Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 047/01/16-16/2020 О НАРУШЕНИ... от 10 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Ответчик:

 

Председателю Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

 

Ответчик:

 

 

 

 

Генеральному директору ПАО «Ленэнерго»

 

Заявитель:

 

Генеральному директору АО «ЛОЭСК»

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 047/01/16-16/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

«13» мая 2020 года

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании Приказа Ленинградского У ФАС России от 13.05.2020 № 187 о возбуждении дела № 047/01/16-16/2020 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (ИНН 7825681674, ул. Смольного, д. 3, лит. А, Санкт-Петербург, 191311) (далее - ЛенРТК, Комитет) и Публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Ленэнерго» (ИНН 7803002209, пл. Конституции, д. 1, Санкт-Петербург, 196247) (далее - ПАО «Ленэнерго») частей 2, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области проведена внеплановая выездная проверка Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области в соответствии с Приказом от 25.12.2019 № 339 «О проведении внеплановой выездной проверки», в связи с поступившим заявлением Акционерного общества «ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (ранее Акционерное общество «Ленинградская областная электросетевая компания») (далее - АО «ЛОЭСК») (вх. № 473 от 22.01.2019), а также сведений, поступивших из средств массовой информации, в том числе статья издательства «47 новостей» (47 пе\уз) Ьирз://47пе\У5.ш/аг1:ю1е5/152017.

Инспекцией Ленинградского У ФАС России проведен анализ полученной информации при фактическом выходе на осмотр в рамках внеплановой выездной проверка ЛенРТК, а также документов и материалов, представленных в рамках запросов в адрес Ленинградского У ФАС России, по итогу которого установлено следующее.

В период с 31 мая по 26 июля 2018 года ФАС России с привлечением должностных лиц Ленинградского У ФАС России проводилась плановая выездная проверка Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

По результатам проверки ФАС России составлен Акт проверки от 26.07.2018 №     109, согласно которому в действиях ЛенРТК выявлены нарушения

действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетики, допущенные Комитетом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на 2016-2018 гг.

На основании Акта проверки от 26.07.2018 № 109 Комитету выданы Предписание от 26.12.2018 № СП/107200/18 и Предписание от 18.01.2019 №     СП/2720/19 об устранении нарушения законодательства в области

государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти ЛенРТК при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016-2018 годы для АО «ЛОЭСК» и ПАО «Ленэнерго», соответственно.

Инспекцией Ленинградского У ФАС России проведен сравнительный анализ комплектов документов, поступивших в адрес Комитета от АО «ЛОЭСК» в рамках проводимой проверки ФАС России и отправленных Комитетом в адрес ФАС

 

России. Также Инспекцией Ленинградского УФАС России проанализированы экспертные заключения ЛенРТК в отношении регулируемых сетевых организаций.

Согласно проведенному анализу установлено, что в отношении АО «ЛОЭСК» и ПАО «Ленэнерго» Комитетом применены различные подходы по формированию экспертного заключения по определению размера платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

Дополнительно Ленинградским УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению для определения участников данного рынка, а также продуктовых и географических границ и состояния конкуренции.

Рынок оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению на территории Ленинградской области относится к неконкурентному. Спецификой данного рынка является наличие единых электрических сетей, делающих невозможным конкурентный выбор для потребителя, и возлагающий на сетевые организации ограничения, связанные с наличием статуса естественной монополии.

При этом, определение барьеров входа на товарный рынок представляет собой определение обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам возможности осуществления деятельности на товарном рынке.

Поскольку тарифная ставка на услуги по передаче электрической энергии находится в прямопропорциональной зависимости от размера НВВ, то намеренное занижение НВВ приводит к установлению экономически необоснованного (в ином случае экономически нецелесообразного) тарифа на регулируемую деятельность сетевой организации.

По предварительной информации. Председатель ЛенРТК Кийски А.В. проводил совещания с участием Судаковой Т.Г. (и.о. заместителя генерального директора ПАО «Ленэнерго») за пределами рабочего времени по вопросу исполнения Предписания ФАС России в отношении АО «ЛОЭСК».

В соответствии с устными показаниями лица, располагающего сведениями, Судакова Т.Г. (сотрудник хозяйствующего субъекта) давала рекомендации по вопросу установления НВВ для АО «ЛОЭСК» и по иным обстоятельствам в рамках исполнения Предписания ФАС России.

При фактическом выходе на осмотр, в рамках внеплановой выездной проверки в отношении ЛенРТК, с рабочего компьютера сотрудника ЛенРТК Инспекцией Ленинградского УФАС России изъят текстовый файл в формате .ёос, являющийся проектом ответа Комитета от 19.11.2019 (далее - Файл).

Создателем данного файла, согласно свойствам, является Судакова Т.Г. (и.о. заместителя генерального директора ПАО «Ленэнерго»). Документ поступил в ЛенРТК 05.11.2019 и был разослан ряду сотрудников Комитета, в том числе председателю ЛенРТК Кийски А.В.

Текст файла, поступившего от и.о. заместителя генерального директора ПАО «Ленэнерго» и текст ответа ЛенРТК от 19.11.2019, направленного в ФАС России, идентичны в части числовых значений расчетных показателей.

 

При этом, лингвистический анализ конструкций, содержащихся в Файле, позволил установить, что используемые формулировки в описании фабулы письма и мотивировочной части носят характер проекта ответа, которые в официальном письме были расширены и переформулированы в соответствии со стилистикой изложения информации ЛенРТК.

Таким образом, в действиях ПАО «Ленэнерго» и ЛенРТК присутствуют признаки наличия антиконкурентного соглашения, направленного на намеренное исключение из НВВ АО «ЛОЭСК» на 2019 год суммы в размере 1 ООО ООО тыс. руб.

Отсутствие компенсации обоснованных расходов, понесенных АО «ЛОЭСК», делает невозможным осуществление деятельности хозяйствующим субъектом на данном товарном рынке.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом, для признания органа исполнительной власти субъекта РФ и хозяйствующего субъекта лицами, нарушившими требование статьи 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения, которое не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и привело к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создало реальную угрозу их возникновения. Установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, том числе, путем соглашения с хозяйствующим субъектом.

Из положения части 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, согласно которому - соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

 

В действиях ЛенРТК и ПАО «Ленэнерго» усматриваются признаки нарушения частей 2, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1.  Назначить дело № 047/01/16-16/2020 к рассмотрению на 11.06.2020 в 15 часов 30 минут по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, пом. 3-150;
  2.  Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков: Комитет     по тарифам и ценовой политики Ленинградской области

(ИНН 7825681674, ул. Смольного, д. 3, лит. А, Санкт-Петербург, 191311) (далее - ЛенРТК,                      Комитет) и Публичное акционерное общество энергетики

и электрификации «Ленэнерго» (ИНН 7803002209, пл. Конституции, д. 1, Санкт-Петербург, 196247);

  1.  Привлечь к участию в качестве заявителя Акционерное общество «ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (ИНН 4703074613, ул. Ладожская, д. 3 А, г. Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл., 187342);
  2.  ПАО «Ленэнерго» представить в срок до 05.06.2020., на адрес электронной почты: 1о47@Га5.§оу.ги и 1о47-5аргукта@1?а5.§оу.ги с последующим досылом Почтой РФ или представление нарочно по адресу:                                                                                          191124,

Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, следующую информацию:

  • Информацию о должностных лицах, уполномоченных на осуществление взаимодействия с ЛенРТК, с приложением копий трудовых договоров и должностных инструкций сотрудников, занимающих соответствующие должности за период с 01.01.2018 по дату получения настоящего определения;
  • Документы, представленные в адрес ЛенРТК, послужившие основанием для включения в НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020 расходов по статьям «Возврат капитала» и «Доход на капитал»;
  •  Иные документы и сведения, способствующие всестороннему рассмотрению дела.
  1. ЛенРТК представить в срок до 05.06.2020., на адрес электронной почты: 1о47@!а8.ёОУ.ги и 1о47-5аргукта@Га5.§оу.ги с последующим досылом Почтой РФ или представление нарочно по адресу: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3 правовую позицию по факту включения в НВВ ПАО «Ленэнерго» на 2020 расходов по статьям «Возврат капитала» и «Доход на капитал», с приложением подтверждающих документов;
  2. АО «ЛОЭСК» в срок до 05.06.2020., на адрес электронной почты:

1о47@Газ.§оу.ги и 1о47-5аргук1па@Газ.ёОУ.ги с последующим досылом Почтой РФ или представление нарочно по адресу:                                               191124, Санкт-Петербург,

ул. Смольного, д. 3 представить мотивированную позицию по обстоятельствам, изложенным в настоящем определении.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в Федеральный антимонопольный орган сведений (информации), а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа.

Явка лиц, участвующих в рассмотрении дела №                                 047/01/16-16/2020,

обязательна.

Приложение: Приказ о возбуждении дела - на 02 л. в 01.экз.

Связанные организации

Связанные организации не указаны