Решение №Р/04/80 Решение по делу № 047/05/5-17/2021 от 20.12.2021 от 20 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

ООО «ЦДС»

<...>

Заявитель:

М.О.С.

РЕШЕНИЕ

по делу № 047/05/5-17/2021

Резолютивная часть решения оглашена: 16.12.2021 Санкт-Петербург

Решение изготовлено в полном объеме: 20.12.2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее – Комиссия):

<...> заместитель руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;

<...> начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России, член Комиссии,

<...> старший государственный инспектор, член Комиссии,

рассмотрев дело № 047/05/5-17/2021 по признакам нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «ЦДС»: А.А.М., К.В.И,

в отсутствии заявителя М.О.С. (не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В 17:52 час. 13.12.2020 М.О.С. при просмотре сайта в сети «Интернет» avito.ru был сформирован интерес к рекламному предложению «Двухкомнатная квартира 38.85 м2 от 2 690 108 ₽» в виде рекламного баннера с изображением планировки предлагаемой к покупке квартиры и логотипом, правообладателем которого является Общество с ограниченной ответственностью «Центр Долевого Строительства» (далее - ООО «ЦДС») (свидетельство на товарный знак № <...>).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из способа и формы размещения, рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к нему и его продвижению на рынке, то есть соответствует всем признакам рекламы, установленным п. 2 ст. 3 Закона о рекламе. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.

М.О.С., сформировав интерес к рассматриваемой рекламе, осуществила клик на нее, в результате инициировала переход на официальную страницу ООО «ЦДС» в сети «Интернет» по адресу: https://www.cds.spb.ru/choose/apartments/75089/ на которой была изображена планировка предлагаемой ООО «ЦДС» к покупке квартиры, идентичной изображенной на рекламном баннере, размещенном на сайте avito.ru. Надпись над изображением планировки: «2-к квартира (евро), 38,85 м2», надпись справа от изображения планировки: «Цена по запросу • Скидка 1 185 587 ₽ ЦДС «Северный» Корпус 9 6-17 этаж Сдача III кв. 2022».

В подтверждение вышеуказанных действий М.О.С. представлена видеозапись.

Также М.О.С. представлена переписка с менеджером по продажам управления продаж департамента недвижимости ООО «ЦДС» М.Д.А., в котором М.О.С. обращается к генеральному директору ООО «ЦДС» Д.А. М. с просьбой осуществить продажу двухкомнатной квартиры площадью 38.85 м2 в объекте ЦДС «Северный» корпус 9 за 2 690 108 ₽. В ответ менеджер по продажам управления продаж департамента недвижимости ООО «ЦДС» М.Д.А. сообщает: «Цен, которые вы озвучиваете у нас нет и не было».

Ленинградским УФАС России направлен запрос в ООО «ЦДС» от 04.10.2021 за № 04/714 о предоставлении информации о ценах на 2-к квартиры (евро), 38,85 м2 по объекту ЦДС «Северный» корпус 9, с момента старта продаж по настоящее время.

14.10.2021 за исх. № 11-0048-ЦДС ООО «ЦДС» представлена информация о стоимости 2-к квартиры (евро), 38,85 м2 по объекту ЦДС «Северный» корпус 9, согласно которой стоимость в 2 690 108 ₽ по данной квартире ООО «ЦДС» предлагалась только 07.04.2020 в то время, как спорный рекламный баннер зафиксирован МО.С. 13.12.2020.

Согласно предоставленным ООО «ЦДС» данным на 08.12.2020 стоимость 2-к квартиры (евро), 38,85 м2 по объекту ЦДС «Северный» корпус 9 составляла 4 065 413,50 ₽, а на 15.12.2020 - 4 093 484,10 ₽.

Таким образом, на дату фиксации (13.12.2020) М.О.С. рекламного баннера ООО «ЦДС» «Двухкомнатная квартира 38.85 м2 от 2 690 108 ₽» данная квартира ООО «ЦДС» за указанную стоимость не реализовывалась.

Исходя из анализа действующего законодательства о рекламе, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости и цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и условиях приобретения товара.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно полученным материалам рекламодателем является ООО «ЦДС».

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель, самостоятельно и в полном объеме несет предусмотренную законодательством ответственность как лицо, осуществившее с использованием предоставленных системами возможностей приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

На основании изложенного Определением от 19.11.2021 № О/04/74 в отношении ООО «ЦДС» возбуждено дело № 047/05/5-17/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело назначено к рассмотрению на 16.12.2021 в 14:00.

До рассмотрения дела № 047/05/5-17/2021 М.О.С. представлена уточняющая позиция по требованиям, а именно что:

- если по причине того, что застройщик отказался продать объект в момент обращения, а в настоящий момент не может продать именно этот объект, заявитель готова рассмотреть, как альтернативу, аналогичные квартиры в других его ЖК сдающихся не позднее 2 кв. 2022 г. (как и рекламируемый объект);

- как альтернативу заявитель готов рассмотреть компенсацию упущенной выгоды и морального вреда в размере разницы между предлагаемой в рекламе ценой и фактической ценой объекта;

- необходимо удалить всю недостоверную рекламу застройщика и указывать в рекламе актуальные цены.

В ходе рассмотрения дела № 047/05/5-17/2021 представители ООО «ЦДС» представили свою позицию, в которой указали, что прописанная стоимость не является фиксированной (конечной стоимостью), стоимость указана от 2 690 108 рублей, т.е. есть пометка, что это стартовая цена «от». Так же согласно указанному рекламному баннеру имеется вкладка, расположенная в правом верхнем углу, обозначенная значком «i», при наведении на данный значок появляется юридическая строчка, которая говорит о том, что вся информация, в том числе цены, сроки и условия проведения акции носят справочный характер и не являются публичной офертой, также указано, что полная информация о застройщике, о квартирах, о ценах указана сайте наш.дом.рф. Сам же баннер ведет на сайт группы компаний ЦДС где и располагаются актуальные цены. Цены же самой как таковой на карточке квартиры нет, там значится «цена по запросу» в связи с тем, что цена зависит от отделки, этажа, общего расположения, наличия ипотеки и т.д. Поэтому цена по запросу уточняется уже после получения всей информации у потенциального покупателя.

Заслушав позицию представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев материалы дела № 047/05/5-17/2021, Комиссия установила следующее.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 (далее – Положение), территориальный орган осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

В соответствии со статьями 33, 36 Закона о рекламе, а равно пунктами 6.1.1, 6.5.1, 7.1, 7.2, 7.12, 7.15 Положения, антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в пределах определенных полномочий. При этом территориальный орган ФАС России имеет право осуществлять не любые полномочия по соблюдению законодательства о рекламе, а только в пределах его компетенции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Компетенция антимонопольного органа охватывает контроль за участием хозяйствующих субъектов в гражданско-правовых отношениях (с точки зрения обеспечения конкуренции), в том числе контроль за соблюдением норм Закона о рекламе, но, принимая меры по прекращению нарушения и обеспечению условий конкуренции, соблюдению норм рекламного законодательства, антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовые споры.

В компетенцию антимонопольного органа не входит решение гражданско-правовых споров между хозяйствующим субъектом и физическим лицом, требования, изложенные М.О.С. по пунктам 1-2 уточняющей позиции, разрешаются в судебном порядке.

В соответствии словарем С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. (Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «АТЕМП», 2004), предлог «От» подразумевает указание на исходную точку чего-либо.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая рекламная информация: «Двухкомнатная квартира 38.85 м2 от 2 690 108 ₽» формирует у потребителя впечатление о возможности получения двухкомнатной квартиры 38.85 м2 в ЦДС «Северный» корпус 9, с 6 по17 этаж, со сроком сдачи - III кв. 2022 за стоимость в 2 690 108 рублей.

В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как указано было ранее на дату фиксации (13.12.2020) М.О.С. рекламного баннера ООО «ЦДС» «Двухкомнатная квартира 38.85 м2 от 2 690 108 ₽» данная квартира ООО «ЦДС» за указанную стоимость не реализовывалась, что подтверждается ответом ООО «ЦДС» от 14.10.2021 исх. № 11-0048-ЦДС.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Двухкомнатная квартира 38.85 м2 от 2 690 108 ₽», которая распространялась 13.12.2020 в сети «Интернет» по адресу avito.ru.
  2. Признать ООО «ЦДС» нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
  4. Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не усматривается в связи с истечением срока давности, предусмотренным статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

 

<...>

Члены Комиссии:

<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны