Предостережение б/н см. приложение от 12 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председателю комитета по образованию администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области

 

 

188480, Ленинградская обл., Кингисеппский район, г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 1а/2

 

 

 

 

 

 

 

 

Предостережение

о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление ассоциации «Дезинфекция и пест-контроль (борьба с вредителями)», из которого следует, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах (далее – Роспотребнадзор) в адрес комитетов по образованию администраций Кингисеппского, Волосовского и Сланцевского районов Ленинградской области направлено Письмо (исх. № 4707-07/3/-6692-2022 от 18.07.2022), согласно которому дезинфекционные мероприятия в учебных заведениях должны быть проведены организациями, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию в силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852), (далее – Положение) настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению (далее – Перечень), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 4 Положения).

С 1 сентября 2021 года из Перечня исключены, в частности, работы (услуги) по дезинфектологии и эпидемиологии, как отдельные виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию.

Из пояснительной записки к проекту Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https:/regulation.gov.ru/projects#npa=85842), следует, что из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предполагается исключить работы (услуги) по «дезинфектологии», так как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий должно осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по «дезинфектологии», а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм (страницы 6-7 Пояснительной записки).

Работы (услуги) по дезинфектологии в Перечне не содержатся. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», которым ранее дезинфектология относилась к медицинской деятельности, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности установлены в разд. III СанПиН 3.3686-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 (далее – СанПиН 3.3686-21).

Дезинфекционная деятельность предусматривает организацию и осуществление работ и услуг, включающих борьбу с патогенными микроорганизмами, возбудителями инвазионных болезней, грызунами и их эктопаразитами, кровососущими членистоногими и другими насекомыми, имеющими медицинское значение, разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение, уничтожение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции, дезинвазии, дератизации, отпугивания, а также контроль за этими работами и услугами (пункт 79 СанПиН 3.3686-21).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 выданные до вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 01.09.2022, за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением.

Таким образом, согласно действующему законодательству в сфере лицензирования, лицензия на оказание услуг по дезинфектологии не требуется, полученные ранее лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению.

Ленинградским УФАС установлено, что указанное в Письме Роспотребнадзора (№ 4707-07/3/-6692-2022 от 18.07.2022) требование о проведении дезинфекционных мероприятий организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 № 852.

Согласно части 1 статьи 3 и статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действие данного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления и иными осуществляющие функции указанных органов органы или организации в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со статей 15 Закона о защите конкуренции запрещены ограничивающие акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации

Из изложенного следует, что предъявление комитетом по образованию администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области не предусмотренных действующим законодательством требований к исполнителям услуг по дезинфекции может повлечь за собой ограничение конкуренции путем сокращения круга хозяйствующих субъектов, способных и желающих оказать необходимые в связи с подготовкой к учебному году услуги.

В силу части 1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 25.7 Закона о защите конкуренции, Ленинградское УФАС России предостерегает от совершения указанных выше действий, в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства, в том числе пункта 2 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны