Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 71-05-167/273/600-А/11 от 9 января 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу  № 71-05-167/273/600-А/11

                                                                                                г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения - 17.08.2011 г.

 

Дата изготовления решения в полном объеме -   01.09.2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

<…>   - заместителя руководителя - начальника отдела

                              естественных монополий, председателя Комиссии;

<…>   - старшего государственного инспектора отдела

                              естественных монополий, члена Комиссии;

<…>   - государственного инспектора отдела

                              естественных монополий, члена Комиссии,

 

в присутствии представителей ответчика (ОАО «Леноблгаз») - <…>, начальника юридической службы (по доверенности), <…>., заместителя главного инженера (по доверенности), в отсутствии заявителей, заинтересованных лиц, лиц, располагающих сведениями (уведомлены надлежащим образом), рассмотрев материалы дела № 71-05-167/273/600-А/11, возбужденного по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Леноблгаз» (далее - ОАО «Леноблгаз») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

I.         Основанием для возбуждения дела № 71-05-167/273/600-А/11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении   ОАО «Леноблгаз» послужили заявления от жителей индивидуальных жилых домов города Кировска Ленинградской области: <…> (вх. № 515 от 04.02.2011), <…> (вх. № 273 от 25.01.2011), <…> (вх. № 600 от 09.02.2011) (далее - заявители) с жалобами на действия ОАО «Леноблгаз» в лице филиала «Тосномежрайгаз», выразившиеся в навязывании заявителям невыгодных условий договора на техническое обслуживание газораспределительной сети, в том числе в части стоимости услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию газораспределительной сети, которая, по мнению заявителей, является необоснованно завышенной.

  Кроме того, в Ленинградское УФАС России переданы на рассмотрение заявления гражданина <…> в Правительство Ленинградской области и Прокуратуру Ленинградской области, заявление гражданина <…> (вх. № 2752 от 09.06.2011) и коллективное обращение граждан - жителей города Кировска в Администрацию муниципального образования Кировское городское поселение муниципального образования Кировского муниципального района Ленинградской области (вх. № 991 от 01.03.2011) с жалобами на действия                ОАО «Леноблгаз» филиал «Тосномежрайгаз»

  Обстоятельства указанных заявлений схожи с обстоятельствами, рассматриваемого Комиссией дела № 71-05-167/273/600-А/11.

Комиссией Ленинградского УФАС России указанные заявления приобщены к материалам дела № 71-05-167/273/600-А/11. Определением от 10.06.2011               № О/05/1468-210 <…> привлечен к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.

Администрация муниципального образования Кировское городское поселение муниципального образования Кировского муниципального района Ленинградской области Определением от 10.06.2011 № О/05/1467-209, привлечена к рассмотрению дела в качестве лица располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела.         

 

По информации заявителей, ОАО «Леноблгаз» филиал «Тосномежрайгаз» направило в 2010 году гражданам, проживающим в жилых домах индивидуальной постройки г. Кировска для подписания договор на техническое обслуживание газораспределительной сети (далее - договор ТО ГРС).

Из содержания сопроводительного письма (исх. от 31.08.2010 № 2374) в адрес <…> следовало, что договор направлен в связи с переходом к новой типовой форме договора на ТО ГРС. При этом сообщалось, что стоимость оказания услуг по договору будет рассчитываться исходя из стоимости нормо-часа в размере 550 рублей 55 копеек без учета НДС. Количество нормо-часов, затрачиваемых на оказание услуги по техническому обслуживанию, определяется в соответствии с нормативно-технической документацией.

Одновременно, в письме содержалось указание о том, что в случае отсутствия договора на техническое обслуживание газораспределительных сетей со специализированной организацией, ОАО «Леноблгаз» уведомит об этом Северо-Западное управление Ростехнадзора и поставщика газа, что может повлечь приостановление подачи газа потребителю.

Предметом направленного заявителю договора являлись услуги по текущему ремонту и техническому  обслуживанию газораспределительной сети Заказчика. Приложение № 1 к договору содержало указание их типа и технические характеристики газораспределительной сети, приложение № 2 – определяло периодичность и стоимость технического обслуживания на 2010 год, которая составляла 37 556,89 рублей.

По информации заявителя, стоимость ТО ГРС увеличена  ОАО «Леноблгаз» в 6,5 раз по сравнению со стоимостью аналогичной услуги в 2009 году.

На письменное обращение заявителя в ОАО «Леноблгаз» о предоставлении обоснований стоимости услуг, филиалом «Тосномежрайгаз» был направлен письменный ответ (исх. от 14.10.2010 № 2586) согласно которому, цена услуги регулируется Прейскурантом цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденных Приказом генерального директора ОАО «Леноблгаз» от 24.11.2009 № 485. Расчет стоимости технического обслуживания газопровода, с применением стоимости нормо-часа в размере 550 рублей 55 копеек, без НДС, производится на основании существующих нормативов трудозатрат на техническое обслуживание систем газоснабжения, утв. приказом генерального директора ОАО «Леноблагаз» от  06.11.2009 № 443.

Заявитель считает, что стоимость предлагаемой ОАО «Леноблгаз» услуги является необоснованно завышенной. У потребителя отсутствует возможность выбрать альтернативную ОАО «Леноблгаз» организацию. Кроме того,  у                   ОАО «Леноблгаз» нет оснований требовать от заявителя оплачивать услуги по обслуживанию непринадлежащих заявителю объектов газового хозяйства (газовых сетей и другого оборудования). Устные  и письменные предупреждения об отключении газа в случае не заключения  договора ТО ГРС, заявителями воспринимается как реальная угроза остаться без газоснабжения.

 

II.      В ходе рассмотрения материалов дела - заявления, а также информации и документов, поступивших по запросам Управления от сторон по делу и лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела, Комиссией установлено следующее.

 ОАО «Леноблгаз» – специализированная газораспределительная организация, основным видом деятельности которой является транспортировка природного газа потребителям по системам газоснабжения, расположенным на территории Ленинградской области. Деятельность ОАО «Леноблгаз» осуществляет во всех районах Ленинградской области в лице шести филиалов, действующих на территории Ленинградской области за исключением Гатчинского района, где аналогичную деятельность осуществляет ОАО «Гатчинагаз».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО «Леноблгаз» является субъектом естественной монополии, Приказом ФСТ России от 14.11.1997 № 121/1 включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу II - услуги по передаче транспортировке газа по трубопроводам.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На рынке оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам,  по отношению к присоединенным  к сетям потребителям, ОАО «Леноблгаз» занимает доминирующее положение.

Приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.09.1997 № 53  включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, с долей более 65 % по территории Ленинградской области.

 Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в результате (пункт 3) навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования. Пунктом 1 части 1 указанной статьи запрещено установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, пунктом 10 части 1 запрещено нарушение установленного порядка ценообразования.

Деятельность по транспортировке газа является составной частью деятельности по газоснабжению, подлежащей государственному техническому, тарифному и антимонопольному регулированию. Так, Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определено, что газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

Анализ нормативно правовых актов, регулирующих сферу газоснабжения, позволяет сделать выводы, свидетельствующие о признаках нарушения                    ОАО «Леноблгаз» ограничений, содержащихся в указанных выше нормах законодательства, регулирующего вопросы газоснабжения, а также Федерального закона «О защите конкуренции».

Предметом направленных ОАО «Леноблгаз» жителям  индивидуальных жилых домов договоров являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительной сети.

Отраслевые стандарты "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ 153-39.3-051-2003", утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 № 259, дают определения  указанным, а также иным понятиям в сфере газоснабжения, согласно которым:

техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, в режиме ожидания при хранении и транспортировке;

ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (газопроводов и сооружений) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Там же определено, что техническое  обслуживание и ремонт являются составной частью технической эксплуатации - комплекса работ по вводу объектов газораспределительных систем в эксплуатацию и поддержанию их в исправном и работоспособном состоянии в процессе эксплуатации путем проведения технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования и других видов работ.

Таким образом, деятельность по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей неразрывно связана с деятельностью по их технической эксплуатации, что подтверждается положением ст. 7 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в соответствии с которой газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Согласно указанным выше ОСТ 153-39.3-051-2003, эксплуатационная организация - специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов СУГ, резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий (ГРО, организация - собственник, арендатор объекта газораспределительной системы);

Таким образом, физические лица не входят в круг лиц, которое вправе осуществлять техническую эксплуатацию объектов газораспределительной сети.

Согласно ОСТ 153-39.3-051-2003,  «газораспределительная организация» (ГРО) - специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям;

Указанный ОСТ 153-39.3-051-2003 содержит также понятие «газораспределительная сеть» - технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства ГРС (или иного источника газа) до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты от коррозии, газорегуляторные пункты, автоматизированная система управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).

Однако согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Правилам охраны газораспределительных сетей», в состав газораспределительных сетей входят определенные объекты и сооружения, в том числе наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой.

Одновременно, действующие Правила поставки газа потребителям в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от  05.02.1998          № 162 (в ред. от 10.05.2010) определяют «газораспределительные организации» как - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;

При этом «транспортировка газа» – деятельность по перемещению и передаче газа по газотранспортной системе.

Таким образом, анализ вышеприведенных нормативных актов позволяет Комиссии Ленинградского УФАС России сделать вывод о взаимосвязи и взаимозависимости деятельности по транспортировке газа с деятельностью по эксплуатации газораспределительных систем, которые вправе осуществлять только специализированные газораспределительные организации.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ  «О промышленной безопасности и опасных производственных объектах». Согласно приложению 1 к указанному и ст. 17 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» указанная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Положения указанных нормативных правовых актов относятся к организациям и индивидуальным предпринимателям и не распространяются на физических лиц.

ОАО «Леноблгаз» имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (№ ВП-00-009643(ЖКС) от 25.02.2009).

Заявители, являются физическими лицами, выступающими на рынке услуг газоснабжения в качестве покупателей (потребителей) услуг газоснабжения и не вправе заниматься технической эксплуатацией объектов газового хозяйства.

Данные услугу потребители получают по договорам поставки газа, которые на территории Северо-Западного региона России, в том числе в Ленинградской области заключаются потребителями  с ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» - дочерним обществом ООО «Газпром межрегионгаз», входящим в ОАО «Газпром».

При этом взаимоотношения граждан, являющихся потребителями природного газа для коммунально-бытовых целей использования, и поставщиками газа, осуществляющими его продажу потребителям, а также газораспределительными организациями, осуществляющими его непосредственную доставку (транспортировку), регулируются "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила № 549), согласно положениям которых, отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан регулируются в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Согласно части II Правил № 549  поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, необходимым условием  для заключения которого, является предоставление заявителем документов, указанных  в перечне пунктов 8 и 9 Правил.

Подпункт к) пункта 9 Правил № 549 обязывает потребителя иметь договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Требования указанных Правил распространяются на потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах и индивидуальных домовладениях.

Таким образом, договор на ТО ГРС не является документом, необходимым  для предоставления поставщику газа при заключении гражданами  договора поставки газа, а равно, как и его отсутствие не является, согласно п. 45 Правил            № 549, основанием для расторжения такого договора.

В соответствии с Правилами № 549 внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Из буквального толкования указанных определений следует, что ВДГО в состав газораспределительных сетей не входит.

Таким образом, направление со стороны  ОАО «Леноблгаз» письменного указания заявителям, в т.ч. <…> (письмо от 31.08.2010  № 2374) о необходимости заключения договора ТО ГРС с ОАО «Леноблгаз», с одновременным предупреждением  потребителей о возможном прекращении подачи газа в связи с отказом потребителя его заключить, по мнению Комиссии Ленинградского УФАС России, неправомерны.

 

Как указано в письме Минрегиона РФ от 18.06.2009 № 18629-СК/14,  согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан под "поставкой газа" понимается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (границы раздела собственности).

Под актом об определении границ раздела собственности понимается документ, фиксирующий место подключения газопроводов многоквартирного дома или жилого дома к газораспределительной (присоединенной) сети.

Представленные в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии надлежащим образом оформленных между поставщиком газа  либо газораспределительной организации актов границ раздела собственности и эксплуатационной ответственности. Акты, предъявленные в Комиссию                 ОАО «Леноблгаз» не подписаны потребителями, в том числе заявителями <…>.

На заседании комиссии (протокол от  24.05.2011) заявители подтвердили тот факт, что ими не подписывались с газораспределительной организацией какие-либо акты, устанавливающие границы собственности (балансовой принадлежности), а также акты разграничивающие эксплуатационную ответственность.

Согласно аналитическому отчету о состоянии конкурентной среды, подготовленному в рамках рассмотрения данного дела, ОАО «Леноблгаз» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) индивидуальных жилых домов на территории Кировского городского поселения Кировского района Ленинградской области, являясь единственной  специализированной газораспределительной организацией, которая вправе заключать с потребителями договоры на ТО ВДГО.

Правилами № 549 определено понятие «специализированной организации», допущенной к деятельности по обслуживанию ВДГО. Из определения следует, что специализированная организация является газораспределительной организацией, имеющей аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Таким образом, в соответствии с данным нормативным актом обслуживание ВДГО может проводить, только газораспределительная организация.

Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что                              ОАО «Леноблгаз» не заключило с заявителями договоры на техническое обслуживание ВДГО, которые должны иметь потребители газа, однако направляло заявителям договоры на ТО ГРС, заключать которые потребители газа не обязаны.

По мнению Комиссии Ленинградского УФАС России, ранее заключенные между ОАО «Леноблгаз» и заявителями договоры, регулирующие оказание услуг по техническое обслуживание ГРС, могут быть расторгнуты либо изменены сторонами по взаимному соглашению либо в судебном порядке в соответствии с положениями гл.27 Гражданского Кодекса Российской Федерации, но  без последствий, связанных с прекращением поставок газа потребителям.

Согласно разъяснениям ФАС России, признаками навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него, является такое поведение доминирующего хозяйствующего субъекта, которое выражается в уклонении от согласования спорных положений проекта договора на стадии его заключения, отклонение им протокола разногласий в рамках действующего договора и, тем самым, продление  действия договора в прежней редакции, а также настаивание такой организации на включение в договор спорных условий, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента, протоколы разногласий также не принимаются.

 Из аналитического отчета следует, что деятельность по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей связанная с их технической эксплуатацией, может являться видом деятельности, образующим отдельный товарный рынок услуг, однако, граждане – физические лица, не могут являться участниками (субъектами) данного товарного рынка в силу установленных законодательно ограничений, в частности по причине отсутствия права гражданина (физического лица) получить соответствующую лицензию.

Кроме того, из поступившей от Администрации Кировского городского поселения муниципального образования «Кировский муниципальный район Ленинградской области» информации (письмо от исх. № 1975 от 27.04.2011) следует, что на территории МО «Кировское городское поселение» деятельность по техническому обслуживанию ГРС осуществляет только ОАО «Леноблгаз».

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на рынке технического обслуживания газораспределительных сетей на территории Кировского района Ленинградской области,  подтвердил, что  ОАО «Леноблгаз» является единственной организацией, занимающейся техническим обслуживанием и ремонтом газораспределительных сетей, предназначенных для оказания услуг газоснабжения населению,  и таким образом, занимает доминирующее положение  на указанном товарном рынке.

 В соответствии с Письмом ФАС РФ от 23.06.2010 № АГ/19556  услуги по техническому обслуживанию газопроводов не входят в перечни услуг, цены на которые регулирует государство. Тарифы на такие услуги зависят от объема и состава выполненных работ (оказанных услуг) и устанавливается на основе договора между абонентом и специализированной организацией. Затраты газораспределительных организаций на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обеспечению не должны включаться в себестоимость услуг по транспортировке газа, а также в розничную цену газа, согласно информационному письму ФСТ России от 23.06.2005 № СН-3765/9.

Таким образом, на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию газораспределительных сетей сложились условия для развития конкуренции, однако фактически, данную деятельность осуществляют только газораспределительные организации.  Согласно данным аналитического отчета, на территории Кировского района Ленинградской области указанную деятельность осуществляет только ОАО «Леноблгаз».

 

            Комиссией Ленинградского УФАС России в рамках рассмотрения дела             № 71-05-167/273/600-А/11 были направлены запросы о предоставлении дополнительной информации: ответчику, заявителям, заинтересованным лицам, лицам располагающим сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела (исх. № 05/867 от 11.04.2011), в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (исх. № 05/941 от 18.04.2011), в Межрайонную налоговую инспекцию № 2 Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (исх. № 05/866 от 11.04.2011).

По результатам рассмотрения заявлений, приложенных к ним дополнительных сведений и полученной по запросам информации, установлено следующее.

Стоимость работ по техническому обслуживанию ГРС не подлежит регулированию на уровне исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так как в расчете тарифа на транспортировку газа расходы, связанные с техническим обслуживанием и текущим ремонтом ГРС учитываются только в части, относящейся на обслуживание ГРС, находящихся у ГРО в собственности (письмо Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 03.02.2011 № 2-3-113/11-0-1).

Порядок расчета стоимости договора на техническое обслуживание газопроводов и технических устройств, заключаемых ОАО «Леноблгаз» со сторонними владельцами на 2010 год, расчет трудозатрат, необходимых для выполнения объема работ, прейскуранты на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, индекс - дефлятора, а также стоимость норма - часа работ по обслуживанию газопроводов сторонних владельцев, утверждены приказами генерального директора ОАО «Леноблгаз» (письмо ОАО «Леноблгаз» от 18.02.2011     № 1/20/2-369).

Документы, подтверждающие наличие в собственности заявителей - граждан Кировского городского поселения муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, зарегистрированных в установленном порядке прав на ГРС, не представлены как ответчиком, так и заявителем. Отсутствие в собственности заявителей ГРС, подтверждено поступившей в Комиссию информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (вх. № 2243 от 11.05.2011).

Обслуживание ВДГО не относится к регулируемым видам деятельности, с 2005 года плата за обслуживание ВДГО не включена в розничную цену газа, а также в тариф на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям.

В действующих до 2010 года договорах, заключенных между заявителями и ОАО «Леноблгаз», о предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту наружных газопроводов и сооружений границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон  не оформлены соответствующими актами.

В технических условиях, выданных ОАО «Леноблгаз» при газификации домов заявителей указано место установки отключающего устройства, которое расположено на вводе в жилой дом, что свидетельствует о том, что газораспределительные сети, которые обязана эксплуатировать (технически обслуживать и ремонтировать) газораспределительная организация включают в себя газопроводы-вводы, до отключающих устройств, за которыми может быть установлена граница раздела ответственности за газовое оборудование (в том числе ВДГО), принадлежащее потребителям и ответственность за газораспределительные сети, принадлежащие и эксплуатируемые ОАО «Леноблгаз».

 

III.    Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Заявители выступали заказчиками и плательщиками по договорам с подрядными организациями, при проведении работ по газификации собственных жилых домов и подключении их к газораспределительным сетям, выполняемым в соответствии с техническими условиями ОАО «Леноблгаз».

В соответствии с договорами подряда, заявители оплачивали работы по строительству объектов газового хозяйства (наружные газопроводы, ГРШП), являющихся частью газораспределительной сети.

Права собственности на вновь созданные объекты заявителями не оформлялись.

Заявители в целях получения услуги газоснабжения (покупки газа) при заключении договора с поставщиком газа обязаны представить заключенный со специализированной газораспределительной организацией договор на ТО ВДГО.

Заявители представили в Комиссию действующие договоры поставки газ, однако указали, что не имеют договоров на ТО ВДГО, заключенных со специализированной газораспределительной организацией.

ОАО «Леноблгаз» единственная специализированная газораспределительная организация на территории Кировского района Ленинградской области, которая вправе осуществлять деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жителей и заключать договоры на ТО ВДГО в соответствии с Правилами № 549.

В состав ВДГО не входит газораспределительная сеть, в том числе подводящие газопроводы-вводы.

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительной сети является составной частью деятельности по технической эксплуатации  газораспределительной сети.

         Указанную деятельность вправе осуществлять по поручению собственника газораспределительной сети любые, имеющие соответствующие лицензии, организации.

Единственной организацией, которая на территории  Кировского района Ленинградской области осуществляет деятельность по технической эксплуатации  газораспределительной сети, к которой подключены индивидуальные жилые дома заявителей, является ОАО «Леноблгаз».

Заявители, для приобретения газа по договорам с поставщиком газа, не обязаны заключать какие-либо договоры, регулирующие техническое обслуживание газораспределительной сети.

Отсутствие у потребителей газа договора с организацией, осуществляющей техническое обслуживание ГРС, не может являться основанием для прекращения подачи газа потребителю.

До 2010 года заявители не отказывались оплачивать работы по техническому обслуживанию и ремонту наружных газопроводов, в соответствии с предъявляемыми   ОАО «Леноблгаз» счетами на оплату.

В 2010 году рост стоимости услуг по техническому обслуживанию ГРС по прейскурантам   ОАО «Леноблгаз» составил более 650 %.

Министерство экономического развития РФ, на основании Положения,                утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437, принимает основанные показатели социально-экономического развития Российской Федерации.  В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 26.05.2008              № 6980-АК/Д03 согласно показателям социально-экономического развития на период 2009-2010 годы темп роста стоимости платных услуг, оказываемых населению, предусмотрен в 2010 году по индексу-дефлятору в размере 111,1 % к предыдущему году.

ОАО «Леноблгаз» не указало заявителям на необходимость заключить договор на техническое обслуживание ВДГО, направив им договоры на техническое обслуживание ГРС, вместо договоров на ТО ВДГО, самостоятельно определив заявителей правообладателями газораспределительных сетей, необоснованно увеличив при этом в 2010 году стоимость услуг по договору на техническое обслуживание указанных сетей на 661,66%, по сравнению с 2009 годом, при одинаковых объемах выполняемых работ и той же периодичности, что подтверждено проведенным Ленинградским УФАС России сравнительным анализом расчетов стоимости услуги ОАО «Леноблгаз» на техническое обслуживание  ГРС потребителей, представленном в материалах аналитического отчета.

Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 71-05-167/273/600-А/11, основываясь на материалах дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1.             Признать в действиях ОАО «Леноблгаз», выразившихся в навязывании гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах, расположенных в зоне обслуживания «Тосномежрайгаз» филиала ОАО «Леноблгаз», в том числе в г. Кировске Кировского района Ленинградской области, являющихся потребителями  природного газа для коммунально-бытовых нужд, договора на оказание услуг по техническому обслуживанию газораспределительной сети, который не является необходимым для получения ими услуги газоснабжения, в отличие от договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования,  носящего обязательный характер, что ущемляет их интересы, и, таким образом, нарушает запреты, установленные пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.             Выдать ОАО «Леноблгаз» обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.             Передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении филиала ОАО «Леноблгаз» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 71-05-167/273/600-А/11
 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела № 71-05-167/273/600-А/11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>                              - заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий, председателя Комиссии;

<…>           - старшего государственного инспектора отдела

                                      естественных монополий, члена Комиссии;

<…>           - государственного инспектора отдела

                                      естественных монополий, члена Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от 17 августа 2011 года по делу № 71-05-167/273/600-А/11 о нарушении ОАО «Леноблгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предписывает                    ОАО «Леноблгаз», осуществляющему деятельность на рынке технического обслуживания и ремонта газораспределительной сети в условиях отсутствия конкуренции, до момента установления органом, уполномоченным в сфере государственного регулирования тарифов размера стоимости (тарифа) технического обслуживания газораспределительной сети (наружных газопроводов) либо формирования на указанном товарном рынке конкурентных отношений, принять меры по недопущению навязывания услуг по техническому обслуживанию газораспределительной сети жителям индивидуальных жилых домов, находящимся в районе обслуживания «Тосномежрайгаз» филиала ОАО «Леноблгаз», в том числе в г. Кировске, для чего совершить следующие действия:

 

1.  В срок 30 дней с момента получения настоящего Предписания направить жителям индивидуальных жилых домов, расположенных в зоне обслуживания «Тосномежрайгаз» филиала ОАО «Леноблгаз», в том числе в г. Кировске Кировского района Ленинградской области, являющихся потребителями  природного газа для коммунально-бытовых нужд, договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, с указанием состава оборудования.

2.  При заключении договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования составить и подписать с заказчиками по указанному договору акты разграничения балансовой принадлежности, а также акты разграничения эксплуатационной ответственности потребителей и газораспределительной организации.

3.      Не настаивать на подписании (заключении) жителями индивидуальных жилых домов, расположенных в зоне обслуживания «Тосномежрайгаз» филиала ОАО «Леноблгаз», в том числе г. Кировске Ленинградской области,  являющихся потребителями  природного газа для коммунально-бытовых нужд, договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию газораспределительной сети с ОАО «Леноблгаз», в случае если у потребителя отсутствует договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования, заключенные со специализированной газораспределительной организацией, и не установлены границы балансовой принадлежности и границы эксплуатационной ответственности, путем подписания соответствующих актов.

4.      Не информировать жителей индивидуальных жилых домов, являющихся потребителями  природного газа для коммунально-бытовых нужд (в том числе не направлять письма) о совершении ОАО «Леноблгаз» действий, которые могут привести к прекращению поставок газа, по причине не заключения потребителями договоров на техническое обслуживание и ремонт газораспределительной сети.

5.      Уведомить Ленинградское УФАС России о выполнении пункта  1 настоящего Предписания в пятидневный срок со дня его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны