Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 047/01/17-1869/2022 О НАРУШ... от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 047/01/17-1869/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

27 июня 2022 года                                                                                          г. Санкт-Петербург  

                    

            Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) на основании Приказа Ленинградского УФАС России № 236 от 27.06.2022 о возбуждении дела № 047/01/17-1869/2022 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Комитетом Ленинградской области по транспорту пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление ООО «Имидж», ООО «Форсаж», ИП Гукасяна В.Г., ИП Ключевского П.Г., ИП Пащука О.В., ИП Сидоренко И.П., ИП Федоровой Д.В. (вх. № 3400 от 24.03.2022) о возможном наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при организации и проведении отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области в 2022 году.

Ленинградским УФАС России установлено, что согласно пункту 1, 5 постановления Правительства Ленинградской области от 11.11.2021 № 711 «О дополнительной мере социальной поддержки в виде специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан» (далее – Постановление № 711) в Ленинградской области устанавливается дополнительная мера социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде специального транспортного обслуживания по предоставлению транспортных услуг в соответствии с постановлением. Осуществление проведения отбора транспортных компаний для предоставления специального транспортного обслуживания возложено на Комитет Ленинградской области по транспорту (далее – Комитет).

Во исполнение пункта 5 Постановления № 711 Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2022 № 47 утвержден Порядок проведения отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области (далее – Порядок).

Комитетом на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу «https://transport.lenobl.ru/ru/programm/activity/obyavlenie-o-prieme-zayavok-na-provedenie-otbora-transportnoj-kompanii/» размещено объявление о приеме заявок на проведение отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области (обновлено 17.03.2022) (далее – объявление), которым Комитет информирует о начале приёма заявок на проведение отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области.

Согласно пункту 3 объявления Комитет организует отбор, по результатам которого победитель отбора допускается к заключению соглашения с ЛОГКУ «Центр социальной защиты» о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 объявления условия и порядок отбора транспортной компании, исполняющей обязательства по предоставлению специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 26.01.2022 № 47 «Об утверждении порядка проведения отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области».

Также пунктом 6 объявления установлены требования к участникам отбора, пунктом 7 объявления определены требования к заявке на участие в отборе.

1. В соответствии с пунктом 3.7 отбора победителем отбора признается участник отбора, который соответствует требованиям, указанным в р. 2 Порядка отбора, при отсутствии оснований для отклонения заявки, предусмотренных п. 3.8 Порядка отбора.

В соответствии с п. 3.8. Порядка отбора основаниями для отклонения заявки являются:

-          несоответствие участника отбора требованиям, установленным разделом 2 Порядка;

-          несоответствие представленной заявки и документов требованиям, установленным пунктами 3.3, 3.4 Порядка.

Разделом 2 Порядка установлены требования к участникам отбора.

Пунктом 1.2 Порядка определено, что:

участник отбора - транспортная компания, подавшая в Комитет заявку на участие в отборе;

транспортная компания - юридическое лицо (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и иных некоммерческих организаций), индивидуальный предприниматель, предоставляющее (предоставляющий) услуги в сфере транспортного обслуживания.

В силу пункта 1.3 Порядка проведение отбора направлено на выявление транспортной компании, в полном объеме отвечающей требованиям, установленным разделом 2 Порядка, гарантирующей выполнение обязательств по предоставлению специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории Ленинградской области как своими силами, так и посредством привлечения сторонних транспортных организаций.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка по результатам отбора победитель отбора допускается к заключению соглашения с ЛОГКУ «Центр социальной защиты» о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания (далее - соглашение о предоставлении субсидии) в соответствии с порядком предоставления указанной субсидии.

Согласно пункту 1.2 Порядка ЛОГКУ «Центр социальной защиты» - Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения", которое заключает соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания, предоставляет субсидию.

Порядок предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания (далее – Порядок предоставления субсидии) установлен Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.01.2022 № 53 (далее – Постановление № 53).

В соответствии с преамбулой Постановления № 53 на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» Правительство Ленинградской области постановляет утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидии.

Установлено, что согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Из изложенного следует, что статьей 78 БК РФ не следует ограничения, согласно которому некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) не могут получать субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде специального транспортного обслуживания.

При этом Порядком установлено ограничение участия некоммерческих организаций (не только государственных (муниципальных) учреждений) в Отборе.

2. Пунктом 2.2 Порядка установлены специальные требования к участникам отбора, в том числе (подпункт 1): наличие у участника отбора на любом законном основании не менее трех специально оборудованных транспортных средств категории М1 для перевозки инвалидов, соответствующих ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1995 года № 634), и не менее 300 специально не оборудованных транспортных средств, допущенных в установленном порядке к эксплуатации. Данное требование также предусмотрено пунктом 6.2.1 объявления.

В силу пункта 3.3 Порядка участники отбора представляют в Комитет заявку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с представлением, в том числе, следующих документов: копии правоустанавливающих документов участника отбора на владение заявленными транспортными средствами, копии паспортов транспортных средств или копии свидетельств о регистрации транспортных средств, копии договоров лизинга или договоров аренды транспортных средств либо копии нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортными средствами, которые предполагается использовать для оказания услуг (в случае если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга, договора аренды или на основании нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Указанное требование к составу заявки на участие в Отборе содержится также в пункте 7 объявления.

Таким образом, в силу установленных указанными положениями Порядка, объявления требований, для участников Отбора не предусмотрено право на привлечение для оказания услуг по специальному транспортному обслуживанию в качестве лиц, оказывающих такие услуги с использованием принадлежащих им на законных основаниях транспортных средств, то есть, на основании заключенного с участником Отбора иного гражданско-правового договора, подтверждающего соответствие участника Отбора целям Отбора.

3. Из вышеуказанного пункта 2.2 Порядка следует специальное требование к участникам Отбора, а именно наличие у участника отбора на любом законном основании не менее 300 специально не оборудованных транспортных средств, допущенных в установленном порядке к эксплуатации.

Комитет представил пояснения, согласно которым в период с 2019 по 2021 годы у Комитета отсутствовали полномочия по проведению отбора транспортной компании для предоставления специального транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Ленинградской области.

Расчет потребности в наличии в перевозчика не менее 300 транспортных средств осуществлен исходя из количества поступивших заявок и используемых единиц автотранспорта специального транспортного обслуживания за предыдущий календарный год по сведениям, предоставленным комитетом социальной защиты населения Ленинградской области.

Комитет по социальной защите населения Ленинградской области в ответ на запрос Ленинградского УФАС России представил таблицу по количеству поездок граждан, совершенных в 2019-2021 гг.

Согласно указанной таблице, наибольшее количество совершенных за 1 месяц поездок на легковом (специально не оборудованном) транспорте совершено в апреле 2021 года и составляет 7412, что в среднем составляет около 247 поездок в день.

Наименьшее количество таких поездок совершено в январе 2019 года – 4195, что в среднем составляет 135 поездок в день.

Таким образом, за период 2019-2021 гг. в рамках оказания услуг по специальному транспортному обслуживанию за день совершено в среднем 135-247 поездок.

При этом, исходя из сложившейся практики оказания услуг пассажирских перевозок легковым автотранспортом, один автомобиль совершает более 1 поездки за 1 день.

Таким образом, из изложенного следует, что Комитет, как организатор Отбора, а также комитет по социальной защите населения Ленинградской области не представили обоснования необходимости в ежедневном привлечении к оказанию рассматриваемых услуг автопарка численностью 300 специально не оборудованных транспортных средств.

При этом наличие транспортных средств в количестве 300 единиц на правах владения, лизинга, аренды, распоряжения характеризует хозяйствующие субъекты, являющиеся крупными транспортными организациями, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации – субъекты малого или среднего предпринимательства – не обладают такими ресурсами.

Из заявления о нарушении антимонопольного законодательства следует, что заявители также не обладали транспортными средствами в количестве 300 единиц на праве собственности, аренды или лизинга, не имели нотариальной доверенности на распоряжение транспортными средствами в установленном количестве, что препятствовало им в подаче заявки на участие в Отборе.

Установлено, что Комитетом проведен Отбор в соответствии с вышеуказанными требованиями. Протоколом от 17.03.2022 № 1 заседания комиссии по проведению Отбора победителем Отбора признано общество с ограниченной ответственностью «Первое городское такси 068». Указанное лицо признано победителем Отбора распоряжением Комитета от 17.03.2022 № 45.

В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в действиях Комитета в связи с проведением Отбора в соответствии с вышеуказанными требованиями усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании участнику (участникам) торгов преимущественных условий участия в торгах.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель Комиссии

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 047/01/17-1869/2022 к рассмотрению на 19.07.2022 в 10 часов 00 минут.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, Ленинградское УФАС России обеспечивает реализацию прав на участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей лиц, участвующих в деле.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернет-видеоконференции (далее – ВКС).

Для подключения к конференции заседания комиссии Ленинградского УФАС России с компьютера/ноутбука Вам необходимо выполнить следующие действия: 

1) Перейдите по ссылке:

https://fas3.tconf.rt.ru/c/1807306883

Напоминаем, что конференция будет доступна для входа в неё только с момента заданного времени заседания.

2) Инструкция для участников ВКС размещена по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Полномочия представителей должны быть надлежащим образом подтверждены в соответствии с гражданским законодательством.

Напоминаем о необходимости заранее предоставить на адрес электронной почты документы, подтверждающие полномочия Вашего представителя.

Явка лиц, участвующих в рассмотрении дела № 047/01/17-1869/2022, обязательна.

  1. Сторонам по делу представить в срок до 18.07.2022 на адреса электронной почты: с одновременным досылом Почтой России или представлением нарочно по адресу: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, правовую позицию по обстоятельствам, рассматриваемым Комиссией Ленинградского УФАС России, с приложением подтверждающих документов. Все запрашиваемые документы должны быть заверены надлежащим образом.

Дополнительно ООО «Имидж», ООО «Форсаж», ИП Гукасяну В.Г., ИП Ключевскому П.Г., ИП Пащуку О.В., ИП Сидоренко И.П., ИП Федоровой Д.В. в срок до 18.07.2022 на адреса электронной почты: направить контактные данные (адреса электронной почты).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны