Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению... от 8 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Форест лэнд»

           

Организатор торгов:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

 

Оператор электронной торговой

площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

№ 047/10/18.1-3907/2023

 

05 декабря 2023 года                                                                                  г. Санкт-Петербург

 

Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа от 30.11.2023 № 418/23 по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

в присутствии на заседании Комиссии 05.12.2023 посредством видеоконференцсвязи представителей сторон по доверенностям:

от Заявителя – ООО «Форест лэнд» (далее – Заявитель):

от Организатора торгов – Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Организатор торгов, Комитет):

рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Форест лэнд» (вх. № 14000-ЭП/23 от 28.11.2023) на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерское лесничество, Сосновское участковое лесничество, квартал 74 части выделов 10, 17, площадью 0,91 га, кадастровый номер: 47:03:1207001:5896 (изв. № 22000090560000000027 лот № 7) (далее – аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении аукциона.

Уведомлением от 28.11.2023 № АВ/11677/23 Ленинградским УФАС России жалоба Заявителя принята к рассмотрению.                              

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Проанализировав представленные к моменту заседания Комиссии документы и информацию, ознакомившись с доводами жалобы Заявителя, письменным отзывом Организатора торгов по доводам жалобы, выслушав правовую позицию представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

29.06.2023 на официальном сайте http://torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано извещение № 22000090560000000027, лот № 7 (далее – извещение) о проведении аукциона.

Комиссией установлено, что информация о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений размещается в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ).

Заявитель приводит доводы о том, что Организатором торгов в аукционной документации установлены излишние требования к заявке на участие в аукционе.

Согласно пункту 9 части 15 статьи 78 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

Комиссия установила, что к извещению приложены форма заявки и инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее – инструкция).

В инструкции содержатся в том числе следующие положения:

«В заявке должны присутствовать: подпись, должность (при наличии) и расшифровка подписи (ФИО подписанта), дата заполнения заявки.

Заявка должна содержать сквозную нумерацию листов, заверена оригиналом подписи заявителя и печатью (печать при наличии) на каждом листе с указанием должности, расшифровки ФИО и даты заполнения, содержать указание на количество листов. Заявитель заверяет каждый лист прилагаемых документов в составе заявки в соответствии с нормами действующего законодательства, нумерует приложения и указывает в заявке количество и краткое наименование прилагаемых документов.

Заявка на участие в аукционе и приложения к ней формируются на бумажном носителе, преобразуются в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов, заверяются электронной подписью заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя».

В силу части 1 статьи 80 ЛК РФ аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 80 ЛК РФ в случае проведения аукциона в электронной форме информация о проведении аукциона подлежит размещению организатором аукциона на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проведения торгов в электронной форме (далее - электронная площадка) одновременно с размещением на официальном сайте торгов.

В соответствии с частью 6 статьи 80 ЛК РФ проведение аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия установила, что аукцион проводился в электронной форме посредством электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор).

Согласно пункту 10.1.1 регламента универсальной торговой площадки (далее – УТП) АО «Сбербанк-АСТ» от 21.04.2023 (далее – Регламент) все документы и сведения, связанные с получением регистрации на УТП и проведением закупок/продаж, направляются Заявителями, Пользователями, Оператором либо размещаются ими на УТП в форме электронных документов.

В силу пункта 10.2.1 Регламента для организации электронного документооборота Заявитель и Пользователь должны установить необходимые аппаратные средства, лицензионное клиентское программное и информационное обеспечение и получить сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи (СКП УКЭП) в аккредитованном в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Согласно пункту 10.2.3 Регламента электронный документ, подписанный электронной подписью, имеет равную юридическую силу с подписанным документом на бумажном носителе и влечет аналогичные правовые последствия. Электронная подпись в электронных документах, сформированная владельцем сертификата ключа подписи, является равнозначной собственноручной подписи владельца сертификата ключа проверки электронной подписи и оттиску печати Пользователя системы при выполнении условий, определенных Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Также Комиссией установлено, что согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи), информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Частью 4 статьи 6 Закона об электронной подписи установлено, что одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.

Следовательно, заявка на участие в аукционе, а также документы, поданные в составе электронной заявки на участие в аукционе, подписанной квалифицированной электронно-цифровой подписью, являются подписанными квалифицированной электронно-цифровой подписью, что равнозначно собственноручной подписи.

При проведении электронного аукциона утеря документов или их страниц из электронной заявки невозможна, в связи с чем требование о наличии в заявке сквозной нумерации, подписи и заверения каждой страницы документа излишни. Кроме того, в составе заявки участник направляет несколько документов, находящихся в разных файлах, в связи с чем их сквозная нумерация не может способствовать эффективному заполнению и рассмотрению заявки. Каким образом оригинал подписи заявителя и наличие печати на каждом листе с указанием должности, расшифровки ФИО и даты заполнения способствуют рассмотрению электронной заявки и проведению торгов, какова их необходимость Организатор торгов не пояснил.

В связи с изложенным требование о необходимости формирования заявки и приложений на бумажном носителе, установленное в инструкции, также не соответствует способу проведения торгов, определенному в соответствии с действующим законодательством.

Установлено, что ранее комиссией Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров рассмотрена жалоба ИП Ч. (вх. № 9798-ЭП/23 от 17.08.2023) на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона по аналогичным доводам. По результатам рассмотрения жалобы (дело № 047/10/18.1-2420/2023) Комиссией принято решение № АВ/8116/23 от 05.09.2023 о признании в действиях Комитета нарушения пункта 9 части 15 статьи 78, части 18 статьи 78 ЛК РФ, выдано предписание № АВ/8117/23 от 05.09.2023 об устранении допущенных нарушений путем отмены всех протоколов, внесения изменений в извещение, документацию о проведении аукциона в соответствии с решением Комиссии по делу № 047/10/18.1-2420/2023.

В связи с неисполнением указанного предписания, а именно в связи с невнесением изменений в извещение и документацию об аукционе (аукцион проведен повторно в соответствии с предыдущей редакцией документации 17.11.2023 на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ», какие-либо сведения о повторном проведении процедуры на сайте www.torgi.gov размещены не были), в адрес Комитета уполномоченным должностным лицом Ленинградского УФАС России вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/19.5-3901/2023 № АВ/12036/23 от 05.12.2023, Организатор торгов привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Таким образом, Комиссией установлено, что Организатором торгов не были устранены нарушения, выявленные Комиссией в действиях Комитета при размещении документации об аукционе при рассмотрении дела № 047/10/18.1-2420/2023.

Аукцион проведен 17.11.2023 в соответствии с прежней редакцией документации, извещения. Согласно доводам Организатора торгов, Комитетом при повторном проведении процедуры были учтены выводы Комиссии, изложенные в решении по делу № 047/10/18.1-2420/2023, излишние требования к заявкам не применялись, что было указано в опубликованном ответе на запрос разъяснений документации. Однако Организатором торгов не учтено, что, во-первых, разъяснения документации не могут менять суть документации, в том числе включая или исключая из нее какие-либо положения, во-вторых, потенциальные участники не осведомлены о каких-либо намерениях Организатора торгов применять или не применять те или иные положения размещенной действующей документации об аукционе. В связи с наличием излишних требований к заявке потенциальные участники могли отказаться от участия в аукционе, в то время как целью проведения торгов являются определение наибольшего круга участников торгов и продажа предмета торгов по установленной в процессе торгов наивысшей цене.

Кроме того, Комиссия установила, что в инструкции содержится следующее положение:

«Несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным статьей 78 Лесного Кодекса Российской Федерации и приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного и муниципального имущества», является основанием отказа в допуске к участию в аукционе».

Однако Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом от 10.02.2010 № 67 (далее – Приказ № 67), установлены в продолжение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что прямо следует из преамбулы Приказа № 67. При этом в силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Таким образом, Приказ № 67 не устанавливает порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка. Нарушение указанного акта не может являться основанием отказа в допуске к участию в аукционе. Более того, на момент проведения повторных торгов Приказ № 67 утратил силу.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Организатора торгов, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях Организатора торгов усматривается нарушение порядка проведения аукциона, а именно пункта 9 части 15 статьи 78 ЛК РФ.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Форест лэнд» (вх. № 14000-ЭП/23 от 28.11.2023) на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, площадью 0,91 га, местоположение: Ленинградская область, Приозерское лесничество, Сосновское участковое лесничество, квартал 74 части выделов 10, 17, кадастровый номер 47:03:1207001:5896 (далее – лесной участок), вид использования лесов – ведение сельского хозяйства (пчеловодство) (изв. № 22000090560000000027, лот № 7) обоснованной;

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 9 части 15 статьи 78 ЛК РФ;

3. Выдать Организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны