Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-05-А/19 от 2 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом с уведомлением

 

Заявитель:

АО «ЛОЭСК»

 

Песочная набережная, д. 42, Лит. А, Санкт-Петербург, 197110

 

corp@loesk.ru 

 

Ответчик:

ООО «Никольская электросетевая организация»

 

16км автодороги п. Ульяновка –

г. Отрадное, площадка № 3, Тосненский район, Ленинградская область, 187026

 

info@nesk.su 

 

Третье лицо:

ПАО «Ленэнерго»

 

площадь Конституции, д.1,

Санкт-Петербург, 196247

 

office@lenenergo.ru

 

                                                             

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-05-А/19

                                                                

                      г. Санкт-Петербург

 

 

Дата оглашения резолютивной части решения         – 23.07.2019

Дата изготовления решения в полном объеме           – 02.08.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

<...>

в присутствии  представителей ответчика ООО «Никольская электросетевая компания»: <...> (по доверенности б/н от 28.06.2019), Голубев Я.С. (по доверенности б/н от 09.04.2019),

в присутствии представителя заявителя АО «ЛОЭСК»: <...> (по доверенности № 109/2019 от 09.01.2019),

в отсутствии третьих лиц (ПАО «Ленэнерго»),

рассмотрев материалы дела № 02-05-А/19, возбужденного приказом № 16 от 30.01.2019 по признакам нарушения ООО «Никольская электросетевая организация» (ИНН 4716024056 /КПП 47160100, 187026, Ленинградская область, Тосненский район, 16 км автодороги п. Ульяновка - г. Отрадное, площадка № 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В   соответствии   с   положениями   пункта  2  части  2  статьи  39  Закона  о защите   конкуренции   основанием  для  возбуждения  и  рассмотрения  настоящего  дела   явилось   поступление   в   Ленинградское    УФАС   России  заявление  АО  «Ленинградская   областная   электросетевая компания» (далее – АО «ЛОЭСК»).

Заявление содержит информацию о нарушении антимонопольного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Никольская электросетевая компания (далее - ООО «НЭСК»), выразившееся в уклонении от осуществлении технологического присоединения объектов Заявителя по  Договору  № 00-914/2015  ТПР  (Н2-15/ТП) от 30.06.2015,  заключенного   в  целях обеспечения технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств многоквартирных жилых домов ООО «Петрострой», расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Никольское, мкр. В, поз. 25, 26.

Согласно пункту 6 Договора мероприятия по технологическому присоединению осуществляются сторонами в следующие сроки:

- мероприятия по 1-ому этапу (1400 кВт) выполняются  в течение 30 календарных дней с даты заключения Договора;

- мероприятия по 2-ому этапу (476,6 кВт) выполняются в течение 24 месяцев с даты заключения Договора.

Мероприятия по 1-ому  этапу технологического присоединения выполнены сторонами в полном объеме, о чем составлен акт № Н02-15/ТП/01 от 02.07.2015 об осуществлении технологического присоединения.

Срок выполнения мероприятий по 2-ому этапу технологического присоединения истек 29.06.2017.

Согласно пункту 16 Правил присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, не может превышать 24 месяцев.

По состоянию на 31.07.2018 вышеуказанный срок превышен ООО «НЭСК» более чем на 12 месяцев.

АО «ЛОЭСК» в полном объеме исполнены договорные обязательства по внесению платы за технологическое присоединение в размере 517 784, 08 рублей.

24.04.2018 АО «ЛОЭСК»  во исполнение Технических условий к Договору направило в адрес ООО «НЭСК» для согласования рабочую документацию по электроснабжению  (исх. № 00-03/2340).

07.05.2018 согласно отметкам на уведомлении о вручении заказного письма рабочая документация получена ООО «НЭСК».

По состоянию на 31.07.2018 ООО «НЭСК» представленную рабочую  документацию не рассмотрело, каких-либо замечаний в адрес АО «ЛОЭСК»  не направило.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, по отношению к присоединенным к своим сетям потребителям  ООО «НЭСК» занимает доминирующее положение.

Законом о защите конкуренции установлены требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. При этом для лиц, занимающих доминирующее  положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, а именно запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 № 30, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), помимо  установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в части 1 перечень не является исчерпывающим.

Уклонение ООО «НЭСК» от осуществления технологического присоединения ущемляет интересы АО «ЛОЭСК», а также создает угрозу нарушения электроснабжения многоквартирных жилых домов, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям АО «ЛОЭСК».

В рамках рассмотрения заявления, Ленинградским УФАС России направлены запросы в адрес ООО «НЭСК» с целью сбора дополнительной информации. По результатам правового анализа материалов заявления, а также полученной информации Ленинградским УФАС России установлены признаки нарушения со стороны ООО «НЭСК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Ленинградское УФАС России от 30.01.2019 № 16 возбуждено дело № 02-05-А/19 в отношении ООО «НЭСК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в нарушении пункта 16 Правил присоединения, в связи с уклонением от осуществления технологического присоединения  объектов АО «ЛОЭСК» по Договору № 00-914/2015 ТПР (Н2-15/ТП) от 30.06.2015.

Определением от 30.01.2019 № О/05/07 рассмотрение дела № 02-05-А/19 было назначено на 20.02.2019 в 15:00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, каб. 3-150.

На заседание Комиссии ООО «НЭСК» представило письменную позицию (вх. № 1392 от 20.02.2019) по рассматриваемому делу, в которой указало, что в рамках исполнения мероприятий по договору об оказании услуг по технологическому  присоединению к электрическим сетям от 30.06.2015 № Н02-15/ТП,  а также обязательств     перед     иными     заявителями,    ООО    «НЭСК»   направило в    адрес ПАО «Ленэнерго»  заявку на технологическое присоединение  в связи с увеличением  мощности (исх. от 03.04.215 № 97). В течение 30 дней с момента подачи заявки от ПАО «Ленэнерго» в адрес ООО «НЭСК» не поступил проект договора или замечаний по заявке.

Представитель   ООО  «НЭСК»  пояснил,   что   необходимо    увеличение     мощности,     но    со    стороны     ПАО   «Ленэнерго»    заявка   не    исполнена,    поэтому    у   ООО  «НЭСК»    нет    технической     возможности     исполнить    договор    №   00-914/2015    ТПР    (Н2-15/ТП)  от   30.06.2015,    заключенный   с АО «ЛОЭСК» до тех пор, пока ПАО «Ленэнерго» не увеличит мощность.

В адрес ПАО «Ленэнерго» направлялось письмо  (исх. от 20.05.2015 № 119) с требованием рассмотреть заявку в соответствии с нормами Правил присоединения. Ответ на данное письмо не поступал.

Также письмом (исх. от 23.05.2017 № 35) ООО «НЭСК» для урегулирования  сложившейся ситуации  предложило ПАО «Ленэнерго» организовать встречу. Ответ на данное письмо не поступало.

Кроме того, срок действия технических условий  к договору № 00-914/2015    ТПР (Н2-15/ТП)  от  30.06.2015  истек. Письмом от 22.10.2018 № 62 ООО «НЭСК» направило в адрес АО «ЛОЭСК» проект дополнительного соглашения с приложением проекта новых технических условий. Ответ на данное письмо не поступал.

Согласно пункту 85 Правил присоединения, для проведения проверки выполнения технических условий заявитель (АО «ЛОЭСК») представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением необходимых документов. Должным   образом   оформленного   уведомления  о выполнении технических условий с приложением необходимых документов в адрес ООО «НЭСК»  со стороны АО «ЛОЭСК» не поступало.

Определением   от   20.03.2019   №  О/05/59   рассмотрение    дела    было    отложено.  ПАО «Ленэнерго привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено,  что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Ленэнерго» является крупнейшей сетевой организацией на территории Ленинградской области, оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям по сетям, а также сопутствующие указанному виду деятельности услуги по технологическому  присоединению  новых потребителей к электрическим сетям.

Согласно пункту 41 Правил технологического присоединения № 861 сетевая организация (ОО «НЭСК») обязана подать заявку  на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации (ПАО «Ленэнерго»).

На    заседании    комиссии    Ленинградского   УФАС   России установлено, что ПАО «Ленэнерго» проведена проверка наличия оснований для составления технических условий (с последующим оформлением акта об осуществлении технологического присоединения).

Пунктом 58 Правил присоединения установлен порядок восстановления (переоформления) документов о технологической присоединении в отношении смежной сетевой организации.

Сетевая организация, к которой обратилась смежная сетевая организация, согласовывает с субъектом оперативно-диспетчерского управления, выдаваемые технические условия (за исключением случая выдачи дубликата технических условий взамен утраченных). После согласования технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, сетевая организация проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX Правил присоединения.

В качестве правоустанавливающих документов в отношении ранее присоединенных объектов электросетевого хозяйства, ООО «НЭСК» представлены:

- копия договора аренды от 01.09.2016 № 00716А о передаче ООО «Торговый дом «РУСПАУЭР» (собственник передаваемого имущества) ООО «НЭСК» во временное владение и пользование земельного участка с кадастровым номером 47:26:04-01-007:0029 и объектов электросетевого хозяйства. Срок действия договора 31.12.2019;

- копия      договора      субаренды     от    01.09.2016      № 00716А   о    передаче   ООО «Торговый дом «РУСПАУЭР» ООО «НЭСК» во временное владение и пользование  земельного участка с кадастровым номером 47:26:0401007:29 и объектов электросетевого хозяйства. Срок действия договора 31.12.2019.

Из  представленных  договоров  следует,  что   договоры   заключены   в   отношении одного   и   того   же   имущества,   между   теми же лицами, на тот же срок. При этом статус ООО «Торговый дом «РУСПАУЭР» и ООО «НЭСК» в отношении имущества не определен. Информацией о том, какой из указанных договоров  на  дату  подачи заявки  обладал  юридической силой, ПАО «Ленэнерго» не располагает, самостоятельно устранить противоречия в представленных ООО «НЭСК» документов не имеет возможности.

Представленные ООО «НЭСК» копии ранее выданных документов о технологическом присоединении не содержат информации о величине  мощности  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ООО «НЭСК».

Так, копия акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 28.10.2012 не содержит сведения о заявленной мощности и пропускной способности объектов электросетевого хозяйства.

Пунктами 9, 10 Правил технологического присоединения № 861 установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, необходимых для предоставления в сетевую организацию.

Требование ПАО «Ленэнерго» подтвердить максимальную мощность было правомерно обосновано, в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Правил технологического присоединения № 861 и  приложением № 7 к ним, в котором предусмотрено указание данных о максимальной мощности присоединяемого объекта.

В соответствии с пунктом 16(3) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация исполняет обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Также в Ленинградское УФАС России поступило заявление (вз. № 2223 от 18.03.2019) ООО «НЭСК» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ПАО «Ленэнерго» в части необоснованного отказа от заключения договора энергоснабжения на технологическое присоединение.

Ленинградским УФАС России вышеуказанное заявление было приобщено к материалам дела. Однако, в соответствии с пунктом 13(1) Правил технологического присоединении, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или в соответствии с разделом IV Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и указывается в документах о технологическом присоединении, если иное не установлено настоящим пунктом. Таким образом, при подаче заявки в ПАО «Ленэнерго» на увеличение мощности энергопринимающих устройств, ООО «НЭСК» необходимо было обосновать потребность в данном увеличении мощности, в том числе ООО «НЭСК» в представленных к заявке копиях документов о технологическом присоединении не содержатся сведения о величине мощности объектов заявителя и не уведомило ПАО «Ленэнерго» о предпочитаемом способе определения величины максимальной мощности по заявке № 18-43735.

Кроме того для составления акта о технологическом присоединении требуется наличие информации обо всех опосредованно присоединенных электроустановках.

Также Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что ПС 110 кВ № 199 находится на балансе ООО «НЭСК».

К ПС-199 двумя ВЛ – 35 кВ присоединены две подстанции 35 кВ, принадлежащие ПАО «Ленэнерго»: ПС № 52, ПС № 33.

Существующая схема присоединения предусматривает подключение ПС 110 кВ № 199 к ВЛ 110 кВ ПАО «Ленэнерго» Дубровская-2, ВЛ 110 кВ Дубровская-3. От ПС 110 кВ № 199 отходят ВЛ 35 кВ ПАО «Ленэнерго» Никольская-2 (к ПС 35 кВ № 52), ВЛ 35 кВ Сапернинская-1 (к ПС 35 кВ № 33).

Согласно информации, представленной ПАО «Ленэнерго» (вх. № 4109 от 16.05.2019), величина максимальных замеров в контрольные дни за последние 5 лет по ВЛ 110 кВ Дубровская-2, Дубровская-3 составляет около 32 000 кВт (Дубровская-2 – 14 360 кВт, Дубровская-3 – 17 620 кВт)

Величина    максимальных    замеров    в    контрольные   дни   за   последние 5 лет по ВЛ 35 кВ Никольская-2, Саперная-1 составляет около 23 500 кВт (Никольская-2 – 12 400 кВ, Сапернинская-1 – 10 100 кВт).

ООО «НЭСК» в своих письменных объяснениях к заключению по обстоятельствам дела (от 10.06.2019 исх. № З/05/2) указывает, что представленные данные о величине максимальных замеров относятся только к источникам питания объектов   электроэнергетики   ПАО   «Ленэнерго»   по уровню напряжения равным 35 кВ. Приведенные величины максимальных замеров не отражают реальные показатели максимальной мощности, поскольку полное использование присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителей может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений определенных документами о технологическом  присоединении, в силу чего приведенные показатели не могут быть приняты во внимание для разрешения вопроса о наличии свободных мощностей.

ПАО «Ленэнерго» в адрес ООО «НЭСК» выдан Акт разграничения балансовой принадлежности от 28.10.2012 с описанием границ балансовой принадлежности, а также Акт разграничения эксплуатационной ответственности от 28.10.2012 с указанием заявленной мощности  в размере 25 010 кВт.

ООО «НЭСК» представило следующую информацию о технологическом присоединении к ПС № 199 «Керамическая». Характер нагрузки данной ПС – смешанная, свободной мощности на ПС-199 «Керамическая» не имеется. Также представлены копии АТП по всем заявителям, источником питания которых является ПС-199 «Керамическая».

Комиссия  Ленинградского  УФАС России,  изучив  материалы,   представленные    Ответчиком,     не     может     сделать     вывод     о    потребности   ООО   «НЭСК»   в  увеличении поставляемой    мощности   на   ПС  №  199  «Керамическая».  Однако  из  представленной   ПАО   «Ленэнерго»  информации  следует,  что  на подстанциях ПС № 33 и ПС № 52, являющихся элементами одной системы, имеется резерв в размере 3 800 кВт и 1 000 кВт соответственно и на основании величины максимальных замеров в контрольные дни   за   последние  пять   лет   максимально   зафиксированная   мощность  составила   32 000  кВт   (Дубровская-2:  14 360 кВт,     дубровская-3:  17 620 кВт)  и   23 500 кВт (Никольская-2: 12 400 кВт, Сапернинская-1: 10 100 кВт).

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что у ООО «НЭСК» имеется возможность выполнить в отношении АО «ЛОЭСК» мероприятия по технологическому присоединению с присоединяемой мощностью 476,6 кВт, поскольку доказательства Ответчиком о недостаточности  мощности на ПС № 199 «Керамическая» не представлены.

Являясь сетевой организацией,  ООО «НЭСК» осуществляет деятельность на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанных с ними услуг по технологическому присоединению к своим электрическим сетям, занимает доминирующее положение по отношению к заявителю – АО «ЛОЭСК».

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых могут являться, в том числе, ущемление интересов других лиц.

Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 02-05-А/19 о нарушении антимонопольного законодательства, основываясь на представленных сторонами сведениях, учитывая совокупность доказательств, считает, что доводы Ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными,

 

руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать  в  действиях  ООО  «Никольская  электросетевая  компания» нарушение    положений    части  1 статьи  10  Федерального   закона  от  26.07.2006

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.   Выдать ООО «Никольская  электросетевая  компания» предписание о прекращении нарушения положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3.      Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 02-05-А/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Никольская  электросетевая  компания» административного производства по статье 14.31 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии              <...>

 

 

Члены Комиссии:                           <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны