Решение №Р/04/12 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 047/01/14.8-2/2021 от 12 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 

 

 

- заместитель руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

- начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии;

- старший государственный инспектор отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии,

 

рассмотрев дело № 047/01/14.8-2/2021, возбужденное на основании Приказа Ленинградского УФАС России № 36 от 25.01.2021 по признакам нарушения
ООО «Стрелец» (ИНН 7814638853, юридический адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Школьная, д. 7, лит. А, пом. 1Н) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя заявителя комитета Ленинградской области по транспорту Козлова А.В. (доверенность № 28 от 22.12.2021),

в присутствии представителя заявителей ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» Соколовой Ю.Л. (доверенность № 17-02/22 и № 20-02/22  от 09.02.2022).

в отсутствии представителей Ответчика ООО «Стрелец», Заинтересованного лица комитета по транспорту г. Санкт-Петербурга (уведомлены о месте и времени рассмотрения надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от Управления Ленинградской области по транспорту, Прокуратуры Ленинградской области, ООО «Транс-Балт» и  ООО «Вест-Сервис» поступили обращения о признаках нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в осуществлении пассажирских перевозок по регулярному автобусному маршруту № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и регулярному автобусному маршруту № 682 «г. Никольское -
г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое», со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Стрелец» (ИНН 7814638853, юридический адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Школьная, д. 7, лит. А, пом. 1Н, далее –
ООО «Стрелец»).

Ленинградским УФАС России на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ООО «Стрелец» было выдано предупреждение
№ ПД/04/3 от 26.11.2020 о необходимости прекращения (недопущения) действий (бездействия), выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к хозяйствующим субъектам-конкурентам, путем осуществления регулярных пассажирских перевозок и багажа по регулярным автобусным маршрутам: № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и
№ 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» без получения на это права по итогам конкурсов проводимого органом исполнительной власти Ленинградской области, посредством осуществления действий по:

  • прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № 610, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства;
  • прекращению осуществления пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для маршрута № 682, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Срок исполнения Предупреждения – до 01.01.2021.

22.12.2020 ООО «Стрелец» обжаловало предупреждение Ленинградского УФАС России № ПД/04/3 от 26.11.2020 в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56-115210/2020).

На основании части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В установленный срок информация о выполнении предупреждения в управление не поступила, таким образом,  ООО «Стрелец» не исполнило предупреждение Ленинградского УФАС России.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25.01.2021 № 36 возбужденно дело
№ 047/01/14.8-2/2021 по признакам нарушения ООО «Стрелец»
(ИНН 7814638853, юридический адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Школьная, д. 7, лит. А, пом. 1Н) статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Определением от 25.01.2021 № О/04/8 дело № 047/01/14.8-3/2021  назначено к рассмотрению на 25.02.2021 года в 14:30 посредством видеоконференцсвязи.

На заседании Комиссии 25.02.2021 представитель ООО «Транс-Балт» и
ООО «Вест-Сервис» сообщил, что на маршрутах ООО «Транс-Балт» и
ООО «Вест-Сервис» № 610 и № 682 осуществляет нелегальную перевозку под видом легкового такси компания ООО «Стрелец».  Водители ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» неоднократно жаловались, что ООО «Стрелец» забирает пассажиров у ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис». ООО «Стрелец» осуществляет перевозки по регулярным маршрутам и все признаки указывают именно на этот факт, а конкретно на то, что пассажиров сажают в автобус и везут в указанном водителем ООО «Стрелец» направлении, движение осуществляется по маршрутам, определенным для автобусов ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис». ООО «Стрелец» собирает плату за проезд с пассажиров причиняя 
ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» ущерб в виде недополученной прибыли. Аналогичное дело было ранее рассмотрено антимонопольной службой (дело                        № 25-02-А/16 от 27.12.2016) и арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело А56-31888/2017) в отношении компании ООО «Салют». Компания ООО «Салют» и компания ООО «Стрелец» представляют собой практически единое целое, поскольку представители этих компаний одни и те же. ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» полагают, что компания ООО «Салют» и компания ООО «Стрелец» в нарушении решения суда, который признал их деятельность незаконной, все равно продолжают осуществлять данную незаконную деятельность, которая причиняет ООО «Транс-Балт» и ООО «Вест-Сервис» ущерб.

Ни у ООО «Салют», ни у ООО «Стрелец» нет лицензии на осуществления перевозок по регулярным маршрутам, с ними не заключены договоры, муниципальные либо государственные контракты и у данных организаций отсутствуют любые правовые основания для осуществления перевозок по регулярным маршрутам. В реестре они также не значатся. При отсутствии участия в конкурсных процедурах получают незаконные преимущества от незаконной деятельности.

Представитель комитета Ленинградской области по транспорту сообщил, что комитетом проводятся регулярные мониторинги транспортных средств, осуществляющих перевозки по направлению город Санкт-Петербург и регулярно останавливаются транспортные средства ООО «Стрелец», которые осуществляют движение под видом легкового такси, перевозят пассажиров непосредственно из города Тосно в город Санкт-Петербург. Вместе с тем, по своему виду перевозок эта деятельность походит на регулярные перевозки, поскольку перевозки пассажиров легковым такси подразумевают под собой подачу транспортного средства и маршрут движения по выбору пассажира. В данном случае ООО «Стрелец» само выбирает место подачи, маршрут, путь движения, и конечную точку маршрута. Комитетом регулярно устанавливаются факты осуществления ООО «Стрелец» этой деятельности, транспортные средства ООО «Стрелец» находятся на тех же остановочных пунктах, конечных остановках, что и транспортные средства официального перевозчика, осуществляют движение по тому же маршруту, и останавливаются на всех остановках, которые определенны для официальных маршрутов, высаживают пассажиров, забирают пассажиров, то есть полностью дублируют трассы регулярных маршрутов. Признаки нарушения ООО «Стрелец» статьи 14.8 Закона о защите конкуренции подтверждаются материалами, направленными комитетом Ленинградской области по транспорту, а именно актами межведомственной транспортной комиссии.

В заседании Комиссией рассмотрено устное ходатайство комитета Ленинградской области по транспорту о привлечению к участию в деле
№ 047/01/14.8-2/2021 заинтересованного лица - комитета по транспорту города Санкт-Петербурга, данное ходатайство удовлетворено.

Принимая во внимание удовлетворение ходатайства о привлечении к участию в деле № 047/01/14.8-2/2021 заинтересованного лица, а также факт принятия к рассмотрению арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявления ООО «Стрелец» об обжаловании, признании незаконным и отмене предупреждения Ленинградского УФАС России № ПД/04/3 от 26.11.2020 (дело № А56-115210/2020), Комиссия Ленинградского УФАС России,  руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 42 , пунктом 1 части 3 статьи 47, частью 5 статьи 47, Закона о защите конкуренции определением № О/04/15 от 02.03.2021 приостановила рассмотрение дела № 047/01/14.8-2/2021 до вступления в законную силу решения суда по делу № А56-115210/2020, а также привлекла к участию в рассмотрении дела № 047/01/14.8-2/2021 в качестве заинтересованного лица комитет по транспорту города Санкт-Петербурга.

Комитету по транспорту города Санкт-Петербурга надлежало направить в адрес Ленинградского УФАС России мотивированную позицию по обстоятельствам дела № 047/01/14.8-2/2021, комитету Ленинградской области по транспорту надлежало направить в адрес управления имеющиеся у комитета результаты контроля (акты межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области транспортного обслуживания населения в Ленинградской области, иные акты, сведения и материалы), свидетельствующие о неисполнении ООО «Стрелец» предупреждения Ленинградского УФАС России
№ ПД/04/3 от 26.11.2020.

В рамках ответа на определение № О/04/15 от 02.03.2021 комитетом Ленинградской области по транспорту 09.03.2021 и 31.03.2021 в адрес Ленинградского УФАС России поступила информация № Исх-903/2021 от 04.03.2021, № Исх-1285/2021 от 31.03.2021 о продолжении противоправного поведении, выраженного в осуществлении ООО «Стрелец», регулярных пассажирских перевозок по автобусному маршруту № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и регулярному автобусному маршруту № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое». В подтверждение указанной информации комитетом Ленинградской области по транспорту приложены копии актов МТК при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 24.02.2021, от 26.02.2021, от 09.03.2021, от 16.03.2021, от 22.03.2021, от 26.03.2021.

В представленных актах МТК при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области отражено, что:

  • 24.02.2021 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В360УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.
  • 09.03.2021 автомобили марки HYUNDAI GRAND STAREX, государственный регистрационный знак У642ОЕ178, FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B822УM178, принадлежащие
    ООО «Стрелец», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.
  • 26.03.2021 автомобили марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак В929УК178, VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В367УК178 принадлежащие ООО «Стрелец», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.

В ответ на определение № О/04/15 от 02.03.2021 от комитета по транспорту Санкт-Петербурга 01.04.2021 в адрес Ленинградского УФАС России поступила информация исх. № 01-13-5214/21-0-1 о том, что в рамках мониторинга и проверочных мероприятий Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга, действующей в соответствии с Положением о Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2004 № 1263 (далее - Транспортная комиссия), на постоянной основе организовывается проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений действующего законодательства в области пассажирских перевозок, в том числе пресечение деятельности нелегальных перевозчиков.

В соответствии с представленным ответом, результатами мониторинга и проверочных мероприятий Транспортной комиссии, проводимых с 2016 года по 2021 год установлено, что в направлении г. Тосно Ленинградской области от станции метрополитена «Звездная» и в направлении г. Никольское Ленинградской области от станции метрополитена «Рыбацкое» преимущественно в утренние и вечерние часы пиковой нагрузки осуществляется организованная перевозка пассажиров и багажа с использованием транспортных средств категории «В». При этом в перевозочной деятельности задействованы микроавтобусы класса «М1» с числом пассажирских мест до восьми, на часть транспортных средств выданы уполномоченными органами государственной власти разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия (далее - разрешение). Транспортной комиссией установлено, что собственником большинства транспортных средств является ООО «Альт-Сервис» (ИНН 8603118857), которое передало их по договору аренды ООО «Стрелец» (ИНН 7814638853).

Комитет по транспорту Санкт-Петербурга отмечает, что указанная деятельность ООО «Стрелец» фактически осуществляется по маршрутам, дублирующим трассы действующих маршрутов регулярных перевозок в Санкт-Петербурге (№ 610 и № 682), право перевозки пассажиров и багажа по которым предоставлено другим юридическим лицам (ООО «Транс-Балт», ООО «Вест-Сервис») на основании договоров, заключенных по итогам конкурса, проведенного исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, что указывает на нарушение ООО «Стрелец» требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, ООО «Стрелец» фактически совершает недобросовестные действия по отношению к хозяйствующим субъектам-конкурентам, путем осуществления регулярных пассажирских перевозок и багажа по автобусным маршрутам № 610 и № 682 без получения на это права по итогам конкурсов, что также указывает на нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению комитета по транспорту Санкт-Петербурга деятельность ООО «Стрелец» создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан в связи с невыполнением требований в сфере безопасности дорожного движения, наносит ущерб экономике города, выражающийся в неуплате налогов в бюджет, лицензионных и иных сборов, отчислений в страховые и пенсионные фонды, а также негативно влияет на качество оказания транспортных услуг населению, способствует недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка легальных перевозчиков путем демпингования тарифов на перевозки.

Комитет по транспорту Санкт-Петербурга отмечает, что деятельность
ООО «Стрелец» препятствует деятельности транспортных компаний и предприятий, которым на законном основании предоставлено право обслуживания маршрутов регулярных перевозок. Кроме того, водители указанного перевозчика создают аварийные ситуации и препятствия при осуществлении посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах.

В адрес Ленинградского УФАС России 22.09.2021 за № Исх-3907/2021 от комитета Ленинградской области по транспорту поступила информация о том, что в адрес  комитета Ленинградской области по транспорту поступило обращение ООО «Транс-Балт», заключившиего контракты на обслуживание коммерческих маршрутов № К-610 и № К-18, о принятии мер реагирования, в отношении сторонних организаций, осуществляющих незаконную перевозку граждан, в рамках компетенции комитета Ленинградской области по транспорту.

С целью выявления фактов незаконного оказания услуг по перевозке,
ООО «Транс-Балт» выявлено дублирование маршрутов № К-610 (в а/
c Тосно, сообщением Тосно – ст.м. Звездная), № К-18 (с пл. Богданова. сообщением Гатчина – ст.м. Московская), предположительно сторонними организациями ООО «Салют» и ООО «Стрелец». К указанному обращению на электронном носителе приложены материалы видеофиксации произведенного ООО «Транс-Балт» мониторинга, которые приобщены к материалам дела № 047/01/14.8-2/2021.

В рамках представленных материалов установлено, что:

  • 06.09.2021 с 08:23:21 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. В данное транспортное средство в 08:23:26 сел 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 08:25:55 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров вплоть до 08:29:08, однако далее никто не осуществлял посадки и, прождав около 6 минут, водитель начал движение с 2 пассажирами;
  • 09.09.2021 с 06:44:18 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов.  В данное транспортное средство в 06:48:44 сел 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 08:49:29 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 06:53:11 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 06:53:37 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В период с 06:55:19 по 06:55:41 в данное транспортное средство сели еще 3 человека. Таким образом за период с 06:44:18 до 06:56:04 09.09.2021 (стоянка около 12 минут) в автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178 осуществило посадку 7 человек, после чего водитель начал движение;
  • 09.09.2021 с 08:33:05 по 08:33:42 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов.  В данное транспортное средство в указанный период осуществило посадку 8 человек, после чего водитель начал движение.

         Вышеуказанное транспортное средство, по мнению ООО «Транс-Балт» осуществляло перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса
№ 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.

         22.11.2021 Арбитражный суд Северо-Западного округа по делу
№ А56-115210/2020 оставил в силе судебные акты, принятые нижестоящими судами, в связи с чем, Комиссия решила, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления рассмотрения дела № 047/01/14.8-2/2021 были исчерпаны.

В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 47, частью 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определением № О/04/75 от 25.11.2021 возобновила рассмотрение дела № 047/01/14.8-2/2021, дело назначено к рассмотрению на 21.12.2021 года в 14:00 посредством видеоконференцсвязи.

ООО «Стрелец» надлежало направить в Ленинградское УФАС России в надлежаще заверенных копиях сведения о транспортных средствах, принадлежащих ему на правах аренды или ином законном основании за период с 2020 года по 2021 год, c указанием регистрационного знака, марки, модели, c приложением свидетельства о регистрации транспортного средства и договоров аренды, договоров купле-продажи.

         09.12.2021 от ООО «Стрелец» поступили сведения, запрошенные определением № О/04/75 от 25.11.2021, которые приобщены к материалам дела
№ 047/01/14.8-2/2021.

         Приказом № 600 от 20.12.2021 в связи со служебной необходимостью изменен состав членов Комиссии Ленинградского УФАС России.

         На заседании Комиссии 21.12.2021 представитель комитета по транспорту Санкт-Петербурга поддержал требования Заявителей, считает, что нарушаются требования антимонопольного законодательства, вменяемые ООО «Стрелец». Кроме того, комитет по транспорту города Санкт-Петербурга посредством АС «Контроль передвижения автотранспорта» подсистемы АПК «Безопасный город» отслеживает передвижение транспортных средств ООО «Стрелец» и согласно полученной информации, транспортные средства ООО «Стрелец» продолжают осуществлять перевозки, и за 3 дня на каждое из транспортных средств
ООО «Стрелец» было осуществлено порядка 30 рейсов. Таким образом, данные противоправные действия продолжаются со стороны ООО «Стрелец», и в данном случае требования Заявителей подлежат удовлетворению.

         Представитель комитета Ленинградской области по транспорту сообщил, что требования Заявителей обоснованные и подлежат удовлетворению, незаконную деятельность ООО «Стрелец» продолжает осуществлять, несмотря на выданное Ленинградским УФАС России предупреждение и вступившие в силу решение судов.  Обращает внимание, что в период с начала 2021 года по настоящее время по делам возбужденным комитетом по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, также вынесено арбитражным судом около 4-5 решений, где ООО «Стрелец» признан виновным в совершении правонарушения  в части осуществления перевозок пассажиров и багажа без соответствующих разрешительных документов. Эти решения вступили в законную силу. Судами также исследовались маршруты движения, по которым осуществляют передвижения транспортные средства ООО «Стрелец», в том числе направление по Гатчине там тоже фигурирует. Факты подтверждающие осуществление такой деятельности ООО «Стрелец» в настоящий момент отражены в судебных актах в том числе. Поэтому комитет полагает, что требования Заявителей подлежат удовлетворению. В действия ООО «Стрелец» присутствуют признаки нарушения конкуренции.

         Представитель комитета Ленинградской области по транспорту, а также представитель комитета по транспорту Санкт-Петербурга пояснили, что ранее ООО «Стрелец» были выданы лицензии на осуществление деятельности в качестве легкового такси, в настоящий момент выданные лицензии прекратили свое действие, однако ООО «Стрелец» продолжает перевозку пассажиров и багажа без каких либо разрешительных документов. ООО «Стрелец» является нелегальным перевозчиком.

         Представитель ООО «Стрелец» сообщил об обжаловании в Верховный Суд Российской Федерации решения нижестоящих судов по делу № А56-115210/2020. Также считает, что на его взгляд никаких противоправных действий ООО «Стрелец» не совершало. Проверки которые проводились, по мнению ООО «Стрелец», являются незаконными, особенно межведомственная транспортная комиссия, которая образована в Ленинградской области. Те проверки, которые проводились комитетом Ленинградской области по транспорту, по мнению ООО «Стрелец» и мнению Верховного Суда Российской Федерации являются незаконными. ООО «Стрелец» действует на основании разрешений, поэтому ООО «Стрелец» осуществляет перевозки как такси. То, что маршруты частично совпадают, так в городе тоже маршруты частично совпадают с общественным транспортом, однако комитет по транспорту города Санкт-Петербурга никому претензии не предъявляет в данном случае. Считает ООО «Стрелец» добросовестным, может быть от части, конкурентом. Те, машины, что остались без лицензии не осуществляют деятельность как такси, данные машины переданы в аренду для использования в некоммерческих целях, и соответственно ответственность за все действия несут те водители, которые ими управляют.        

         Представитель комитета Ленинградской области по транспорту сообщил, что в данный момент у ООО «Стрелец» нет лицензий на осуществление деятельности в области такси на территории Ленинградской области и города Санкт-Петербурга ни на одну машину. На те машины, на которых закончились разрешения, субъектом административного правонарушения за осуществление предпринимательской деятельности без разрешения является юридическое лицо, либо ООО «Стрелец», либо ООО «Салют», т.е. те кому были выданы ранее эти разрешения. Договоры аренды не могут является основанием того, что водитель сам осуществляет предпринимательскую деятельность. Также арбитражный суд неоднократно подтверждал, что деятельность в таком случае осуществляет либо ООО «Стрелец», либо ООО «Салют» соответственно.

         Представитель ООО «Стрелец» не согласился с доводами представителя комитета Ленинградской области по транспорту, в том, что на момент рассмотрения дел в судах разрешения у ООО «Стрелец» были. Возможно после, действительно, ООО «Стрелец» не обладал действующими разрешениями, выданными Ленинградской областью. Соответственно машины просто передаются водителю в аренду, поскольку они не должны простаивать, а как их будут использовать, это не в компетенции общества.

         Представитель комитета Ленинградской области по транспорту сообщил, что в решении Верховного Суда Российской Федерации идет речь не о незаконности проведенных проверок межведомственной транспортной комиссии, а о нарушении административного регламента проведения эти проверок и о том, что должностными лицами, как установил Гатчинский городской суд, в свое время не применялась видеозапись. Поэтому результаты такого осмотра не могут быть положены в основу дела об административном правонарушении, что было подтверждено Верховным Судом Российской Федерации.

Принимая во внимание полученную от комитета по транспорту Санкт-Петербурга информацию о наличии сведений из АС «Контроль передвижения автотранспорта» подсистемы АПК «Безопасный город» о продолжении осуществления ООО «Стрелец» пассажирских перевозок по регулярному автобусному маршруту № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и регулярному автобусному маршруту № 682 «г. Никольское -
г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» под видом деятельности легкового такси, Комиссия определением от 22.12.2021 № О/04/79, в
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции приняла решение об отложении рассмотрения дела 047/01/14.8-2/2021, а также о продлении срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/14.8-2/2021 до 01.05.2022.

Комитету по транспорту города Санкт-Петербурга надлежало направить в адрес Ленинградского УФАС России результаты мониторинга посредством АС «Контроль передвижения автотранспорта» подсистемы АПК «Безопасный город», подтверждающие осуществление ООО «Стрелец» регулярных пассажирских перевозок по регулярному автобусному маршруту № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и регулярному автобусному маршруту № 682
«г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое».

         Комитету Ленинградской области по транспорту совместно с Комитетом по транспорту города Санкт-Петербурга надлежало направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области имеющуюся информацию (о владельце транспортного средства, его контактные данные, договоры аренды транспортного средства, лицензии на осуществление деятельности легкового такси) в отношении следующих транспортных средств, зафиксированных в материалах видеофиксации представленных ООО «Транс-Балт» и направленных  Комитетом Ленинградской области по транспорту (№ Исх-3907/2021 от 22.09.2021): В616НХ147; В691КК147; Т026ХВ178; О871РТ47; Т394ХВ178; У653АК178; У642ОЕ178; В720ЕМ147; У775ОЕ178; У861ОЕ178; Т201НР750; В016ОА750; У522ОЕ178.

         Дело 047/01/14.8-2/2021 назначено к рассмотрению на 10.02.2022 на 14:00 посредством видеоконференцсвязи.

         24.12.2022 комитетом по транспорту города Санкт-Петербурга представлена информация о результатах мониторинга посредством АС «Контроль передвижения автотранспорта» подсистемы АПК «Безопасный город» запрошенных в определении от 22.12.2021 № О/04/79.

         На заседании Комиссии 10.02.2022 стороны поддержали свои позиции, изложенные раннее.

         В связи с необходимостью обеспечения объективного, всестороннего и полного рассмотрения обстоятельств дела о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/14.8-2/2021 Комиссия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением № О/04/9 от 15.02.2022 приняла решение об отложении рассмотрения дела 047/01/14.8-2/2021.

         Комитету Ленинградской области по транспорту и Комитету по транспорту города Санкт-Петербурга надлежало направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области информацию запрошенную ранее определением от 22.12.2021 № О/04/79.

         Дело 047/01/14.8-2/2021 назначено к рассмотрению на 15.03.2022 на 12:00 посредством видеоконференцсвязи.

         17.02.2022 (вх. № 1857) от комитета Ленинградской области по транспорту поступила информация, запрошенная в рамках определения № О/04/9 от 15.02.2022, приобщена к материалам дела.

         10.03.2022 (вх. № 2660) от комитета по транспорту города Санкт-Петербурга поступила информация, запрошенная в рамках определения № О/04/9 от 15.02.2022, приобщена к материалам дела.

         На заседании Комиссии 15.03.2022 представитель Комитета Ленинградской области по транспорту поддержал свою позицию, изложенную раннее. Остальные стороны дела 047/01/14.8-2/2021 не явились (уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела).

Изучив материалы дела № 047/01/14.8-2/2021, Комиссия установила, что имеет достаточно сведений для принятия заключения об обстоятельствах дела. 

Приняв во внимание обстоятельства по делу № 047/01/14.8-2/2021, с целью предоставления сторонами по делу пояснений, доказательств, приведения доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в выдаваемом заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по делу на заседании Комиссии, руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47 и частями 1 и 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определением № О/04/13 от 18.03.2022 Комиссия решила принять заключение об обстоятельствах дела № 047/01/14.8-2/2021, рассмотрение дела отложить.

         Дело 047/01/14.8-2/2021 назначено к рассмотрению на 01.04.2022 на 12:00 посредством видеоконференцсвязи.

         18.03.2022 за № З/04/1 сторонам по делу № 047/01/14.8-2/2021 направлено заключение об обстоятельствах дела.

         В адрес Ленинградского УФАС России до оглашения резолютивной части по делу № 047/01/14.8-2/2021 пояснений, доказательств, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела
представлено не было.

         Таким образом, Комиссией установлено, что в рамках рассмотрения дела
№ 047/01/14.8-2/2021 установлен весь ряд квалифицирующих признаков акта недобросовестной конкуренции со стороны
ООО «Стрелец», а именно установлено:

  • осуществление ООО «Стрелец» конкурентной деятельности на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
  • противоречие рассматриваемых действий ООО «Стрелец» антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • направленность рассматриваемых действий ООО «Стрелец» на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем совершения вменяемых действий;
  • возможность негативных последствий для других хозяйствующих субъектов-конкурентов (путем перераспределения потребительского спроса, недополучения конкурентами прибыли, нанесением убытков и т.д.).

 Данные выводы сделаны антимонопольным органом на основании следующего.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при
рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме
необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения

антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее -  Порядок проведения анализа состояния конкуренции) временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

К обращениям, поступившим в Ленинградское УФАС России, которые являлись основанием для выдачи ООО «Стрелец» предупреждения № ПД/04/3 от 26.11.2020 прилагались материалы: акты Межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 04.08.2020, от 21.08.2020, от 07.10.2020 и от 13.11.2020.

Таким образом, временной интервал анализа состояния конкуренции определен в рамках 2020 года.

Все характеристики товарного рынка определены в пределах установленного временного интервала.

В соответствие с подпунктом б) пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.

Система обслуживания пассажиров в Ленинградской области и Санкт-Петербурге предусматривает взаимодействие с перевозчиками в рамках заключенных по результатам проведенных торгов государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения.

24.06.2019 между управлением Ленинградской области по транспорту и
ООО «Вест-Сервис» (ИНН 7838013473, юридический адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Декабристов ул., д. № 6, пом. 10 Н) по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме № 0145200000419000687, заключен государственный контракт № 0145200000419000687-0007 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальным и смежным межрегиональным  маршрутам Ленинградской области в частности на маршрут № 682
«г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое». Срок оказания услуг с 01.08.2019 по 31.12.2024.

30.12.2014 между комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области и ООО «Транс-Балт» (ИНН 4705021744, юридический адрес: 188300 Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 6, лит. Ж) на основании решения Комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров на организацию и выполнения перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок (протокол от 25.12.2014 № 4), заключен договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок
№ КТ7230/12/140211 в частности на маршрут № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная». Срок оказания услуг с 01.02.2015 по 31.01.2020. Управлением Ленинградской области по транспорту на основании ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ООО «Транс-Балт» выдано свидетельство серии ЛО-С № 0196 на осуществление регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 610  «г. Тосно -
г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» сроком действия до 31.01.2025.

Для целей анализа, согласно анализируемым договорам на осуществления пассажирских перевозок, перевозки определены как регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, код ОКВЭД 49.31.21.

         В соответствии с частью 1 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 2 Устава автомобильного транспорта маршрут – это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. А маршрут регулярных перевозок определяется как  предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта, через промежуточные остановочные пункты, до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Для каждого конкретного маршрута разрабатывается и утверждается свой паспорт маршрута. В отношении каждого маршрута заключается отдельный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

         Определяющими границами рынка автомобильных перевозок являются пункты отправления и прибытия. Следовательно, каждая комбинация пунктов отправления и назначения должна рассматриваться с точки зрения потребителя транспортных услуг как  отдельный (локальный) рынок.

         Продуктовые границы рынков пассажирских перевозок, анализируемые в рамках данного дела, ограничиваются предметом проводимых конкурсов на право заключения договоров на обслуживание межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и межсубъектных маршрутов регулярных перевозок, начальные пункты которых расположены на территории Ленинградской области.

Учитывая вышеизложенное, за продуктовые границы рынка принимаются услуги регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

  Географические границы рынка услуг предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка  – территория Ленинградской области.

  Согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар (услугу) на данной территории, и отсутствия такой возможности за ее пределами.

  В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара (услуги) приобретателем (приобретателями), учитываются в числе прочих:

  -   возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

  - расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

  Как было определено раннее, регулярные перевозки пассажиров осуществляются по маршрутам следования, согласно расписания по пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

  Для каждого конкретного маршрута разрабатывается и утверждается свой паспорт маршрута. В отношении каждого маршрута заключается отдельный договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа между органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

  Определяющими границами рынка автомобильных перевозок являются пункты отправления и прибытия. Следовательно, каждая комбинация пунктов отправления и назначения должна рассматриваться с точки зрения потребителя транспортных услуг как  отдельный (локальный) рынок.

  Каждый маршрут имеет свой четко обозначенный путь движения транспорта и начальный и конечный пункты. Для каждого маршрута определяется стоимость поездки, причем отличающаяся от стоимости поездки по другому маршруту.

  Исходя из этого, услуги по перевозке пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам возможны в рамках отдельных  маршрутов, либо на совпадающих маршрутах, либо на пересекающихся участках разных маршрутов (совпадающие маршруты, пересекающиеся участки маршрутов) представляют собой разные, невзаимозаменяемые группы товаров и должны рассматриваться раздельно в рамках территории на которой они действуют.

  На основании вышеизложенного за географические границы рассматриваемого рынка принимается  территория Ленинградской области, на которой оказываются услуги по перевозке пассажиров, в соответствии с утвержденным перечнем межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и межсубъектных маршрутов регулярных перевозок, начальные пункты которых расположены на территории Ленинградской области.

 

В соответствие с подпунктом б) пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, производиться в объеме позволяющим установить фактические конкурентные отношения между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Лицом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, является ООО «Стрелец» (ИНН 7814638853, юридический адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Школьная, д. 7, лит. А, пом. 1Н).

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Стрелец» – торговля оптовая неспециализированная, код по ОКВЭД 46.90; дополнительные виды экономической деятельности – перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию, код по ОКВЭД 49.39.12, перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию, код по ОКВЭД 49.39.11, деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21.

Хозяйствующими субъектами, которыми указанными действиями (бездействием) в виде акта недобросовестной конкуренции причинены или могут быть причинены убытки являются: ООО «Вест-Сервис» (ИНН 7838013473, юридический адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Декабристов ул., д. № 6, пом. 10 Н) и ООО «Транс-Балт» (ИНН 4705021744, юридический адрес: 188300 Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 6, лит. Ж).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Вест-Сервис» - деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.2; дополнительный виды экономической деятельности – деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21, деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, код по ОКВЭД 49.32.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Транс-Балт» – деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21; дополнительный виды экономической деятельности – перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию, код по ОКВЭД 49.39.11.

Обращения, поступившие в адрес Ленинградского УФАС России содержали информацию о признаках нарушения со стороны ООО «Стрелец» антимонопольного законодательства на регулярном автобусном маршруте № 610 «г. Тосно -  г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и регулярном автобусном маршруте № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое», которые обслуживает ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт».

Фактические конкурентные отношения между ООО «Стрелец» и
ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт» подтверждаются результатами проверки (планового рейдового осмотра) межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 06.05.2020, от 12.08.2020, от 21.08.2020, от 04.08.2020, от 07.10.2020 и от 13.11.2020.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что в состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке, входят
ООО «Стрелец», ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт».

Доводы ООО «Стрелец» о том, что осуществляемая им деятельность является по факту перевозкой легковым такси и не содержит в себе вышепоименованных признаков регулярных перевозок (т.е. недобросовестная конкуренция отсутствует как таковая) Комиссией отклоняются на основании следующего.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров автомобильным транспортом подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси.

Статьей 19 Устава автомобильного транспорта установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.

На основании вышеуказанных норм следует, что отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются систематически, по утвержденному маршруту, в соответствии с установленным расписанием движения.

В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Таким образом, отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются:

- систематически;

- по утвержденному маршруту;

- в соответствии установленным расписанием движения.

Согласно статье 31 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси или посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут может создавать угрозу безопасности водителя.

Порядок заключения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа предусмотрен разделом IV Правил перевозок.

Пунктами 109, 110 Правил перевозок предусмотрено, что маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Таким образом, отличительной особенностью перевозок пассажиров легковым такси является то, что такие перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяются также пассажиром.

Система обслуживания пассажиров в Ленинградской области и Санкт-Петербурге предусматривает взаимодействие с перевозчиками в рамках заключенных по результатам проведенных торгов государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения.

В результате проверки (планового рейдового осмотра) межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области транспортного обслуживания населения в Ленинградской области 04.08.2020, от 21.08.2020, от 07.10.2020, от 13.11.2020, от 24.02.2021, от 09.03.2021 и от 26.03.2021 установлено, что ООО «Стрелец» осуществляет перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и автобусу № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» маршруту.

 ООО «Стрелец» не заключались с органом исполнительной власти Ленинградской обрасти и органом местного самоуправления государственные контракты (договоры) на осуществление регулярных пассажирских перевозок, свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок ООО «Стрелец» не выдавались.

30.12.2014 между комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области и ООО «Транс-Балт» (ИНН 4705021744, юридический адрес: 188300 Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Хохлова, д. 6, лит. Ж) на основании решения Комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров на организацию и выполнения перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок (протокол от 25.12.2014 № 4), заключен договор № КТ7230/12/140211 в частности на маршрут № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная». Срок оказания услуг с 01.02.2015 по 31.01.2020. Управлением Ленинградской области по транспорту на основании ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ООО «Транс-Балт» выдано свидетельство серии ЛО-С № 0196 на осуществление регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 610 «г. Тосно -
г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» сроком действия до 31.01.2025.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Транс-Балт» – деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21; дополнительный виды экономической деятельности – перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию, код по ОКВЭД 49.39.11.

24.06.2019 между управлением Ленинградской области по транспорту и
ООО «Вест-Сервис» (ИНН 7838013473, юридический адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Декабристов ул., д. № 6, пом. 10 Н) по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме № 0145200000419000687, заключен государственный контракт № 0145200000419000687-0007 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальным и смежным межрегиональным  маршрутам Ленинградской области в частности на маршрут № 682
«г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое». Срок оказания услуг с 01.08.2019 по 31.12.2024.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности ООО «Вест-Сервис» - деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.2; дополнительный виды экономической деятельности – деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, код по ОКВЭД 49.31.21, деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, код по ОКВЭД 49.32.

Таким образом, ООО «Стрелец» является конкурентом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по отношению к
ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт» и под видом перевозок легковым такси фактически организовывает и осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по регулярному автобусному маршруту № 610
«г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и регулярному автобусному маршруту № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое».

На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ
«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Регулярность перевозок ООО «Стрелец» подтверждается тем, что в актах Межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области о результатах проверки транспортного обслуживания населения в Ленинградской области от 04.08.2020, от 21.08.2020, от 07.10.2020, от 13.11.2020, от 24.02.2021, от 09.03.2021 и от 26.03.2021 присутствуют транспортные средства ООО «Стрелец», которые осуществляют перевозку пассажиров, по маршрутам, отведенным для автобусов № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое». Также регулярность перевозок ООО «Стрелец» подтверждается представленными ООО «Транс-Балт» материалами видеофиксации (вх. №11506 от 22.09.2021) деятельности транспортных средств ООО «Стрелец».

Установлено, что:

  • 04.08.2020 автомобили марки, VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В360УК178 и В363УК178, принадлежащие на правах аренды ООО «Стрелец», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;
  • 21.08.2020 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В361УК178, принадлежащий на правах аренды ООО «Стрелец», осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;
  • 07.10.2020 автомобиль марки, HYUNDAI GRAND STAREX, государственный регистрационный знак У642ОЕ178,   автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM, государственный регистрационный знак В929УК178, принадлежащие на правах аренды ООО «Стрелец», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;
  • 13.11.2020 автомобили марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В360УК178, В367УК178, принадлежащие на правах аренды ООО «Стрелец», автомобиль марки, HYUNDAI GRAND STAREX, государственный регистрационный знак Т026ХВ178 принадлежащие ООО «Стрелец», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;
  • 24.02.2021 автомобиль марки VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В360УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец» осуществлял перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;
  • 09.03.2021 автомобили марки HYUNDAI GRAND STAREX, государственный регистрационный знак У642ОЕ178, FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B822УM178, принадлежащие
    ООО «Стрелец», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов;
  • 26.03.2021 автомобили марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак В929УК178, VOLKSWAGEN 7HC CARAVELLE, государственный регистрационный знак В367УК178 принадлежащие ООО «Стрелец», осуществляли перевозку пассажиров и багажа по установленному для автобуса № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» маршруту без соответствующих разрешительных документов на обслуживание пригородных и междугородных внутриобластных регулярных автобусных маршрутов.

Как указывалось ранее, отличительной особенностью перевозок пассажиров легковым такси является то, что такие перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяются также пассажиром.

Представленные ООО «Транс-Балт» материалы видеофиксации (вх. №11506 от 22.09.2021) деятельности транспортных средств ООО «Стрелец» подтверждают, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа, которую ведет
ООО «Стрелец» на принадлежащих ему на праве аренды или ином законном основании транспортных средствах, не отвечает признакам деятельности легкового такси.

Так в рамках представленных материалов видеофиксации установлено, что:

  • 06.09.2021 с 08:23:21 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов. В данное транспортное средство в 08:23:26 сел 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 08:25:55 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров вплоть до 08:29:08, однако далее никто не осуществлял посадки и прождав около 6 минут водитель начал движение с 2 пассажирами;
  • 09.09.2021 с 06:44:18 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов.  В данное транспортное средство в 06:48:44 сел 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 08:49:29 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 06:53:11 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В 06:53:37 в данное транспортное средство сел еще 1 человек, после чего транспортное средство продолжило ждать пассажиров. В период с 06:55:19 по 06:55:41 в данное транспортное средство сели еще 3 человека. Таким образом за период с 06:44:18 до 06:56:04 09.09.2021 (стоянка около 12 минут) в автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178 осуществило посадку 7 человек, после чего водитель начал движение.
  • 09.09.2021 с 08:33:05 по 08:33:42 автомобиль марки FORD TOURNEO CUSTOM государственный регистрационный знак B537УК178, принадлежащий
    ООО «Стрелец», осуществил остановку и сбор пассажиров на автобусной остановке «Тосно-Вокзал» в г. Тосно Ленинградской области, предназначенной для регулярных автобусных маршрутов.  В данное транспортное средство в указанный период осуществило посадку 8 человек, после чего водитель начал движение.

         Принимая во внимание длительные интервалы между посадками пассажиров в транспортное средство ООО «Стрелец», и их количество (до 8 человек), а также длительную стоянку после посадки последнего пассажира, такую деятельность нельзя охарактеризовать как деятельность легкового такси.

         Рассматриваемые действия ООО «Стрелец» являются нарушением антимонопольного законодательства (статья 14.8  Закона о защите конкуренции), а также противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости в связи с тем, что деятельность ООО «Стрелец» нарушает порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления с перевозчиками в рамках заключенных по результатам проведенных торгов государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения, нарушает принципы добросовестной конкуренции в виде разумного соперничества без преимуществ, полученных нелегальным путем.

         Преимущества ООО «Стрелец» на рынке регулярных пассажирских перевозок на маршрутах № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и маршрутах № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» заключаются в осуществлении деятельности по регулярным пассажирским перевозкам автомобильным транспортом без участия в конкурсных процедурах и без заключения государственного контракта, получении свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок. В связи с чем ООО «Стрелец» не несет расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в части участия в проводимых уполномоченными органами конкурсных процедурах отбора перевозчиков, приготовлениях к осуществлению данной предпринимательской деятельности (приобретении необходимого оборудования, транспортных средств и пр.).

         Перевозчик вследствие участия и победы его в торгах и заключению государственного или муниципального контракта на оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения должен соблюдать ряд обязательств, в части наличие парка транспортных средств не старше 5-ти лет, которые также должны быть оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области. В связи с чем к официальному перевозчику предъявляются определенные требования, и в рамках конкурентной борьбы побеждает перевозчик, который предложит лучшие условия исполнения контрактов на регулярные пассажирские перевозки и багажа по регулярному маршруту. Для этого перевозчику необходимо иметь транспортные средства соответствующие требованиям, а также предложить лучшие условия транспортного обслуживания населения, а именно более высокий класс экологической безопасности двигателей, оснащение салонов системой Wi-Fi, обеспечивающей свободный доступ пассажиров к сети «Интернет», оснащение салонов видео- и аудио- систем оповещения пассажиров. В рамках конкурсной борьбы также оценивается наличия опыта по организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок, наличие резервов транспортных средств. Участник конкурсной процедуры должен соблюдать требования по категорированию объектов транспортной инфраструктуры, установленных Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (подтверждение присвоения соответствующей категории заявленной Претендентом на конкурс оборудованной площадке для хранения автобусов и ее включение в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств). Кроме того, должно быть наличие оборудованного помещения диспетчерской, наличие оборудованного медицинского кабинета, наличие оборудованного кабинета для занятий по безопасности дорожного движения, наличие на оборудованной площадке для хранения автобусов технически укомплектованной ремонтной базы для обслуживания и ремонта автобусов, и так далее (данные требования подтверждаются конкурсной документацией на право заключения договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок № 10/14).

ООО «Стрелец» же, в свою очередь, не тратя средств на модернизацию и приведение своих транспортных средств в надлежащее состояние (согласно требованиям конкурсной документации, как это сделал победитель конкурсной процедуры) получает необоснованные преимущества на данных маршрутах.

Любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации являются актом недобросовестной конкуренции (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

         Возможность негативных последствий для других хозяйствующих субъектов-конкурентов усматривается в недополучении части прибыли
ООО «Вест-Сервис» и ООО «Транс-Балт». Пассажиропоток на официальном маршруте № 610 и № 682 уменьшается за счет деятельности нелегального перевозчика и, в результате чего, легальные перевозчики недополучают часть прибыли. Кроме того, ООО «Стрелец» получает преимущества перед другими перевозчиками, которые получили право на осуществление регулярных пассажирских перевозок по результатам конкурсных процедур и подтвердили свое соответствие целому перечню требований, установленных в конкурсной документации.

         Согласно заявлениям об акте недобросовестной конкуренции по отношению к ООО «Транс-Балт» (вх. 13992 от 09.11.2020), по отношению к
ООО «Вест-Сервис» (вх. 14914 от 09.11.2020) со стороны ООО «Салют» и
ООО «Стрелец»:

         ООО «Транс-Балт» теряет не менее 435 600 рублей ежемесячно в связи с осуществлением ООО «Салют» и ООО «Стрелец» нелегальных перевозок по маршруту № 610 «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная»;

         ООО «Вест-Сервис» теряет не менее 138 240 рублей ежемесячно в связи с осуществлением ООО «Салют» и ООО «Стрелец» нелегальных перевозок по маршруту № 682 «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое».

         В соответствии со статьей 14.8  Закона о защите конкуренции  не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 данного закона.

         В силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

         Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

         Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

         К нормам Гражданского Кодекса Российской Федерации, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. В этой связи в любом случае рассмотрение заявления о нарушении антимонопольного законодательства сопряжено с необходимостью применения норм гражданского законодательства.

         Стоит также отметить, что актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны не только действия хозяйствующего субъекта, противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации.  Совершенные субъектом действия (бездействие) могут формально соответствовать требованиям отраслевого законодательства, но вместе с тем являться недобросовестными по отношению к иным участникам товарного рынка и специальным субъектам.

 

Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь,
статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49-50 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Стрелец» нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2.  Выдать ООО «Стрелец» обязательное для выполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения осуществления регулярных пассажирских перевозок и багажа по трассе, установленной для регулярных автобусных маршрутов:
    № 610  «г. Тосно - г. Санкт-Петербург, станция метро «Звездная» и № 682
    «г. Никольское - г. Санкт-Петербург, станция метро «Рыбацкое» без получения на это права по итогам конкурсов проводимого органом исполнительной власти Ленинградской области, либо осуществить иные действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

        

 

 

 

        

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны