Решение б/н Решение по жалобе <...> от 19 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

<...>

 

Организатор торгов:

ООО «Фактор-М»

 

 

Оператор электронной площадки:

ЭТП «НИК24»

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

по делу № 047/01/18.1-2816/2020

                                                                                                                        Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена:  14.10.2020

Решение изготовлено в полном объеме:  19.10.2020

 

Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), на основании Приказа от 14.10.2020 № 413/1, в составе:

 

в присутствии на заседании Комиссии представителей сторон по доверенностям:

от Оператора электронной площадки – ЭТП «НИК24» (далее – НИК24, Оператор электронной площадки): 

от Заявителя – <...>:

в отсутствии представителя Организатора торгов – ООО «Фактор-М», уведомленного о дате и времени заседания Комиссии посредством видеоконференцсвязи надлежащим образом,

заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции»,

            рассмотрев, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Рассохина А.В. на действия ООО «Фактор-М», Оператора электронной площадки ЭТП «НИК24»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В           Ленинградское УФАС России поступила жалоба <...>(далее – <...>, Заявитель) (вх. № 12683 от 05.10.2020) на действия общества с ограниченной ответственностью «Фактор-М» (далее – ООО «Фактор-М», Организатор торгов) при организации и проведении открытых аукционов в электронной форме по продаже арестованного имущества (извещение № 230920/27055874/01).

По мнению <...>, ООО «Фактор-М» и оператором электронной площадки допущены существенные нарушения порядка организации и проведения рассматриваемых торгов.

Уведомлением от 14.10.2020 № 03/01-297 Ленинградским УФАС России принята к рассмотрению жалоба <...>

Организатором торгов, Оператором электронной площадки представлены возражения на жалобу, в которых указанные стороны считают доводы жалобы Заявителя необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В доводах жалобы Заявителем указано на то, что реализация имущества осуществляется Организатором торгов посредством электронной торговой площадки, взимающей с участников, победителей проводимых торгов сопутствующие платежи, сумма которых является завышенной, что ограничивает круг участников торгов.

 Выслушав пояснения представителей сторон, проанализировав представленные документы и информацию, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007                № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

                        Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве).

ООО «Фактор-М» в соответствии с государственным контрактом № 20/11 от 18.12.2019 от имени и по поручению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет организацию и проведение торгов по реализации арестованного имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов.

Комиссией установлено, что Организатором торгов на основании уведомлений УФССП России по Санкт-Петербургу о готовности к реализации арестованного имущества по исполнительному производствам должников, на основании заключенного между ООО «Фактор-М» и МТУ Росимущества по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 18.12.2019 № 20/12 государственного контракта (далее – Государственный контракт), во исполнение соответствующих поручений МТУ Росимущества по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, осуществляется реализация указанного арестованного имущества, о чем 23.09.2020 Организатором торгов размещено извещение о проведении 09.10.2020 открытых аукционов в электронной форме по реализации объектов недвижимого имущества, а именно, квартир, расположенных в Санкт-Петербурге, в количестве 13 объектов.

Комиссией установлено, что рассматриваемые торги по продаже арестованного имущества в рамках исполнительного производства проводятся в соответствии со статьями 87, 89, 90 Закона об исполнительном производстве, а также статьями           447-449 ГК РФ.

Комиссией установлено, что статьи 89, 90 определяют правила продажи имущества должника на торгах.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее – официальный сайт), определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с положениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, информация о проведении торгов, включая публичные, подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта – torgi.gov.ru).

При этом нормой пункта 4 статьи 449.1 ГК РФ установлено требование о размещении информации о проведении публичных торгов на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство.

Иными законами могут быть установлены дополнительные к общеобязательному порядку правила размещения информации о проведении публичных торгов.

Комиссией установлено, что пунктом 4.4.22 Государственного контракта установлен запрет для выбора в качестве площадки для проведения торгов Организатором торгов операторов электронной площадки, взимающих какую-либо плату с заявителей, претендентов или участников торгов.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что регламентом ЭТП «НИК24» (далее – Регламент) предусмотрена оплата вознаграждения, оплачиваемая не заявителями, не претендентами и не участниками торгов, а победителем торгов.  При этом при подаче заявок на участие в торгах на электронной торговой площадке ЭТП «НИК24» не требуется предварительно вносить сумму вознаграждения (обеспечительный платеж) на депозит оператора площадки, где они блокируются до даты проведения торгов и списываются в пользу оператора площадки со счета победителя торгов.

Таким образом, установлено, что Оператором электронной площадки при регистрации участника торгов на ЭТП «НИК24» плата не взимается.

          Заявитель также указывает на то, что согласно пункту 16.5 Регламента «Для использования на ЭТП любой электронной подписи, соответствующей требованиям Федерального закона № 63-Ф3 «Об электронной подписи», и сертификат ключа электронной подписи изготовленного и выданного любым из аккредитованных Минкомсвязи РФ удостоверяющих центров, не содержащей объектного идентификатора (ОID) 1.2.643.6.70, Участник обязан оплатить Оператору стоимость в размере                   5 000 (пять тысяч) рублей».

           Однако, в ходе проведения проверки Комиссией установлено, что пункт          16.6. Регламента указывает: «Электронная подпись, соответствующая требованиям Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», и сертификат ключа электронной подписи изготовленный и выданный любым из аккредитованных Минкомсвязи РФ удостоверяющих центров, содержащих объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70, применяется на ЭТП без взимания платы указанной в пункте      16.5. Регламента».

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии указал, что согласно пункту 6.12 Регламента «Оператор обеспечивает бесперебойное функционирование предназначенных для проведения торгов ЭТП и программно-аппаратного комплекса». При этом согласно пункту 6.21 Регламента «Оператор обеспечивает возможность применения организатором торгов, лицами, представившими заявки на участие в торгах, а также участниками торгов средств электронной подписи (электронной цифровой подписи), соответствующих действующему законодательству».

Представитель Оператора электронной площадки также пояснил, что выдача электронно-цифровых подписей (далее – ЭЦП), содержащих объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70, возможна лишь удостоверяющими центрами, предоставившими Оператору электронной площадки расшифровку работы отклика сервера Удостоверяющего центра, актуальные корневые сертификаты, тесты работы электронной подписи на ЭТП НИК24, и на основании этого заключившими юридическое соглашение о выдаче ЭЦП, содержащих объектный идентификатора (ОID) 1.2.643.6.70.

Представитель оператора электронной площадки пояснил, что, таким образом, Оператор электронной площадки гарантирует невозможность сбоев при работе с данными серверами при проверке ЭЦП. В случае выпуска ЭЦП другим удостоверяющим центром, для обеспечения стабильной работы ЭЦП на ЭТП НИК24, Оператору электронной площадки приходится привлекать дополнительные программные и трудовые ресурсы, что обуславливает введение платы за использование ЭЦП, не содержащей объектный идентификатор (ОID) 1.2.643.6.70.

Таким образом, ЭТП НИК24 не обязывает вносить денежные средства для участия в торгах на указанной электронной площадке. При этом Оператор электронной площадки согласно пункту 16.6 Регламента предоставляет возможность пользователю, с целью достижения повышенной стабильности работы на ЭТП НИК24, без взимания платы зарегистрировать сертификат, содержащий (ОID) 1.2.643.6.70.

При этом установлено, что данное условие обязательно для всех участников и пользователей ЭТП «НИК24» в равной степени.

 

В части довода Заявителя о выборе ООО «Фактор-М» электронной площадки с размером вознаграждения 10% от цены имущества, что, по мнению Заявителя, нарушает права потенциальных участников открытых аукционов, ограничивая возможность участия в торгах, Комиссией установлено следующее.

Установлено, что действующее законодательство не регламентирует порядок выбора организатором торгов электронной площадки для проведения торгов.

Организатор торгов в представленных Комиссии письменных возражениях указывает, что выбор в пользу электронной площадки ЭТП «НИК24» для проведения торгов по продаже арестованного имущества сделан с целью минимизации возможности злоупотребления со стороны участников торгов путем совершения действий, направленных на признание торгов несостоявшимися, в связи с тем, что победитель торгов не подписал договор купли-продажи имущества, в отношении которого признан победителем торгов. Согласно пункту 9.1.9 Регламента отказ Победителя от подписания договора купли-продажи не освобождает Победителя от оплаты вознаграждения Оператору электронной площадки.

Таким образом, Организатор торгов поясняет, что это приведет к тому, что в торгах будут принимать участие лица, действительно заинтересованные в приобретении имущества, а не в признании торгов несостоявшимися.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии указал, что условия регламента электронной площадки являются одинаковыми для всех участников и организаторов торгов. При этом пояснил, что при регистрации на ЭТП «НИК24» заявитель на регистрацию в обязательном порядке подписывает следующие сведения: «Заявляю о присоединении к договору присоединения Регламенту электронной торговой площадки «НИК24», размещенному в сети «Интернет», в разделе «Нормативные документы», обязуюсь исполнять обязательства стороны указанного договора; заявляю, что до подписания настоящего заявления ознакомился с Регламентом ЭТП «НИК24», и подтверждаю согласие с его условиями».

Следовательно, проведение торгов в электронной форме на ЭТП «НИК24» не создает необоснованные преимущества отдельным претендентам на участие в торгах, ограничению круга участников, нарушению законодательства о проведении торгов по реализации арестованного имущества.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Комиссией установлено, что Оператором электронной торговой площадки установлены следующие тарифы за пользование программными ресурсами:

  •  Регистрация участника торговой процедуры - бесплатно;
  •  Ежемесячная абонентская плата участника за пользование программными ресурсами ЭТП «НИК24» в блоке «Продажа арестованного имущества» - не взимается.

Также установлено, что при подаче заявок на участие в торгах на электронной торговой площадке ЭТП «НИК24» не требуется предварительно вносить сумму вознаграждения на депозит оператора площадки.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что указанные условия способствуют расширению круга потенциальных участников торгов и формированию наиболее рыночной цены имущества, что и является целью при реализации имущества должника.

 

Также в доводах жалобы Заявитель указывает на нарушение части 3 статьи         11.1 Закона о защите конкуренции, выраженное в согласованных действиях Организатора торгов и Оператора электронной площадки, направленных на взимание денежных средств с участников торгов.

Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

В силу части 3 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции запрещаются иные, не предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по:

1) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Установлено, что ООО «Фактор-М» и ЭТП «НИК24» не являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, поэтому довод подателя жалобы о нарушении в действиях указанных сторон требований части 3 статьи 11.Закона о защите конкуренции не находит обоснования.

Изучив документы, выслушав представителей сторон, Комиссия установила, что в ходе организации торгов Организатором торгов, Оператором электронной площадки соблюдены требования антимонопольного законодательства, а доводы жалобы не находят своего подтверждения.

 

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать        жалобу      <...>      на         действия     Организатора торгов – ООО «Фактор-М», Оператора электронной площадки – «НИК24» при организации и проведении аукциона по продаже арестованного имущества - необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны