Решение №б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1448-05-4959-А/15 от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Руководителю

ОАО «Оборонэнерго»

 

ул. Русаковская д.13, стр.19,

Москва, 107140

(ответчик)

 

<…>

 

Санкт-Петербург, 196211

(заявитель)

Заинтересованным лицам по списку (список прилагается)

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1448-05-4959-А/15

 

                                                                                              г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        - 16.12.2015

Дата изготовления решения в полном объеме          - 25.12.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

- заместителя руководителя управления,

председателя Комиссии;

   

 

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;

 

- начальника отдела естественных монополий,

 члена Комиссии,

в присутствии представителей:

ответчика <…> (по доверенности),

заявителя - <…> (по доверенности),

заинтересованных лиц: (по доверенности),

рассмотрев материалы дела № 1448-05-4959-А/15, возбужденного приказом Ленинградского УФАС России № 337 от 26.10.2015 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Оборонэнерго» ИНН 7704726225/КПП 770101001 (119160, Москва, ул. Знаменка, д.19)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 1448-05-4959-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Открытого акционерного общества «Оборонэнерго» (далее - ОАО «Оборонэнерго», ответчик, сетевая организация) послужило поступившее в Ленинградское УФАС России заявление гр. <…> (вх. № 4959 от 03.07.2015) с жалобой на неосуществление ОАО «Оборонэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, к электрическим сетям.

По информации заявителя, в нарушение сроков, предусмотренных пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) и сроков, согласованных договором № 170/12-пр 01.10.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго» (далее - Договор присоединения) сетевая организация неосуществила технологическое присоединение энергопринимающих устройств гр. Тимошковой Ю.В.                       к электрическим сетям.

Указанное бездействие ОАО «Оборонэнерго» ущемляет интересы гр. <…> и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В Ленинградском УФАС России на рассмотрении находятся заявления граждан: <…> (договор № 103/12-пр от 14.06.2012<…> (договор № 86/14-пр от 31.10.2014), <…> (договор № 223/13-пр от 23.12.2013), <…> (договор № 101/12-пр от 21.06.2012), <…> (договор № 21/13-пр от 07.06.2013),     <…> (договор № 102/12-пр от 21.06.2012), <…> (договор № 18/13-пр от 06.03.2013), <…> (договор № 148/13-пр от 23.08.2013), <…> (договор № 227/12-пр от 17.04.2013), <…> (договор № 168/12-пр от 28.09.2012), <…> (договор № 22/13-пр от 07.06.2013), <…> (договор № 215/12-пр от 28.01.2013), <…> (договор № 248/14-пр от 01.10.2014).

Обстоятельства заявлений граждан: схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией дела № 1448-05-4959-А/15.

Руководствуясь частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, определением № О/05/673 от 26.10.2015 граждане: <…> привлечены к рассмотрению дела № 1448-05-4959-А/15 в качестве заинтересованных лиц.

В ходе рассмотрения дела № 1448-05-4959-А/15 в Ленинградское УФАС России поступило заявление гр. <…> (вх. № 7349 от 23.09.2015) с жалобой на неосуществление ОАО «Оборонэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Агалатово, к электрическим сетям в сроки, установленные в пункте 16 Правил присоединения и сроки, согласованные договором от 12.03.2015 № 96/14-пр об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго», что ущемляет интересы заявителя.

Обстоятельства указанного заявления схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией дела № 1448-05-4959-А/15.

Определением № О/05/674 от 27.10.2015 гр. <…> привлечена к рассмотрению дела № 1448-05-4959-А/15 в качестве заинтересованного лица.

 

Из представленных с заявлением документов и по запросам Комиссии установлено следующее.

 

ОАО «Оборонэнерго» через Филиал «Северо-Западный» (191187, Санкт-Петербург, Литейный пр-т, д.3), оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельности услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ОАО «Оборонэнерго» ИНН 7704726225/КПП 770101001 (119160, Москва, ул. Знаменка, д.19) является субъектом естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.02.2012 № 104-Э OAО «Оборонэнерго» включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта-субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что указанным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии.

На основании изложенного, в отношении ОАО «Оборонэерго» возбуждено дело № 1448-05-4959-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с пунктом 8 Правил присоединения граждане  подали заявки в ближайшую сетевую организацию - ОАО «Оборонэнерго» для заключения Договоров присоединения с целью осуществления присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, расположенных в пределах границ муниципальных образований: Лебяжеское городское поселение, Виллозского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, Агалатовского городского поселения Всеволожского района Ленинградской области.

Между ОАО «Оборонэнерго» и гражданами заключены Договоры присоединения со сроками исполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям 6 месяцев со дня заключения договора, которые истекли.

Приложением № 1 к Договору присоединения являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 Договоров присоединения сетевая организация обязалась в течение 6 (шести) месяцев со дня заключения договоров, при условии выполнения технических условий сторонами по договору, выполнить мероприятия по технологическому присоединению.

<…> выполнили обязательства со своей строны, предусмотренные пунктом 8 Договора присоединения и уведомила ОАО «Оборонэнерго»: вх. № 8007 от 03.11.2015, вх. № 8373 от 17.11.2015.

ОАО «Оборонэнерго» не произвело осмотр электроустановок <…>., не осуществило технологическое присоединение электроустановок заявителя к электрическим сетям ОАО «Оборонэнерго», что не соответствует пункту 16 Правил присоединения, п. п. “д” пункта 18 Правил присоединения, а также абз.2 пункта 6 Договора присоединения, в соответствии с которыми сетевая организация осуществляет проверку выполнения технических условий заявителем после получения уведомления от последнего о выполнении технических условий.

 

О причинах бездействия при исполнении Договоров присоединения граждан: «Оборонэнерго» письменно сообщило в Комиссию (исх. № СЗФ/60/5439 от 25.11.2015).

Позицию, изложенную в письме, представитель Ответчика поддержал на заседании Комиссии 16 декабря 2015.

 

Представитель Ответчика на заседании сообщил следующее:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пунктом 18 Правил присоединения, определены мероприятия по технологическому присоединению

Таким образом, с учетом названных выше норм, заключенные между гражданами и ОАО «Оборонэнерго» Договоры присоединения, в части подлежащих выполнению мероприятий, должны соответствовать пункту 18 Правил присоединения, поскольку положения названного пункта носят императивный характер.

Согласно пункту 18 Правил присоединения, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя в том числе:

  • выполнение технических условий заявителем (заказчиком) и сетевой организацией (п.п.”г” п.18 Правил присоединения;
  •  проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (п.п. “д” п. 18 Правил присоединения).

В соответствии с пунктом 5 Договора присоединения, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, при условии выполнения технических условий сторонами по договору присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

В соответствии с п.п. “д” пункту 18 Правил присоединения, а также абз.2 пункта 6 Договора присоединения, сетевая организация осуществляет проверку выполнения технических условий заявителем после получения уведомления от последнего о выполнении технических условий.

Однако, по истечении установленного Договором присоединения и Правилами присоединения 6-ти месячного срока со стороны граждан в адрес               ОАО «Оборонэнерго» уведомление о выполнении технических условий не поступало.

Принимая во внимание тот факт, что технологическое присоединение является процедурой, выполняемой в определенном порядке, согласно пунктам 7, 18 Правил присоединения, осуществление со стороны сетевой организации мероприятий по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям возможно только после выполнения предшествующих (в хронологическом порядке) мероприятий возложенных на заявителя.

Уведомление о выполнении технических условий и готовности к осуществлению технологического присоединения направлено со стороны               Тимошковой Ю.В. в адрес ОАО «Оборонэнерго», т.е. после окончания срока, установленного в пункте 5 Договора присоединения, что, по мнению сетевой организации, исключает вину Общества за нарушение сроков осуществления присоединения.

Кроме того, представитель ответчика заявил, что граждане не внесли сетевой организации плату за осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, поэтому обязательства у ОАО «Оборонэнерго» по присоединению энергопринимающих устройств заявителя и заинтересованных лиц, отсутствуют».

В тоже время, в пункте 11 Договоров присоединения, выданных сетевой организацией гражданам установлено, что внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем после выполнения Технических условий и получения справки о выполнения Технических условий от сетевой организации, не позднее срока окончания Технических условий, т.е. после выполнения Технических условий со стороны ОАО «Оборонэнерго».

 

Заинтересованные лица на заседании Комиссии заявили, что они не могут выполнить мероприятия, предусмотренные Техническими условиями   в связи с тем, что содержание пунктов 11.1.,11.2, 11.4 не соответствует требованиям Правил присоединения.

На вопрос Председателя Комиссии о выполненных мероприятиях для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов, расположенных по адресам: Лебяжеское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области, Виллозского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области к электрическим сетям представитель  ОАО «Обронэнерго» сообщил об отсутствии присоединения.

Также, представитель ответчика отстаивал позицию ОАО «Обронэнерго», связанную с неосуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <…> к электрическим сетям, изложенную в письме в Ленинградское УФАС России (исх. № СЗФ/60/5439 от 25.11.2015), которая заключается в следующем:

«На момент заключения ОАО «Обронэнерго» Договора присоединения   с гр. <…> от председателя Правления СНТ «Инженерное» было получено письмо о согласии опосредованного присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

В дальнейшем, СНТ «Инженерное» не допустило представителей ОАО «Обронэнерго» к осмотру и принятию узла учета электрической энергии гр. <…>. и производства работ, с целью выполнения мероприятий, предусмотренных Техническими условиями».

 

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «Оборонэнерго» ИНН 7704726225/КПП 770101001 (119160, Москва, ул. Знаменка, д.19) является субъектом естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.02.2012 № 104-Э OAО «Оборонэнерго» включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защиты конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Оборонэнерго» является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.

При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии (ОКВЭД 40.10.2), в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6057/09 от 8 сентября 2009 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК).

Согласно пункту 2 Правил присоединения, сетевая организация - это организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26.03.2013 № 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике), услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, по смыслу указанных норм, оказать услугу по технологическому присоединению обязана только единственная сетевая организация, куда обратились граждане.

 

ОАО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельность - услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

В связи с изложенным, на деятельность ОАО «Оборонэнерго» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На момент вынесения решения, срок исполнения мероприятий ОАО «Оборонэнерго», предусмотренных техническими условиями к Договору присоединения № 103/12-пр от 14.06.2012, просрочен сетевой организацией на 3 (три) года и 2 дня, что является длящимся правонарушением.

 

Исходя из вышеизложенного, ОАО «Оборонэнерго» своими действиями (бездействием) нарушило нормативно установленные пунктом 16 Правил присоединения сроки осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителя, и заинтересованных лиц, а также уклонилось от выполнения обязательств, предусмотренных Договорами присоединения, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, тем самым нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Факт совершение ОАО «Оборонэнерго» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя и объектов заинтересованных лиц к электрическим сетям подтверждается заявлениями в Ленинградское УФАС России, письменными и устными пояснениями ответчика по данному делу, а также материалами дела 1448-05-4959-А/15.

На момент вынесения решения ОАО «Оборонэнерго» не осуществило действия, направленные на устранения нарушенных требований антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

С учетом изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 1448-05-4959-А/15, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Оборонэнерго» по заявлению гр. <…>
  2.  Признать бездействием со стороны ОАО «Оборонэнерго», необоснованное неосуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств граждан: <…>, что ущемляет их интересы, не соответствует Правилам присоединения, и, таким образом, нарушает нормы части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
  3.  Выдать ОАО «Оборонэнерго» обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и устранении их последствий.
  4.  Материалы дела № 1448-05-4959-А/15 передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения в отношении ОАО «Оборонэнерго» и должностных лиц сетевой организации дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  5.  Рекомендовать гр. <…>  обратиться в судебные органы о понуждении СНТ «Инженерное» к заключению договора на пользование объектами инфраструктуры садоводства. После заключения договора, обратиться в сетевую организацию за фактическим технологическим присоединением энергопринимающих устройств опосредованно, через сети СНТ «Инженерное».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                

 

                                                                                      

 

Примечание. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны