Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Комплекс ВодоСнабжения» от 18 декабря 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик:
ОАО «Выборгский Водоканал»
ул. Куйбышева, д.13,
г. Выборг,
Ленинградская область, 188800
Заявитель:
ООО «Комплекс ВодоСнабжения»
ул. 40 лет ВЛКСМ, 57, к.3,
г. Волгоград, 400097
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «Комплекс ВодоСнабжения»
«15» декабря 2014 года г. Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
|
– заместителя руководителя, председателя Комиссии; |
|
-помощника руководителя, члена Комиссии; -государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии, |
в присутствии представителей:
заказчика - (по доверенности),
заявителя- (по доверенности),
рассмотрев в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Комплекс ВодоСнабжения» (вх. № 7285 от 08.12.2014) на действия ОАО «Выборгский водоканал» при проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 ISO 9001:2000 iso 140012004 OHSAS18001:2007 на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на 2015 год (извещение № 31401728443),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Комплекс ВодоСнабжения» (вх. № 7285 от 08.12.2014) на действия ОАО «Выборгский водоканал» при проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 ISO 9001:2000 iso 140012004 OHSAS18001:2007 на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на 2015 год (извещение № 31401728443).
Заявитель указывает следующее.
Продукция - полиалюминий хлорид жидкий, необходимая Заказчику, сертифицирована и изготавливается другими производителями в соответствии с ТУ и соответствует всем нормам в качестве коагулянта воды в хозяйственно-питьевом и промышленном водоснабжении.
Так, аналогом полиалюминия хлорид жидкий РАХ XLI00 является полиоксихлорид алюминия «АКВАНОРМ» ТУ 2163-001-22365191-2014, поставщиком которого является ООО «Комплекс Водобнабжения».
Согласно разделу 12 Положения о закупке Заказчик должен учитывать разумность цены. Обращаем внимание на то, что ОАО «Выборгский Водоканал», руководствуясь разделом 12 Положения, не привлекло других поставщиков с целью предотвращения нецелесообразного расходования денежных средств, а в то же время, заключило договор с единственным поставщиком (ЗАО «Кемира ХИМ») на объемы с большей ценой.
Так, при закупке (реестровый N2 31401728443) цена за 1 т при поставке 70 тонн ежемесячно, составила 17700 руб. с НДС. Это может свидетельствовать о неэффективном расходовании денежных средств, а также злоупотреблении должностными лицами названной организации, своими полномочиями.
В случае проведения закупки полиалюминия на действительно конкурентной основе, ОАО «Выборгский Водоканал» могло бы приобрести данный продукт по более низкой цене. К примеру, цена за 1 тонну полиоксихлорида алюминия «АКВАНОРМ», поставщиком которого является 000 «Комплекс Водоснабжения», составляет 16000 руб. с НДС с доставкой.
По мнению заявителя, действия Заказчика ограничили участие иных участников закупки при способе закупки в форме единственного поставщика. В разделе 12 Положения о закупке приведен исчерпывающий перечень случаев, при которых предполагается закупка у единственного поставщика. При этом выбор в пользу того или иного единственного поставщика должен быть понятным и обоснованным.
По мнению ООО «Комплекс ВодоСнабжения», проводимая Заказчиком процедура закупки противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которыми являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Кроме того, заказчик не опубликовал план закупок на 2014 год на официально сайте (www.zakupki.gov.ru).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на официальном сайте www.lenobl.fas.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
На уведомление Ленинградского УФАС России (исх. № 05/4856 от 09.12.2014) ОАО «Выборгский Водоканал» сообщило следующее.
ОАО «Выборгский Водоканал» полагает, что ООО «КомплексВодоСнабжения» намеренно вводит в заблуждение компетентные органы, так как план закупок на 2014 год на сайте опубликован 31.12.2013 года, так же опубликованы все изменения, внесенные в план закупок, что подтверждает скриншот с сайта www.zakupki.gov.ru - стр. 1,2 Приложения).
В 2007 году были проведены лабораторные испытания полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL100 (РАХ-18) по результатам которых (по цветности, по остаточному алюминию, окисляемости (ПО), общему железу) при использовании данного коагулянта очищенная питьевая вода соответствовала СанПин 2.1.4.1074-01. После чего было принято решение о проведении производственных испытаний. По результатам ежедневого контроля химикотехнологических и производственных показателей в течении года выявлена эффективность и экономический эффект использования данного коагулянта, совместимость с имеющимися химическими реагентами. Использование полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL100 (РАХ- 18) позволило ОАО «Выборгский Водоканал» значительно сократить расходы на очистку при родной воды. Данные факты подтверждаются отчетом о проведении лабораторных испытаний на очистных сооружениях ОАО «Выборгский Водоканал», отчетом о применении для очистки природных вод коагулянта РАХ-18 (наменование в дальнейшем было изменено на полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL10).
Таким образом, ОАО «Выборгский Водоканал» в своей деятельности для достижения надежной и качественной очистки воды и обеспечения непрерывности технологического процесса использует на протяжении 9 лет полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 100.
На рынке существуют аналоги полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 100. Так, в адрес ОАО «Выборгский Водоканал» обращались организации с предложениями об использовании для очистки воды аналогов, однако по результатам проведенных исследований выяснилось, что использование аналогов для очистки не позволяет достигнуть необходимых показателей качества воды в соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01. Так, например, 22.04.2009 года были проведены работы по испытанию новых образцов коагулянтов предоставленных «Академией коммунального хозяйства», по результатам которых выявлено, что наиболее эффективным является РАХ-18 (полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL10). В июне 2011 года было проведено сравнительное исследование со средствами «ДЕЗАВИД» и ГОХА, по результатом которых выявлены преимущества используемых ОАО «Выборгский Водоканал» химических реагентов. В октябре 2011 года было проведено исследование на предмет возможности использования коагулянтов ГОХА. 02.02.2012 года были проведены испытания полиэлектролита «КАУСТАМИН-15», по результатам которых данный химический реагент не проявил эффективного действия (стр. 18-30 Приложения).
ООО «КомплексВодоСнабжения» не обращалось в ОАО «Выборгский Водоканал» с предложением о проведении исследований, по результатам которых может быть решен вопрос о возможности использования предлагаемой ими продукции. Учитывая, что исследования предлагаемого ООО «КомплексВодоСнабжения» продукта не проводились, использование его в деятельности ОАО «Выборгский Водоканал на данном этапе не представляется возможным. Для решения вопроса о возможности использования полиоксихлорид алюминия «АКВАНОРМ» ООО «КомплексВодоСнабжения» необходимо обратится в ОАО «Выборгский Водоканал» для проведения исследований, по результатам которых может быть сделан вывод о возможности и безопасности использования (либо невозможности) данного коагулянта и его экономической эффективности.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, до введения в производственный процесс иных химических реагентов должны быть проведены надлежащие исследования.
В соответствии с планом закупок на 2014 год, размещенном на сайте www.zakupki.gov.ru. ОАО «Выборгский Водоканал» должно осуществить закупку полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 100 для обеспечения непрерывности технологического процесс а и совместимости с имеющимися химическими реагентами.
Процедура закупки осуществляется в соответствии с Положением о закупке ОАО «Выборгский Водоканал» (надлежащим образом утвержденным и размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru).
Учитывая, что:
1) по результатам проведенных исследований и производственного контроля ОАО «Выборгский Водоканал» использует для очистки воды полиалюминий хлорид жидкий РАХ XLI00,
2) ЗАО «Кемира ХИМ» является 100% дочерней компанией «Kemira Оуi» (производителя полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 1 00) и единственным поставщиком в России (подтверждение - стр. 31 Приложения),
3) ЗАО «Кемира ХИМ» располагается по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 24, литер А, таким образом местонахождение поставщика находится на приемлемом расстоянии от Заказчика,
4) смена поставщика нецелесообразна ввиду необходимости обеспечения непрерывности технологического процесса, совместимости с имеющимися химическими реагентами, эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения заказчика, разумность цены и непригодность продуктов, альтернативных рассматриваемым,
5) полиалюминий хлорид жидкий РАХ XL 1 00 по результатам производственного контроля совместим с используемыми химическими реагентами, что позволяет достигнуть необходимых показателей качества воды в соответствии с СанПин 2.1.4.1074-01, на заседании единой комиссии по осуществлению закупок, руководствуясь Положением о закупках, было принято решение о выборе способа процедуры закупки - закупка у единственного поставщика.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Выборгский Водоканал» 24.11.2014 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика и проект договора.
В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данной закупки, доводов представителя заявителя и возражений заказчика, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
04.12.2012 заказчиком утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Выборгский Водоканал» (далее – Положение о закупках). Положение о закупках опубликовано на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) 24.12.2013
24.11.2014 заказчиком опубликовано Извещение о проведении закупки в форме запроса у единственного поставщика на поставку полиалюминий хлорид жидкий PAX XL 100 ISO 9001:2000 iso 140012004 OHSAS18001:2007 на ВОС г. Выборг ул. Водная, д.2 на 2015 год (извещение № 31401728443).
24.11.2014 заказчиком опубликован протокол № 31401728443-01 (№ 36) о решении по проведению закупки в форме запроса у единственного поставщика.
11.12.2014 заказчиком опубликован новый действующий вариант Извещения в связи с допущением технической ошибки.
11.12.2014 заказчиком опубликован новый действующий вариант протокола № 36 о решении по проведению закупки в форме запроса у единственного поставщика.
Ленинградским УФАС России установлено, что на момент рассмотрения Комиссией жалобы, с победителем не был заключен договор по результатам закупки.
Изучив доводы заявителя и заказчика, а также иные материалы дела, Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
Ленинградское УФАС России установило, что, согласно информации с официального сайта (www.zakupki.gov.ru), план закупок ОАО «Выборгский Водоканал» на 2014 год № 2130031766 размещен 31.12.2013, с изменениями от 28.11.2014. Таким образом, информация ООО «Комплекс ВодоСнабжения» о неразмещении ОАО «Выборгский Водоканал» плана закупок на 2014 год, не подтвердилась.
Закупки у единственного поставщика проводятся в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В п. 12 Положения о закупках ОАО «Выборгский водоканал» предусмотрены случаи проведения закупки у единственного источника.
Ленинградским УФАС России установлено, что в первом варианте извещения о проведении закупки заказчик допустил техническую ошибку, сославшись на неверный пункт Положения (п. 12.2.7), который предусматривает проведение закупки у единственного поставщика.
Во втором, исправленном варианте извещения заказчик указывает, что руководствовался пунктами 12.2.3, 12.2.13, 12.2.14 Положения, которые предусматривают случаи проведения закупки у единственного поставщика.
Ленинградское УФАС России установило, что в пункте 12 Положения о закупке не достаточно четко разделены случаи закупки у единственного поставщика, что может привести к нарушению принципа информационной открытости закупки, установленного в п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Также Ленинградским УФАС России установлено несоответствие в указании срока исполнения договора: в извещении указано «с момента подписания в течении ноября 2014 года», в проекте договора указано «с 01.01.2015 по 31.12.2015». Данное несоответствие также может ввести в заблуждение участников и приведет к нарушению принципа информационной открытости закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках товаров, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Закупка в форме у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки.
Ленинградским УФАС России установлено, что выбор поставщика коагулянта для очистки воды может производиться среди нескольких производителей. С учетом того, что до введения в производственный процесс очистки воды иных коагулянтов должны быть проведены надлежащие исследования, необходимо указывать в документации условие о предварительном исследовании на предмет возможности использования коагулянтов.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Выборгский Водоканал» по выбору способа закупки коагулянта для очистки воды в форме единственного поставщика могут привести к ограничению конкуренции и нарушению принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости закупки.
Руководствуясь ч. 1 ст. 17, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «Комплекс ВодоСнабжения» обоснованной.
2.Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в выборе неверного способа закупки продукции, нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3.Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в отсутствии достаточного разделения случаев в описании случаев закупки у единственного поставщика в п.12 Положения о закупке, нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4.Признать в действиях ОАО «Выборгский Водоканал», выразившихся в указании в извещении срока исполнения договора несоответствующего сроку в проекте договора, нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
5.Выдать ОАО «Выборгский Водоканал» предписание об устранении нарушения.
6.Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Выборгский Водоканал» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: