Решение б/н см. приложение от 24 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организациям по списку

(список прилагается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 047/01/10-17/2020

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена: 10 марта 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме: 24 марта 2021 года

                                                                                                                                                       Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 047/01/10-17/2020 по признакам нарушения
Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ул. Басманная Нов., д. 2, Москва 101000) (далее – ОАО «РЖД») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление Публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» (далее – ПАО «Ленэнерго», Общество) с жалобой на действия (бездействие) Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»).

По информации, представленной в Ленинградское УФАС России, 02.03.2016 в адрес ПАО «Ленэнерго» обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Социнвест» (далее – ООО «Газпром Социнвест») с заявкой № 16-5500 на присоединение энергопринимающих устройств объекта – «Логистический центр ПАО «Газпром» с мощностью 3 550 кВт (в том числе 2 620 кВт по I категории надежности), расположенных на территории промышленной зоны «Лесное», уч.2,
п. Лесное, Куйвозовское с.п., Всеволожский р-н, Ленинградская обл.

При рассмотрении заявки выявлено отсутствие технической возможности осуществления заявленного присоединения по существующей сети в связи с отсутствием необходимого резерва мощности на ПС 35 кВ № 603.

Для обеспечения возможности осуществления технологического присоединения по заявке ООО «Газпром Социнвест» требовалось выполнить мероприятия по новому строительству сети 110 кВ, реализация которых не была предусмотрена в инвестиционной программе ПАО «Ленэнерго».

Отсутствие технической возможности на объекте ПАО «Ленэнерго» было подтверждено Северо-Западным управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) (письмо № 28-1/4793 от 06.02.2017).

Так, в соответствии с документацией, предоставленной ПАО «Ленэнерго» в адрес Ростехнадзора, резерв мощности на ПС 35 кВ Лемболово (ПС 603) без учета актов на технологическое присоединение и договоров на технологическое присоединение составляет 3,15 МВА, однако на ПС 35 кВ Лемболово (ПС 603) выданы за 2015-2016 годы акты на технологическое присоединение в объеме 2,04 МВт, а также заключены договоры на технологическое присоединение в объеме 9,4 МВт. Таким образом, резерв мощности на ПС 35 кВ Лемболово (ПС 603) с учетом актов на технологическое присоединение и договоров на технологическое присоединение отрицательный (- 4,88 МВА) и возможность новых технологических присоединений отсутствует.

В связи с отсутствием резервов на существующих центрах питания, ПАО «Ленэнерго» разработало техническое решение по присоединению нагрузки ООО «Газпром Социнвест» от новой ПС 110 кВ Кедр с резервированием по сети
10 кВ от ПС 35 кВ № 603 Лемболово, для обеспечения 1-й категории надежности были разработаны технические условия на присоединение нагрузки ООО «Газпром Социнвест» от нового центра питания ПС 110 кВ Кедр.

Конечный расчет стоимости технологического присоединения по заявке ООО «Газпром Социнвест» с заявленной мощностью 3 550 кВт предполагал плату в размере 273 649 940,00 руб.

Расчет размера платы за технологическое присоединение выполнен в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утвержденные Приказом
№ 209-э/1 от 11.09.2012).

В адрес Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ПАО «Ленэнерго» 12.04.2017 (исх. № Лэ/16-02/1995) направлено соответствующее Предложение по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» электроустановок ЗРУ-10 кВ объекта «Логистический центр ПАО «Газпром» (Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Куйвозовское с.п., 350 км северо-западнее пос. Лесное, пром. зона «Ленсое», уч. 2, кадастровый номер: 47:07:0164001:303).

Индивидуальный тариф утвержден не был. Проект договора в адрес ООО «Газпром Социнвест» направлен не был по причине отсутствия установленной платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

22.06.2017 ООО «Газпром Социнвест» письмом № 6184 сообщило об аннулировании заявки № 16-5500, ввиду того, что потребность технологического присоединения объекта «Логистический центр ПАО «Газпром» утратила свою актуальность.

26.06.2017 в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт» (далее – ООО «Энергопромсбыт») поступила заявка Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная электросетевая компания» (далее – ООО «СЗЭК») на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (далее – ЭПУ) мощностью 9 МВт, расположенных по адресу: промышленная зона «Лесное», уч.2, п. Лесное, Куйвозовское с.п., Всеволожский р-н, Ленинградская обл., кадастровый номер 47:07:0164001:305 к сетям ОАО «РЖД».

Согласно представленным пояснениям ООО «СЗЭСК» (вх. № 10662 от 21.08.2020) в адрес Ленинградского УАФС России на Определение от 15.06.2020 о назначении антимонопольного дела № 047/01/10-17/2020 к рассмотрению, основанием для направления заявки на технологическое присоединение послужило обращение ООО «Газпром социнвест» с заявкой на технологическое присоединение, в связи с новым строительством объекта «Логистический центр ПАО «Газпром».

06.07.2017 ООО «Энергопромсбыт» обратилось в адрес филиала Открытого акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» Ленинградской области за согласованием технических условий на технологическое присоединение по заявке ООО «СЗСК».

21.07.2017 в адрес ООО «Энергопромсбыт» поступило согласование технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «СЗЭСК» с максимальной мощностью 9 МВт к ПС 35 кВ Орехово-тяговая.

03.08.2017 исх. № 8060м-ЖДЭ ОАО «РЖД» подготовлена заявка на технологическое присоединение в адрес ПАО «Ленэнерго» в связи с увеличением мощности тяговой подстанции Орехово, расположенной по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, ст. Орехово 63 км., ПК 3+80 на 9 МВт к ранее присоединенным 14, 77 МВт.

Заявленный характер нагрузки – потребление электрической энергии промышленными предприятиями.

Планируемый срок проектирования энергопринимающего устройства – октябрь 2017.

12.09.2017 между ООО «СЗЭСК», в лице генерального директора Кондилеева Юрия Николаевича и ОАО «РЖД», в лице первого заместителя директора
ООО «Энергопромсбыт», Столярова Ивана Михайловича заключен договор
№ 8005-09-18/ОКТ стоимостью 6 573 780 руб. 00 коп. на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «СЗЭСК» мощностью
9000 кВт (далее – Договор).

Согласно пункту 6 Технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договора, технологическое присоединение необходимо осуществить в 3 этапа:

- 3800 кВт до октября 2017;

- 2200 кВт до августа 2020;

- 3000 кВт до декабря 2020.

В соответствии с подпунктом 9.3. Технических условий, ОАО «РЖД» обязан заключить договор с ПАО «Ленэнерго» на увеличение максимальной мощности
ПС 35 кВ Орехово-тяговая с последующим выполнением технических условий сетевой организации.

Пунктом 9.5 Технических условий установлено, что ОАО «РЖД» необходимо синхронизировать работы на ПС 35 кВ Орехово-тяговая с работами по замене трансформатора на ПС 110 кВ Сосновская (ПС 547) и ПС 110 кВ Гарболовская
(ПС 43), для чего в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2013
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетики) и подпунктом «а.2» пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила присоединения), необходимо урегулировать с ПАО «Ленэнерго» отношения по замене трансформатора на ПС Сосновская (ПС 547) и ПС 110 кВ Гарболовская (ПС 43), необходимых для выполнения данных Технических условий.

09.10.2017 Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области издано Распоряжение № 97-р «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «СЗЭСК» энергоприинимающих устройств ПАО «Газпром (объект присоединения – логистический центр
ПАО «Газпром» (объект № 2)), расположенных на территории промышленной зоны «Лесное» (кадастровый номер 47:07:0164001:303), участок № 2, 350 метров северо-западнее поселка Лесное муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», согласно которому, установлена плата по индивидуальному проекту в размере 356 657 898 руб. 00 коп.

Ленинградским УФАС России установлено, что ПАО «Газпром» 17.10.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок размещен План график закупок товаров, работ, услуг № 2160198795 в версии № 46, в который включена, в том числе, позиция под номером 2234 о проведении закупки у единственного поставщика на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя на объекте «Логистический центр
ПАО «Газпром».

19.10.2017 между ПАО «Газпром», в лице уполномоченного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Газпром социнвест» Виталия Валерьевича Бирюкова, и ООО «СЗЭСК» заключен договор на сумму
420 856 320 руб. 81 коп. на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя мощностью 3800 кВт на объекте «Логистический центр ПАО «Газпром» № ТП/881-10/17.

При этом согласно Приложению № 1 к Договору № ТП/881-10/17 от 19.10.2017 Технические условия на технологическое присоединение электрической мощности к электрическим сетям выданы ПАО «Газпром» в отношении объекта технологического присоединения, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Куйвозовское с.п., уч. 2, в 350 м северо-западнее пос. Лесное, пром. зона «Лесное» (кадастровый номер: 47:164001:303) 16 января 2017 года (№ 672-01/17), то есть до аннулирования заявки № 16-5500 ООО «Газпром социнвест».

Как установлено в процессе рассмотрения дела № 047/01/10-17/2020 Комиссией Ленинградского УФАС России, а также подтверждается документами, представленными ООО «СЗЭСК» (вх. № 14599 от 23.11.2020) в ответ на Определение об отложении № О/05/01-92 от 03.11.2020, от ООО «Газпром социнвест» 30.01.2017 (исх. № 811) в адрес ООО «СЗЭСК» направлена заявка на технологическое присоединение с сопроводительным письмом следующего содержания:

«ООО «Газпром Социнвест» выполняет функции Агента ПАО «Газпром» по объекту «Логистический центр ПАО «Газпром» (Объект № 2) (далее – Объект), расположенному на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Куйвозовское с.п., уч. 2 в 350 м. северо-западнее п. Лесное, пром. зона «Лесное», принадлежащее ПАО «Газпром» на праве собственности. Предполагаемы срок вводы Объекта в эксплуатацию – IV квартал 2018 года.

Прошу Вас подготовить проект договора и технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям».

30.01.2018 ОАО «РЖД» обратилось в адрес ПАО «Ленэнерго» с заявкой на технологическое присоединение (вх. № 18-3662) объекта: тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4), путем увеличения максимальной мощности 13 301 кВт по первой к.н.э (далее – Заявка). В качестве характера нагрузки было указано: тяговая нагрузка железнодорожного транспорта.

Письмом от 12.02.2018 № ЛЭ/16-50/164 ПАО «Ленэнерго» направило разработанный на основании Заявки проект технических условий на согласование в филиал Акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» Ленинградского РДУ (далее – Ленинградское РДУ).

Ленинградское РДУ сообщило, что в представленных технических условиях указана категория надежности электроснабжения (согласно данным Заявки) как указывается в случае присоединения энергопринимающих устройств, в то время как присоединению подлежат объекты электросетевого хозяйства. Также Ленинградское РДУ указало на необходимость прикладывать к направляемым на согласование технических условий пояснительную схему присоединения объектов ОАО «РЖД» (письмо от 14.02.2018 № Р32-63-1-19-687).

Письмом от 30.03.2018 № ЛЭ/16-50/420 ПАО «Ленэнерго» направило в адрес филиала ОАО «РЖД» на согласование проект технических условий по Заявке.

В связи с отсутствием ответа ОАО «РЖД» о согласовании (отказа в согласовании) предложения ПАО «Ленэнерго», Общество направило письмо от 11.05.2018 с просьбой, в случае утраты интереса в технологическом присоединении, аннулировать ранее поданную заявку.

Письмом от 05.06.2018 № 7007и-ЖДЭ ОАО «РЖД» в лице своего представителя Соколовского В.А. (ООО «Энергопромсбыт») попросило
ПАО «Ленэнерго» внести корректировку в ранее поданную ОАО «РЖД» Заявку. Причиной внесения изменений в Заявку явилась корректировка максимальной мощности объектов ОАО «РЖД».

Из указанного письма ПАО «Ленэнерго» узнало, что увеличение мощности ОАО «РЖД» будет производиться не для нужд железнодорожного транспорта, а для присоединения объектов электросетевого хозяйства Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Электросетевая Компания» (далее –
ООО «СЗЭСК»), с которой заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.09.2017 № 8005-09-17/окт (далее – Договор).

В связи с существенным изменением условий ранее поданной Заявки (в том числе, наименования объекта присоединения и характера нагрузки – вместо «тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4)» с характером нагрузки «тяговая нагрузка железнодорожного транспорта» на ПС 35 кВ Орехово-Тяговая (ЭЧЭ-4) с характером нагрузки – объекты электросетевого хозяйства; максимальной мощности присоединяемых объектов; ее распределения по точкам присоединения, планируемых сроков проектирования энергопринимающих устройств),
ПАО «Ленэнерго» зарегистрировало новую заявку № 18-27943.

Поскольку в отношении объекта «тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4)» с характером нагрузки «тяговая нагрузка железнодорожного транспорта» со стороны ОАО «РЖД» актуальность присоединения не была подтверждена, заявку от 30.01.2018 № 18-3662 ПАО «Ленэнерго» аннулировало.

Как указано выше, новая заявка № 18-27943 содержала существенные отличия от ранее поданной ОАО «РЖД» заявки, поэтому письмом от 03.07.2018
№ ЭСКЛ/16-01/12456 ПАО «Ленэнерго» указало ОАО «РЖД» на недостатки поданной заявки с учетом ее несоответствия фактически применяемой
ОАО «РЖД» схеме присоединения объектов ООО «СЗЭСК», а также замечаний Ленинградского РДУ от 14.02.2018 № Р32-63-1-19-687.

Письмом от 18.07.2018 № 10349и-ЖДЭ ООО «Энергопромсбыт» отказалось от приведения заявки № 18-27943 в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Письмом от 17.08.2018 № ЛЭ/16-50/1138 ПАО «Ленэнерго» повторно указало ОАО «РЖД», что заявка № 18-27943 содержит недостоверные сведения и должна быть скорректирована со стороны ОАО «РЖД». Также Обществом предложено рассмотреть вариант снижения запрашиваемой величины максимальной мощности для присоединяемого объекта путем применения коэффициентов одновременности с учетом фактической загрузки ПС 35 Орехово-тяговая.

До предоставления ОАО «РЖД» актуальных, полных и достоверных сведений по заявке № 18-27943, у ПАО «Ленэнерго» отсутствовала возможность разработать технические условия.

ОАО «РЖД» повторно указало на отсутствие намерения корректировать сведения, приведенные в заявке № 18-27943 (письмо от 16.10.2018 № 17569и-ЖДЭ).

Из приложенных к указанному письму технических условий
ПАО «Ленэнерго» установлено, что ОАО «РЖД» обязалось присоединить объекты электросетевого хозяйства ООО «СЗЭСК» – РТП 35/10 кВ, максимальной мощностью 9000 кВт по 2 к.н.э., для чего будет осуществлять реконструкцию распределительного устройства ПС 35 кВ Орехово-тяговая и обращаться в ПАО «Ленэнерго» с заявкой на увеличение максимальной мощности объекта, к которому надлежит произвести технологическое присоединение.

Заявки ОАО «РЖД» соответствовали признакам индивидуального проекта, в связи с отсутствием у ПАО «Ленэнерго» технической возможности технологического присоединения (подпункты «а» и «б» пункта 28 Правил присоединения).

Согласно пункту 33 Правил присоединения при наличии ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности допускается присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств в пределах величины мощности, не вызывающей ограничений в использовании потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных к данным сетям потребителей электрической энергии, либо в заявленном объеме по согласованию с указанными потребителями.

Пунктом 32 Правил присоединения установлено, что ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.

Результат расчета режимов в сети 35 кВ выявил необходимость выполнения мероприятий по реконструкции сетевого оборудования ПАО «Ленэнерго»: ВЛ 35кВ Сосновская – Орехово-тяговая (Саперная-2), ВЛ 35 кВ Гарболовская – Орехово-Тяговая (Орехово-1), ПС 110кВ Гарболовская №43 (увеличение трансформаторной мощности).

Поскольку реализация мероприятий по реконструкции электросетевых объектов ПАО «Ленэнерго» не предусмотрена утвержденной инвестиционной программой ПАО «Ленэнерго», в соответствии с разделом III Правил технологического присоединения был сделан вывод об отсутствии технической возможности технологического присоединения по заявке ОАО «РЖД».

С целью оптимизации технических решений и затрат ПАО «Ленэнерго» разработаны технические условия по индивидуальному проекту со строительством новой ПС 35 кВ для присоединения дополнительной нагрузки, исключающие необходимость выполнения мероприятий по усилению существующей сети
35-110 кВ. Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Правил технологического присоединения, ОАО «РЖД» была предложена возможность подключения мощности в размере 1261 кВт с существующей схемой присоединения без дополнительных обременений.

С учетом наличия ограничений на объектах электросетевого хозяйства
ПАО «Ленэнерго», выражающихся в необходимости увеличения их пропускной способности, в том числе: ВЛ 35кВ Сосновская – Орехово-тяговая (Саперная-2),
ВЛ 35 кВ Гарболовская – Орехово-Тяговая (Орехово-1), ПС 10 кВ Гарболовская
№ 43, в связи с тем, что указанные мероприятия по реконструкции существующих электрических сетей отсутствуют в утвержденной инвестиционной программе
ПАО «Ленэнерго», был разработан и направлен на согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления проект технических условий с альтернативным техническим решением, исключающим мероприятия по реконструкции существующих сетей (письмо от 08.11.2018 № ЛЭ/16-50/1587).

Указанный проект технических условий был сориентирован на схему внешнего электроснабжения, позволяющую удовлетворить потребности ОАО «РЖД» в получении максимальной мощности для отдельно возводящегося объекта
ООО «СЗЭСК».

Технической обусловленности реализовывать схему присоединения объектов ООО «СЗЭСК» (новое присоединение), именно путем увеличения максимальной мощности на ПС 35 кВ Орехово-тяговая (ЭЧЭ-4), не имеется.

Проект технических условий не был утвержден системным оператором, так как требовалось внесение согласованных ОАО «РЖД» изменений в заявку.

В процессе взаимодействия с ОАО «РЖД», Обществом, на основании положений пунктов 32, 33 Правил присоединения, было предложено осуществить увеличение мощности ПС 35 кВ Орехово-тяговая (ЭЧЭ-4) на величину, техническая возможность присоединения которой присутствовала (1261 кВ для реализации
ОАО «РЖД» присоединения объектов Садового некоммерческого товарищества «Путеец»), а в остальной части предусмотреть возможность строительства новой
ПС 35 кВ (в том числе, письмо от 30.11.2018 № ЛЭ/16-22/1371).

Однако письмом от 24.01.2019 № 1327и-ЖДЭ ОАО «РЖД» ответило отказом.

08.02.2019 ПАО «Ленэнерго» повторно предложило ОАО «РЖД» рассмотреть вариант присоединения путем увеличения мощности существующей ПС на 1261 кВ, а в части 9040 кВт рассмотреть вариант строительства новой ПС 35.

Из представленной ПАО «Ленэнерго» информации также следует, что расходы на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», при обеспечении себе возможности получать доходы от услуг по передаче электрической энергии, ОАО «РЖД» пытается переложить на ПАО «Ленэнерго».

15.02.2019 в адрес ПАО «Ленэнерго» направлен отказ от технологического присоединения по предложенному альтернативному варианту (исх. № 2903и-ЖДЭ).

28.02.2019 направленно письмо (исх. № 4148и-ЖДЭ) в адрес
ПАО «Ленэнерго» о необоснованности корректировки технических условий и требованием о направлении оферты договора в кратчайший срок.

Проведя правовой анализ представленных документов, Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к следующим выводам.

В силу части 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона  защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением необходимо установить наличие (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно правовой позиции ОАО «РЖД», действуя в строгом соответствии с требованиями Правил технологического присоединения, направило проект договора в адрес ООО «СЗЭСК» на поступившую заявку № 8005 д.

Таким образом, объект присоединения, характер нагрузки, а также лицо, в интересах которого осуществляются мероприятия смежной сетевой организацией имеет непосредственное значение и подлежит установлению, при рассмотрении заявки на технологическое присоединение вышестоящей сетевой организации.

В свою очередь ОАО «РЖД» только 16.10.2018 в письме (исх. № 17569и-ЖДЭ) сообщило ПАО «Ленэнерго», что «в адрес «Желдорэнерго» поступили заявки на осуществление технологического присоединения к Объекту («тяговая подстанция Орехово (ЭЧЭ-4)») на общую мощность 10,301 МВт, а именно:

- ОАО «ЛОЭСК» 3,04 МВт;

- СНТ «Путеец» 0,4 МВт;

- ООО «СЗЭСК» 6 МВт;

- ПАО «Ленэнерго» 0,861 МВт

<…>

В целях скорейшего решения вопроса по подготовке и направлению в адрес «Желдорэнерго» оферты договора об осуществлении технологического присоединения Объекта, направляю Вам согласованные Ленинградским РДУ технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» энергопринимающих устройств ООО «СЗЭСК»».

Также ОАО «РЖД» указало, что техническими условиями Заявителей предусмотрено выполнение ОАО «РЖД» реконструкции Объекта, в том числе монтаж двух ячеек 35 кВ с необходимым количеством коммутационных аппаратов и замена существующих силовых трансформаторов. Строительство РПТ 35/10 кВ мощностью 10 МВА каждый, а также прокладка кабельных линий от ячеек 35 кВ Объекта до РТП 35/10 кВ отнесено к обязательствам ООО «СЗЭСК».

         В свою очередь, как было уже указано выше, ПАО «Ленэнерго» направило проект технических условий (исх. № Лэ/16-50/1587) с информацией об отсутствии технической возможности обеспечить транзит мощности в точке присоединения без увеличения пропускной способности питающей ВЛ 35 кВ Орехово-1 (АС-95,
Iдл.д=330 А (20 МВА при напряжении 35 кВ), в связи с чем ОАО «РЖД» предложено техническое решение, включающее в себя строительство новой ПС 35 кВ, с присоединением необходимой нагрузки ОАО «РЖД» - 9 070 кВт, от ПС 35 кВ.

На данное предложение ОАО «РЖД», в лице «Желдорэнерго» сообщило
(исх. от 24.01.2019) следующее: «Предлагаемое решение по строительству новой ПС 35 кВ не соответствует поданной заявке от 18.01.2018 № 512и-ЖДЭ (заявка зарегистрирована от 29.01.2018 № ЛЭ/16-01/303)».

Согласно представленному ПАО «Ленэнерго» примерному расчету стоимости технологического присоединения по предлагаемому проекту вышестоящей сетевой организацией и проекту ОАО «РЖД» имеются существенные различия в стоимости выполняемых мероприятий:

 

Таблица № 1

 

Техническое решение ПАО «Ленэнерго»

Техническое решение ОАО «РЖД»

На ПС 110 кВ Сосновская (ПС 547) выполнить установку двух силовых трансформаторов напряжением 110/35/10 кВ мощностью 63 МВа каждый, взамен существующих 2х25 МВА

  1. Строительство двухцепной линии ВЛ 35 кВ АС-95 от новой ПС 35 кВ Заявителя до РУ-35 кВ ПС «Сосновская» (ПС 547), длина трассы 13,7 км;
  2. Установка двух дополнительных ячеек 35 кВ в РУ-35 ПС «Сосновская» (ПС 547) – 2 шт.
  1. Реконструкция ВЛ 35 кВ «Саперная-2» на АС-150 (13,7 км); ВЛ-35кВ «Орехово-1» на АС-120 (9,56 км) (одноцепная ВЛ-35 кВ)
  2. Замена трансформатора тока 35 кВ в РУ-35 кВ ПС-547 (Сосновская);
  3. Замена силовых трансформаторов на ПС-110 кВ «Габроловская» (ПС-43) на 2х63МВА, взамен существующих 2х40МВА

Стоимость: 245 239 920 руб. 00 коп.

Стоимость: 707 877 348 руб. 00 коп.

 

Кроме того, согласно правовой позиции ООО «СЗЭСК» - организация имеет статус территориальной сетевой организации на территории Ленинградской области в соответствии с Приказами № 526 п от 26.05.2016, № 545-п от 23.12.2016, № 648-п от 26.12.017 об установлении тарифов сетевых организаций Ленинградской области на соответствующие периоды регулирования Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» критерием отнесения к сетевой организации является:

Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:

- 110 кВ и выше;

- 35 кВ;

- 1 - 20 кВ;

- ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.

В соответствии с пунктом 1 владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.

Таким образом, взаимодействие ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД», при наличии у ООО «СЗЭСК» статуса территориальной сетевой организации, регулируются пунктами 8-10, 15 Правил технологического присоединения, с учетом пункта 41 настоящих Правил.

При этом, 14.04.2017 в адрес заместителя директора по электросетевой деятельности «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» направлено письмо
ООО «СЗЭСК» (исх. № ИС-СЗ-131-04/17) следующего содержания:

«В настоящее время ООО «СЗЭСК» реализует проект по технологическому присоединению инфраструктурного объекта «Логистический центр ПАО Газпром (объект № 2)» для специальных нужд.

22 февраля 2017 года ООО «СЗЭСК» направило заявку на технологическое присоединение к сетям ОАО «РЖД» (№ ИС-СЗ-100-02/17 в Желдорэнегро – филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ». Дополнительно к заявке 5 апреля 2017 г. был направлен согласованный проект прокладки КЛ35кВ и согласование посадки РП35/10кВ на территории заказчика. Копию письма прилагаю.

В связи с ограниченными сроками ввода в эксплуатацию объекта
ПАО «Газпром», а также контроля за реализацией данного объекта
ПАО «Газпром», прошу Вас оказать содействие в скорейшем получении договора технологического присоединения от ОАО «РЖД».

Для организации должного взаимодействия по данному вопросу, прошу Вас организовать совместное совещание для обсуждения и выработки совместных технических решений, а также сроков реализации технологического присоединения в интересах конечного потребителя ПАО «Газпром». О принятом решении и времени проведения совещания прошу информировать».

Так, согласно приложенной заявке ООО «СЗЭСК» от 14.03.2017
(исх. № ИС-СЗ-100-03/170) объектом присоединения является кабельная линия на 35 кВ (КЛ 35 кВ).

При этом, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 3800 кВт, а реализация технологического присоединения КЛ 35 кВ производится в интересах заявителей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0164001:303. К данной заявке приложен расчет нагрузок по объекту «Логистический центр ПАО «Газпром» от 11.11.2016.

23.03.2017 (исх. № 2789) от ООО «Газпром Социнвест» в адрес ООО «СЗЭСК» направлен согласованный проект прокладки КЛ 35 кВ, а также размещение распределительной подстанции 35/10 кВ у южной границы земельного участка (кадастровый номер 47:07:0164001:303), в непосредственной близости от въезда на территорию.

01.06.2017 (исх. № ИС-СЗ-164) в адрес заместителя директора по электросетевой деятельности «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» направлено письмо ООО «СЗЭСК» с просьбой принять заявку № ИС-СЗ-163 от 01.06.2017 в работу по предоставлению договора и технических условий на технологическое присоединение двух КЛ 35 кВ (копия документа в материалы дела не представлена).

Предыдущую заявку № СИ-СЗ-100-02/17 от 20.02.2017 (в материалы дела не представлена), ООО «СЗЭСК» просит аннулировать.

16.06.2017 в адрес ОАО «РЖД» направлена заявка (исх. № ИС-СЗ-167,
вх. № 8005д) на технологическое присоединение энергопринимающего устройства – РП 35/10 кВ, расположенного на земельном участке: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Куйвозовское с.п., уч. 2 в 350 м. северо-западнее п. Лесное,
пром. зона «Лесное» (кадастровый номер 47:164001:303). К заявке приложена копия договора аренды участка под объект строительства.

Согласно Договору аренды земельного участка № 09-06/2017-АР от 09.06.2017, представленного в составе заявки № 8005д, объектом договора является часть земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Куйвозовское с.п., уч. 2 в 350 м. северо-западнее п. Лесное, пром. зона «Лесное» (кадастровый номер 47:164001:305). Срок договора установлен – до 31.12.2017.

При этом, 26.06.2017 «Желдорэнерго» зарегистрирована еще одна заявка
ООО «СЗЭСК» на технологическое присоединение энергопринимающего устройства – РТП 35/10 кВ, расположенного на земельном участке: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Куйвозовское с.п., уч. 2 в 350 м. северо-западнее п. Лесное, пром. зона «Лесное» (кадастровый номер 47:164001:305).  Заявке присвоен номер – 8005д.

Таким образом, взаимодействие ОАО «РЖД» с ООО «СЗЭСК» по вопросу присоединения энергопринимающих устройств ПАО «Газпром», происходило до аннулирования заявки № 16-5500 ООО «Газпром Социнвест» письмом от № 6184, направленным в адрес ПАО «Ленэнерго».

Кроме того, согласно представленным заявкам № 8005д (от 16.06.2017, 26.06.2017, 19.07.2017), поступившим в адрес ОАО «РЖД», ранее присоединенные энергопринимающие устройства ООО «СЗЭСК» в точке присоединения (пункт 7 Технических условий к Договору от 12.09.2017 № 8005-09-17/ОКТ) отсутствуют.

Сопоставление Договора № ТП/881-10/17, заключенного между
ООО «СЗЭСК», ПАО «Газпром», ООО «Газпром Социнвест» и Договора
№ 09-06/2017-АР, заключенного между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД», показывает, что питание объекта «Логистический центр ПАО «Газпром» (объект № 2)» фактически осуществляется от тяговой подстанции «Орехово» (35/10кв) в полном объеме поставляемой мощности – 3800 кВт, возможность подачи которых гарантируется пунктами 9.3, 9.5 Договора № 09-06/2017-АР, возлагающих на
ПАО «Ленэнерго» обязанность по увеличению максимальной мощности ПС 35 кВ Орехово-Тяговая путем замены трансформаторов на ПС 110 кВ Сосновская (ПС 547) и ПС 110 кВ Гарболовская (ПС 43), необходимых для выполнения технических условий ОАО «РЖД».

Присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике).

Организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии (пункт 4 статьи 41 Закона об электроэнергетике).

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяются Правилами технологического присоединения.

 В соответствии с пунктом 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

 В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций. В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил технологического присоединения.

Согласно пункту 34 Правил технологического присоединения по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.

 Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил.

Как указано в пункте 36 Правил технологического присоединения, сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.

Вместе с тем обозначенное право не исключает антимонопольного реагирования в отношении сетевой организации, если та злоупотребляет своим доминирующим положением (экономической властью), создавая смежной сетевой организации неоправданные сложности при осуществлении (продолжении, развитии) деятельности на соответствующем товарном рынке.

         Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии. Процедура технологического присоединения включает подачу заявки заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.

         Согласно позиции ООО «СЗЭСК», озвученной на заседании Комиссии Ленинградского УФАС России 11.02.2021 генеральным директором
Ю.Н. Кондилеевым, в настоящее время осуществляется фактическое электроснабжение объекта «Логистический центр ПАО «Газпром» (объект № 2)».

При этом, подача напряжения на оборудование в соответствии с пунктом 6.2 Технических условий Договора № ТП/881-10/17 от 19.10.2017 может быть осуществлена только при наличии:

- Акта технологического присоединения, заключенного между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД», ООО «СЗЭСК» и ПАО «Газпром;

- Акта разграничения балансовой и эксплутационой ответственности сторон между ОАО «РЖД и ООО «СЗЭСК», ООО «СЗЭС» и ПАО «Газпром»;

- Акта приемки узлов учета электроэнергии представителями ОАО «РЖД»,
ООО «СЗЭСК», ПАО «Газпром»;

- Акта-допуска в эксплуатацию присоединяемых энергопринимающих устройств представителем территориального органа Федеральной службы Ростехнадзора и получения от ОАО «РЖД» на подачу напряжения на энергопринимающие устройства ПАО «Газпром»;

- заключения договора купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком.

В виду безрезультатного взаимодействия двух смежных организаций, возникают основания на получение неоправданной имущественной выгоды как у ООО «СЗЭСК», так у конечного потребителя, поскольку, имеются признаки отсутствия расчетов за передачу электроэнергии по сетям, обществу не принадлежащим, потребителям, присоединенным к сети, и извлечения за данные услуги платы.

В процессе рассмотрения дела по существу Комиссия установила, что имеет достаточно доказательств для принятия заключения об обстоятельствах дела.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47, статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ОАО «РЖД» как нарушающие часть 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции.

В адрес сторон направлено Заключение об обстоятельствах дела
№ 047/011/10-17/2020, изготовленное 18.02.2021 и направленное сторонам
(исх. № З/06/03 от 18.02.2021) в целях предоставления возможности направить дополнительные пояснения и документы по изложенными обстоятельствам.

Определением от 15.02.2021 № О/05/01-10 рассмотрение дела назначено на 10.03.2021 в формате видео-конференц связи.

От ООО «СЗЭСК» 05.03.2020 в адрес Ленинградского УФАС России поступила правовая позиция, согласно которой, в январе 2017 года от ООО «Газпром социнвест», выполняющего функции агента ПАО «Газпром» по объекту «Логистический центр ПАО «Газпром» поступило обращение о намерении осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств данного объекта.

16.01.2017 года ООО «СЗЭСК» разработаны и выданы в адрес ООО «Газпром Социнвест» технические условия, содержащие перечень мероприятий, подлежащих исполнению в случае заключения договора.

Далее, 30.01.2017 в адрес ООО «СЗЭСК» поступила заявка (исх. № 811 титул «О технологическом присоединении к сетям электроснабжения»)
ООО «Газпром Социнвест», с приложением полного комплекта документов (как указывает ООО «СЗЭСК»), предусмотренных Правилами присоединения.

Далее ООО «СЗЭСК» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с заявкой № 8005д, обстоятельства рассмотрения которой изложены выше.

16.10.2019 между ОАО «РЖД» и ООО «СЗЭСК» составлен Акт о выполнении технических условий № 8005-09-17 по Договору о технологическом присоединении № 8005-09-17/ОКТ.

При этом, 29.12.2019 в адрес Ленинградского УФАС России от ОАО «РЖД» поступили заявления (вх. № 11654, 11652) с жалобой на действия ПАО «Россети Ленэнерго», в связи с отказом от заключения договора технологического присоединения по условиям заявки № 18-27943.

Согласно Приложению № 1 к Дополнительному соглашению от 09.07.2018 в Технические условия Договора № 8005-09-17/ОКТ от 12.09.2017 внесены изменения в части размера присоединяемой мощности, а именно:

- первый этап 2018 год – 3800 кВт;

- второй этап 2019 год – 546 кВт;

- третий этап 2020 год – 1654 кВт.

Таким образом, актуальные редакции технических условий на момент подачи заявки ОАО «РЖД» в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» содержали следующие условия:
 

Таблица № 2

 

Договор № 8005-09-17/ОКТ

Договор № ТП/881-10/17 от 19.10.2017

 

Сетевая – ОАО РЖД

Заявитель –
ООО «СЗЭСК»

Сетевая ООО «СЗЭСК»

 

Заявитель ПАО «Газпром»

Этапы ввода нагрузок

- первый этап 2018 год – 3800 кВт;

- второй этап 2019 год – 546 кВт;

- третий этап 2020 год – 1654 кВт

Нагрузка – 3800 кВт

Точки присоединения:

вновь монтируемые ячейки 35 кВ ПС 35 кВ орехово-тяговая в первой и второй секциях сборных шин по 3000 кВт соответственно

Точки присоединения:

линия электропередачи 10 кВ, направлением от тяговой подстанции «Орехово» ОАО «РЖД» до вновь устанавливаемого ЗРУ-10 кВ заявителя

Мероприятия сетевой организации

Мероприятия сетевой организации

- Реконструкция РУ 35 кВ Орехово-тяговаяя;

- Монтаж двух ячеек 35 кВ;

- Заключение договора ТП с ПАО «Россети Ленэнерго;

- Синхронизация работы на ПС 35 кВ Орехово-тяговая по замене трансформатора на ПС 110 кВ Сосновская (547) и ПС 110 кВ Гарболовская (ПС 43)

- Заключить договор с ОАО «РЖД» об осуществлении технологического присоединения дополнительной мощности к тяговой подстанции «Орехово»

- Проектирование, монтаж, наладка и ввод в эксплуатацию ЭПУ
ПАО «Газпром» (пункты 3.1.3 тех. условий)

Мероприятия заявителя

Мероприятия заявителя:

- Строительство РТП 35/10 кВ с установкой трансформаторов 35/10 кВ мощностью 10 МВА каждый;

- Проектирование, монтаж, наладка и ввод в эксплуатацию ЭПУ

-Строительство нового ЗРУ-10 кВ и необходимое количество трансформаторных подстанций (ТП) 10/04 кВ.

 

Как уже указывалось ранее, 08.02.2019 ПАО «Ленэнерго» повторно предложило ОАО «РЖД» рассмотреть вариант присоединения путем увеличения мощности существующей ПС на 1261 кВ, а в части 9040 кВт рассмотреть вариант строительства новой ПС 35.

ОАО «РЖД» направило отказ, указывая на необходимость исполнения мероприятий в отношении заявителей по тем техническим условия, которые уже разработаны.

Однако, 17.10.2019 между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД» составлен акт технологического присоединения в соответствии с которым осуществлено присоединение ЭПУ ООО «СЗЭСК» по первому этапу Договора № 8005-09-17/ОКТ в полном объеме, в размере мощности 3800 кВт.

Ввиду изложенного, ОАО «РЖД» имело возможность своими силами осуществить питание энергопринимающих устройств общей мощностью 3800 кВт.

Кроме того, 07.11.2019 Северо-Западным управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) составлен акт осмотра электроустановки (№ 06-4531/АО-418) РТТП-35/10 кВ «Лесное», КЛ-35кВ, КЛ-10 кВ по адресу Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Куйвозовское с.п., установленной мощностью 12 600 кВА (далее – Акт осмотра).

Согласно пункту 5 Акта осмотра, Ростехнадзором производилась проверка выполнения Технических условий от 12.09.2017 (приложение № 1 к Договору о технологическом присоединении от 12.09.2017 № 8005-09-17/ОКТ), выданных
ОАО «РЖД», максимальной мощностью 3800 кВт по 2-ой категории надежности электроснабжения, источник питания – ПС-35 кВ ЭЧЭ-504 «Орехово», точка присоединения: РУ-35 кВ ПС-35 кВ ЭЧЭ «Орехово».

Также, в соответствии с пунктом 8 Акта осмотра, электромонтажные работы в отношении объекта присоединения выполнены 09.09.2019 (акт рабочей комиссии ООО «Финпром Инженерные Сети» № 2/09), а приемо-сдаточные испытания проведены ООО «Балтик Энерго Сервис» 30.08.2019 (технический отчет № 1-9/1).

На основании Акта осмотра и Заявления ООО «СЗЭСК»
(вх. № 1/110154 от 17.10.2019) Ростехнадзором в адрес ООО «СЗЭСК» выдано разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 07.11.2019 (№ 06-4869/РД-573).

Таким образом, электросетевое оборудование в непосредственной близости к объектам «Логистический центр ПАО «Газпром», расположенных на территории промышленной зоны «Лесное», уч.2, п. Лесное, Куйвозовское с.п., Всеволожский
р-н, Ленинградская обл., надлежащим образом допущенное к эксплуатации, в том числе РТП 35-10 кВ появилось в собственности ООО «СЗЭСК» ввиду выполнения мероприятий в рамках Договора № 8005-09-17/ОКТ.

При этом, как отмечает ООО «СЗЭСК» в своей письменной позиции от 05.03.2021 исх. № ИС-СЗ-1268-03/21 (пункт 9) «Договор между Обществом и
ООО «Газпром социнвест» № ТП/881-10/17 был заключен 19.10.2017, то есть после всестороннего рассмотрения и полной проверки всех документов со стороны
ОАО «РЖД», Ленинградской РДУ и Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
».

Однако факт того, что Ленинградское РДУ и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, рассмотрев представленные документы в рамках своих полномочий, при условии отсутствия возражений со стороны ОАО «РЖД» по реализации указанной схемы присоединения, свидетельствует лишь о том, что
ОАО «РЖД» было осведомлено о фактическом отсутствии у ООО «СЗЭСК» электросетевых объектов в момент согласования и составления технических условий как в отношении энергопринимающих устройств ПАО «Газпром», так и последующим заключении договора между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД».

Кроме того, само по себе принятие заявок ООО «СЗЭСК» в работу
ОАО «РЖД», порядок взаимодействия ОАО «РЖД» в рамках разработки технических условий по данным заявкам и последующее включение мероприятий, обязанность исполнения которых ложиться на третью сторону, в лице ПАО «Ленэнерго», а технические условия, противоречат обычаям делового оборота, Правилам технологического присоединения, обладают признаками злоупотребления доминирующим положением, выражающиеся в создании негативных последствий, для охраняемых законом общественных отношений, с учетом устойчивой направленности или очевидных и предполагаемых мотивов.

Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции подготовлен аналитический отчет по результатам состояния конкуренции.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела в объеме, установленном Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и необходимом для принятия решения по делу № 047/01/10-17/2020 о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам исследования установлено следующее:

  1. Временные границы анализа товарного рынка услуг по передаче электрической энергии на территории Куйвозовского сельского поселения, Всеволожского района, Ленинградской области определены с 2018 года по дату издания Определения о назначении дела от 15.06.2020 № О/05/01-18. В связи с чем, антимонопольным органом проводится ретроспективный анализ;
  2. Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995
    № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях обозначены сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуги по передаче электрической энергии.

ОАО «РЖД» осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на основании тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии, установленного Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Признаки нарушения усматриваются на рынке услуг по передаче электрической энергии, что соответствует следующим классификаторам:

  • ОКПД: 35.12.10.110 – Услуги по передаче электроэнергии.
  • ОКВЭД: 35.12 – Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. Эта группировка включает: передачу электроэнергии от генерирующих объектов к распределительным системам путем обеспечения работоспособности (эксплуатации) объектов электросетевого хозяйства. Эта группировка также включает: процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (энергопринимающих устройств) к электрическим сетям сетевой организации.

 Таким образом, товарными границами рынка является технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Кроме того, последовательный анализ договоров № 8005-09-17/ОКТ,
№ ТП/881-10/17, а также сведений, представленных в Таблице № 2 и материалов дела № 047/01/10-17/2020, указывает на то, что фактически присоединение
объекта «Логистический центр ПАО «Газпром», расположенных на территории промышленной зоны «Лесное», уч. 2, п. Лесное, Куйвозовское с.п.,
Всеволожский р-н, Ленинградская обл. осуществлялось по индивидуальному проекту от сетей ОАО «РЖД».

Фактически заявка ООО «СЗЭСК», направленная в ОАО «РЖД», обеспечивала возможность подачи обращения ОАО «РЖД» в ПАО «Россети Ленэнерго» с заявкой на увеличение мощности, в которой, в силу документов, представленных
ООО «СЗЭСК» (вх. 2269 от 09.03.2021), не имелось объективной потребности.

Указанное обстоятельство косвенно подтверждается Актом о технологическом присоединении от 13.11.2019 № 1, выданному ООО «СЗЭСК» в рамках Договора
№ ТП/881-10/17 от 19.10.2017 в адрес ПАО «Газпром», в соответствии с пунктом 2 которого, установлены следующие точки присоединения:
         - 1-я секция шин 10 кВ РТП 35/10 Лесное, контактные соединения кабельной линии 10 кВ «Ф1 Газпром» в вводной ячейке № 1 ЗРУ – 1 ПАО «Газпром»;

- 2-я секция шин 10 кВ РТП 35/10 Лесное, контактные соединения кабельной линии 10 кВ «Ф2 Газпром» в водной ячейке № 2 ЗРУ – 1 ПАО «Газпром»;

- источник питания не указан.

В свою очередь в Акте технологического присоединения от 17.10.2019
№ 8005-09-17, составленного между ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД» пунктом 2 установлены следующие точки присоединения:

- 1-я секция шин 35 кВ, контактные соединения шлейфа шинного разъединителя 35 кВ «ШР Ф1 Лесное» и 1-й секцией шин 35 кВ, источник питания ПС 35 кВ ЭЧЭ-504 «Орехово» (ПС-504), 1-я секция шин 35 кВ;

- 2-я секция шин 35 кВ, контактные соединения шлейфа шинного разъединителя 35 кВ «ШР Ф2 Лесное» и 2-й секцией шин 35 кВ, источник питания ПС 35 кВ ЭЧЭ-504 «Орехово» (ПС-504), 2-я секция шин 35 кВ.

Кроме того, согласно документам, представленным в составе заявки № 8005д от 20.06.2017 ООО «СЗЭСК», в качестве однолинейной схемы электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше (пп. б) пункта 10 Правил присоединения), представлен следующий документ:

- «Однолинейная схема электроснабжения ПАО «Газпром» от ПС «Орехово».

Таким образом, функциональное назначение РТП 35/10 кВ заключается в преобразовании электроэнергии с класса напряжения 35 кВ на более низкий – 10 кВ и последующем распределении по потребителям.

В соответствии с разделом III Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 21.08.2009 № 201-э/1 (далее - Методические рекомендации), расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения ниже 35 кВ и присоединенной мощности менее 10000 кВА производится исходя из ставок платы за технологическое присоединение устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могут ввести разбивку ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по уровням напряжения и (или) объему присоединяемой мощности.

Комиссия Ленинградского УФАС России в рамках рассмотрения антимонопольного дела № 047/01/10-17/2020, не давая правовую оценку Распоряжению Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 09.10.2017 № 97 «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «СЗЭСК» энергопринимающих устройств ПАО «Газпром (объект присоединения – логистический центр ПАО «Газпром» (объект № 2)), расположенных на территории промышленной зоны «Лесное» (кадастровый номер 47:07:0164001:303), участок № 2, 350 метров северо-западнее поселка Лесное муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», отмечает, что плата за технологическое присоединение по договору № 8005-09-17/ОКТ от 12.09.2017 в соответствии с Дополнительным соглашением № 1 на напряжении 35 кВ составила 4 545 360 руб. 00 коп (четыре миллиона пятьсот сорок пять тысяч триста шестьдесят рублей 00 коп.), в свою очередь стоимость технологического присоединения электросетевых объектов ПАО «Газпром» по индивидуальному проекту на напряжении 10 кВ, реализованного в рамках договора № ТП/881-10/17 от 19.10.2017 составила 427 989 478 руб. 79 коп.

В силу подпункта г) пункта 7 Правил присоединения заявителям, осуществляющим присоединение энергопринимающих устройств с заявленной мощностью более 670 кВт необходимо получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

В пункте 7 Правил присоединения предусмотрено, что технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.

Согласно правовой позиции ООО «СЗЭСК» (вх. № 2269 от 09.03.2021), «обязательства по договору исполнены между сторонами в полном объеме с оформлением и подписанием всех необходимых документов, включая акты об осуществлении технологического присоединения, акты выполнения технических условий, получение актов Ростехнадзора осмотра и допуска электроустановок в эксплуатацию.

Электрооборудование в составе РТП 35/10 кВ и 2КЛ-10 кВ, 2КЛ-35 кВ поставлены на баланс Общества 30.11.2019 и 30.04.2020 соответственно, электроснабжение Объекта № 2 ПАО «Газпром» осуществляется с 28.12.2020. Передача электрической энергии для электроснабжения Объекта потребителя осуществляется по принадлежащим Обществу сетям».

Учитывая, что в подтверждение своего довода ООО «СЗЭСК» представлены Акты осмотра и допуска Ростехнадзора, выданные в отношении энергопринимающего устройства – РТП 35/110 кВ, то Комиссия Ленинградского УФАС России приходит к выводу, что фактически ОАО «РЖД» в рамках I этапа договора № 8005-09-17/ОКТ от 12.09.2017 выделило полный объем мощности –
3800 кВт, а также осуществило комплекс мероприятий по технологическому присоединению до границ балансовой и эксплуатационной ответственности, проходящей по высокой стороне напряжения распределительной трансформаторной подстанции, в интересах ПАО «Газпром».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, а также  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами. При этом, перечень форм злоупотребления доминирующим положением, поименованный в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим.

Как установлено Ленинградским УФАС России, а также не оспаривается самим обществом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение.

При этом, само по себе наличие доминирующего положения не является объектом правового запрета, поскольку такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, в том числе выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

Поскольку запрет распространяется исключительно в отношении монополистической деятельности, а именно злоупотреблением хозяйствующим субъектам своим доминирующим положением, то доминант вправе доказать, что его поведение не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и имеет разумное оправдание.

26.08.2020 вх. № 10895 ОАО «РЖД» в ответ на запрос Ленинградского УФАС России, помимо правового обоснования с ссылкой на пункты 8, 15 Правил присоединения сообщил, что «при рассмотрении заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «СЗЭСК» и приеме ее в работу, ОАО «РЖД» не располагало информацией о наличии электрических сетей
ПАО «Ленэнерго» указанного в заявке ООО «СЗЭСК» напряжения вблизи места расположения объектов заявителя. Так, электрические связи с объектами электросетевого хозяйства ПАО «Ленэнерго» в месте расположения энергопринимающих устройств ООО «СЗЭСК» у ОАО «РЖД» отсутствуют, а обязанность сетевой организации по проведению проверки объектов обратившегося заявителя законодательно не установлена».

Одновременно с этим, ОАО «РЖД» в данном документе сообщает, что ввиду отсутствия необходимой мощности, было обязано обратиться в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» с заявкой на увеличение.

В качестве подтверждения правомерности принятия к рассмотрению заявки ООО «СЗЭСК», изначально поданной на присоединение энергопринимающего устройства – кабельная линия, ОАО «РЖД» в позиции от 24.11.2020 вх. № 14704 сообщает, что «Правила предусматривают обобщенное применение термина «энергопринимающее устройство» и, с учетом положений указанного пункта Правил, в заявке могут быть указаны наименования как энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, так и объектов генерации, и объектов электросетевого хозяйства».

При этом, Комиссия Ленинградского УФАС России отмечает непоследовательность предлагаемой правовой позиции ОАО «РЖД», а также противоречие представленных доводов ООО «СЗЭСК», поскольку, если допускать, что взаимодействия ООО «СЗЭСК» и ОАО «РЖД» осуществлялись в рамках правовых отношений двух сетевых организаций, то допустимость выдачи мощности в размере 9МВт (в первоначальной редакции договора) в целях присоединения «кабельной линии» противоречит сложившимся обычаям делового оборота в границах исследуемого товарного рынка, а также сложившейся правоприменительной практики.

Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В пункте 28 Правил присоединения установлены критерии возможности технологического присоединения.

Так согласно указанному пункту (в редакции, действовавшей на момент подачи и рассмотрения заявки Завода) критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В соответствии с пунктом 29 названных Правил, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев наличия технической возможности, считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

 В силу пункта 41 Правил присоединения сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если: - максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций; - сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями; - для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.

Из буквального содержания первых двух оснований для обращения нижестоящей сетевой организации в вышестоящую сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение прямо следует, что в данных случаях у нижестоящей сетевой организации уже имеется либо возникает (на основании заключенных договоров) фактическое превышение значения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, над значением максимальной мощности, согласованной с вышестоящей (смежной) сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций.

Третье из перечисленных в пункте 41 Правил технологического присоединения основание для обращения нижестоящей сетевой организации в вышестоящую сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение, является прямым указанием на случай отсутствия технической возможности технологического присоединения как заявителя к нижестоящей сетевой организации, так и нижестоящей сетевой организации к вышестоящей сетевой организации, предусмотренный подпунктом «в» пункта 28 Правил технологического присоединения.

В виду безрезультатного взаимодействия двух смежных организаций, возникают основания на получение неоправданной имущественной выгоды как у ООО «СЗЭСК», так и у конечного потребителя, поскольку действия ОАО «РЖД» вступают в конфликт с нормами Правил присоединения, Закона об электроэнергетики, а также обладают признаками злоупотребления субъективным правом.

Изложенное выше также применимо и к последующим правоотношениям, возникшим в результате принятия в работу ОАО «РЖД» заявки ООО «СЗЭСК», с ПАО «Россети Ленэнерго».

ОАО «РЖД» в рамках рассмотрения антимонопольного дела
№ 047/01/10-17/2020 не представлено доказательств экономического (или иного) обоснования осуществления технологического присоединения в целях увеличения мощности путем реализации мероприятий именно таким образом, как указано в заявке от 30.01.2018 № 18-3662 ОАО «РЖД», направленной в адрес ПАО «Россети Ленэнерго».

Напротив, совокупность представленных доказательств, а также экономическое обоснование нецелесообразности реализации предложенного ОАО «РЖД» проекта, представленное в Таблице № 1, подтверждает направленное на причинение вреда и (или) ущемление прав других участников рынка поведение.

В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, перед другими лицами, участвующих в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

В пункте 55 Постановления Верховного Суда РФ от 04.03.2020 № 2
О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольго законодательства указано, что ввиду того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление антимонопольного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения антимонопольным органом.

Направленность действий ОАО «РЖД», а также осознанное злоупотребление своим положением на рынке оказания услуг технологического присоединения подтверждается направлением заявления в Ленинградское УФАС России, а также обращением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56-85179/2019) с иском о понуждении ПАО «Россети Ленэнерго» о понуждении к заключению договора на технологическое присоединением именно по тем условиям, которые могут причинить вред иным участникам рынка.

Комиссия Ленинградского УФАС России отмечает, что такое поведение
ОАО «РЖД» противоречит установленным правилам и принципам обращения товара в границах исследуемого товарного рынка, и именно наличие доминирующего положения, при изложенных фактических обстоятельствах дела, позволяет
ОАО «РЖД» получить необоснованное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащее нормам Правил присоединения, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

         При применении положений законодательства о защите конкуренции необходимо исходить из обусловленных статьями 8, 34 - 35 Конституции Российской Федерации целей антимонопольного регулирования - создания конкурентной среды и развития конкуренции, основанных на базовых конституционных принципах, а именно - обеспечения единства экономического пространства, свободы экономической деятельности.

         Для квалификации действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение как злоупотребление, антимонопольному органу необходимо установить наличие всех элементов состава антимонопольного нарушения, в частности, цели и мотив, выражающихся в направленности поведения хозяйствующего субъекта на получение сверхприбыли или иной необоснованной выгоды посредством использования принадлежащей ему рыночной власти, в применении негативных экономических практик, а также наличия или угрозы наступления конкретных негативных последствий для потребителей, экономики и конкуренции.

         Наличие у ОАО «РЖД» статуса сетевой организации, субъекта естественной монополии, доминирующего на товарном рынке хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по передаче электроэнергии на возмездной основе, свидетельствуют о наличии товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Квалификация же действий ОАО «РЖД» как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции основано на имеющихся доказательствах, а также в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства.

         В связи с вышеизложенным, рассмотрев все материалы дела и дав им надлежащую правовую оценку, комиссия Ленинградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1.   Признать в действиях ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ул. Басманная Нов., д. 2, Москва, 101000) нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании препятствий осуществления деятельности хозяйствующих субъектов, на рынке оказаний услуг в сфере технологического присоединения

2.   Предписание не выдавать.

3.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
ОАО «РЖД» и его должностных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны