Решение №б/н РЕШЕНИЕ от 15 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Комитет правового обеспечения и контроля Ленинградской области

пр. Суворовский, д. 67,

Санкт-Петербург, 191311

тел: (812) 271 44 63,

факс: (812) 271 56 27

(заявитель)

 

Комитет по культуре

Ленинградской области

ул. Трефолева, д. 34,

г. Санкт-Петербург, 198097

тел./факс: (812) 747 11 05,

e-mail: kult_lo@lenreg.ru

(ответчик)

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» апреля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» апреля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:

Журавлева Алексея Александровича – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Агаяна Георгия Араратовича – ВРИО начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

Ивлевой Александры Олеговны – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 2 возбужденное на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС России) от 26.02.2016 №44 по признакам нарушения Комитетом по культуре Ленинградской области (198097, г. Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д. 34) (далее – Организатор торгов, Комитет по культуре) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 2 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по результатам рассмотрения: обращение Комитета правового обеспечения и контроля Ленинградской области (вх. от 27.11.2015 № 9304) о возможных нарушениях законодательства, допущенных Комитетом по культуре Ленинградской области (далее – Комитет по культуре) при проведении конкурсных отборов некоммерческих организаций Ленинградской области для предоставления субсидий на проведение мероприятий в рамках государственной программы «Развитие культуры в Ленинградской области» (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 404).

По мнению Комитета правового обеспечения и контроля Ленинградской области, Комитет по культуре в процессе организации и проведения оспариваемого конкурса нарушила антимонопольное законодательство, а Конкурсная документация, утвержденная Комитетом по культуре, не соответствовала требованиям антимонопольного законодательства, а именно:

1. При проведении отбора получателей субсидии для реализации мероприятий по развитию туристского потенциала и повышению конкурентоспособности туристского рынка Ленинградской области по критерию «в проекте предусмотрен 30% объем внебюджетного финансирования» организациям, предусматривающим больший уровень софинансирования проекта, присвоено меньшее количество баллов.

2. При проведении конкурсного отбора получателей субсидии для реализации мероприятий по развитию туристского потенциала и повышению конкурентоспособности туристского рынка Ленинградской области по критерию «документация на участие в конкурсе представлена в полном объеме и соответствует требованиям» отдельным участникам присвоено 0 баллов при отсутствии каких – либо существенных нарушений в представленном на конкурсный отбор пакете документов.

3. При проведении конкурсного отбора получателей субсидии для реализации мероприятий по развитию туристского потенциала и повышению конкурентоспособности туристского рынка Ленинградской области по критерию «наличие у участника конкурсного отбора достаточного опыта в реализации мероприятий, предусмотренных проектом» присвоено 0 баллов трем участникам. При этом указанными организациями ранее выполнялись мероприятия, которые могут быть признаны сходными с мероприятиями, предусмотренными представленными проектами. Одновременно максимальное количество баллов присвоено АНО содействия развитию культурно-творческих и просветительских инициатив «Невская перспектива», не представившей в заявке информацию о каких-либо реализованных проектах.

4. При проведении конкурсного отбора получателей субсидии для организации и проведения научных, маркетинговых исследований, информационно-статистических исследований в сфере культуры и туризма Ленинградской области по критерию «в проекте предусмотрен 30% объем внебюджетного финансирования» проекту муниципального фонда «Ивангородский центр устойчивого развития», предусматривающему софинансирование в размере 28.1%, присвоено 0 баллов. Для сравнения иным проектам, представленным на конкурсный отбор, при меньшей доле софинансирования присвоено большее количество баллов.

5. При проведении конкурсного отбора получателей субсидии для организации и проведения научных, маркетинговых исследований, информационно-статистических исследований в сфере культуры и туризма Ленинградской области по критерию «документация на участие в конкурсе представлена в полном объеме и соответствует требованиям» проекту муниципального фонда «Ивангородский центр устойчивого развития»  присвоено 0 баллов при отсутствии каких-либо существенных нарушений в представленном на конкурсный отбор пакете документов.

6. При проведении конкурсного отбора получателей субсидии для организации и проведения научных, маркетинговых исследований, информационно-статистических исследований в сфере культуры и туризма Ленинградской области по критерию «наличие у участника конкурсного отбора достаточного опыта в реализации мероприятий, предусмотренных проектом» проект АНО развития образования, культуры, здравоохранения и гражданского общества «Расцвет», представивший информацию об одном ранее реализованном проекте, получено максимальное количество баллов. Вместе с тем проекту муниципального фонда «Ивангородский центр устойчивого развития», содержащему информацию о трех ранее выполненных мероприятиях, присвоено 0 баллов.

7. При проведении конкурсного отбора получателей субсидии для реализации проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области по критерию «в проекте предусмотрен 30% объем внебюджетного финансирования» максимальное количество баллов присвоено фонду «Университеты Санкт-Петербурга», в то время как указанным проектом предусмотрена доля софинансирования в размере 26.5%.

8. При проведении конкурсного отбора получателей субсидии для реализации проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области в оценочном листе, подписанном членом комиссии Малининой М.Ю., не всем участникам начислены баллы по двум критериям: «в проекте предусмотрен 30% объем внебюджетного финансирования», «Заявленные в проекте финансовые требования (расходы) экономически обоснованы и целесообразны».

 

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.

Представитель Комитета по культуре не отрицал наличие в конкурсной документации критериев, а так же категорий оценки таких критериев, не позволяющих объективно выявить наилучшие проекты, представленные участниками. Вместе тем сообщил, что на сегодняшний день, Комитетом по культуре проводятся иные конкурсы по предоставлению субсидий, в Конкурсную документацию которых, внесены изменения в критерии оценки проектов.

 

Предметом конкурсов являлось предоставление субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям Ленинградской области в соответствии с утвержденной программой.

31.08.2015 на официальном сайте Комитета по культуре  http:// http:// culture.lenobl.ru/  Организатором торгов было размещено извещение о проведении конкурсного отбора проектов для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям, обеспечивающим реализацию мероприятий по развитию туристского потенциала и повышению конкурентоспособности туристского рынка Ленинградской области

31.08.2015 на официальном сайте Комитета по культуре http:// http:// culture.lenobl.ru/ Организатором торгов было размещено извещение о проведении конкурсного отбора проектов для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям на организацию и проведение научных, маркетинговых исследований, информационно-статистических исследований в сфере культуры и туризма Ленинградской области

01.09.2015 на официальном сайте Комитета по культуре  http:// http:// culture.lenobl.ru/ Организатором торгов было размещено извещение о проведении конкурсного отбора для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области социально ориентированным некоммерческим организациям Ленинградской области, обеспечивающим реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области.

В соответствии с Протоколом от 28.09.2015 № б/н, на участие в конкурсе по отбору проектов для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям, обеспечивающим реализацию мероприятий по развитию туристского потенциала и повышению конкурентоспособности туристского рынка Ленинградской области подано 8 заявок, все претенденты допущены к участию в конкурсе. По результатам конкурса участникам АНО содействие развития культурно-творческих и просветительских инициатив «Невская перспектива», НП по содействию развития физической культуры и спорта «Лосевский курорт», «Фонд развития туризма Ленинградской области», АНО «Военный музей Карельского перешейка», АНО «Ресурсный центр «Вера» предоставлены субсидии на общую сумму 3700000.00руб.

В соответствии с Протоколом от 28.09.2015 № б/н, на участие в конкурсе по отбору проектов для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям на организацию и проведение научных, маркетинговых исследований, информационно-статистических исследований в сфере культуры и туризма Ленинградской области подано 4 заявки, все претенденты допущены к участию в конкурсе. По результатам конкурса участникам НП по содействию развития физической культуры и спорта «Лосевский курорт», АНО развития и образования, культуры, здравоохранения и гражданского общества «Расцвет», «Фонд развития туризма Ленинградской области» предоставлены субсидии на общую сумму 3300000.00руб.

В соответствии с Протоколом от 28.09.2015 № б/н, на участие в конкурсе по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям обеспечивающим реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области подано13 заявок, все претенденты допущены к участию в конкурсе. По результатам конкурса участникам Ленинградской областной общественной организации «Сохранения природы и культурного наследия», Санкт-Петербургской общественной организации художников-инвалидов «Международный университет», Некоммерческому фонду поддержки образования, науки и культуры «Университеты Петербурга», Ленинградской областной региональной общественной просветительской организации «Педагог XXI века», АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино», АНО содействие развития культурно-творческих и просветительских инициатив «Невская перспектива», Региональному общественному движению Ленинградской области «Молодежь - будущее страны» предоставлены субсидии на общую сумму 2500000.00руб.

 

Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, а также исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, Комиссия Ленинградского УФАС России полагает следующее.

Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям Ленинградской области установлен Постановлением №404.

В исполнении Постановления №404, для предоставления субсидий на конкурсной основе, Комитетом по культуре изданы:

1. Распоряжение Комитета по культуре Ленинградской области от 28.08.2015 №01-04/15-175 «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям Ленинградской области на организацию и проведение научных, маркетинговых исследований, информационно- статистических исследований в сфере культуры и туризма Ленинградской области» (далее –Порядок №1);

2. Распоряжение Комитета по культуре Ленинградской области от 31.08.2015 №01-04/15-174 «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям Ленинградской области, обеспечивающим реализацию мероприятий по развитию туристского потенциала и повышению конкурентоспособности туристского рынка Ленинградской области» (далее –Порядок №2);

3. Распоряжение Комитета по культуре Ленинградской области от 31.08.2015 №01-04/15-179 «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора для предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям Ленинградской области, обеспечивающим реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области и Положения о комиссии по проведению конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям Ленинградской области, обеспечивающим реализацию проектов развития и поддержки народного творчества в Ленинградской области» (далее –Порядок №3),

В силу статьи 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем, п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений, закупки. При этом нарушением антимонопольных требований будет считаться как отступление от установленных заказчиком или организатором торгов, запроса котировок, запроса предложений, закупок в документации правил (например, применение иных критериев оценки заявок участников, несоблюдение порядка начисления и подсчета баллов (формул), неправильное оформление протоколов и принимаемых решений и т.д.), так и отсутствие в документации критериев оценки заявок, прозрачного порядка начисления баллов и иных существенных условий, позволяющих определить победителя.

Комиссия Ленинградского УФАС России полагает, что, исходя из выше приведённых норм, изданные распоряжения по утверждению порядка организации конкурсных отборов Комитетом по культуре, не соответствуют части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3.10 Положений о комиссиях по проведению вышеуказанных конкурсных отборов, решение о победителях конкурсного отбора принимается конкурсной Комиссией на основании критериев по системе бальных оценок.

Так в соответствии с пунктом 5.2 Порядков №№1,2,3, оценка проектов осуществляется путем подсчета баллов по критериям указанных в пункте 6.1 настоящих Порядков. Решение Комиссии принимается на основании рейтинга проектов (среднее значение суммарного результата оценки членов Комиссии).

Согласно пункту 5.4 Порядков №№1,2,3, на основании полученных результатов Комиссия формирует рейтинговый список претендентов на получение субсидий.

Оценка и сопоставление проектов на участие в конкуре производилась с учетом 8 критериев, суммарный балл по каждой оцениваемой заявке не мог превышать 100 баллов, при этом победителем конкурса признавались участники, проекты которых набрали наибольшее количество баллов.

Баллы начислялись по принципу соответствия указанному критерию, что разделялось на 4 категории: «ДА»- максимальное количество баллов по критерию, «Нет»- баллы в таком случае не начислялись; Промежуточные категории «Скорее да чем нет», «Скорее нет, чем да».

Вместе с тем, исходя из Критерия №1 «Документация на участие в конкурсе представлена в полном объеме и соответствует требованиям», не возможно однозначно определить, в каких случаях Конкурсная комиссия присваивает заявкам (проектам) баллы по категории «Скорее да чем нет», «Скорее нет, чем да».

Исходя из Критерия №2 «Поставленные в проекте цели соответствуют приоритетным направлениям, указанным в пункте 1.2 настоящего положения», не возможно однозначно определить, в каких случаях Конкурсная комиссия присваивает заявкам (проектам) баллы по категории «Скорее да чем нет», «Скорее нет, чем да», а также в конкурсных документациях и Положениях о комиссиях отсутствуют указания, какие сведения, информация и документы заявки берутся Комиссией для оценки проектов по данному критерию, что приводит к неопределенности участников, которые формируют свои проекты.

Исходя из Критерия №3 «Наличие у участника конкурсного отбора достаточного опыта в реализации мероприятий, предусмотренных проектом», не возможно однозначно определить, в каких случаях Конкурсная комиссия присваивает заявкам (проектам) баллы по категории «Скорее да чем нет», «Скорее нет, чем да», а так же, в конкурсной документации не определено, что является достаточным опытом в реализации мероприятий, предусмотренных проектом. Данный довод подтверждается следующим: АНО содействия развитию культурно-творческих и просветительских инициатив «Невская перспектива» всеми членами комиссии присвоено 5 баллов по данному критерию, однако в заявке (проекте) участника информация о каких-либо реализованных проектах не представлена.

Исходя из Критерия №4 «Мероприятия проекта позволяют решить представленные задачи, достигнуть цели, продвинутся в решении проблемы и получить предполагаемый результат», не возможно однозначно определить, в каких случаях Конкурсная комиссия присваивает заявкам (проектам) баллы по категории «Скорее да чем нет», «Скорее нет, чем да», а также в конкурсных документациях и Положениях о комиссиях отсутствуют указания, какие сведения, информация и документы заявки берутся Комиссией для оценки проектов по данному критерию.

Исходя из Критерия №5 «План действий по проекту реалистичен, выполним и обеспечен ресурсами» не возможно однозначно определить, в каких случаях Конкурсная комиссия присваивает заявкам (проектам) баллы по категории «Скорее да чем нет», «Скорее нет, чем да», а также в конкурсных документациях и Положениях о комиссиях отсутствуют указания, какие сведения, информация и документы заявки берутся Комиссией для оценки проектов по данному критерию.

Исходя из Критериев №№6,7,8 «Заявленные в проекте финансовые требования (расходы) экономически обоснованы и целесообразны», не возможно однозначно определить, в каких случаях Конкурсная комиссия присваивает заявкам (проектам) баллы по категории «Скорее да чем нет», «Скорее нет, чем да». Так проекту муниципального фонда «Ивангородский центр устойчивого развития», предусматривающему софинансирование в размере 28.1%, присвоено 0 баллов. Для сравнения иным проектам, представленным на конкурсный отбор, при меньшей доле софинансирования присвоено большее количество баллов.

 

Ленинградское УФАС России установила, что в пункте 6.1 Порядков №№1,2,3 отсутствует прозрачный механизм начисления баллов и выбора наилучших проектов, предложенных участниками конкурсов, поскольку категории «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да» является неоднозначным показателем оценки соответствия проектов критерию, а избирательность Конкурсной комиссии исходя из критериев, при оценке проектов участников, привела к не правильному начислению баллов как указал заявитель и ограничению конкуренции среди некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, Комитетом по культуре нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции среди некоммерческих организаций, в том числе: нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, выразившиеся в утверждении Комитетом по культуре Распоряжения Комитета по культуре Ленинградской области от 28.08.2015 №01-04/15-175; Распоряжения Комитета по культуре Ленинградской области от 31.08.2015 №01-04/15-174; Распоряжения Комитета по культуре Ленинградской области от 31.08.2015 №01-04/15-179 с вышеуказанными критериями и проведя в соответствии с ними конкурсные отборы.

Поскольку на момент рассмотрения дела соглашения о предоставлении субсидий некоммерческим организациям №№ 413, 415, 485, 411, 412, 414, 416, 486, 410, 417, 418, 419, 420, 421, 422 уже заключены, возможность выдать Комитету по культуре Ленинградской области предписание об устранении вышеуказанных нарушений антимонопольного законодательства отсутствует.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Комитета по культуре Ленинградской области нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание Комитету по культуре Ленинградской области не выдавать.

3. Направить уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                             А.А. Журавлев

 

Члены Комиссии                                                                          Г.А. Агаян

                                                                                                   А.О. Ивлева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны