительных документов, не предусмотренных положением о закупке.
Комиссией установлено, в закупочной документации требований о предоставлении документов, подтверждающих договорные отношения с изготовителем (производителем) товара не установлены. Заявителем в составе заявки на участие в закупке были предоставлены все документы, предусмотренные закупочной документации.
Следовательно, направлять уточняющие запросы, предусмотренные пунктом 7.5 частью 2 тома 1 закупочной документацией заказчик не имел права.
Кроме того, сам Заказчик в своем письменном ответе на жалобу признает, что заявителем в своей заявке указаны конкретные характеристики предлагаемого к поставке наполнителя, что соответствует требованиям конкурсной документации. Закупочной комиссии Ленинградского АЭС не было оснований направлять запрос-уточнение Заявителю. Однако отдел экономической безопасности Заказчика запросил у Заявителя дополнительно представить в адрес Заказчика информацию о заводе изготовителе предлагаемого к поставке наполнителя DUNPAK с приложением подтверждающих документов: свидетельств изготовителя продукции. А так же документов дающих право заводу изготовителю производить наполнитель DUNPAK по патенту № 98339, принадлежащему ЗАО «Сигма Аква Технолоджис».
Результаты проверки ОЭБ и послужили основанием для отстранения заявителя от дальнейшего участия в конкурсе.
Протокол заседания комиссии об уточнении заявки на основании, которого организатором был направлен уточняющий запрос заявителю, согласно пункта 7.8 части 2 тома 1 закупочной документации, на официальном сайте www. zakupki.gov.ru , закупка 31704837803 размещен не был.
Следовательно, отстранение ООО «Энергоспецмонтаж», от дальнейшего участия в конкурсе за непредставление документов, информации не предусмотренных закупочной документацией, неправомерно и необоснованно.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в конкурсе от 31.05.2016 № 2315235-01 ООО «Энергоспецмонтаж» в сведениях заявки на участие в конкурсе заявлена цена заявки 25000000 руб., при максимальной цене договора 49726348,74 руб., в случае не отстранения от дальнейшего участия в конкурсе заявитель был бы победителем конкурса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости. Отсутствия дискриминации и обоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Соответственно, в действиях организатора закупки Ленинградского АЭС установлены нарушения пункта 2, части 1 статьи 3 Закона о закупке, выразившихся в предъявлении требований к участнику закупки не установленных документацией, что повлекло за собой неправомерное отклонение заявки ООО «Энергоспецмонтаж».
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 3 Закон о закупках, в случае предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «Энергоспецмонтаж» на действия Ленинградской АЭС при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора поставки декарбонизатора для системы ХВО (извещение № 31704837803) обоснованной.
2. Признать действия заказчика - Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция» нарушившим пункта 2 части 1 и пункта 2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3.Выдать Ленинградской АЭС предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение территориального антимонопольного органа может быть так же обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
А.А. Аверьянов |
Члены Комиссии:
А.А. Овезбердыев
К.Н. Гайнидинов
О.С. Заостровцева
Список рассылки:
Заказчик:
АО «Российский концерн по производству электрической
и тепловой энергии на атомных станциях»
ул. Ферганская, д. 25,
г. Москва, 109507
e-mail info@rosenergoatom.ru
Огранизатор закупки:
Филиал АО «Концерн Росэнергоатом»
«Ленинградская атомная станция»
г. Сосновый Бор,
Ленинградская область, промзона.
E-mail: cz-kli@laes.ru
Заявитель:
ООО «Энергоспецмонтаж»
Набережная ул, д.10, пом.11
г. Пермь,
Пермский край, 6214000
e-mail: energoso@mail.ru