Предупреждение №ПД/06/08 ПД/06/08 от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Правительство Ленинградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) Правительства Ленинградской области признаков  нарушения  антимонопольного  законодательства, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении чрезмерных и необоснованных требований к участникам отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области (далее – Отбор), препятствующих участию в Отборе лиц, не соответствующих установленным требованиям, Ленинградское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействий), путем внесения изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 26.01.2022 № 47 «Об утверждении Порядка проведения отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области», а именно в пункты 1.2, 2.2, 3.3 Порядка проведения отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2022                 № 47 (далее – Порядок), в срок до 30 сентября 2022 года.

Признаки нарушения Закона о защите конкуренции выразились в следующем.

Установлено, что согласно пунктам 1, 5 постановления Правительства Ленинградской области от 11.11.2021 № 711 «О дополнительной мере социальной поддержки в виде специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан» (далее – Постановление № 711) в Ленинградской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде специального транспортного обслуживания по предоставлению транспортных услуг в соответствии с постановлением. Осуществление проведения отбора транспортных компаний для предоставления специального транспортного обслуживания возложено на Комитет Ленинградской области по транспорту (далее – Комитет).

Во исполнение пункта 5 Постановления № 711 Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2022 № 47 утвержден Порядок.

1. В соответствии с пунктом 3.7 Порядка победителем отбора признается участник отбора, который соответствует требованиям, указанным в р. 2 Порядка отбора, при отсутствии оснований для отклонения заявки, предусмотренных п. 3.8 Порядка отбора.

В соответствии с п. 3.8. Порядка основаниями для отклонения заявки являются:

-          несоответствие участника отбора требованиям, установленным разделом 2 Порядка;

-          несоответствие представленной заявки и документов требованиям, установленным пунктами 3.3, 3.4 Порядка.

Разделом 2 Порядка установлены требования к участникам отбора.

Пунктом 1.2 Порядка определено, что:

участник отбора - транспортная компания, подавшая в Комитет заявку на участие в отборе;

транспортная компания - юридическое лицо (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и иных некоммерческих организаций), индивидуальный предприниматель, предоставляющее (предоставляющий) услуги в сфере транспортного обслуживания.

В силу пункта 1.3 Порядка проведение отбора направлено на выявление транспортной компании, в полном объеме отвечающей требованиям, установленным разделом 2 Порядка, гарантирующей выполнение обязательств по предоставлению специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории Ленинградской области как своими силами, так и посредством привлечения сторонних транспортных организаций.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка по результатам отбора победитель отбора допускается к заключению соглашения с ЛОГКУ «Центр социальной защиты» о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания (далее - соглашение о предоставлении субсидии) в соответствии с порядком предоставления указанной субсидии.

Согласно пункту 1.2 Порядка ЛОГКУ «Центр социальной защиты» - Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения», которое заключает соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания, предоставляет субсидию.

Порядок предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания (далее – Порядок предоставления субсидии) установлен Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.01.2022 № 53 (далее – Постановление № 53).

В соответствии с преамбулой Постановления № 53 на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» Правительство Ленинградской области постановляет утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидии.

Установлено, что согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Из изложенного следует, что статьей 78 БК РФ не следует ограничения, согласно которому некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) не могут получать субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания.

При этом Порядком установлено ограничение участия некоммерческих организаций (не только государственных (муниципальных) учреждений) в Отборе.

2. Пунктом 2.2 Порядка установлены специальные требования к участникам отбора, в том числе (подпункт 1): наличие у участника отбора на любом законном основании не менее трех специально оборудованных транспортных средств категории М1 для перевозки инвалидов, соответствующих ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1995 года № 634), и не менее 300 специально не оборудованных транспортных средств, допущенных в установленном порядке к эксплуатации.

В силу пункта 3.3 Порядка участники отбора представляют в Комитет заявку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с представлением, в том числе, следующих документов: копии правоустанавливающих документов участника отбора на владение заявленными транспортными средствами, копии паспортов транспортных средств или копии свидетельств о регистрации транспортных средств, копии договоров лизинга или договоров аренды транспортных средств либо копии нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортными средствами, которые предполагается использовать для оказания услуг (в случае если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга, договора аренды или на основании нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Таким образом, в силу установленных указанными положениями Порядка, объявления требований, для участников Отбора не предусмотрено право на привлечение для оказания услуг по специальному транспортному обслуживанию в качестве лиц, оказывающих такие услуги с использованием принадлежащих им на законных основаниях транспортных средств, то есть, на основании заключенного с участником Отбора иного гражданско-правового договора, подтверждающего соответствие участника Отбора целям Отбора.

3. Из вышеуказанного пункта 2.2 Порядка следует специальное требование к участникам Отбора, а именно наличие у участника отбора на любом законном основании не менее 300 специально не оборудованных транспортных средств, допущенных в установленном порядке к эксплуатации.

Комитет представил пояснения, согласно которым в период с 2019 по 2021 годы у Комитета отсутствовали полномочия по проведению отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области.

Расчет потребности в наличии в перевозчика не менее 300 транспортных средств осуществлен исходя из количества поступивших заявок и используемых единиц автотранспорта специального транспортного обслуживания за предыдущий календарный год по сведениям, предоставленным комитетом социальной защиты населения Ленинградской области.

Комитет по социальной защите населения Ленинградской области в ответ на запрос Ленинградского УФАС России представил таблицу по количеству поездок граждан, совершенных в 2019-2021 гг.

Согласно указанной таблице, наибольшее количество совершенных за 1 месяц поездок на легковом (специально не оборудованном) транспорте совершено в апреле 2021 года и составляет 7412, что в среднем составляет около 247 поездок в день.

Наименьшее количество таких поездок совершено в январе 2019 года – 4195, что в среднем составляет 135 поездок в день.

Таким образом, за период 2019-2021 гг. в рамках оказания услуг по специальному транспортному обслуживанию за день совершено в среднем 135-247 поездок.

При этом, исходя из сложившейся практики оказания услуг пассажирских перевозок легковым автотранспортом, один автомобиль совершает более 1 поездки за 1 день.

Таким образом, из изложенного следует, что Комитет, как организатор Отбора, а также комитет по социальной защите населения Ленинградской области не представили обоснования необходимости в ежедневном привлечении к оказанию рассматриваемых услуг автопарка численностью 300 специально не оборудованных транспортных средств.

При этом наличие транспортных средств в количестве 300 единиц на правах владения, лизинга, аренды, распоряжения характеризует хозяйствующие субъекты, являющиеся крупными транспортными организациями, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации – субъекты малого или среднего предпринимательства – не обладают такими ресурсами. При этом указанный выше фактический запрет на привлечение соисполнителя для оказания услуг на основании заключенного с соисполнителем иного гражданско-правового договора, лишает участников отбора возможности увеличить количество транспортных средств, которые можно заявить для участия в Отборе. 

Из заявления о нарушении антимонопольного законодательства следует, что заявители также не обладают транспортными средствами в количестве 300 единиц на праве собственности, аренды или лизинга, не имели нотариальной доверенности на распоряжение транспортными средствами в установленном количестве, что препятствовало им в подаче заявки на участие в Отборе в 2022 году.

4. Также установлено, что согласно пункту 3.3 Порядка участники отбора представляют в Комитет заявку по форме согласно приложению 1 к Порядку с представлением, в том числе, следующих документов:

- инструкцию для персонала по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг инвалидам, с отметкой об ознакомлении;

- документы, подтверждающие наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих участнику отбора транспортных средств, а также помещений, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;

- копию договора со станцией технического осмотра на оказание услуг по проведению предрейсовых технических осмотров, а также копии документов об образовании, подтверждающих соответствие сотрудников станции, осуществляющих предрейсовые технические осмотры, профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Из указанных требований следует, что на момент подачи заявки на участие в Отборе участнику необходимо ознакомить всех привлекаемых к оказанию услуг водителей с инструкцией по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг инвалидам, заключить договоры со специализированными организациями о стоянке транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте, а также иметь копии документов об образовании, подтверждающих соответствие сотрудников станции, осуществляющих предрейсовые технические осмотры, профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Товарный рынок представляет собой сферу обращения товаров, как объектов гражданских прав (в том числе работ, услуг, включая финансовые услуги), в границах которой приобретатель может приобрести товар (работу, услугу) (пункт 1, 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного, в действиях Правительства Ленинградской области усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении чрезмерных и необоснованных требований к участникам Отбора, препятствующим в участии в Отборе лиц, не соответствующих установленным требованиям.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения, дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждении (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Предупреждение может быть обжаловано в судебном порядке в арбитражный суд.

О выполнении предупреждения следует сообщить в Ленинградское УФАС России по электронной почте: с последующим  почтовым отправлением по адресу управления: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3., в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением копий подтверждающих документов).

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны