Решение №ИМ/4447/23 Решение по жалобе вх. № 5622-ЭП/23 от 6 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

АО «ЛОЭСК»

<<___>>,

Санкт-Петербург, 197110

<<___>>@loesk.ru

<<___>>@loesk.ru

 

Заявитель:

ООО «ТПК «Энергоучет»

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 195197

<<___>>@tpkeu.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ТПК «Энергоучет»

                                                                                                              Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 01.06.2023

Решение изготовлено в полном объеме: 06.06.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 31.05.2023 № 170/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

Председатель Комиссии:

<<___>> –   врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России;

Члены Комиссии:

<<___>> – начальник отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;

<<___>> – заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;

 

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Энергоучет» (далее – Заявитель, ООО «ТПК «Энергоучет»), перенаправленную ФАС России, на действия Акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее – Заказчик, АО «ЛОЭСК»),

в присутствии представителя Заказчика АО «ЛОЭСК» <<___>> (доверенность № 90/2022 от 01.01.2022),

в присутствии представителя ООО «ТПК «Энергоучет» <<___>> (доверенность № 1 от 29.05.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «ТПК «Энергоучет», перенаправленная ФАС России (вх. №5622-ЭП/23 от 25.05.2023), на действия АО «ЛОЭСК» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по периодической поверке компонентов узлов учета электроэнергии (счетчики, измерительные трансформаторы) (изв. № 32312281065) (далее – Запрос предложений).

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.

В жалобе Заявителя изложены следующие доводы:

«АО «ЛОЭСК» отклонил нашу заявку №2 Участника ООО «ТПК «Энергоучет» по формальному признаку…

… в составе заявки нами были представлены документы с областью аккредитации на право оказания услуг поверки СИ с указанием уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц…

…Обязательная выдача национальным органом по аккредитации аттестата аккредитации и дубликата аттестата аккредитации отменена…

… Заказчик АО «ЛОЭСК» знает о том, что Участник – ООО «ТПК «Энергоучет» имеет все необходимые документы и имеет право оказывать услуги по процедуре № 32312281065 в полном объеме, принимает решение отклонить нашу заявку №2 и признает участника по заявке №2 не соответствующим требованиям закупки (отсутствием компетенции в праве оказания услуг в области поверки СИ)».

Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ООО «ТПК «Энергоучет» в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № ИМ/4120/23 от 26.05.2023) рассмотрение жалобы назначено на 01.06.2023 в 15:00 ч. по ВКС.

Заказчику в срок до 30.05.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями
13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик в установленный уведомлением срок направил письменные пояснения по доводам жалобы, согласно которым считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.

В указанную дату жалоба была рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

Резолютивная часть оглашена 01.06.2023.

Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

При проведении Запроса предложений АО «ЛОЭСК» руководствуется Положением о закупке АО «ЛОЭСК», а также Документацией на проведение Запроса предложений (далее – Документация).

Извещение № 32312281065 о проведении Запроса предложений размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 12.04.2023, окончание подачи заявок 10.05.2023 в 10:00, дата подведения итогов 15.05.2023.

В соответствии с протоколом №-43-ОЗПЭФ/2023-УСЛ от 15.05.2023 на участие в Запросе предложений подано две заявки: ООО <<___>> и ООО «ТПК «Энергоучет». Поскольку все поступившие на участие в закупке заявки отклонены, по результатам подведения итогов процедура признана несостоявшейся.

Из указанного протокола следует, что заявка Заявителя отклонена ввиду отсутствия в составе заявки копии аттестата на право поверки (калибровки) СИ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 по делу № А40-265434/2020, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Подпунктом 2.2.1 Документации определено, что квалификационные требования к Претендентам могут быть установлены извещением запроса предложений.

В соответствии с пунктом 4.1.1.15. Документации заявка, подаваемая Претендентом, должна содержать, помимо прочего, документы, подтверждающие соответствие дополнительным обязательным требованиям, указанным в извещении (в случае установления таких требований).

Пунктом 20 извещения Заказчиком установлены дополнительные обязательные квалификационные требования, а именно наличие аттестата на право выполнения поверки (калибровки) с приложением области аккредитации, содержащей средства измерений (СИ), указанные в Приложении 1 к Техническому заданию. Период действия аттестата на весь срок выполнения работ по договору подтверждается копией аттестата с приложением.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации) аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Подпунктом 1 части 2 статьи 13 Закона об аккредитации определено, что аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована (пункт 9 статьи 4 Закона об аккредитации).

Выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования (пункт 2 статьи 4 Закона об аккредитации).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

Следовательно, аттестат аккредитации лаборатории – это официальный документ, подтверждающий аккредитацию в определенной области.

Согласно пункту 3.1 статьи 25 Закона об аккредитации федеральная государственная информационная система в области аккредитации должна обеспечивать возможность формирования в автоматическом режиме по запросу аккредитованного лица выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации).

С учетом изложенного, а также положений пункта 9 статьи 4, статьи 21 – 23 Закона об аккредитации, из которых следует, что аккредитация может быть изменена, ее действие может быть прекращено, приостановлено, а область аккредитации может быть сокращена и расширена, Комиссия приходит к выводу об обоснованности установления Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки копии аттестата на право выполнения поверки (калибровки) средств измерения с приложением области аккредитации, ввиду необходимости подтверждения актуальности такой аккредитации.

Кроме того, указанное требование установлено в равной степени для всех участников Запроса предложений.

Подавая Заявку на участие в Запросе предложений, Заявитель изучил Документацию, Положение о закупке АО «ЛОЭСК», в том числе Положение о порядке проведения запроса предложений, и согласился участвовать в Запросе предложений на условиях, установленных в Документации, о чем свидетельствует проставленная в заявке подпись генерального директора, а также печать ООО «ТПК «Энергоучет».

Комиссией установлено и Заявителем не оспаривается, что при подаче заявки ООО «ТПК «Энергоучет» представило область аккредитации без приложения аттестата аккредитации.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения требования Заказчика о приложении в составе заявки аттестата аккредитации, в Ленинградское УФАС России не представлено.

Напротив, в силу части 3.1 статьи 25 Закона об аккредитации возможность представления аттестата аккредитации у Заявителя имелась.

Запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Запроса предложений и (или) Документации в соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 3.1.2 Документации Заявитель Заказчику не направлял.

Таким образом, в отсутствие в составе заявки требуемого извещением об осуществлении Запроса предложений и Документацией аттестата аккредитации Заказчик правомерно отклонил заявку Заявителя.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Энергоучет» на действия Акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по периодической поверке компонентов узлов учета электроэнергии (счетчики, измерительные трансформаторы) (изв. № 32312281065) необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                     <<___>>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                    <<___>>

 

 

   <<___>>

Связанные организации

Связанные организации не указаны