Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административн... от 13 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Законному представителю

ОАО «Петербургская сбытовая компания»

 

ул. Михайлова, 11,

Санкт-Петербург, 195009

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 211-05-Ш/14

 

«26» декабря  2014 г.                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Санкт-Петербург

 

Заместитель руководителя Ленинградского УФАС России Коннов Глеб Николаевич, рассмотрев дело об административном правонарушении № 211-05-Ш/14, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), возбужденное в отношении ОАО «Петербургская сбытовая компания»  (ИНН 7841322249, 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось решение Комиссии Ленинградского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 736-05-А/14, в результате рассмотрения которого, Комиссия установила в действиях ОАО «Петербургская сбытовая компания»  (ИНН 7841322249, 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11), выразившихся в неприведении в соответствие с действующим законодательством договоров энергоснабжения с исполнителями коммунальных услуг в части размера неустойки за нарушение сроков оплаты электрической энергии, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Материалами дела № 211-05-Ш/14 и Протоколом об административном правонарушении от 26.12.2014 № 106 установлено следующее.

Основанием для возбуждения дела № 736-05-А/14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Петербургская сбытовая компания» послужили заявления ООО «Виват» (вх. № 4961 от 05.09.2014), МУП «Северное Сияние» (вх.№ 6087 от 23.10.2014) с жалобами на установление ОАО «Петербургская сбытовая компания» в договорах энергоснабжения штрафной неустойки для потребителей за просрочку оплаты электрической энергии в размере 0,5% от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки.

Открытое акционерное общество «Петербургская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на основании Приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13.10.2006 № 102-п «О присвоении статуса гарантирующего поставщика открытому акционерному обществу «Петербургская сбытовая компания», действующему на территории Ленинградской области». Гарантирующим поставщиком согласно Федеральному закону РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) является коммерческая организация, обязанная в соответствии с указанным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии, либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

ОАО «Петербургская сбытовая компания»  является доминирующим хозяйствующим субъектом, приказом Санкт-Петербургского УФАС от 12.09.2007 № 05-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 50 процентов по виду деятельности «купля-продажа, поставка электрической энергии» с долей более 50 процентов в административных границах Ленинградской области.

На рынке купли-продажи электроэнергии ОАО «Петербургская сбытовая компания» занимает доминирующее положение.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» накладывает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

В части заявления ООО «Виват» рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекращено в  связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях  ОАО «Петербургская сбытовая компания».

Между ОАО «Петербургская сбытовая компания» и МУП «Северное Сияние» заключен договор энергоснабжения № 42027 от 01.02.2012 года (далее – договор № 42027). Согласно п.6.3 договора № 42027 в случае просрочки оплаты МУП «Северное Сияние» уплачивает ОАО «Петербургская сбытовая компания» штрафную неустойку в виде пени в размере 0,5% от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки. Протокол разногласий к договору энергоснабжения № 42027 сторонами не составлялся.

МУП «Северное Сияние» обратилось в адрес ОАО «Петербургская сбытовая компания» 15.08.2014 года с заявлением об изменении условий договора энергоснабжения в части размера неустойки, предусмотренной п.6.3 договора энергоснабжения.

Со стороны ОАО «Петербургская сбытовая компания» ответ на указанное заявление направлен не был, МУП «Северное Сияние» обратилось в Управление с заявлением, в котором указало на то, что МУП «Северное Сияние» является исполнителем коммунальных услуг в отношениях с потребителями по предоставлению коммунальной услуги в общем имуществе многоквартирных домов (электроснабжение лестничных клеток), расположенных в населенных пунктах Шумского сельского поселения Кировского района Ленинградской области. Согласно условиям договора ОАО «Петербургская сбытовая компания» осуществляет снабжение электрической энергией указанного общего имущества в многоквартирных домах наряду с другими объектами МУП «Северное Сияние». Поскольку исполнение обязательств МУП «Северное Сияние» перед ОАО «Петербургская сбытовая компания» по оплате потребленной электрической энергии в общем имуществе в многоквартирных домах непосредственно связано со своевременным исполнением денежных обязательств физических лиц – потребителей коммунальных услуг – по оплате перед МУП «Северное Сияние», периодически у МУП «Северное Сияние» возникает просрочка исполнения обязательств по договору № 42027. При этом, в заявлении МУП «Северное Сияние» отмечает, что в случае несвоевременной оплаты потребителями коммунальных услуг МУП «Северное Сияние» не вправе устанавливать физическим лицам-потребителям размер неустойки за просрочку оплаты коммунальных услуг выше 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Следовательно, и для МУП «Северное Сияние», как исполнителя коммунальных услуг, размер неустойки за несвоевременное исполнение обязательства по договору № 42027 по оплате электроэнергии, потребленной в общем имуществе в многоквартирных домах, должен составлять 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Представитель ОАО «Петербургская сбытовая компания» направил в Управление письменное обоснование позиции (вх. № 6837 от 24.11.2014), а также сообщил следующее.

Энергоснабжаемыми объектами МУП «Северное Сияние» по договору наряду с объектами «освещение лестничных клеток жилых домов» являются объекты «котельная, баня, скважины, водозабор». Электрическая энергия, поставляемая в отношении котельной, бани, скважин, водозабора, не может рассматриваться в качестве коммунального ресурса по следующим причинам. Объекты «котельная, баня, скважины, водозабор» предоставлены в хозяйственное ведение непосредственно МУП «Северное Сияние». В данном случае МУП «Северное Сияние» приобретает электрическую энергию для производства им иного коммунального ресурса, путем преобразования полученной электрической энергии по договору. МУП «Северное Сияние» выступает в отношениях с потребителями производимого им коммунального ресурса в качестве ресурсоснабжающей организации. Таким образом, электрическая энергия, приобретенная для снабжения объектов «котельная, баня, скважины, водозабор», не является коммунальным ресурсом и не предоставляется в качестве коммунальной услуги на общедомовые нужды потребителей. Размер неустойки, указанный в договоре № 42027 и выраженный в 0,5% от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки, в отношении объектов «котельная, баня, скважины, водозабор» не противоречит законодательству.

В 2013 году ОАО «Петербургская сбытовая компания» разработало типовые формы договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг. Согласно п.6.3. типовой формы договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг, при просрочке оплаты Исполнитель уплачивает Гарантирующему поставщику штрафную неустойку в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки. Данное условие соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ о размере неустойки, предусмотренной для потребителей коммунальных услуг.

Рассмотрев заявление МУП «Северное Сияние», письменное обоснование позиции ОАО «Петербургская сбытовая компания» и учитывая требования п.14 ст.155 ЖК РФ, Ленинградское УФАС России пришло к следующим выводам.

Понятие исполнителя коммунальных услуг содержится в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Так, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Следовательно, снабжение электрической энергией иных объектов, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, не является деятельностью по предоставлению коммунальных услуг. Поскольку объекты «котельная, баня, скважины, водозабор» предоставлены в хозяйственное ведение непосредственно МУП «Северное Сияние», то они не входят в состав общего имущества многоквартирных домов. В отношении указанных объектов условия договора № 42027 о размере неустойки 0,5% от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки не противоречат требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, согласно п.14 ст.155 ЖК РФ несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

В отношении остальных объектов, а именно входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, размер неустойки по договору № 42027 должен быть не выше 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты.

Таким образом, рассмотренные действия ОАО «Петербургская сбытовая компания» при установлении штрафной неустойки в размере 0,5% от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки в отношении объектов «освещение лестничных клеток» - объектов, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов - по договору № 42027 не соответствуют нормам действующего законодательства в части размера неустойки (п.14 ст.155 ЖК РФ), что запрещено нормами ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции и ущемляет интересы МУП «Северное сияние.

Кроме того, Комиссия отметила, что ситуация с  МУП «Северное сияние» свидетельствует о возможности установления ОАО «Петербургская сбытовая компания» неустойки в размере 0,5% в договорах и с другими исполнителями коммунальных услуг, что не отрицали представители ОАО «Петербургская сбытовая компания» на заседаниях комиссии.

 

Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 736-05-А/14, основываясь на материалах дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», решением от 10.125.2014:

- признала в действиях ОАО «Петербургская сбытовая компания», выразившихся в неприведении в соответствие с действующим законодательством договоров энергоснабжения с исполнителями коммунальных услуг в части размера неустойки за нарушение сроков оплаты электрической энергии, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

- выдала ОАО «Петербургская сбытовая компания»  обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершение действий, направленных на устранение нарушения (далее - Предписание).

- передала материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Петербургская сбытовая компания», а также должностных лиц общества, дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 ст. 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае факт совершения ОАО «Петербургская сбытовая компания» административного правонарушения подтверждается материалами дела № 736-05-А/14, решением Комиссии Ленинградского УФАС России по указанному делу от 10.12.2014, а также Протоколом об административном правонарушении от 26.12.2014 № 106.

Вина ОАО «Петербургская сбытовая компания» выражается в нарушении обязательных для соблюдения сторонами условий договора энергоснабжения.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 736-05-А/14, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении № 211-05-Ш/14 ОАО «Петербургская сбытовая компания» не представило доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, исключающих вину общества.

В объяснениях по делу об административном правонарушении, представленных к протоколу об административном правонарушении от 26.12.2014 № 106, ОАО «Петербургская сбытовая компания» просит учитывать, что для МУП «Северное сияние» часть электрической энергии поставляется для нужд, не связанных с предоставлением коммунальных услуг и в части этой электрической энергии допустимо применение договорной неустойки в размере 0,5 %.

 

При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие и административную ответственность.

Совершенное ОАО «Петербургская сбытовая компания»  правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность ОАО «Петербургская сбытовая компания»  в соответствии со ст. 4.3. КоАП РФ не установлены.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ОАО «Петербургская сбытовая компания»  в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ:

Пунктом 4 части 1 ст. 4.2. КоАП РФ предусмотрено, что оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

В процессе производства по делу об административном правонарушении представители ОАО «Петербургская сбытовая компания» оказывали содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.31. КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.2, 4.3, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

ОАО «Петербургская сбытовая компания»  (ИНН 7841322249, 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11) административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Реквизиты для уплаты штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.

Получатель:

ИНН 7840396953

КПП 784201001

УФК по Ленинградской области (Ленинградское УФАС России)

Банк получателя:

ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНК РОССИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ. в г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БАНКА РОССИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛ. в г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Сч. № 40101810200000010022

БИК 044106001

ОКТМО 40 911 000

Код дохода (КБК):

161 1 16 02010 01 6000 140 – (денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти).

В платежном поручении необходимо указывать номер административного дела (211-05-Ш/14), по которому осуществляется оплата штрафа.

После оплаты штрафа копию платежного поручения (или иного документа об оплате) рекомендуется незамедлительно направить в Ленинградское УФАС России (по факсу: 274-30-73, либо электронной почте: to47@fas.gov.ru, продублировав на to47-trifonova@fas.gov.ru), поскольку согласно ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

 

 

 

Заместитель руководителя                                                                Г.Н. Коннов

Ленинградского УФАС России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белинский Ф.Г.

(812) 274-30-70

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны