Решение б/н Решение по жалобе вх. № 10176-ЭП/23 от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

<<___>>, г. Санкт-Петербург, 191015

<<___>>

 

Заявитель:

ИП <<___>>

<<___>>

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП <<___>>

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена: 04.09.2023

Решение изготовлено в полном объеме: 07.09.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Комиссия) на основании Приказа от 04.09.2023 № 304/23 по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

Председатель Комиссии:

<<___>> –        врио заместителя руководителя Ленинградского УФАС России;

Члены Комиссии:

<<___>> –           заместитель начальника отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;

 

<<___>> –      специалист-эксперт отдела противодействия монополистической деятельности Ленинградского УФАС России;

 

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя <<___>> (далее – Заявитель, ИП <<___>>), поступившую из Федеральной антимонопольной службы России (вх. № 10176-ЭП/23 от 28.08.2023), на действия Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик, ГУП «Водоканал СПб»),  

в отсутствие представителя Заявителя (надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

в присутствии представителей Заказчика – <<___>> (доверенность от 19.12.2022 № 904-д), <<___>> (доверенность от 19.12.2022 № 905-д),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ИП <<___>> на действия (бездействие) ГУП «Водоканал СПб» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства городских дорог по заявкам Заказчика после аварийно-восстановительных работ на водопроводных сетях в Адмиралтейском, Центральном, Василеостровском и Петроградском районах Санкт-Петербурга с начальной (максимальной) ценой договора в размере 50 864 025, 66 руб. (извещение № 32312623065) (далее –Конкурс).

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно жалобе Заявителя, действия Заказчика противоречат нормам Закона о закупках.

В жалобе ИП <<___>> изложены следующие доводы:

«Считаем требования заказчика дискриминируют многих потенциальных участников закупки и ограничивают конкуренцию. Участникам, для подтверждения опыта, необходимо предоставить успешно исполненные контракты/договоры на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорог. При этом считаем несправедливым требовать от участников для подтверждения опыта наличие исполненных контрактов/договоров именно по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийно-восстановительных работ по заявкам заказчика. Таким образом, участники, имеющие значительный опыт по ремонту и восстановлению благоустройства дорог, но не после аварийно-восстановительных работ, или после аварийно-восстановительных работ, но не по заявкам заказчика, не смогут предоставить свой опыт успешного.

Считаем, Заказчик устанавливает избыточные требования к предмету предоставляемых для подтверждения опыта контрактов/договоров.»

Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области приняло решение о проведении комиссии по рассмотрению жалобы ИП <<___>> в формате видео-конференц-связи (далее – ВКС).

Уведомлением (исх. № ИМ/7798/23 от 28.08.2023) рассмотрение жалобы назначено на 04.09.2023 в 15:30 ч. по ВКС.

Заказчику в срок до 31.08.2023 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением срок.

В указанную дату жалоба рассмотрена Комиссией с использованием сервиса ВКС.

Резолютивная часть решения оглашена 04.09.2023.

Заказчик поддержал доводы, изложенные в своих письменных пояснениях, направленных в Ленинградское УФАС России и считает доводы жалобы Заявителя необоснованными.

Извещение № 32312623065 о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru 27.07.2023, окончание подачи заявок 12.08.2023 в 12:00 (МСК), дата подведения итогов 24.08.2023.

Изучив доводы жалобы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав правовую позицию представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет критерии и порядок оценки к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении Конкурса Заказчик руководствуется Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Леноблводоканал» (далее – Положение о закупке), а также Конкурсной документацией.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в разделе 13 Тома 2 Конкурсной документации Заказчиком установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

Так, для оценки заявок участников закупки Заказчик в пункте 13.2 раздела 13 Тома 2 Конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок:

 

Номер

критерия оценки заявок

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия (%)

Коэффициент значимости критерия (показателя)

оценки

1.

Цена договора

40

0,4

2.

Квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора

(Количество выполненных участником за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, договоров/контрактов на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийно-восстановительных работ по заявкам заказчика, стоимость каждого из которых составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены договора)

60

0.6

 

В соответствии с пунктом 13.3.2 раздела 13 Тома 2 Конкурсной документации в качестве подтверждения по данному критерию представляются копии ранее исполненных в полном объеме договоров (в том числе государственных/муниципальных контрактов) со всеми необходимыми приложениями, исполненных участником в полном объеме за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийно-восстановительных работ по заявкам заказчика, стоимость каждого из которых составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены договора с приложением актов выполненных работ, свидетельствующих об их выполнении, а так же сведения по форме Приложения № 4 к Тому 2.

Проанализировав положения Документации, Комиссия установила, что, вопреки доводам Заявителя, для оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» участники представляют договоры/контракты на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийно-восстановительных работ по заявкам заказчика, соответствующих предмету Конкурса.

Согласно Техническому заданию на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства городских дорог по заявкам Заказчика после аварийно-восстановительных работ на водопроводных сетях установлено место выполнения работ – Адмиралтейский, Центральный, Василеостровский и Петроградский районы Санкт-Петербурга.

В соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее – Правила благоустройства), предусмотрено два различных порядка выполнения работ в зависимости от того, носят ли данные работы аварийный характер:

- Порядок восстановления элементов благоустройства, нарушенных в результате производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в соответствии с разделом 11 Правил благоустройства;

- Порядок закрытия ордеров на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, и подтверждения выполнения требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства аварийных работ в соответствии с разделом 12 Правил благоустройства.

Таким образом, Заказчик установил в Конкурсной документации критерий «Квалификация участника конкурса: опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» с целью снизить риски при проведении конкурса, выбрав наиболее квалифицированных подрядчиков в данной сфере.

Комиссия также отмечает, что указанный критерий установлен в соответствии с подпунктом 3.16 таблицы 1 Приложения № 2 Положений о закупке выполнением работ по благоустройству городской инфраструктуры Санкт-Петербурга, качество выполнения которых связано с дополнительной регламентацией.

Таким образом, довод о несправедливом требовании к участником предоставить опыт выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства дорожных покрытий после проведения аварийно-восстановительных работ по заявкам заказчика не находит своего подтверждения.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам Конкурса и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность участия в Конкурсе отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные в Конкурсной документации в целях исключения риска неисполнения договора, предъявляются в равной мере ко всем участникам, не создают условий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих права, и законные интересы Заявителя, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП <<___>> на действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства городских дорог по заявкам Заказчика после аварийно-восстановительных работ на водопроводных сетях в Адмиралтейском, Центральном, Василеостровском и Петроградском районах Санкт-Петербурга с начальной (максимальной) ценой договора в размере 50 864 025, 66 руб. (извещение № 32312623065) необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

  Председатель Комиссии:                                                       <<___>>

 

Члены Комиссии:                                                                      <<___>>

 

<<___>>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны