Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 21 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении 047/04/14.31-1669/2021

 

«21» сентября 2021 года                                                                   Санкт-Петербург

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области <…>, рассмотрев в формате видео-конференц связи, материалы дела об административном правонарушении № 047/04/14.31-1669/2021, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного Определением от 23.07.2021 (исх. № О/06/57) в отношении в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (<…>) (далее - ОАО «РЖД»), (далее - ОАО «РЖД», Сетевая организация);

 в присутствии представителя ПАО «Россети Ленэнерго» <…>;

 в присутствии представителей ОАО «РЖД» <…>,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление Публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» (далее - ПАО «Ленэнерго», Общество) с жалобой на действия (бездействие) Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), согласно которому в действиях ОАО «РЖД» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Ленинградское УФАС России в рамках антимонопольного дела
№ 047/01/10-17/2020 установило в действиях ОАО «РЖД» состав нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) после всестороннего и полного рассмотрения представленных документов и материалов.

Так, 30.01.2018 ОАО «РЖД» обратилось в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» с заявкой на технологическое присоединение (вх. № 18-3662) объекта: тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4), путем увеличения максимальной мощности 13 301 кВт по первой к.н.э (далее - Заявка). В качестве характера нагрузки было указано: тяговая нагрузка железнодорожного транспорта.

Письмом от 12.02.2018 № ЛЭ/16-50/164 ПАО «Ленэнерго» направило разработанный на основании Заявки проект технических условий на согласование в филиал Акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее - Ленинградское РДУ).

Ленинградское РДУ сообщило, что в представленных технических условиях указана категория надежности электроснабжения (согласно данным Заявки) как указывается в случае присоединения энергопринимающих устройств, в то время как присоединению подлежат объекты электросетевого хозяйства. Также Ленинградское РДУ указало на необходимость прикладывать к направляемым на согласование технических условий пояснительную схему присоединения объектов ОАО «РЖД» (письмо от 14.02.2018 № Р32-63-1-19-687).

Письмом от 30.03.2018 № ЛЭ/16-50/420 ПАО «Россети Ленэнерго» направило в адрес филиала ОАО «РЖД» на согласование проект технических условий по Заявке.

В связи с отсутствием ответа ОАО «РЖД» о согласовании (отказа в согласовании) предложения ПАО «Ленэнерго», Общество направило письмо от 11.05.2018 с просьбой, в случае утраты интереса в технологическом присоединении, аннулировать ранее поданную заявку.

Письмом от 05.06.2018 № 7007и-ЖДЭ ОАО «РЖД» в лице своего представителя <…> (ООО «Энергопромсбыт») попросило
ПАО «Россети Ленэнерго» внести корректировку в ранее поданную ОАО «РЖД» Заявку. Причиной внесения изменений в Заявку явилась корректировка максимальной мощности объектов ОАО «РЖД».

Из указанного письма ПАО «Россети Ленэнерго» узнало, что увеличение мощности ОАО «РЖД» будет производиться не для нужд железнодорожного транспорта, а для присоединения объектов электросетевого хозяйства Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Электросетевая Компания» (далее - ООО «СЗЭСК»), с которой заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.09.2017 № 8005-09- 17/окт (далее - Договор).

В связи с существенным изменением условий ранее поданной Заявки (в том числе, наименования объекта присоединения и характера нагрузки - вместо «тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4)» с характером нагрузки «тяговая нагрузка железнодорожного транспорта» на ПС 35 кВ Орехово-Тяговая (ЭЧЭ-4) с характером нагрузки - объекты электросетевого хозяйства; максимальной мощности  присоединяемых объектов; ее распределения по точкам присоединения, планируемых сроков проектирования энергопринимающих устройств),
ПАО «Россети Ленэнерго» зарегистрировало новую заявку № 18-27943.

Поскольку в отношении объекта «тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4)» с характером нагрузки «тяговая нагрузка железнодорожного транспорта» со стороны ОАО «РЖД» актуальность присоединения не была подтверждена, заявку от
№ 18-3662 ПАО «Россети Ленэнерго» аннулировало.

Как указано выше, новая заявка № 18-27943 содержала существенные отличия от ранее поданной ОАО «РЖД» заявки, поэтому письмом от 03.07.2018
№ ЭСКЛ/16-01/12456 ПАО «Россети Ленэнерго» указало ОАО «РЖД» на недостатки поданной заявки с учетом ее несоответствия фактически применяемой ОАО «РЖД» схеме присоединения объектов ООО «СЗЭСК», а также замечаний Ленинградского РДУ от 14.02.2018 № Р32-63-1-19-687.

Письмом от 18.07.2018 № 10349и-ЖДЭ ООО «Энергопромсбыт», действующее в интересах ОАО «РЖД», отказалось от приведения заявки № 18-27943 в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Письмом от 17.08.2018 № ЛЭ/16-50/1138 ПАО «Россети Ленэнерго» повторно указало ОАО «РЖД», что заявка № 18-27943 содержит недостоверные сведения и должна быть скорректирована со стороны ОАО «РЖД». Также Обществом предложено рассмотреть вариант снижения запрашиваемой величины максимальной мощности для присоединяемого объекта путем применения коэффициентов одновременности с учетом фактической загрузки ПС 35 Орехово-тяговая.

До предоставления ОАО «РЖД» актуальных, полных и достоверных сведений по заявке № 18-27943, у ПАО «Россети Ленэнерго» отсутствовала возможность разработать технические условия.

ОАО «РЖД» повторно указало на отсутствие намерения корректировать сведения, приведенные в заявке № 18-27943 (письмо от 16.10.2018 № 17569и-ЖДЭ).

Из приложенных к указанному письму технических условий ПАО «Россети Ленэнерго» установлено, что ОАО «РЖД» обязалось присоединить объекты электросетевого хозяйства ООО «СЗЭСК» - РТП 35/10 кВ, максимальной мощностью 9000 кВт по 2 к.н.э., для чего будет осуществлять реконструкцию распределительного устройства ПС 35 кВ Орехово-тяговая и обращаться в ПАО «Россети Ленэнерго» с заявкой на увеличение максимальной мощности объекта, к которому надлежит произвести технологическое присоединение.

В силу пункта 41 Правил присоединения сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:

- максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций; - сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к 

ее сетевым объектам, превышает объем осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями;

 - для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.

В пункте 28 Правил присоединения установлены критерии возможности технологического присоединения.

Так согласно указанному пункту, критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В соответствии с пунктом 29 названных Правил, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев наличия технической возможности, считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Из буквального содержания первых двух оснований для обращения нижестоящей сетевой организации в вышестоящую сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение прямо следует, что в данных случаях у нижестоящей сетевой организации уже имеется либо возникает (на основании заключенных договоров) фактическое превышение значения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, над значением максимальной мощности, согласованной с вышестоящей (смежной) сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций.

Третье из перечисленных в пункте 41 Правил технологического присоединения основание для обращения нижестоящей сетевой организации в вышестоящую сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение, является прямым указанием на случай отсутствия технической возможности технологического  присоединения как заявителя к нижестоящей сетевой организации, так и нижестоящей сетевой организации к вышестоящей сетевой организации, предусмотренный подпунктом «в» пункта 28 Правил технологического присоединения.

От ООО «СЗЭСК» 05.03.2020 в адрес Ленинградского УФАС России поступила правовая позиция, согласно которой, в январе 2017 года от ООО «Газпром социнвест», выполняющего функции агента ПАО «Газпром» по объекту «Логистический центр ПАО «Газпром» поступило обращение о намерении осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств данного объекта.

16.01.2017 года ООО «СЗЭСК» разработаны и выданы в адрес ООО «Газпром Социнвест» технические условия, содержащие перечень мероприятий, подлежащих исполнению в случае заключения договора.

Далее, 30.01.2017 в адрес ООО «СЗЭСК» поступила заявка (исх. № 811 титул «О технологическом присоединении к сетям электроснабжения») ООО «Газпром Социнвест», с приложением полного комплекта документов (как указывает
ООО «СЗЭСК»), предусмотренных Правилами присоединения.

Далее ООО «СЗЭСК» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с заявкой № 8005д, обстоятельства рассмотрения которой изложены выше.

Так, 14.04.2017 в адрес ОАО «РЖД» направлено письмо ООО «СЗСК» с информацией о направлении согласованного проекта прокладки кабельной линии (далее - КЛ) 35 кВ и посадки распределительной подстанции (далее - РП) РП35/10 кВ на территории объекта «Логистический центр ПАО Газпром (Объект № 2).

Согласно представленным заявкам № 8005д (от 16.06.2017, 26.06.2017, 19.07.2017), поступившим в адрес ОАО «РЖД», ранее присоединенные энергопринимающие устройства ООО «СЗЭСК» в точке присоединения (пункт 7 Технических условий к Договору от 12.09.2017 № 8005-09-17/ОКТ) отсутствуют.

Сопоставление Договора № ТП/881-10/17, заключенного между
ООО «СЗЭСК», ПАО «Газпром», ООО «Газпром Социнвест» и Договора
№ 09-06/2017-АР, заключенного между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД», показывает, что питание объекта «Логистический центр ПАО «Газпром» (объект № 2)» фактически осуществляется от тяговой подстанции «Орехово» (35/1 Окв) в полном объеме поставляемой мощности - 3800 кВт, возможность подачи которых гарантируется пунктами 9.3, 9.5 Договора № 09-06/2017-АР, возлагающих на
ПАО «Ленэнерго» обязанность по увеличению максимальной мощности ПС 35 кВ Орехово-Тяговая путем замены трансформаторов на ПС 110 кВ Сосновская (ПС 547) и ПС ПО кВ Гарболовская (ПС 43), необходимых для выполнения технических условий ОАО «РЖД».

 

Договор № 8005-09-17/ОКТ

Договор № ТП/881-10/17 от 19.10.2017

 

Сетевая – ОАО РЖД

Заявитель –
ООО «СЗЭСК»

Сетевая ООО «СЗЭСК»

 

Заявитель ПАО «Газпром»

Этапы ввода нагрузок

- первый этап 2018 год – 3800 кВт;

- второй этап 2019 год – 546 кВт;

- третий этап 2020 год – 1654 кВт

Нагрузка – 3800 кВт

Точки присоединения:

вновь монтируемые ячейки 35 кВ ПС 35 кВ орехово-тяговая в первой и второй секциях сборных шин по 3000 кВт соответственно

Точки присоединения:

линия электропередачи 10 кВ, направлением от тяговой подстанции «Орехово» ОАО «РЖД» до вновь устанавливаемого ЗРУ-10 кВ заявителя

Мероприятия сетевой организации

Мероприятия сетевой организации

- Реконструкция РУ 35 кВ Орехово-тяговаяя;

- Монтаж двух ячеек 35 кВ;

- Заключение договора ТП с ПАО «Россети Ленэнерго;

- Синхронизация работы на ПС 35 кВ Орехово-тяговая по замене трансформатора на ПС 110 кВ Сосновская (547) и ПС 110 кВ Гарболовская (ПС 43)

- Заключить договор с ОАО «РЖД» об осуществлении технологического присоединения дополнительной мощности к тяговой подстанции «Орехово»

- Проектирование, монтаж, наладка и ввод в эксплуатацию ЭПУ
ПАО «Газпром» (пункты 3.1.3 тех. условий)

Мероприятия заявителя

Мероприятия заявителя:

- Строительство РТП 35/10 кВ с установкой трансформаторов 35/10 кВ мощностью 10 МВА каждый;

- Проектирование, монтаж, наладка и ввод в эксплуатацию ЭПУ

-Строительство нового ЗРУ-10 кВ и необходимое количество трансформаторных подстанций (ТП) 10/04 кВ.

 

Кроме того, 07.11.2019 Северо-Западным управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) составлен акт осмотра электроустановки (№ 06-4531/АО-418) РТТП-35/10 кВ «Лесное», КЛ-35кВ, КЛ-10 кВ по адресу Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Куйвозовское с.п., установленной мощностью 12 600 кВА (далее - Акт осмотра).

Согласно пункту 5 Акта осмотра, Ростехнадзором производилась проверка выполнения Технических условий от 12.09.2017 (приложение № 1 к Договору о технологическом присоединении от 12.09.2017 № 8005-09-17ЮКТ), выданных
ОАО «РЖД», максимальной мощностью 3800 кВт по 2-ой категории надежности электроснабжения, источник питания - ПС-35 кВ ЭЧЭ-504 «Орехово», точка присоединения: РУ-35 кВ ПС-35 кВ ЭЧЭ «Орехово».

Также, в соответствии с пунктом 8 Акта осмотра, электромонтажные работы в отношении объекта присоединения выполнены 09.09.2019 (акт рабочей комиссии ООО «Финпром Инженерные Сети» № 2/09), а приемо-сдаточные испытания проведены ООО «Балтик Энерго Сервис» 30.08.2019 (технический отчет № 1-9/1).

На основании Акта осмотра и Заявления ООО «СЗЭСК» (вх. № 1/110154 от 17.10.2019) Ростехнадзором в адрес ООО «СЗЭСК» выдано разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 07.11.2019 (№ 06-4869/РД- 573).

Таким образом, электросетевое оборудование в непосредственной близости к объектам «Логистический центр ПАО «Газпром», расположенных на территории промышленной зоны «Лесное», уч.2, п. Лесное, Куйвозовское с.п.,
Всеволожский р-н, Ленинградская обл., надлежащим образом допущенное к эксплуатации, в том числе РТП 35-10 кВ появилось в собственности ООО «СЗЭСК» ввиду выполнения мероприятий в рамках Договора № 8005-09-17/ОКТ.

Ввиду изложенного, само по себе принятие заявок ООО «СЗЭСК» в работу ОАО «РЖД», порядок взаимодействия ОАО «РЖД» в рамках разработки технических условий по данным заявкам и последующее включение мероприятий, обязанность исполнения которых ложится на третью сторону, в лице ПАО «Ленэнерго» в технические условия, противоречат обычаям делового оборота. Правилам технологического присоединения, и являются злоупотреблением доминирующим положением, выражающиеся в создании негативных последствий, для охраняемых законом общественных отношений, с учетом устойчивой направленности или очевидных и предполагаемых мотивов.

17.10.2019 между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД» составлен акт технологического присоединения в соответствии с которым осуществлено присоединение ЭПУ ООО «СЗЭСК» по первому этапу Договора № 8005-09-17/ОКТ в полном объеме, в размере мощности 3800 кВт.

Несмотря на это, 03.08.2017 исх. № 8060м-ЖДЭ ОАО «РЖД» подготовлена заявка на технологическое присоединение в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» в связи с увеличением мощности тяговой подстанции Орехово, расположенной по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, ст. Орехово 63 км., ПК 3+80 на 9 МВт к ранее присоединенным 14, 77 МВт, взаимодействие по которой велось между ОАО «РЖД» и ПАО «Россети Ленэнерго» в период с 2017 по 2019 гг.

В свою очередь ОАО «РЖД» только 16.10.2018 в письме (исх. № 17569и-ЖДЭ) сообщило ПАО «Ленэнерго», что «в адрес «Желдорэнерго» поступили заявки на осуществление технологического присоединения к Объекту («тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4)») на общую мощность 10,301 МВт, а именно:

 ОАО «ЛОЭСК» 3,04 МВт;

 СНТ «Путеец» 0,4 МВт;

 ООО «СЗЭСК» 6 МВт;

 ПАО «Ленэнерго» 0,861 МВт

<...>

В целях скорейшего решения вопроса по подготовке и направлению в адрес «Желдорэнерго» оферты договора об осуществлении технологического присоединения Объекта, направляю Вам согласованные Ленинградским РДУ технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» энергопринимающих устройств ООО «СЗЭСК»».

Также ОАО «РЖД» указало, что техническими условиями Заявителей предусмотрено выполнение ОАО «РЖД» реконструкции Объекта, в том числе монтаж двух ячеек 35 кВ с необходимым количеством коммутационных аппаратов и замена существующих силовых трансформаторов. Строительство РТП 35/10 кВ мощностью 10 МВА каждый, а также прокладка кабельных линий от ячеек 35 кВ Объекта до РТП 35/10 кВ отнесено к обязательствам ООО «СЗЭСК».

Согласно представленному ПАО «Россети Ленэнерго» примерному расчету стоимости технологического присоединения по предлагаемому проекту вышестоящей сетевой организацией и проекту ОАО «РЖД» имеются существенные различия в стоимости выполняемых мероприятий:

 

Техническое решение ПАО «Ленэнерго»

Техническое решение ОАО «РЖД»

На ПС 110 кВ Сосновская (ПС 547) выполнить установку двух силовых трансформаторов напряжением 110/35/10 кВ мощностью 63 МВа каждый, взамен существующих 2х25 МВА

  1. Строительство двухцепной линии ВЛ 35 кВ АС-95 от новой ПС 35 кВ Заявителя до РУ-35 кВ ПС «Сосновская» (ПС 547), длина трассы 13,7 км;
  2. Установка двух дополнительных ячеек 35 кВ в РУ-35 ПС «Сосновская» (ПС 547) – 2 шт.
  1. Реконструкция ВЛ 35 кВ «Саперная-2» на АС-150 (13,7 км); ВЛ-35кВ «Орехово-1» на АС-120 (9,56 км) (одноцепная ВЛ-35 кВ)
  2. Замена трансформатора тока 35 кВ в РУ-35 кВ ПС-547 (Сосновская);
  3. Замена силовых трансформаторов на ПС-110 кВ «Габроловская» (ПС-43) на 2х63МВА, взамен существующих 2х40МВА

Стоимость: 245 239 920 руб. 00 коп.

Стоимость: 707 877 348 руб. 00 коп.

 

Поскольку реализация мероприятий по реконструкции электросетевых объектов ПАО «Россети Ленэнерго» не предусмотрена утвержденной инвестиционной программой ПАО «Ленэнерго», в соответствии с разделом III Правил технологического присоединения был сделан вывод об отсутствии технической возможности технологического присоединения по заявке ОАО «РЖД».

С целью оптимизации технических решений и затрат ПАО «Россети Ленэнерго» разработаны технические условия по индивидуальному проекту со строительством новой ПС 35 кВ для присоединения дополнительной нагрузки, исключающие необходимость выполнения мероприятий по усилению существующей сети 35-110 кВ. Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Правил технологического присоединения, ОАО «РЖД» была предложена возможность подключения мощности в размере 1261 кВт с существующей схемой присоединения без дополнительных обременений.

Проект технических условий был сориентирован на схему внешнего электроснабжения, позволяющую удовлетворить потребности ОАО «РЖД» в получении максимальной мощности для отдельно возводящегося объекта
ООО «СЗЭСК».

Технической обусловленности реализовывать схему присоединения объектов ООО «СЗЭСК» (новое присоединение), именно путем увеличения максимальной мощности на ПС 35 кВ Орехово-тяговая (ЭЧЭ-4), не имеется.

Проект технических условий не был утвержден системным оператором, так как требовалось внесение согласованных ОАО «РЖД» изменений в заявку.

Согласно пункту 34 Правил технологического присоединения по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. 

Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил.

Вместе с тем обозначенное право не исключает антимонопольного реагирования в отношении сетевой организации, если та злоупотребляет своим доминирующим положением (экономической властью), создавая смежной сетевой организации неоправданные сложности при осуществлении (продолжении, развитии) деятельности на соответствующем товарном рынке.

Как уже указывалось ранее, 08.02.2019 ПАО «Россети Ленэнерго» повторно предложило ОАО «РЖД» рассмотреть вариант присоединения путем увеличения мощности существующей ПС на 1261 кВ, а в части 9040 кВт рассмотреть вариант строительства новой ПС 35.

ОАО «РЖД» направило отказ, указывая на необходимость исполнения мероприятий в отношении заявителей по тем техническим условия, которые уже разработаны.

Однако, 17.10.2019 между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД» составлен акт технологического присоединения в соответствии с которым осуществлено присоединение ЭПУ ООО «СЗЭСК» по первому этапу Договора № 8005-09-17/ОКТ в полном объеме, в размере мощности 3800 кВт.

Кроме того, последовательный анализ договоров № 8005-09-17ЮКТ,
№ ТП/881-10/17, а также сведений, представленных в таблицах и материалов дела
№ 047/01/10-17/2020, указывает на то, что фактически присоединение объекта «Логистический центр ПАО «Газпром», расположенных на территории промышленной зоны «Лесное», уч. 2, п. Лесное, Куйвозовское с.п.,
Всеволожский р-н, Ленинградская обл. осуществлялось по индивидуальному проекту от сетей ОАО «РЖД».

Таким образом, заявка ООО «СЗЭСК», направленная в ОАО «РЖД», обеспечивала возможность подачи обращения ОАО «РЖД» в ПАО «Россети Ленэнерго» с заявкой на увеличение мощности, в которой, в силу документов, представленных ООО «СЗЭСК» (вх. 2269 от 09.03.2021), не имелось объективной потребности.

Указанное обстоятельство косвенно подтверждается Актом о технологическом присоединении от 13.11.2019 № 1, выданному ООО «СЗЭСК» в рамках Договора
№ ТП/881-10/17 от 19.10.2017 в адрес ПАО «Газпром», в соответствии с пунктом 2 которого, установлены следующие точки присоединения:

 1-я секция шин 10 кВ РТП 35/10 Лесное, контактные соединения кабельной линии 10 кВ «Ф1 Газпром» в вводной ячейке № 1 ЗРУ - 1 ПАО «Газпром»;

 2-я секция шин 10 кВ РТП 35/10 Лесное, контактные соединения кабельной линии 10 кВ «Ф2 Газпром» в водной ячейке № 2 ЗРУ - 1 ПАО «Газпром»;

источник питания не указан. 

В свою очередь в Акте технологического присоединения от 17.10.2019
№ 8005-09-17, составленного между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД» пунктом 2 установлены следующие точки присоединения:

1-я секция шин 35 кВ, контактные соединения шлейфа шинного разъединителя 35 кВ «ШР Ф1 Лесное» и 1-й секцией шин 35 кВ, источник питания ПС 35 кВ ЭЧЭ-504 «Орехово» (ПС-504), 1-я секция шин 35 кВ;

 2-я секция шин 35 кВ, контактные соединения шлейфа шинного разъединителя 35 кВ «ШР Ф2 Лесное» и 2-й секцией шин 35 кВ, источник питания ПС 35 кВ ЭЧЭ-504 «Орехово» (ПС-504), 2-я секция шин 35 кВ.

Кроме того, согласно документам, представленным в составе заявки № 8005д от 20.06.2017 ООО «СЗЭСК», в качестве однолинейной схемы электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше (пп. б) пункта 10 Правил присоединения), представлен следующий документ: «Однолинейная схема электроснабжения ПАО «Газпром» от ПС «Орехово».

Таким образом, функциональное назначение РТП 35/10 кВ заключается в преобразовании электроэнергии с класса напряжения 35 кВ на более низкий - 10 кВ и последующем распределении по потребителям.

В соответствии с разделом III Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 21.08.2009 № 201-э/1 (далее - Методические рекомендации), расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения ниже 35 кВ и присоединенной мощности менее 10000 кВА производится исходя из ставок платы за технологическое присоединение устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могут ввести разбивку ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по уровням напряжения и (или) объему присоединяемой мощности.

Комиссия Ленинградского УФАС России в рамках рассмотрения антимонопольного дела № 047/01/10-17/2020, отмечает, что плата за технологическое присоединение по договору № 8005-09-17/ОКТ от 12.09.2017 в соответствии с Дополнительным соглашением № 1 на напряжении 35 кВ составила
4 545 360 руб. 00 коп (четыре миллиона пятьсот сорок пять тысяч триста шестьдесят рублей 00 коп.), в свою очередь стоимость технологического присоединения электросетевых объектов ПАО «Газпром» по индивидуальному проекту на напряжении 10 кВ, реализованного в рамках договора № ТП/881-10/17 от 19.10.2017 составила 427 989 478 руб. 79 коп.

Субъективная сторона злоупотребления доминирующим положением характеризуется виной в форме прямого умысла и должна быть установлена при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Ленинградским УФАС России установлено, что ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение в границах исследуемого товарного рынка. Исходя из материалов дела установлено, что ОАО «РЖД» неоднократно направляло в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» проект договора, содержащий невыгодные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, пользуясь статусом смежной сетевой компании.

Направленность действий ОАО «РЖД», а также осознанное злоупотребление своим положением на рынке оказания услуг технологического присоединения подтверждается направлением заявления в Ленинградское УФАС России, а также обращением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56-85179/2019) с иском о понуждении ПАО «Россети Ленэнерго» к заключению договора на технологическое присоединением именно по тем условиям, которые могут причинить вред иным участникам рынка.

Анализ поведения ОАО «РЖД» указывает на умышленное злоупотребление своим доминирующим положением, последовательность действий которой направлена на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, в нарушение обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Разрешая вопрос о возможности квалификации действия сетевой организации как злоупотребление, обязательным условием является установление причинно- следственной связи между доминирующим положением сетевой организации, действиями, совершенными в границах исследуемого рынка, а также возможность наступления или наступления таких последствий, которые влияют на конкуренцию и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно монопольному виду деятельности.

Согласно положениям статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая изложенное, территориальная сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, действия (бездействия) ОАО «РЖД» необходимо рассматривать в границах данного товарного рынка.

При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного для охраняемых законом общественных отношений, с учетом определенной периодичности (систематики) или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов.

Нарушением же антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Наличие у ОАО «РЖД» статуса сетевой организации, субъекта естественной монополии, доминирующего на товарном рынке хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по передаче электроэнергии на возмездной основе, свидетельствуют о наличии товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 24.03.2021 № Р/06/05
ОАО «РЖД» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании препятствий осуществления деятельности хозяйствующих субъектов, на рынке оказаний услуг в сфере технологического присоединения.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

В данном случае у ОАО «РЖД» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее. Сетевой организацией всех зависящих от нее мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

При таких обстоятельствах, в действиях ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа:

на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; 

на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

Объект административного правонарушения: общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности/

Объективная сторона: создание препятствий осуществления деятельности хозяйствующих субъектов, на рынке оказаний услуг в сфере технологического присоединения.

Субъект административного правонарушения: Открытое акционерное общество «Российские Железные дороги» ИНН 7708503727, юридический адрес: 101000, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2

Место совершения административного правонарушения: территория Куйвозовского сельского поселения, Всеволожского района. Ленинградской области

Время совершения административного правонарушения: период с 2018 года по дату издания Определения о назначении дела от 15.06.2020 № О/05/01-18.

Основанием возбуждения дела об административном правонарушении послужило Решение Комиссии Ленинградского УФАС России № Р/06/05 от 24.03.2021 по делу № 047/01/10-17/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Решение Комиссии Ленинградского УФАС России № Р/06/05, которое в силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, изготовлено в полном объеме 24.03.2021, следовательно, срок привлечения к административной ответственности не истек.

При этом, в соответствии с Письмом ФАС России от 28.008.2019 № ИА/29631 Обжалование Решения комиссии антимонопольного органа в судебном порядке в соответствии с КоАП РФ не препятствует производству по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании указанного Решения.

 

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В данном случае у ОАО «РЖД» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, Сетевой организацией всех зависящих от нее мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

При таких обстоятельствах, в действиях ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа.

  • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении
№ 047/04/14.31-1669/2021 (исх. № О/06/57 от 23.07.2021) направлено Ответчику заказным письмом с уведомлением.

             Поскольку расчет штрафа должен производиться исходя из выручки
ОАО «РЖД», Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области пунктом 3 Определения о возбуждении дела об административном правонарушении № 047/04/14.31-1669/2021 (исх. № О/06/57 от 23.07.2021) запросило у ОАО «РЖД» в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Ленинградское УФАС России следующие документы и сведения (заверенные надлежащим образом):

  • Сведения о совокупном размере выручки ОАО «РЖД» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2019 год на территории Ленинградской области;
  • Сведения о совокупном размере выручки ОАО «РЖД» от реализации услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение к электрическим сетям, отраженной в налоговой декларации, за 2018 и 2019 годы в пределах Ленинградской области;
  • Сведения о размере выручки ОАО «РЖД» от реализации услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение к электрическим сетям, отраженной в налоговой декларации, за 2018 и 2019 годы в пределах территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области;
  • Бухгалтерский баланс ОАО «РЖД» за 2018 и 2019 годы;
  • Отчет о финансовых результатах ОАО «РЖД» за 2018 и 2019 годы.

31.08.2021 ОАО «РЖД» представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области документы и сведения, запрашиваемые в рамках пункта 3 Определения (исх. № О/06/57 от 23.07.2021) с письменными пояснениями следующего содержания.

Бухгалтерский учет ОАО «РЖД» в пределах территории Куйвозовского сельского поселения, Всеволожского района. Ленинградской области не ведется, в связи с чем направлены сведения о размере выручки от реализации услуги по передаче электрической энергии (не включая технологическое присоединение) и отдельно от реализации услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям за 2018 и 2019 годы, полученные расчетным методом.

Также в связи с особенностями бухгалтерского учета в ОАО «РЖД» направлены сведения о совокупном размере выручки от реализации услуги по передаче электрической энергии (не включая технологическое присоединение) и отдельно от реализации услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям за 2018 и 2019 годы в границах Ленинградской области.

Согласно Уведомлению (исх. № 06/397 от 06.08.2021) представителям ОАО «РЖД», ПАО «Россети Ленэнерго» необходимо было явиться 02 сентября 2021 года в 12 часов 00 минут для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 047/04/14.31-1669/2021, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 23.08.2021 исх. № О/06/63 срок проведения административного расследования продлен на один месяц, в соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ.

02.09.2021 должностным лицом Ленинградского УФАС России в отношении ОАО «РЖД» составлен Протокол по делу № 047/04/14.31-1669/2021 об административном правонарушении (исх. № Пр/06-20).

Представитель ОАО «РЖД» <…> в объяснениях к Протоколу № Пр/06-20 представил следующие пояснения:

«С протоколом не согласны. Позицию ОАО «РЖД» будет представлена позднее».

Представитель ПАО «Россети Ленэнерго» <…> в объяснениях к Протоколу № Пр/06-20 представил следующие пояснения:

«С протоколом согласны. Представляем правовую позицию, изложенную в письме от 25.12.2019 исх. № ЛЭ/06-01/1586»

Доводы ПАО «Россети Ленэнерго» не могут приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении ввиду нижеследующего.

 

         Рассмотрение дела об указанном административном правонарушении назначено на 16 сентября 2021 года в 13 часов 30 минут в формате видео-конференц связи.

         15.09.2021 в адрес Ленинградского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «РЖД» (вх. № 11252) к Протоколу № Пр/06-20.

 

Исследовав протокол, материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

         В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

        

         Поскольку нарушающие антимонопольное законодательство действия
ОАО «РЖД» совершены при использовании им своего естественно-монопольного статуса, то его действия подлежат квалификации исключительно по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Наличие каких-либо обстоятельств, влекущих невозможность соблюдения ОАО «РЖД» норм действующего антимонопольного законодательства в процессе производства по делу об административном правонарушении не установлено. Таким образом, ОАО «РЖД» имело возможность соблюсти требования действующего законодательства.

         Соответственно, в действиях ОАО «РЖД» усматривается субъективная и объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31
КоАП РФ.

Кроме того, согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня                 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 047/04/14.31-1669/2021, всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела, в действиях ОАО «РЖД» установлены событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

Ответственность за нарушение части 2 статьи 14.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность носит исчерпывающий характер и установлен пунктам 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ.

         Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, исчисляется согласно примечаниям к статье 14.31 КоАП РФ и 14.32 КоАП РФ

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ при определении размера административного штрафа учитывается сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Часть 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа для юридических лиц в зависимости от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Основным видом деятельности ОАО «РЖД» является деятельности по передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД: 35.12). Эта группировка включает: передачу электроэнергии от генерирующих объектов к распределительным системам путем обеспечения работоспособности (эксплуатации) объектов электросетевого хозяйства. Эта группировка также включает: процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (энергопринимающих устройств) к электрическим сетям сетевой организации.

В рамках рассмотрения Комиссией Ленинградского УФАС России дела
№ 047/01/10-17/2020 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что
ОАО «РЖД» в географических границах территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области занимает доминирующее положение на рынке передачи электроэнергии и технологического присоединения к распределительным электросетям, и на нем допустило антимонопольное нарушение, злоупотребив рыночной властью.

         Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 17599/11 фактический либо возможный ущерб определенной рыночной среде по факту выявленного нарушения антимонопольного запрета предполагается для всего рынка в целом, а не для его отдельных сегментов.

         Таким образом, расчет административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, необходимо осуществлять от выручки ОАО «Россети Ленэнерго» по рынку передачи электроэнергии и технологического присоединения к распределительным электросетям в географических границах территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области.

 

МаксШ= 33 000 * 3 / 100 = 990 руб.,

 

где: МаксШ - максимальный штраф, руб.;

 

33 000 руб.00 коп. – сумма выручки ОАО «РЖД» по рынку передачи электроэнергии и технологического присоединения к распределительным электросетям в географических границах территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области за 2019 год (за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение – Определение о назначении дела
№ 047/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.09.2019);

 

3/100 – три процента от выручки (дохода) от реализации товаров.

 

МинШ= 33 000 * 0,3 /100 = 99 руб.,

 

где: МинШ - минимальный штраф, руб.;

 

33 000 руб.00 коп. – сумма выручки ОАО «РЖД» по рынку передачи электроэнергии и технологического присоединения к распределительным электросетям в географических границах территории Куйвозовского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области за 2019 год (за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение– Определение о назначении дела
№ 047/01/10-14/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.09.2019);

0,3/100 – ноль целых три десятых процента суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, если эта сумма более 75 % совокупной суммы выручки, либо правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

 

БШ= (990-99)/ 2 + 99 = 544 руб. 05 коп.,

 

где: БШ – базовый штраф;

990 – максимальный штраф;

99 – минимальный штраф.

 

В соответствии со статьей 4.2. КоАП РФ обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии со статьей 4.3. КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Максимально допустимый, нормой статьи 14.31 КоАП РФ, налагаемый за административное правонарушение штраф не должен превышать одну пятидесятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя.

         При этом, минимальный установленный штраф в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ составляет не менее ста тысяч рублей

 

Таким образом, итоговый штраф равен 100 000 руб. 00 коп.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьями 2.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Назначить ОАО «РЖД» ИНН 7708503727 (ул. Басманная Нов., д. 2, Москва 101000) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ административное наказание по делу 047/04/14.31-1669/2021 в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп. (сто тысяч рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Реквизиты для уплаты штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Наименование получателя – Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (Ленинградское УФАС России)

ИНН – 7840396953

КПП – 784201001

ОКТМО – 41000000

Банк получателя – Отделение Ленинградское//УФК по Ленинградской области, г. Санкт-Петербург

Номер единого казначейского счета – 40102810745370000006

Номер казначейского счета – 03100643000000014500

БИК – 014106101

 

УИН ______________________

Код дохода (КБК): 161 1 16 01141 01 0031 140 – (денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти).

В платежном поручении необходимо указывать номер административного дела 047/04/14.31-1669/2021.

После оплаты штрафа копию платежного поручения (или иного документа об оплате) рекомендуется незамедлительно направить в Ленинградское УФАС России (по электронной почте: to47@fas.gov.ru), поскольку согласно статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу 047/04/14.31-1669/2021.

 

 

 

Заместитель руководителя

Ленинградского УФАС России                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны