Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению ... от 1 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаявитель:
Королев О.В.
Организатор торгов:
ООО «Центральный блок»
Оператор электронной площадки:
ООО «Ната»
РЕШЕНИЕ
Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
№ 047/10/18.1-2408/2022
29 августа 2022 года г. Санкт-Петербург
Комиссия Ленинградского УФАС России (далее – Комиссия) на основании Приказа от 29.08.2022 № 20/22 по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
В присутствии на заседаниях Комиссии 22.08.2022, 29.08.2022 представителей сторон по доверенностям:
от Организатора торгов – ООО «Центральный блок» (далее – Организатор торгов): ,
в отсутствие представителя Заявителя – (далее – Заявитель), извещенного о дате и месте заседания надлежащим образом,
в отсутствие представителя оператора электронной площадки – ООО «Ната» (далее – Оператор электронной площадки), извещенного о дате и месте заседания надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Королева О.В. (вх. № 522-ЭП/22, 532-ЭП/22 от 11.08.2022) на действия оператора электронной площадки – ООО «Ната» (далее – Оператор электронной площадки) при проведении аукционов на право заключения договоров купли-продажи автомобиля Лада Веста, 2018 г.в., VIN XTAGFK110JY175978, автомобиля Хундай Соларис, 2018 г.в., VIN Z94K241CBKR081667, автомобиля Киа Рио, 2016 г.в., VIN Z94CB41BBHR431769 (изв. № 260622/31125613/01, лоты № 1, 8, 9),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Королева О.В. (вх. № 522-ЭП/22, 532-ЭП/22 от 11.08.2022) на действия оператора электронной площадки – ООО «Ната» (далее – Оператор электронной площадки) при проведении аукционов на право заключения договоров купли-продажи автомобиля Лада Веста, 2018 г.в., VIN XTAGFK110JY175978, автомобиля Хундай Соларис, 2018 г.в., VIN Z94K241CBKR081667, автомобиля Киа Рио, 2016 г.в., VIN Z94CB41BBHR431769 (изв. № 260622/31125613/01, лоты № 1, 8, 9) (далее – аукцион).
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции».
По мнению Заявителя, действия Оператора электронной торговой площадки при исполнении им обязанностей, связанных с функционированием электронной площадки на сайте Оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://1000tenders.ru/ (далее – сайт Оператора) привели к отклонению заявки Заявителя на участие в аукционе.
Уведомлением № 152/22 от 16.08.2022 Ленинградским УФАС России жалоба Королева О.В. принята к рассмотрению.
Уведомлением № 275/22 от 22.08.2022 Ленинградским УФАС России продлен срок принятия решения по жалобе Королева О.В.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Проанализировав представленные к моменту заседания Комиссии документы и информацию, ознакомившись с доводами жалобы Заявителя, письменным отзывом Организатора торгов, письменным отзывом Оператора электронной торговой площадки по доводам жалобы, выслушав правовую позицию представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.06.2022 Организатором торгов на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение № 260622/31125613/01 о проведении аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Закона об исполнительном производстве).
Комиссией также установлено, что статьи 89, 90 Закона об исполнительном производстве определяют правила продажи имущества должника на торгах.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что заявка на участие в аукционе была отклонена Организатором торгов в связи с отсутствием в приложенных документах копии паспорта Заявителя, что, по его мнению, является техническим сбоем.
Представитель Организатора торгов пояснил, что аукцион организован и проведен в соответствии с нормами действующего законодательства.
Комиссия установила, что, согласно извещению о проведении аукциона, установлен следующий порядок представления заявки на участие в аукционе:
«К торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу https://rustorg.online/, предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные электронно-цифровой подписью (далее-ЭЦП) с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа): 1. Заявку на участие в торгах по установленной форме. 2. Платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее внесение претендентом задатка. 3.Надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, если заявка подается представителем претендента. 4. Сведения, указанные в опросном листе. Для юридических лиц:1. учредительные документы и свидетельство о государственной регистрации, бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; 2. документы, подтверждающие полномочия органов управления претендента (выписки из протоколов, копии приказов), доверенность на имя представителя, имеющего право действовать от имени Претендента; 3.письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и действующим законодательством, либо документ (справку), подтверждающий, что данная сделка не является крупной для претендента; 4.выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса для юридических лиц – нерезидентов РФ. Для физических лиц (в том числе и представители): 1. паспорт (все страницы, включая обложку) или заменяющей его документ. 2. свидетельство о присвоении ИНН. Для индивидуальных предпринимателей: 1. документы по списку для физических лиц; 2. копия свидетельства о внесении физического лица в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; 3. декларация о доходах на последнюю отчётную дату. Физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе и представители) дополнительно предоставляют:1. документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории РФ, в том числе миграционную карту. Документы, предоставляемые иностранным гражданином, и лицом без гражданства должны быть легализованы, документы, составленные на иностранном языке должны сопровождаться их нотариально заверенным переводом на русский язык».
Также в извещении установлены следующие основания для отказа в приеме и регистрации заявки на участие в торгах и в допуске к участию в торгах: подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов с нарушением срока, установленного в информационном сообщении; подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением; заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в информационном сообщении.
Таким образом, Комиссией установлено, что отсутствие паспорта в приложенных документах к заявке на участие в аукционе является основанием для отказа в приеме заявки на участие в аукционе.
Изучив представленные доказательства, Комиссия отмечает, что представленные Заявителем скриншоты заявки на участие в торгах не являются надлежащими доказательствами, поскольку не представляется возможным определить нарушение Оператором электронной площадки требований, установленных действующим законодательством РФ.
При этом, в соответствии со статьями 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, нотариус осуществляет процедуру обеспечения доказательств.
Основанием необходимости совершения нотариальных действий является снижение вероятности представления недостоверных или незаконных доказательств. В свою очередь Заявителем не представлены заверенные в установленном законодательством порядке доказательства.
Вместе с тем ввиду ограниченности сроков на рассмотрение жалобы (максимальное количество рабочих дней для рассмотрения жалобы в соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции составляет 14 дней) Комиссия лишена возможности направления соответствующих запросов в организации, специализирующихся на проверке приложенных к жалобе скриншотов.
Также ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не предусматривает возможности привлечения Комиссией экспертов, специалистов для участия в рассмотрении жалобы с целью проведения экспертиз.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель надлежащих материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия не находит оснований признания Оператора электронной площадки нарушившим требования, установленные действующим законодательством РФ.
Дополнительно Комиссией установлено следующее.
Приложением к извещению о проведении аукциона является опросный лист – «Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов — физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей – физических лиц и бенефициарных владельцев», а также «Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов – юридических лиц, выгодоприобретателей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Данная форма опросного листа содержит следующий перечень сведений, которые необходимо представить физическому лицу – участнику аукциона:
1 |
Фамилия, имя и отчество (при наличии). |
|
2 |
Дата и место рождения. |
|
3
|
Гражданство. |
|
4 |
Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (если имеется) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется). |
|
5 |
Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации. (Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.) |
|
6 |
Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания), в случае если наличие указанных данных предусмотрено законодательством Российской Федерации. (Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.) |
|
7 |
Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания |
|
8 |
Идентификационный номер налогоплательщика (если имеется). |
|
9 |
Номера телефонов и факсов (если имеются). |
|
10 |
Иная контактная информация (если имеется). |
|
11 |
Принадлежность клиента к группе лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 ФЗ-115 от 07.08.2001г., (иностранные публичные должностные лица, должностные лица публичных международных организаций, а также лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации). |
|
12 |
Степень родства либо статус (супруг или супруга) клиента по отношению к лицу, указанному в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 ФЗ-115 от 07.08.2001г. |
|
13 |
Принадлежность клиента к группе лиц, указанных в п.5 ст. 449.1 Гражданского кодекса Российской федерации |
|
14 |
Наименование и реквизиты документа, подтверждающего наличие у лица полномочий представителя клиента |
|
Комиссией установлено, что в соответствии с требованиями извещения о проведении аукциона в заявке на участие в аукционе необходимо представить сведения, указанные в опросном листе.
При этом извещение не содержит порядка заполнения опросного листа, каких-либо требований к его заполнению. В том числе в извещении не указано, каким образом участник аукциона должен отразить в опросном листе информацию о том, что какие-либо сведения из опросного листа у него отсутствуют.
Кроме того, документ, содержащий форму опросного листа, также содержит раздел 3 «Сведения (документы), получаемые в целях идентификации индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым представляются:
«3.1. Сведения, предусмотренные приложением 1 к настоящему Положению.
3.2. Сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года), место регистрации.
3.3. Сведения (документы), предусмотренные подпунктами 2.4 — 2.6 пункта 2 настоящего приложения.
3.4. Почтовый адрес».
В данном разделе Организатор торгов указывает на требования, установленные в «настоящем Положении» и «настоящем приложении», при этом в извещении не содержится указаний на то, что опросный лист является «Положением» или «приложением».
Также Комиссией установлено, что по итогам аукциона были заключены договоры купли- продажи – от 08.08.2022 № 46/А (Киа Рио, 2016 г.в., VIN Z94CB41BBHR431769), от 08.08.2022 № 44/А (Лада Веста, 2018 г.в., VIN XTAGFK110JY175978), от 08.08.2022 № 45/А (Хундай Соларис, 2018 г.в., VIN Z94K241CBKR081667) (далее – договоры купли-продажи).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение требований пункта 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве, пункта 2 статьи 448 ГК РФ Организатором торгов в извещении не установлены правила заполнения опросного листа.
Изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Организатора торгов усматриваются нарушения порядка организации и проведения торгов.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Королева О.В. (вх. № 522-ЭП/22, 532-ЭП/22 от 11.08.2022) на действия оператора электронной площадки – ООО «Ната» (далее – Оператор электронной площадки) при проведении аукционов на право заключения договоров купли-продажи автомобиля Лада Веста, 2018 г.в., VIN XTAGFK110JY175978, автомобиля Хундай Соларис, 2018 г.в., VIN Z94K241CBKR081667, автомобиля Киа Рио, 2016 г.в., VIN Z94CB41BBHR431769 (изв. № 260622/31125613/01, лоты № 1, 8, 9) – необоснованной;
2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве, пункта 2 статьи 448 ГК РФ;
3. Не выдавать Организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку на момент рассмотрения жалобы по итогам проведения аукциона были заключены договоры купли-продажи;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.