Решение по жалобе №Р/04/61 от 30.10.2020 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» от 30 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом
Р/04/61 от 30.10.2020
Заказчик:
ГП «Лодейнопольское ДРСУ»
187700, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н,
г. Лодейное Поле, ул. Железнодорожная, д.3
lpdrsu@yandex.ru
drsulp.matyukova@mail.ru
Заявитель:
ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив»
443068, г. Самара,
ул. Ново-Садовая, д. 106, офис 523
bizaktiv@samaramail.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив»
Резолютивная часть решения оглашена: 29.10.2020 г. Санкт-Петербург
Решение изготовлено в полном объеме: 30.10.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) на основании Приказа от 27.10.2020 № 423 в составе:
<...>
в присутствии представителей ГП «Лодейнопольское ДРСУ» <...> (доверенность от 26.10.2020 г.), ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» <...> (доверенность № 1 от 31.08.2020 г.),
рассмотрев, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью Аудиторская компания «Бизнес-Актив» на действия Ленинградского областного государственного предприятия «Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (далее – Заявитель, ООО АК «Бизнес-Актив») (вх. № 13149 от 20.10.2020) на действия Ленинградского областного государственного предприятия «Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – Заказчик, ГП «Лодейнопольское ДРСУ») при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП «Лодейнопольское ДРСУ» за 2019 год (извещение № 32009531190, далее – Открытый конкурс).
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при рассмотрении заявки Заявителя, а именно:
- Требование на подачу заявок только в бумажном виде, установленное Заказчиком в Конкурсной документации по проведению Открытого конкурса, противоречит положениям Закона о закупках.
- В нарушение действующего законодательства Открытый конкурс был размещён в порядке, установленным Законом о закупках, что является нарушением п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках. Заявка размещена в разделе закупок, проводимых согласно положениям Закона о закупках, тем самым была скрыта от неопределённого круга лиц, являющихся потенциальными участниками данного конкурса, что привело (могло привести) к ограничению круга участников торгов.
На основании изложенного, Заявитель просит:
- Признать жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес-Актив» обоснованной.
- Рассмотреть жалобу по существу в течении семи рабочих дней в соответствии с ч. 14 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
- Приостановить проведение открытого конкурса до рассмотрения жалобы по существу согласно ч. 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
- Признать конкурсную комиссию Заказчика нарушившей п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, ч. 3 ст. 24, п. 2 ч. 43 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
- Выдать Заказчику, обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок путём отмены всех юридических значимых действий, связанных с осуществлением закупки с номером извещения 32009531190 (аннулирование процедуры закупки).
- Направить на электронную почту е-мейл: bizaktiv@samaramail.ru ссылку для участия в рассмотрении жалобу путём видео-конференц связи.
Заказчик считает представленные доводы Заявителя необоснованными. В защиту своей позиции приводит следующее.
- ГП «Лодейнопольское ДРСУ», относясь к государственным унитарным предприятиям, осуществляющим свою деятельность без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, а также руководствуясь ст.15 Закона о контрактной системе проводит закупки для собственных нужд за счёт собственных средств в порядке, установленном Законом о закупках.
Закон о закупках регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 данного закона, при этом в соответствии с п. 3, 7 части 4 ст. 1 Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности).
В соответствии ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательно бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законом о закупках, которым и является Заказчик.
Учитывая, что п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках исключает из сферы применения Закона о закупках только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности, Минфин России и ФАС России в своем совместном письме от 24.01.2018 06/3691, РП/4072/18 «О позиции Минфина России и ФАС России по применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» приводят следующие выводы:
- юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках указанные в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном Законом о контрактной системе. При этом не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, применения национального режима, исполнения и банковского сопровождения заключенных контрактов.
- юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе и указанные в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок, но Заказчик в числу таких юридических лиц не относится, т.к. согласно ч. 2.1. ст. 15 Закона о контрактной системе входит в перечень исключений.
Таким образом, доводы Заявителя, приведенные в жалобе, несостоятельны по следующим основаниям:
- Закона об аудиторской деятельности предусматривает заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, по результатам проведенного открытого конкурса. Открытый конкурс является формой торгов и конкурентным способом определения поставщика (исполнителя), при этом электронная форма является одной из допустимых при проведении открытого конкурса, но не обязательной.
- Отбор аудиторской компании для проведения обязательного аудита бухгалтерской Отчетности был проведен Заказчиком:
-
- в форме открытого конкурса
- в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, с соблюдением статей 48 - 53 Закона:
-
- Статья 48. «Проведение открытого конкурса»,
- Статья 49. «Извещение о проведении открытого конкурса»,
- Статья 50. «Конкурсная документация»,
- Статья 51. «Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе»,
- Статья 52. «Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе»,
- Статья 53. «Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе».
Заказчик считает, что процедура отбора аудиторской организации для оказания услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности была проведена с соблюдением норм действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, Заказчик просит:
- признать жалобу ООО АК «Бизнес-Актив» необоснованной;
- возобновить процедуру заключения Договора согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Рассмотрев представленные материалы, доводы жалобы, заслушав правовую позицию и пояснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.
- В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках конкурентные закупки участниками которых, с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
При этом ч. 2 ст. 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со ст. 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных ст. 3.4 Закона о закупках.
Частью 1 ст. 3.3 Закона о закупках определено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
В соответствии с ч. 4 ст. 3.3 Закона о закупках, обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Пунктом 1 ч. 10 ст. 3.3 Закона о закупках установлено, что оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа заказчику в сроки, установленные извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацией о конкурентной закупке в электронной форме.
При этом ч. 11 ст. 3.3 Закона о закупках установлено, что участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.
Таким образом, из анализа приведенных нормативных положений следует, что заказчик в приоритетном порядке проводит конкурентную закупку в электронной форме, если иное не установлено в его положении о закупке, за исключением конкурентных закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, такие закупки проводятся заказчиком только в электронной форме с применением средств и функционала электронной площадки.
Конкурсной документацией Заказчика о проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП «Лодейнопольское ДРСУ» за 2019 год (далее – Конкурсная документация) установлено, что открытый конкурс проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства. О чем также сделана соответствующая пометка в ЕИС: «Участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства».
В соответствии с п. 3.2.1. Конкурсной документации, участник конкурса подает заявку в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки указана в специальной части). При этом на таком конверте указывается наименование конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка.
На основании п. 10.1. ЧАСТЬ II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ, местом подачи участниками заявок является адрес местонахождения заказчика: Российская Федерация, 187700, Ленинградская область, г. Лодейное Поле, ул. Железнодорожная, д. 3 (кабинет «Приемная»).
Согласно п. 10.3. ЧАСТЬ II. СПЕЦИАЛБНАЯ ЧАСТЬ. ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ, заявки подаются ежедневно в рабочие дни с 08-00 часов до 12-00 часов и с 13-00 часов до 17-00 часов по московскому времени. Заявка на участие в конкурсе может быть отправлена по почте заказным письмом или доставлена курьером. Подача заявок на участие в конкурсе в форме электронного документа не допускается !!!
Таким образом, Заказчик в Конкурсной документации по Открытому конкурсу, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства исключил возможность подачи заявок в электронной форме.
К числу основных принципов закупочной деятельности Закон о закупках относит информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Законодательство о закупках, развивая вышеуказанные принципы, в частности принцип недопустимости необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, допускает установление в положениях и документациях о закупках заказчиков правил проведения закупочных процедур, в то же время предусматривая определенные ограничения для такого вида процедур, как конкурентные закупки.
В свою очередь, данная закупка является конкурентной закупкой.
На основании положений ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности заказчик руководствуется в первую очередь положениями законодательства о закупках, а впоследствии - собственным положением и документацией о закупках, утвержденным на основании законодательства о закупках.
Разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъектностью положения и документации о закупках не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур не освобождает их от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в правоотношениях.
Закон о закупках распространяется на все закупки заказчиков со специальной правосубъектностью, в том числе на процедуры по конкурентному отбору.
Таким образом, к конкурентной закупочной процедуре применяются все ограничения, предусмотренные Законом о закупках.
Вместе с тем включение в документацию о закупке требований к способу подаче заявки (только в бумажном виде), который противоречит положениям Закона о закупках, является безусловным ограничением конкуренции.
- Конкурсной документацией Заказчика определено, что настоящая конкурсная документация подготовлена в соответствии с Законом о контрактной системе, а также иным законодательством Российской Федерации, в том числе – Законом об аудиторской деятельности, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов.
При этом Заказчиком Открытый конкурс проведен в рамках Закона о закупках.
Предмет торгов Заказчиком определен как оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП «Лодейнопольское ДРСУ» за 2019 год.
В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности.
Частью 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 ГК РФ).
В силу ст. 128 ГК РФ к имуществу относятся имущественные права. В соответствии с абз. 5 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» к имущественным правам относятся права требования, исключительные права, доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, бездокументарные ценные бумаги и прочее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 100-процентная доля в уставном капитале ГП «Лодейнопольское ДРСУ» принадлежит Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области и относится к государственной собственности.
Таким образом, нормы Закона о закупках не распространяются на открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП «Лодейнопольское ДРСУ» за 2019 год.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО АК «Бизнес-Актив» на действия ГП «Лодейнопольское ДРСУ» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП «Лодейнопольское ДРСУ» за 2019 год (извещение № 32009531190) обоснованной.
2. Признать действия ГП «Лодейнопольское ДРСУ» нарушающими пункт 7 части 4 статьи 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ГП «Лодейнопольское ДРСУ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения закупки.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.