Решение б/н ПО ДЕЛУ № 047/01/15-169/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗА... от 17 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

     Заявитель:

     ИП Перепечко Д.М.

     Ответчик:

     Администрация муниципального образования

    «Кузьмоловское городское поселение»

     Всеволожского муниципального образования

     Ленинградской област

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 047/01/15-169/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 марта 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

рассмотрев дело № 047/01/15-169/2023 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии 02.03.2023 представителя по доверенности Администрации:

в отсутствие на заседании Комиссии 02.03.2023 представителя ИП Перепечко Д.М. (далее – Заявитель), извещенного о дате и месте заседания надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление ИП Перепечко Д.М. (вх. № 441/22 от 09.08.2022) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при наделении муниципального казенного учреждения «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела») функциями органов местного самоуправления.

Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении и пунктом 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» единая специализированная служба наделяется из местного бюджета возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания гарантированного перечня услуг по погребению, который включает в себя:

оформление документов, необходимых для погребения умершего;

предоставление простейшего гроба (без внешней обшивки, с подстилкой из стружек, покрытых простейшей тканью), доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии со статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

В соответствии с представленной Администрацией информацией согласно пунктам 5.2 Положения о правилах содержания муниципального кладбища и погребения умерших на территории муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденных Постановлением Администрации от 31.07.2017 года № 99, все работы, связанные с установкой, демонтажом, ремонтом или заменой надмогильных сооружений, производятся с разрешения МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела».

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок представляет собой сферу обращения товаров, как объектов гражданских прав (в том числе работ, услуг, включая финансовые услуги), в границах которой приобретатель может приобрести товар (работу, услугу) (пункт 1, 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Подпунктом 1 пункта 2.2. главы 2 Устава установлен вид деятельности МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» – оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения и иные, связанные с ними услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 3.10 Устава МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность.

Таким образом, МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» является некоммерческой организацией и осуществляет деятельность по оказанию ритуальных и содержание мест захоронения и иные, связанные с ними услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской области и может осуществлять приносящую доходы деятельность, следовательно, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом, участником товарного рынка оказания услуг по погребению и иных связанных с ними услуг (ритуальных услуг) на Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Согласно пункту 2 статьи 25 и пункту 1 статьи 29 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что ведение дел, управление делами, осуществление руководства делами на общественных кладбищах, организация похоронного дела отнесены Законом о погребении к функции (полномочиям) органа местного самоуправления.

Следовательно, выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в отношении объекта заведования – общественных кладбищ, что предполагает принятие соответствующих решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, могут только органы местного самоуправления самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ, организации похоронного дела в ведение (заведование, управление) хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта указанными полномочиями органа местного самоуправления указанными федеральными законами не предусмотрена.

Таким образом, Постановлением Администрации от 31.07.2017 года № 99 МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» наделена властно-распорядительными функциями органа местного самоуправления: все работы, связанные с установкой, демонтажом, ремонтом или заменой надмогильных сооружений, производятся с разрешения МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела».

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с письмом ФАС России от 21.12.2018 № СП/105171/18 казенное учреждение может быть наделено функциями органа власти, только если оно само не осуществляет деятельность в качестве хозяйствующего субъекта и не получает дохода на том товарном рынке, в отношении которого оно наделено какими-либо властными полномочиями. В случае несоблюдения указанного условия создается реальная угроза, что казенное учреждение, наделенное функциями органа власти, получит преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке.

Товарный рынок представляет собой сферу обращения товаров, как объектов гражданских прав (в том числе работ, услуг, включая финансовые услуги), в границах которой приобретатель может приобрести товар (работу, услугу) (пункт 1, 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с письмом ФАС России от 03.07.2014 № ЦА/26577/14 Законом о погребении допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 9 Закона о погребении, иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного, в действиях Администрации усмотрены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно наделение МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» функциями, относящимися к функциям органов местного самоуправления и функциями хозяйствующего субъекта.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Ленинградским УФАС России выдано Предупреждение (исх. № ТК/2672/22 до 13.01.2023) (далее – предупреждение) Администрации о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем внесения изменений с учетом действующего законодательства в Постановление Администрации от 31.07.2017 № 99, в срок до 13 января 2023 года, а именно, путем исключением пунктов 5.2, 5.3 Постановления Администрации от 31.07.2017 № 99.

Срок исполнения предупреждения до 13.01.2023.

Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При этом, Администрация не уведомила Ленинградское УФАС России о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом № 27/23 от 27.01.2023 дело № 047/01/15-169/2023 возбуждено в отношении Администрации по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

27.02.2023 Администрацией представлено Постановление № 254а от 16.12.2022 о признании Постановления № 99 от 31.07.2017 утратившим силу.

При этом, подтверждение выполнения предупреждения Администрацией представлено после возбуждения дела.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия в действиях Администрации нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку предупреждение выполнено Администрацией, Комиссия прекращает рассмотрение настоящего дела.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия
 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 047/01/15-169/2023 в отношении Администрации муниципального образования Кузьмоловского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны