Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 047/01/17-2973/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПО... от 15 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Публичное акционерное общество «Завод «Буревестник»

Заявитель:

Колесник С.П.

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 047/01/17-2973/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 марта 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии

рассмотрев дело № 047/01/17-2973/2022 по признакам нарушения ПАО «Завод «Буревестник» (далее – Заказчик, Общество) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь ст. 49, 50 Закона о защите конкуренции,

в присутствии на заседании Комиссии 28.02.2023 представителя по доверенности ПАО «Завод «Буревестник»:

в отсутствие на заседании Комиссии 28.02.2023 представителя Колесника С.П. (далее – Заявитель), извещенного о дате и месте заседания надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление Колесника С.П. (вх. № 8676 от 06.07.2022) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по проведению профессионального периодического медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования (извещение № 32211352090) (далее – Запрос предложений, Закупка).

При рассмотрении заявления установлено следующее.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком размещено извещение № 32211352090 от 06.05.2022 о проведении Запроса предложений в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых) на право заключения договора на оказание услуг по проведению профессионального периодического медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с извещением о Закупке № 32211352090, а также протоколом № 62/05/2022 от 26.05.2022 заседания единой закупочной комиссии Заказчика предметом проводимого Запроса предложений является проведение профессионального периодического медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования.

В соответствии с протоколами № 58/05/2022 от 17.05.2022 и № 61/05/2022 от 24.05.2022 на участие в Закупке подана одна заявка от ООО «Северо-Западный Медицинский Центр +».

При этом по итогам проведения Закупки был заключен договор № 237/126/22 от 07.06.2022 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования между Заказчиком и ООО «Северо-Западный Медицинский Центр +».

Пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Правила, по которым проводится психиатрическое освидетельствование, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон о психиатрической помощи), а так же постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности» (в редакции на момент размещения извещения о проведении Закупки) (далее – Правила).

Проведение периодического медицинского осмотра регламентируется Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее – Приказ).

Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, относятся, в том числе, медицинские осмотры (предварительные, периодические) и психиатрическое освидетельствование.

Согласно п. 4 Приложения № 1 к Приказу предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - медицинские организации).

Согласно п. 1 ст. 6 Закона о психиатрической помощи, гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Следовательно, на основании ст. 6 Закона о психиатрической помощи психиатрическое освидетельствование проводится комиссионно, и для его проведения комиссия создается (уполномочивается) федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, которая действует на основании лицензии на психиатрическое освидетельствование.

В то же время, для периодических медицинских осмотров необходима только лицензия на проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических), согласно Закону о лицензировании и Приказу.

По результатам психиатрического освидетельствования и периодического медицинского осмотра работник получает два разных самостоятельных медицинских заключения: в первом случае – медицинское комиссионное решение о наличии (отсутствии) медицинских психиатрических противопоказаний, которое может быть выдано только врачами-психиатрами, во втором – заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний.

Кроме того, при прохождении предварительного (при поступлении на работу) или периодического медицинского осмотра работника осматривает врач-психиатр, который обязательно включается во врачебную комиссию медицинской организации, проводящей медицинский осмотр. В случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией (по заключению врача-психиатра) работник также может быть направлен на обязательное психиатрическое освидетельствование. То есть, осмотр врачом-психиатром не заменяет процедуру обязательного психиатрического освидетельствования.

При этом установлено, что предметом проводимого Запроса предложений является проведение профессионального периодического медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования.

Пунктом 2 ч. 6 ст. 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Согласно доводам, изложенным в позиции Заявителя, Заказчиком нарушено требование, установленное ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, ввиду того, что объединение в один лот Закупки проведения профессионального периодического медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования недопустимо, так как к организациям, оказывающим данные услуги, действующим законодательством установлены разные требования.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения ч. 1 ст. 17 распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

На основании изложенного Ленинградским УФАС России 05.10.2022 по итогам рассмотрения заявления Колесника С.П. (вх. № 8676 от 06.07.2022) было возбуждено дело № 047/01/17-2973/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе которого установлено следующее.

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с п. 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки, а также описание предмета такой закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 настоящего Федерального закона.

Пунктом 41 Приказа установлено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

При этом в соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением. Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет (п. 4 и 5 Правил).

При этом согласно позиции, представленной Заказчиком, приобретение названных услуг ранее в рамках единой закупки в наибольшей степени отвечает потребностям Общества, а также целям рационального и эффективного использования финансирования. Проявленный подход позволяет Заказчику обеспечить прохождение осмотров и освидетельствований работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда либо осуществляющими деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, с наименьшими организационными и финансовыми затратами: возложить на исполнителя функции по координации прохождения обязательных медицинских обследований; создать условия для сокращения необходимого работникам для этого времени; обеспечить непрерывность производственного процесса; сократить расходы на фонд оплаты труда, транспортные расходы.

В настоящем случае Заказчик не устанавливает разрешение на проведение обязательного психиатрического освидетельствования организациями, не имеющими сформированную комиссию по проведению обязательного психиатрического освидетельствования, созданную органом управления здравоохранением.

Напротив, согласно пп. 16 п. 22 извещения о проведении Закупки исполнитель обязан иметь постоянно действующую врачебную комиссию для обязательного психиатрического освидетельствования.

Вместе с тем, согласно п. 27 закупочной документации о проведении Запроса предложений в случае если закупочной документацией предусматривалась возможность привлечения к выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметом закупки, субподрядчиков (соисполнителей) и участник закупки, с которым заключен договор, привлекает к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей), то данный Участник закупки обязан в день заключения договора письменно проинформировать Заказчика о заключении договоров субподряда с указанием наименования, фирменного наименования (при наличии), места нахождения субподрядчика (соисполнителя), его идентификационного номера налогоплательщика, а также предмета и цены договора с субподрядчиками (соисполнителями). В случае если договор с субподрядчиками (соисполнителями) заключается участником закупки после заключения договора с Заказчиком, то участник закупки обязан письменно проинформировать Заказчика с предоставлением вышеуказанных сведений о заключенном договоре субподряда не позднее следующего рабочего дня с даты его заключения.

Комиссией также установлено, что в закупочной документации о проведении о проведении Запроса предложений содержится п. 16.2: «Требования к Участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых Участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В случае, если указанные требования установлены, информация о них содержится в Техническом задании (Приложение №2 к Закупочной документации) и Проекте договора (Приложение №3 к Закупочной документации)».

При этом согласно п. 15 закупочной документации о проведении Запроса предложений участником закупки может быть:

- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;

- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного Участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о закупке товаров, работ, услуг и требованиям настоящей закупочной документации.

Таким образом, закупочной документацией о проведении Запроса предложений предусмотрена возможность принять участие в закупке в составе одного участника нескольким лицам, независимо от организационно-правовой формы (коллективное участие), формы собственности и места нахождения, которые могут соответствовать требованиям, установленным заказчиком в техническом задании, в том числе осуществлять деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, а также обязательному психиатрическому освидетельствованию, а также предусмотрена возможность по привлечению субподрядчика (соисполнителя) для осуществления предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников или обязательного психиатрического освидетельствования.

Следовательно, исполнителем по договору в целях исполнения обязательств могут быть привлечены соисполнители (субподрядчики) как для оказания услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров с проведением экспертизы профессиональной пригодности, так и для оказания услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования.

Для проведения обязательного психиатрического освидетельствования медицинской организацией должна быть сформирована врачебная комиссия в соответствии с п. 4 Правил либо заключен договор с третьим лицом, имеющим такую комиссию, что подтверждается копией утвержденного органом управления здравоохранения приказа о создании врачебной комиссии, либо договор с третьим лицом, имеющим такую комиссию.

Таким образом, Комиссией установлено, что любая медицинская организация, как имеющая, так и не имеющая созданные органом управления здравоохранением врачебные комиссии по проведению обязательного психиатрического освидетельствования, имеет возможность принять участие в проводимой Обществом Закупке медицинских услуг с последующим привлечением соисполнителей.

02.03.2023 от Заявителя поступило заявление о невозможности принятия участия в заседаниях Комиссии, назначенных на 21.02.2023 и на 28.02.2023.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комиссия установила, что объединение в один лот Закупки услуг по обязательному психиатрическому освидетельствованию и услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров не нарушает принципов и требований, установленных Законом о закупках, не создает препятствий для участия в закупке заинтересованных хозяйствующих субъектов и не ограничивает конкуренцию (данная позиция подтверждается в Определении Верховного Суда РФ от 30.05.2022 № 307-ЭС22-7082 по делу № А56-4382/2021).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение настоящего дела.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 047/01/17-2973/2022 в отношении ПАО «Завод «Буревестник» в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны