Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Комплекс ВодоСнабжения» от 18 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

ОАО «Выборгский Водоканал»

ул. Куйбышева, д.13,

г. Выборг,

Ленинградская область, 188800

 

Заявитель:

ООО «Комплекс ВодоСнабжения»

ул. 40 лет ВЛКСМ, 57, к.3,

г. Волгоград, 400097

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Комплекс ВодоСнабжения»

 

«15» декабря 2014 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                 г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

– заместителя руководителя, председателя Комиссии;

     

-помощника руководителя, члена Комиссии;

-государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

 

в  присутствии представителей:

заказчика - (по доверенности),

заявителя- (по доверенности),

 рассмотрев в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Комплекс ВодоСнабжения» (вх. № 7285 от 08.12.2014) на действия ОАО «Выборгский водоканал» при проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 ISO  9001:2000 iso 140012004 OHSAS18001:2007 на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на 2015 год (извещение № 31401728443),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Комплекс ВодоСнабжения» (вх. № 7285 от 08.12.2014) на действия ОАО «Выборгский водоканал» при проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 ISO  9001:2000 iso 140012004 OHSAS18001:2007 на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на 2015 год (извещение № 31401728443).

Заявитель указывает следующее.

Продукция - полиалюминий хлорид жидкий, необходимая Заказчику, сертифицирована и изготавливается другими производителями в соответствии с ТУ и соответствует всем нормам в качестве коагулянта воды в хозяйственно-питьевом и промышленном водоснабжении.

Так, аналогом полиалюминия хлорид жидкий РАХ XLI00 является полиоксихлорид алюминия «АКВАНОРМ» ТУ 2163-001-22365191-2014, поставщиком которого является ООО «Комплекс Водобнабжения».

Согласно разделу 12 Положения о закупке Заказчик должен учитывать разумность цены. Обращаем внимание на то, что ОАО «Выборгский Водоканал», руководствуясь разделом 12 Положения, не привлекло других поставщиков с целью предотвращения нецелесообразного расходования денежных средств, а в то же время, заключило договор с единственным поставщиком (ЗАО «Кемира ХИМ») на объемы с большей ценой.

Так, при закупке (реестровый N2 31401728443) цена за 1 т при поставке 70 тонн ежемесячно, составила 17700 руб. с НДС. Это может свидетельствовать о неэффективном расходовании денежных средств, а также злоупотреблении должностными лицами названной организации, своими полномочиями.

В случае проведения закупки полиалюминия на действительно конкурентной основе, ОАО «Выборгский Водоканал» могло бы приобрести данный продукт по более низкой цене. К примеру, цена за 1 тонну полиоксихлорида алюминия «АКВАНОРМ», поставщиком которого является 000 «Комплекс Водоснабжения», составляет 16000 руб. с НДС с доставкой.

По мнению заявителя, действия Заказчика ограничили участие иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика. В разделе 12 Положения о закупке приведен исчерпывающий перечень случаев, при которых предполагается закупка у единственного поставщика. При этом выбор в пользу того или иного единственного поставщика должен быть понятным и обоснованным.

По мнению ООО «Комплекс ВодоСнабжения», проводимая Заказчиком процедура закупки противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которыми являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Кроме того, заказчик не опубликовал план закупок на 2014 год на официально сайте (www.zakupki.gov.ru).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на официальном сайте www.lenobl.fas.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.

На уведомление Ленинградского УФАС России (исх. № 05/4856 от 09.12.2014) ОАО «Выборгский Водоканал» сообщило следующее.

ОАО «Выборгский Водоканал» полагает, что ООО «КомплексВодоСнабжения» намеренно вводит в заблуждение компетентные органы, так как план закупок на 2014 год на сайте опубликован 31.12.2013 года, так же опубликованы все изменения, внесенные в план закупок, что подтверждает скриншот с сайта www.zakupki.gov.ru - стр. 1,2 Приложения).

В 2007 году были проведены лабораторные испытания полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL100 (РАХ-18) по результатам которых (по цветности, по остаточному алюминию, окисляемости (ПО), общему железу) при использовании данного коагулянта очищенная питьевая вода соответствовала СанПин 2.1.4.1074-01. После чего было принято решение о проведении производственных испытаний. По результатам ежедневого контроля химико­технологических и производственных показателей в течении года выявлена эффективность и экономический эффект использования данного коагулянта, совместимость с имеющимися химическими реагентами. Использование полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL100 (РАХ- 18) позволило ОАО «Выборгский Водоканал» значительно сократить расходы на очистку при родной воды. Данные факты подтверждаются отчетом о проведении лабораторных испытаний на очистных сооружениях ОАО «Выборгский Водоканал», отчетом о применении для очистки природных вод коагулянта РАХ-18 (наменование в дальнейшем было изменено на полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL10).

Таким образом, ОАО «Выборгский Водоканал» в своей деятельности для достижения надежной и качественной очистки воды и обеспечения непрерывности технологического процесса использует на протяжении 9 лет полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 100.

На рынке существуют аналоги полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 100. Так, в адрес ОАО «Выборгский Водоканал» обращались организации с предложениями об использовании для очистки воды аналогов, однако по результатам проведенных исследований выяснилось, что использование аналогов для очистки не позволяет достигнуть необходимых показателей качества воды в соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01. Так, например, 22.04.2009 года были проведены работы по испытанию новых образцов коагулянтов предоставленных «Академией коммунального хозяйства», по результатам которых выявлено, что наиболее эффективным является РАХ-18 (полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL10). В июне 2011 года было проведено сравнительное исследование со средствами «ДЕЗАВИД» и ГОХА, по результатом которых выявлены преимущества используемых ОАО «Выборгский Водоканал» химических реагентов. В октябре 2011 года было проведено исследование на предмет возможности использования коагулянтов ГОХА. 02.02.2012 года были проведены испытания полиэлектролита «КАУСТАМИН-15», по результатам которых данный химический реагент не проявил эффективного действия (стр. 18-30 Приложения).

ООО «КомплексВодоСнабжения» не обращалось в ОАО «Выборгский Водоканал» с предложением о проведении исследований, по результатам которых может быть решен вопрос о возможности использования предлагаемой ими продукции. Учитывая, что исследования предлагаемого ООО «КомплексВодоСнабжения» продукта не проводились, использование его в деятельности ОАО «Выборгский Водоканал на данном этапе не представляется возможным. Для решения вопроса о возможности использования полиоксихлорид алюминия «АКВАНОРМ» ООО «КомплексВодоСнабжения» необходимо обратится в ОАО «Выборгский Водоканал» для проведения исследований, по результатам которых может быть сделан вывод о возможности и безопасности использования (либо невозможности) данного коагулянта и его экономической эффективности.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, до введения в производственный процесс иных химических реагентов должны быть проведены надлежащие исследования.

В соответствии с планом закупок на 2014 год, размещенном на сайте www.zakupki.gov.ru. ОАО «Выборгский Водоканал» должно осуществить закупку полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 100 для обеспечения непрерывности технологического процесс а и совместимости с имеющимися химическими реагентами.

Процедура закупки осуществляется в соответствии с Положением о закупке ОАО «Выборгский Водоканал» (надлежащим образом утвержденным и размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru).

Учитывая, что:

1) по результатам проведенных исследований и производственного контроля ОАО «Выборгский Водоканал» использует для очистки воды полиалюминий хлорид жидкий РАХ XLI00,

2) ЗАО «Кемира ХИМ» является 100% дочерней компанией «Kemira Оуi» (производителя полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 1 00) и единственным поставщиком в России (подтверждение - стр. 31 Приложения),

3) ЗАО «Кемира ХИМ» располагается по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 24, литер А, таким образом местонахождение поставщика находится       на приемлемом расстоянии от Заказчика,

4) смена поставщика нецелесообразна ввиду необходимости обеспечения непрерывности технологического процесса, совместимости с имеющимися химическими реагентами, эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения заказчика, разумность цены и непригодность продуктов, альтернативных рассматриваемым,

5) полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 1 00 по результатам производственного контроля совместим с используемыми химическими реагентами, что позволяет достигнуть необходимых показателей качества воды в соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01, на заседании единой комиссии по осуществлению закупок, руководствуясь Положением о закупках, было принято решение о выборе способа процедуры закупки - закупка у единственного поставщика.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Выборгский Водоканал» 24.11.2014 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика и проект договора.

В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данной закупки, доводов представителя заявителя и возражений заказчика, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

04.12.2012  заказчиком утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Выборгский Водоканал» (далее – Положение о закупках). Положение о закупках опубликовано на  официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) 24.12.2013

24.11.2014 заказчиком опубликовано Извещение о проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 ISO  9001:2000 iso 140012004 OHSAS18001:2007 на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на 2015 год (извещение № 31401728443).

24.11.2014 заказчиком опубликован протокол № 31401728443-01 (№ 36) о решении по проведению закупки в форме запроса у единственного поставщика.

11.12.2014 заказчиком опубликован новый действующий вариант Извещения в связи с допущением технической ошибки.

11.12.2014 заказчиком опубликован новый действующий вариант протокола № 36 о решении по проведению закупки в форме запроса у единственного поставщика.

Ленинградским УФАС России установлено, что на момент рассмотрения Комиссией жалобы, с победителем не был заключен договор по результатам закупки.

Изучив доводы заявителя и заказчика, а также иные материалы дела, Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.

Ленинградское УФАС России установило, что, согласно информации с официального сайта (www.zakupki.gov.ru), план закупок ОАО «Выборгский Водоканал» на 2014 год № 2130031766 размещен 31.12.2013, с изменениями от 28.11.2014. Таким образом, информация ООО «Комплекс ВодоСнабжения» о неразмещении ОАО «Выборгский Водоканал» плана закупок на 2014 год, не подтвердилась.

Закупки у единственного поставщика проводятся в соответствии с  положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В п. 12 Положения о закупках ОАО «Выборгский водоканал» предусмотрены случаи проведения закупки у единственного источника.

Ленинградским УФАС России установлено, что в первом варианте извещения о проведении закупки заказчик допустил техническую ошибку, сославшись на неверный пункт Положения (п. 12.2.7), который предусматривает проведение закупки у единственного поставщика.

Во втором, исправленном варианте извещения заказчик указывает, что руководствовался пунктами 12.2.3, 12.2.13, 12.2.14 Положения, которые предусматривают  случаи проведения закупки у единственного поставщика.

Ленинградское УФАС России установило, что в пункте 12 Положения о закупке не достаточно четко разделены случаи закупки у единственного поставщика, что может привести к нарушению принципа информационной открытости закупки, установленного в п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Также Ленинградским УФАС России установлено несоответствие в указании срока исполнения договора: в извещении указано «с момента подписания в течении ноября 2014 года», в проекте договора указано «с 01.01.2015 по 31.12.2015». Данное несоответствие также может ввести в заблуждение участников и приведет к нарушению принципа информационной открытости закупки.

Согласно  п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках товаров, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупка в форме у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки.

Ленинградским УФАС России установлено, что выбор поставщика коагулянта для очистки воды может производиться среди нескольких производителей. С учетом того, что до введения в производственный процесс очистки воды иных коагулянтов должны быть проведены надлежащие исследования, необходимо указывать в документации  условие о предварительном исследовании  на предмет возможности использования коагулянтов.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Выборгский Водоканал» по выбору способа закупки коагулянта для очистки воды в форме единственного поставщика могут привести к ограничению конкуренции и нарушению принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости закупки.

Руководствуясь ч. 1 ст. 17, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Комплекс ВодоСнабжения» обоснованной.

2.Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в выборе неверного способа закупки продукции, нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в отсутствии достаточного разделения случаев в описании случаев закупки у единственного поставщика в п.12 Положения о закупке, нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4.Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в указании в извещении срока исполнения договора несоответствующего сроку в проекте договора, нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5.Выдать ОАО «Выборгский Водоканал» предписание об устранении нарушения.

6.Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Выборгский Водоканал» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

                                         

 

Члены Комиссии:                                             

 

 

                                                                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны