Решение №б/н РЕШЕНИЕ по делу № 10-02-Р/17 от 25 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Похоронный дом № 1»

ИНН: 7810654950

 

Московское шоссе, д. 25/1, лит. А, офис 111, Санкт-Петербург, 196158

 

E-mail: office@rityal.pro

 

Муниципальное предприятие «Ритуальные услуги» Всеволожского райноа Ленинградской области

ИНН 4703058587

 

Октябрьский пр., 76, г. Всеволожск, Всеволожский район, Ленинградская область, 188643

 

 

 Заявитель:

СПб ГБУЗ  «БСМЭ»

 

Екатерининский пр., 10 литер А, Санкт-Петербург, 195067

 

 

Email: sudmed@zdrav.spb.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 10-02-Р/17

 

«03»  июля 2017 г.                                                                      г. Санкт-Петербург  

                    

Резолютивная часть решения оглашена: 03.07.2017

Решение изготовлено в полном объеме: 07.07.2017

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Овезбердыева А.А.

 

Гайнидинова К.Н.

-  Врио заместителя руководителя, председателя Комиссии,

- главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии;  

Сваловой Ю.А.

 

Евлампиева А.В.

- государственного инспектора отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии;

-специалиста-эксперта отдела контроля инфраструктурных рынков и энергетики, члена Комиссии,

 

 

 

рассмотрев дело № 10-02-Р/17 по признакам нарушения п. 4 ч. 2, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе), выразившегося в осуществлении рекламной деятельности по привлечению заказчиков ритуальных услуг на интернет-сайте www.rityal.pro посредством наименования и адреса местонахождения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – СПб ГБУЗ «БСМЭ» или Заявитель), являющегося самостоятельным юридическим лицом,

в присутствии представителя по доверенности СПб ГБУЗ «БСМЭ»  <...>, представителя по доверенности Общества с ограниченной ответственностью «Похоронный дом № 1» (далее – ООО «Похоронный дом № 1»)  <...>, представителя по доверенности Муниципального предприятия «Ритуальные услуги» Всеволожского района Ленинградской области (далее – МП «Ритуальные услуги») <...>.

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу поступило обращение директора СПб ГБУЗ «БСМЭ» Котлярова А.А. (вх. № 1715 от 07.03.2017) о возможном нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившемся в осуществлении рекламной деятельности по привлечению заказчиков ритуальных услуг на интернет-сайте www.rityal.pro посредством наименования и адреса местонахождения Заявителя, выдаваемой по запросу в поисковой системе «Яндекс».

Указанная информация вводит в заблуждение потребителей по следующим основаниям:

- договор с ООО «Яндекс» или иными лицами на размещение в поисковой системе «Яндекс» рекламной информации об оказываемых услугах или о возможности оказания ритуальных услуг ООО «Похоронный дом № 1» и МП «Ритуальные услуги» по адресу Заявителя не заключался;

- платные ритуальные услуги и реализацию ритуальных товаров Заявитель никогда не осуществлял;

- номер телефона (812) 425-35-01 никогда не принадлежал и не использовался Заявителем;

- на момент размещения информации и по настоящее время ООО «Похоронный дом № 1» и МП «Ритуальные услуги» не имеет законных оснований осуществлять на территории Заявителя предпринимательскую деятельность, оказывать ритуальные услуги и торговать ритуальной продукцией;

- Заявитель не является администратором, данного интернет-сайта www.rityal.pro .

 

В соответствии с разъяснениями ФАС России (Письмо ФАС России от 28.08.2015 N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет") в случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Согласно письма того же письма, при выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудники антимонопольных органов для целей дальнейшего применения административного воздействия вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе, любыми способами. Для этих целей может быть составлен акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом, либо могут быть сделаны принт-скрины страниц сайта. Кроме того, могут быть использованы результаты поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/).

При этом данные доказательства подлежат оценке при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и дел об административных правонарушениях, в том числе с учетом иных имеющихся доказательств по делу.

 

28.03.2017 года сотрудниками отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России был произведен осмотр и составлен Акт осмотра № 02/20 Интернет-сайта www.rityal.pro в котором описан процесс последовательного перехода на страницы сайта, и при необходимости фиксации их содержимого, выводились на печать и приобщались к Акту в виде приложений.

Представители ООО «Похоронный дом № 1» и МП «Ритуальный услуги»  заранее о факте производства, месте и времени осмотра Интернет-сайта не уведомлялись, что обусловлено требованием недопущения внесения изменений в информацию, размещенной на интернет-сайте на момент осмотра, с целью выявления подтверждения фактов нарушения рекламного законодательства изложенных в заявлении. Кроме того, на дату осмотра сайта Ленинградское УФАС России не располагало сведениями о собственнике сайта или администраторе доменного имени www.rityal.pro.

 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Понятие «посетитель сайта» не имеет своего определения, в понимании случайного посещения (осмотра) сайта, по рекламной ссылке и целенаправленного открытия сайта (наличие аккаунта, странички, блога), с целью постоянного ознакомления с информацией.

При запросе в поисковой системе «Яндекс» словосочетания «морг на Екатерининском проспекте дом 10», являющегося учреждением Заявителя, на первой странице выходит строка с ссылкой сайт www.rityal.pro.

Так как поисковая система учитывают множество внутренних и внешних параметров сайта при вычислении его релевантности (степень соответствия выдачи поисковых результатов ожиданиям пользователя, обратившегося с данным поисковым запросом), плотность ключевых слов в котором ключевое слово встречается слишком часто, чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем.

В основе внешних критериев релевантности лежит принцип цитируемости или ссылочной популярности. Данный фактор подразумевает то, что релевантность сайта может определяться его популярностью в сети Интернет, то есть количеством других ресурсов, ссылающихся на рассматриваемую страницу. Чем выше их число, тем больше авторитетный вес сайта, а, следовательно, изложенная на нём информация является более качественной.

Интернет-сайт www.rityal.pro построен таким образом, что при поиске справочной информации о государственных учреждениях здравоохранения таких как СПб ГБУЗ «БСМЭ» в том числе моргах и кладбищах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, потенциальные потребители ритуальных услуг вводят в поисковую систему соответствующие (наиболее часто запрашиваемые) слова, такие как «морг на Екатерининском проспекте дом 10», «кладбище» и т.д. В следствии чего, интернет-сайт www.rityal.pro отображается в числе первых в поисковой системе «Яндекс». При переходе на указанный сайт вместе со справочной информацией о СПб ГБУЗ «БСМЭ» отображается коммерческая информация рекламного характера об услугах, оказываемых ООО «Похоронный дом № 1», что вводит в заблуждение потребителей.

Таким образом, информация о ООО «Похоронный дом № 1» направлена не только на лиц, осуществлявших соответствующий запрос, такой как «морг на Екатерининском проспекте дом 10», но и на иных (не заинтересованных в получении информации о ООО «Похоронный дом № 1» лиц), т.е. направлена на неопределенный круг лиц, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе, является рекламой.

При переходе на указанный сайт отображается информация не соответствующая действительности, а именно в разделе «полезная информация», под данными о СПб ГБУЗ «БСМЭ» отображается номер телефона (812) 425-35-01, используемый ООО «Похоронный дом № 1». Далее идут подразделы с расценками на похоронные услуги оказываемые обществом, такие как традиционные похороны, кремация, ритуальная продукция при переходе по которым отображается коммерческая деятельность организации, что вводит в заблуждение потребителей. Данные факты подтверждены указанным выше актом осмотра.

Согласно акту осмотра интернет-сайта от 20.06.2017 № 02/25 в разделе «полезная информация» в правом вернем углу отображается телефон СПб ГБУЗ «БСМЭ» +7 (812) 544-17-17 ниже идут две ссылки «похороны» и «кремация» (Приложение № 1) при переходе по которым открывается прейскурант цен на данные услуги, оказываемые  ООО «Похоронный дом № 1» (Приложение № 2), что также вводит в заблуждение потребителей.

 

Поскольку платные ритуальные услуги и реализацию ритуальных товаров СПб ГБУЗ «БСМЭ» никогда не осуществлял, а номер телефона (812) 425-35-01 никогда не принадлежал и не использовался Заявителем, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как не допускается реклама, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, реклама ООО «Похоронный дом № 1» на сайте www.rityal.pro размещена с нарушением действующего законодательства.

 

В рамках расследования Ленинградским УФАС России был направлен запрос в ООО «Яндекс» о предоставлении сведений о размещении на сайте www.rityal.pro ссылки на СПб ГБУЗ «БСМЭ» с перечнем оказания платных услуг ООО «Похоронный дом № 1».

В результате полученного ответа установлено, что ООО «Яндекс» не является администратором (владельцем) сайта www.rityal.pro и не имеет правовых оснований и технической возможности контролировать его содержание, доменное имя, равно как размещать или прекращать размещение информации на указанном сайте.

Также ООО «Яндекс» не заключал договор оказания возмездных услуг с ООО «Похоронный дом № 1».

         Ленинградским УФАС России был направлен запрос в Управление Федеральной по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о предоставлении информации о владельце сайта www.rityal.pro.

         Согласно полученного ответа регистратором доменного имени «www.rityal.pro» является АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (далее – АО «РСИЦ»).

         Из запроса Ленинградского УФАС России в АО «РСИЦ» о предоставлении информации в рамках расследуемого дела, установлено, что администратором домена второго уровня rityal.pro является учредитель и генеральный директор ООО «Похоронный дом № 1» <...>(паспортные данные: <...>).

 

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         Определением Ленинградского УФАС России от 07.06.2017 № О/02/53 возбуждено дело №10-02-Р/17по признакам нарушения п. 4 ч. 2, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

         В связи с тем, что Ленинградским УФАС России у ООО «Похоронный дом № 1» и МП «Ритуальные услуги» были запрошены необходимые для рассмотрения обращения документы и информация, а в своем ответе на запрос ООО «Похоронный дом № 1» и МП «Ритуальный услуги» не предоставили в полном объеме запрошенные сведения, определением Ленинградского УФАС России от 20.06.2017 № О/02/59, заседание Комиссии перенесено на 03.07.2017.

         Согласно письменных пояснений (вх. 5817 от 03.07.2017) ООО «Похоронный дом № 1», представленных на заседание Комиссии, номер телефона (812) 425-35-01, используемый ООО «Похоронный дом № 1», принадлежит Эльсалиевой Елене Андреевне.

         Намерения создания у посетителей сайта мнения о том, что указанный телефон принадлежит  СПб ГБУЗ «БСМЭ», ни у Эльсалиевой Е.А., ни у ООО «Похоронный дом № 1» не имелось. Возникшая ситуация связана с неправильным техническим размещением материала на сайте IT-специалистами.

 

В ходе рассмотрения дела Ленинградским УФАС России установлено, что гражданско-правовые отношения между ООО «Похоронный дом № 1» и МП «Ритуальные услуги» на размещение на сайте www.rityal.pro информации о МП «Ритуальные услуги» отсутствуют. 

         От МП «Ритуальный услуги» поступило ходатайство о прекращении дела с связи с отсутствием состава правонарушения.

         Комиссией в ходе рассмотрения дела, нарушений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в действиях МП «Ритуальные услуги» не выявлено.

 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

 

Согласно полученным ответам, собственником сайта www.rityal.pro является учредитель и генеральный директор ООО «Похоронный дом № 1» <...>.

Таким образом, рекламодателем информации рекламного характера на сайте www.rityal.pro является ООО «Похоронный дом № 1» а рекламопроизводителем <...>.

 

На основании части 6 статьи 38, рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

 

Комиссией Ленинградского УФАС России нарушений пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе в действиях ООО «Похоронный дом № 1» не выявлено.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Похоронный дом № 1» нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении на сайте www.rityal.pro информации о Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» с рекламой о ООО «Похоронный дом № 1», вводящей в заблуждение потребителей, как рекламодателя;
  2. Признать в действиях <...> нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении на сайте www.rityal.pro информации о Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» с рекламой о ООО «Похоронный дом № 1», вводящей в заблуждение потребителей, как рекламопроизводителя;
  3. Выдать ООО «Похоронный дом № 1» предписание  о прекращении нарушения Закона о рекламе;
  4. Выдать Эльсалиевой Елены Андреевны предписание  о прекращении нарушения Закона о рекламе;
  5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Похоронный дом № 1»;
  6. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...>.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                А.А. Овезбердыев

 

Члены Комиссии:                                                                           К.Н. Гайнидинов

                                                                                                       Ю.А. Свалова    

А.В. Евлампиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны