Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 46-04-159-А\12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ
по делу № 46-04-159-А\12

                                                                                                   г. Санкт-Петербург

Дата оглашения резолютивной части решения 04  апреля  2012 г.
Дата изготовления решения в полном объеме  16  апреля  2012 г.

          Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области  (далее – Комиссия Ленинградского УФАС) по рассмотрению дела № 46-04-159-А\12 о нарушении антимонопольного законодательства

рассмотрев дело № 46-04-159-А\12, возбужденное по признакам нарушения Советом депутатов МО «Всеволожский  муниципальный район» Ленинградской области (188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

            1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 46-04-159-А\12 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС, Управление) по собственной инициативе с учетом информации, содержащейся в обращении  Аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе и заявлений Общества с ограниченной ответственностью «Северный берег» на действия Администрации МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области при решении вопроса о предоставлении земельных участков в аренду  под строительство, направленных в Ленинградское УФАС вместе с обращением. В обращении указаны признаки несоответствия антимонопольному законодательству, в частности  ч. 1 ст. 15  Закона о защите конкуренции, нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления Всеволожского муниципального района.
           Согласно информации, изложенной в заявлениях Общества с ограниченной ответственностью  «Северный берег» (далее – Общество), для предоставления муниципальной услуги в  сфере земельно-имущественных отношений Администрация МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области требует от заявителей обратиться в подведомственное ей Автономное муниципальное учреждение «Агентство земельно-имущественных отношений» МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области за получением платной услуги по формированию пакета документов, необходимого для определения межведомственной земельной комиссией МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области возможности и условий предоставления земельных участков в аренду. В качестве основания данного требования, Администрация указывает на  Решение Совета депутатов МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области от 16.12.2010 № 78 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными в сфере земельно-имущественных отношений, предоставляемых Автономным муниципальным учреждением «Агентство земельно-имущественных отношений» МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области», что, по мнению заявителя, вынуждает его обратиться в определенную организацию за получением указанной услуги и ограничивает его в выборе иных хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги.

           2. Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, Комиссия установила следующее:
    Решением  Совета депутатов МО «Всеволожский  муниципальный район» Ленинградской области от 21.10.2010 № 62 утверждено «Положение о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на территории МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области».
    Решением Совета депутатов МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области от 16.12.2010 № 78 был утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений (далее – Решение).
          Согласно Решению, в перечень указанных услуг входят:
- формирование пакета документов, необходимого для определения межведомственной земельной комиссией МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области возможности и условий предоставления земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам;
- формирование пакета документов, необходимого для принятия решения межведомственной земельной комиссией МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
          Пунктом 1 Решения установлено, что указанные услуги предоставляются Автономным муниципальным учреждением «Агентство земельно-имущественных отношений МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области.
          Услуга предоставляется за счет заявителя, её стоимость утверждена Постановлением Администрации от 29.06.2010 № 1170 «Об установлении стоимости услуг, оказываемых Автономным муниципальным учреждением «Агентство земельно-имущественных отношений МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области.
          Впоследствии, в рассматриваемый акт были внесены изменения в части формулировки наименования необходимой и обязательной услуги: Решение Совета депутатов от 20.10.2011г. №63, Решение Совета депутатов от 02.02.2012г. № 09.
          21.07.2011 г. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 6 лет и 4 месяца земельного участка площадью 58800 кв.м., расположенного на территории муниципального района с приложением пакета документов, необходимого для определения районной  межведомственной земельной  комиссией возможности и условия предоставления испрашиваемого земельного участка.
        19.08.2011 г. Администрация отказала в принятии к рассмотрению указанного заявления, сославшись  на несоответствие пакета документов предъявляемым требованиям, в частности: не представлены оригиналы документов, которые необходимы для их сверки с ранее поданными копиями. Для оказания услуги по формированию пакета документов, которая является необходимой и обязательной для предоставления муниципальной услуги в сфере земельно-имущественных отношений,  Администрация указала Обществу на необходимость заключить договор  с АМУ АЗИО, которое оказывает данную услугу на территории района  на основании Решения Совета депутатов МО Всеволожского муниципального района от 16.12.2010 № 78.
        
    3. Организация предоставления муниципальных услуг органами власти физическим и юридическим лицам регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон).
    Статьёй  2 Закона, понятие предоставления муниципальных услуг определено как деятельность органа местного самоуправления по реализации своих функций, осуществляемая  в пределах своих полномочий и по запросам заявителей.
   Для случаев, когда предоставление государственных (муниципальных) услуг связано с необходимостью (обязанностью) заявителя предварительно обратиться в другие организации за дополнительными услугами, Закон вводит понятие «услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных (муниципальных) услуг».
   В соответствии с ч. 1 ст. 9  Закона перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежат обязательному утверждению нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
   В случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами, услуги, необходимые и обязательные для предоставления государственных (муниципальных) услуг, оказываются за счет средств заявителя (ч. 3 ст. 9 Закона).

   Таким образом,  в порядке осуществления муниципальных функций, законодателем предусмотрена возможность создания органами местного самоуправления отдельного объекта гражданских прав (услуги), предназначенного  для  продажи,  т.е.  товара.
   Поскольку Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не содержит ограничений круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, данные услуги могут и должны оказываться любыми организациями, предоставляющими такие услуги.
Ограничение круга организаций, оказывающих данные услуги, а так же установление для приобретателей услуг ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги,  ущемляет законные права и интересы  как хозяйствующих субъектов (свободу экономической деятельности, право на равный доступ к потребителю),  так и  приобретателей данных услуг  (свободу  выбора).
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов местного самоуправления, в частности на принятие актов, которые устанавливают для приобретателей товара (услуг) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги (п. 5 ч. 1).
        Таким образом, принятие Советом депутатов МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области акта, устанавливающего требование обращения за оказанием услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в определенную организацию (АМУ АЗИО) является ограничением круга организаций, оказывающих данные услуги, а так же устанавливает для приобретателей услуг ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, что ограничивает конкуренцию и является нарушением  пункта  5 ч. 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.


4. 04.04.2012 г. на заседание Комиссии Ленинградского УФАС по рассмотрению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, ответчиком по делу – Совет депутатов МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области было представлено новое Решение  Совета депутатов от 28.03.2012г. № 28 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 02.02.2012г. № 9 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и оказываются за счет заявителя», в котором исключен пункт 2, указывающий на предоставление данных услуг только  АМУ АЗИО.
   Поскольку, выявленное Комиссией Ленинградского УФАС нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено ответчиком, путем исключения из нормативного акта  положения, ограничивающего конкуренцию (пункта 2 Решения),  Комиссия, на основании статьи 48 Закона о защите конкуренции, а так же руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,
          
РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Совета депутатов МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области нарушение п. 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в  установлении для приобретателей товара (услуг) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги.
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Советом депутатов  МО «Всеволожский  муниципальный район»  Ленинградской области.
   3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 


Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны