Решение №б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Чистый Дом» от 29 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчик:

Муниципальное предприятие «Жилищное хозяйство» МО «Киришское городское поселение Киришского муниципального района»

 

ул. Пионерская, д. 3 «А»,

г. Кириши, Ленинградская область, 187110

 

Email: zakupka@upravdom-kirishi.ru

 

Заявитель:

ООО «Чистый Дом»

 

Пошехонское шоссе, д. 14 «А»,

г. Вологда, 160017

 

Email: o.chistiy@yandex.ru 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Чистый Дом»

                                                                                                    г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена:   28.04.2016

Решение изготовлено в полном объеме:   29.04.2016

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на основании Приказа от 26.04.2016 № 84  по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

 

Коннова Г.Н.
 

Русановой Е.Н.

– заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

- заместителя начальника отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии;

 

Абейдуллина Р.А.

 

 

     

 

– главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных рынков и рекламы, члена Комиссии,

 

 

в присутствии представителя заказчика - Муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» МО «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» Бондаренко С.М. (доверенность от 14.01.2016 № 19), в отсутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Чистый Дом»,

рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Чистый Дом» (г. Вологда, Пошехонское шоссе, д. 14 «А», ИНН 3525306315) на действия Муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» МО «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» (Ленинградская область, г. Кириши, ул. Пионерская, д. 3 «А», ИНН 4708001129) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение дезинсекции (акарицидная обработка) территорий городских парков и скверов и санитарных зон детских образовательных учреждений г. Кириши Ленинградской области (извещение № 31603425776),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В       Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области  (далее – Ленинградское УФАС России)  поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Чистый Дом» (далее – Заявитель, ООО «Чистый Дом») вх. № 3007 от 20.04.2016г. на действия Муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» МО «Киришское городское поселение Киришского муниципального района»  (далее – Заказчик, МП «Жилищное хозяйство») при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение дезинсекции (акарицидная обработка) территорий городских парков и скверов и санитарных зон детских образовательных учреждений г. Кириши Ленинградской области (извещение № 31603425776).

 

По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при оценке заявок. Оценка победителя не соответствует документации на закупку. В требованиях, указанных в документации на закупку, отсутствует ссылка на необходимость приложения копий актов и договоров выполненных работ, в то время как комиссией это учтено, как один из основных критериев в определении победителя. Информация о добросовестности со стороны участника закупки с указанием номеров исполненных контрактов, согласно реестру, приложена к заявке. Считают, что оценка баллов комиссией заказчика при подведении итогов и определение победителя проведены неправомерно.

 

Уведомлением от 25.04.2016 № 02/228 Ленинградским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Чистый Дом»,  рассмотрение жалобы назначено на 28.04.2016 в 13-00 час.

 

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу Заявителя от 26.04.2016 № 07.7.1/1144. Считают, что оценка заявок проведена с соблюдением требований действующего законодательства и документации на проведение закупки. В пункте 4.2 документации «Критерии оценки заявки» в пункте 2 представленной таблицы «Качество услуг и квалификация участника (численность персонала, деловая репутация, качество услуг, дополнительные преимущества и услуги участника») указаны критерии по которым производится подсчет баллов комиссией. В таблице указано, что сведения о заключенных договорах на выполнение аналогичных работ за последние 3 года подтверждаются представлением копий договоров и актов оказанных услуг, а их не предоставление оценивается в 0 баллов. Участник ООО «Чистый Дом» предоставил справку о выполнении аналогичных работ за последние 3 года (2013 год – 5 договоров; 2014 год – 6 договоров; 2015 год - 4 договора). Но в графе «Сумма договора» справки участником указано «Данная информация является коммерческой тайной», что является не соблюдением требований документации Заказчика и выражается недоверием к Закупочной комиссии, поскольку лишает ее возможности объективно оценить объем выполненных работ. В подтверждение сведений, отраженных в данной справке, участником ООО «Чистый дом» не представлена ни одна копия заключенного договора, а также акта о выполнении услуг. На основании чего, закупочная комиссия приняла решение оценить данный критерий в 0 баллов. Кроме того, участник не использовал свое право на обращение за разъяснением положений документации.

Просят жалобу  ООО «Чистый Дом» признать  необоснованной.

 

На заседание Комиссии явился представитель Заказчика, представители Заявителя  не явились (извещены надлежащим образом).

 

В ходе рассмотрения жалобы по существу представитель  МП «Жилищное хозяйство» доводы, изложенные в возражениях на жалобу поддержала в полном объеме.

 

Комиссия Ленинградского УФАС России, проанализировав представленные сторонами доводы, пришла к следующему  выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

         Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

         Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         21 сентября 2012 года разработано и утверждено директором МП «Жилищное хозяйство» Положение о закупках товаров, работ, услуг муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках Положение о закупках размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»  (с последними изменениями от 28.01.2016).

                  24 марта 2016 года разработана и утверждена Документация  на проведение запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на  выполнение работ по проведению дезинсекции (акарицидной обработки) территорий городских парков и скверов и санитарных зон детских образовательных учреждений г. Кириши Ленинградской области (извещение № 31603425776) (далее – Закупочная документация).

Закупочная документация, включающая извещение о проведении закупки  и проект договора, размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц 24 марта 2016 года, и на официальном сайте электронной  площадки www.com.roseltorg.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 207015,29 рублей (с НДС) и 175436,69  рублей (без НДС).

         Срок окончания подачи заявок – 09:00 час. 01 апреля 2016 года; рассмотрение заявок – 14:00 час. 01 апреля 2016 года;  подведение итогов  – 14:00 час. 04 апреля 2016 года.

                  

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

 В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

 

I. В соответствии с пунктом 7.2 Положения о закупках МП «Жилищное хозяйство» при осуществлении конкурентной закупки Заказчик вправе установить квалификационные требования (критерии) к участникам закупки, в том числе положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок продукции, иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

            В разделе 9 Положения о закупках изложены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельными значимостями (точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации): цена договора; срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; квалификация участника закупки (опыт и репутация, материально-технические ресурсы, кадровые ресурсы); качественные, функциональные характеристики объекта закупки; срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.  Заказчик вправе предложить дополнительные критерии в рамках проведения конкретной закупки. В этом случае предложенные критерии должны быть включены в документацию о закупке, должен быть конкретизирован предмет оценки, приведён порядок оценки по каждому их предложенных критериев, приведены формулы расчёта оценочных показателей по данным критериям (пункты 9.6, 9.13 Положения о закупках).

Подпунктом 16 пункта 3.1.1 Закупочной документации установлено, что заявка должна содержать сведения о заключенных договорах (за последние 3 года) по Форме № 6.

Критерии оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений в электронной форме, их содержание и значимость отражены в разделе 4 Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 4.2 Закупочной документации критерии оценки заявки состоят из: цены договора; качества и квалификации участника запроса коммерческих предложений в электронной форме.

В таблице критериев вторым номером указан критерий оценки заявки «Качество услуг и квалификация участника (численность персонала, деловая репутация, качество услуг, дополнительные преимущества и услуги участника»). 

В данном случае оценке подлежат: предложенные участником сведения, данные и документы по квалификации и качеству.

Данный параметр оценивается каждым членом комиссии на основании анализа предоставленных участником закупки документов и  сведений, их содержанию, соответствию показателям, необходимым Заказчику:

1) наличие опыта выполнения аналогичных работ (оценивается на основании сведений, указанных в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц) – (0-20) баллов […];

2) подтвержденные сведения о заключенных договорах на выполнение аналогичных работ за последние 3 года – (0-20) баллов [отсутствие представленных копий договоров, актов оказанных услуг (выполненных работ) – 0 баллов; от 1 до 5  представленных копий договоров, актов оказанных услуг (выполненных работ) – 15 баллов; от 5 до 10 представленных копий договоров, актов оказанных услуг (выполненных работ) – 20 баллов];

3) объем выполненных работ по предмету (справка о заключенных договорах за последние 3-и года) – (0-10) баллов;

4) наличие квалифицированных работников, имеющих необходимые знания; (подтверждением является, наличие штатного персонала, дипломированного, с указанием стажа работы - (0-20) баллов […];

5) наличие сертификатов, лицензий -  (0-10) баллов;

6) соответствие технико-коммерческого предложения предмету закупки и техническому заданию, качество проработки технического предложения (в т.ч. полнота и уровень детализации предлагаемых способов решения задач и выполнение работы, гарантийные обязательства на предоставляемую услугу) - (0-20) баллов.

Таким образом, возможность оценки заявки по количеству представленных копий договоров и актов выполненных работ Заказчиком отражена в Закупочной документации и не противоречит требованиям Положения о закупке.

Кроме того, в справке об опыте выполнения аналогичных договоров по Форме № 6, представленной ООО «Чистый Дом», не указана сумма договора (указана причина – «данная информация является коммерческой тайной»).  Отсутствие данной информации, а также копий договоров и актов выполненных работ не позволили Заказчику проверить представленную обществом информацию на предмет ее достоверности.

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

II. Пунктом 7.5 Положения о закупках установлено, что при рассмотрении заявок участников закупок, проводимых любым конкурентным способом,  участник закупки не допускается к участию в закупке и его заявка отклоняется в случае:

7.5.1. непредоставления документов, определенных документацией о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупке или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых проводится закупка;

В случае если по каким-либо причинам участник не может предоставить требуемый документ, то он обязан приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, а также содержащую заверения комиссии в соответствии участника данному требованию (такая справка будет рассмотрена комиссией, однако она не заменяет отсутствующий документ).

7.5.2. несоответствия участника закупки требованиям, установленным настоящим Положением и документацией о закупке;

7.5.3. непредоставления документа или копии документа, подтверж-дающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;

7.5.4. несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, в том числе (но не ограничиваясь) наличия в такой заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота).

            В случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки, установления факта несоответствия участника закупки иным требованиям, установленным настоящим Положением и документацией о закупке, Заказчик, закупочная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в закупке на любом этапе проведения. В случае установления фактов, определенных настоящим пунктом после заключения Договора, Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке (пункт 7.6 Положения о закупках).

Между тем, пунктом 1.4.1 Закупочной документации установлено, что при рассмотрении заявок участников закупок, проводимых любым конкурентным способом,  участник закупки не допускается к участию и его заявка отклоняется в случае:

а) непредоставления документов, определенных документацией о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупке или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых проводится закупка;

б) несоответствия участника закупки требованиям, установленным настоящим Положением и документацией о закупке;

в) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;

г)  несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, в том числе (но не ограничиваясь) наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота).

д) в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки, установления факта несоответствия участника закупки иным требованиям, установленным настоящим Положением и документацией о закупке, Заказчик, закупочная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в закупке на любом этапе проведения. В случае установления фактов, определенных настоящим пунктом после заключения Договора, Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Из изложенного выше следует, что требования, установленные в Положении о закупках и в Закупочной документации противоречат друг другу. А именно, в случае если участник не предоставляет сведения и документы, определенные документацией о закупке, он подлежит отклонению, но при этом, в 7.5.1 Положения о закупках установлено, что в случае если по каким-либо причинам участник не может предоставить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку. Однако, из изложенного выше следует, что представленная участником справка не является основанием для допуска до участия в закупке.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2).

Таким образом, требования к составу заявки и условия допуска к участию в закупке, установленные Заказчиком – МП «Жилищное хозяйство» в  Закупочной документации, не соответствуют требованиям Положения о закупках, что противоречит пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.        

 

III. Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4). Со дня направления уведомления о поступлении жалобы и до рассмотрения жалобы по существу торги приостанавливаются, а в этот период организатор торгов не вправе заключать договор. Причем договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (части 18, 19).

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Общий порядок заключения и исполнения договора установлены разделом 11 Положения о закупках и дублируются в разделе 5 Закупочной документации.

В пункте 11.1.4 Положения о закупках указано: «Договор с победителем процедуры закупки заключается Заказчиком не позднее 20 (двадцати) дней с момента размещения в единой информационной системе (официальном сайте) протокола, определяющего победителя, если иной срок не установлен в документации о закупке».

Пунктом 5.1.4 Закупочной документации определено: «Договор с победителем процедуры закупки заключается Заказчиком не позднее 20 (двадцати) дней с момента размещения в единой информационной системе (официальном сайте) протокола, определяющего победителя, если иной срок не установлен в документации о закупке».

Жалоба на действия (бездействие) МП «Жилищное хозяйство», его комиссии  исх. № 1-1/75 от 12.04.2016 поступила в антимонопольный орган 20 апреля 2016 года.

Итоговый протокол подписан 04 апреля 2016 года, размещен на сайте в тот же день.

Договор № 10/19-16 заключен с победителем закупки ООО «Дезинфекционная станция» 08 апреля 2016 года, т.е. на четвертый день после подписания протокола о подведении итогов открытого запроса предложений.

Исходя из содержания частей 1, 2 статьи 2  Закона о закупках Положение о закупках должно соответствовать положениям не только Гражданского кодекса Российской Федерации,  Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но и положениям Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 закона о закупках. 

На основании вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что сокращение Заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке и является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а Положение о закупках, содержащее условие о заключении договора в течение 20 дней с момента подписания протокола о результатах закупки, без указания срока ранее которого не допускается заключение договора, нарушает права участников гражданского оборота.

 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

        

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

1.          Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Чистый Дом» на действия заказчика - Муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение дезинсекции (акарицидная обработка) территорий городских парков и скверов и санитарных зон детских образовательных учреждений г. Кириши Ленинградской области (извещение № 31603425776)  необоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика - Муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района», выразившихся в установлении в Положении о закупках и Документации на проведение запроса предложений различных требований к составу заявки, нарушение пункта 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

3.  Признать в действиях заказчика - Муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района», выразившихся в сокращении законодательно установленного срока для обжалования действий заказчика, нарушение части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

4. Выдать заказчику - Муниципальному предприятию «Жилищное хозяйство» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» предписание о внесении изменений в Положение о закупках в части определения срока заключения договора по итогам закупки с учетом положений части 4 статьи 18.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель Комиссии:   

             

             Г.Н. Коннов

 

 

Члены Комиссии:

 

             Е.Н. Русанова

        

             Р.А. Абейдуллин         

        

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны