Решение по жалобе б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ПромТех» от 26 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказным письмом с уведомлением
Заказчик:
ОАО «Объединенные электротехнические заводы» – филиал СЗПК ОАО «ЭЛТЕЗА»
188302, Ленинградская область г. Гатчина, ул. Матвеева, д.48.
yua.peshehonova@elteza.ru
Заявитель:
ООО «ПромТех»
194291, г. Санкт-Петербург, ул. Кустодиева, д.16,
корп. 1, лит. А, пом. 15-Н
spblissn@yandex.ru
РЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ПромТех»
Резолютивная часть решения оглашена: 25.08.2020 Санкт-Петербург
Решение изготовлено в полном объеме: 26.08.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия) на основании Приказа от 18.08.2020 № 333 в составе:
<...>
в присутствии представителей ОАО «Объединенные электротехнические заводы» – филиал СЗПК ОАО «ЭЛТЕЗА» <...> (доверенность № 30820 от 19.08.2020 г.), <...>(доверенность № 30820 от 19.08.2020 г.), в отсутствии представителей ООО «ПромТех» (уведомлены о месте и времени рассмотрения надлежащим образом),
рассмотрев, в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ПромТех» на действия ОАО «Объединенные электротехнические заводы» – филиал СЗПК ОАО «ЭЛТЕЗА»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба ООО «ПромТех» (далее – Заявитель) (вх. № 10407 от 17.08.2020) на действия ОАО «Объединенные электротехнические заводы» – филиал СЗПК ОАО «ЭЛТЕЗА» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого вправе быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства
№ 854/ОАЭ-ОАО «ЭЛТЕЗА»/СЗПК/2020/СД, на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению деталей по чертежам (извещение
№ 32009322231).
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при рассмотрении заявки Заявителя, а именно:
- Заказчиком была неправомерно отклонена заявка ООО «ПромТех» на участие в процедуре по следующему основанию: «Участник № 2 на основании пункта 3.7.3.4. документации о закупке в связи с несоответствием технического предложения требованиям технического задания, установленным в разделе «Технические и функциональные характеристики работы» (Приложение № 1.1 к документации о закупке), а именно в приложении №1 к техническому предложению по позициям № 1, 2, 5, 9 указаны нормы отходов давальческого материала выше предельно допустимых норм отходов давальческого материала, установленных в Приложении № 1 к Техническому заданию».
- Требования, установленные Заказчиком в соответствии с техническим заданием, являются ошибочными. В силу геометрии и габаритов деталей на указанный размер листа невозможно разложить большее количество заготовок.
На основании изложенного, Заявитель просит:
1. Рассмотреть настоящую жалобу в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Провести проверку в отношении Заказчика по факту нарушения антимонопольных требований к торгам и нарушений закона о конкуренции.
3. Выдать предписание Заказчику об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 854/ОАЭ-ОАО «ЭЛТЕЗА»/СЗПК/2020/СД/1 от 10.08.2020.
4. Провести внеплановую проверку для извещения № 32009322231.
Заказчик считает представленные доводы Заявителя необоснованными. В защиту своей позиции Заказчик приводит следующее:
- Реализуя принцип, установленный в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предусматривающий проведение закупок с учетом необходимости экономически эффективного расходования денежных средств, Заказчик устанавливает в документации перечень давальческих материалов с указанием предельно допустимых норм отходов давальческого материала от массы листа. приведенных в Приложении № 1 к Техническому заданию, являющемуся Приложением № 1.1 к Документации. То есть, при выполнении победителем работ. Заказчику необходим не только сам факт выполнения работ, но и их выполнение с учетом экономии материалов Заказчика.
В соответствии с подразделом «Технические и функциональные характеристики работы» раздела 2 «Требования к работам» Технического задания, являющегося Приложением № 1.1 к Документации, Исполнитель использует давальческий материал согласно утвержденным нормам расхода материала и раскроенных листов листового металла. Нормы расходов и раскроечные листы Исполнитель предоставляет на этапе подачи заявки при организации процедуры закупки по форме приложения № 1 к техническому предложению.
Таким образом, Заказчиком предельно ясно изложено требование о том, что при формировании технического предложения должны быть выполнены требования технического задания Документации об использовании давальческого материала с соблюдением предельных норм отходов давальческого материала и предоставлением раскроечных листов, на которых была бы представлена такая схема расположения лекал, которая позволяет изготовить детали с учетом заявленных норм расхода давальческого сырья.
Установление данного требования обеспечивает защиту интересов Заказчика от недобросовестного поведения Исполнителей, необоснованного перерасхода давальческих материалов, и распространяется на всех участников Закупки. Таким образом, принципы закупки товаров, работ и услуг, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, Заказчиком не нарушены, в то же время обеспечено создание условий для удовлетворения потребностей Заказчика в работах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что является одной из целей Закона о закупках. Также, устанавливая подобное требование.
Заказчик не нарушает и принцип, установленный п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и отраженный в пп. 4 п. 33 Положения о закупке, а именно допуск к участию в Закупке не ограничен установлением неизмеримых требований. Требование об использовании давальческих материалов с соблюдением норм расхода сформулировано с учетом принципов бережливого производства и экономии средств и материалов, предоставленных Заказчиком. Подобная цель закупки как экономия соответствует основным принципам Закона о закупках, и включение подобного требования в состав Технического задания дополнительному обоснованию не подлежит.
В Приложении № 1.3 к аукционной документации Заказчик приводит форму технического предложения Участника, приложением к которому является форма для заполнения сведений о предлагаемых Участником нормах расхода давальческого материала. В составе формы указано «В составе норм расхода давальческого материала необходимо приложить раскроечные чертежи на детали».
Таким образом, Заказчик полно и точно обозначил требования и порядок (правила) к заполнению Технического предложения. Участникам в составе закупочной документации дважды разъяснена необходимость приложения к заявке дополнительных документов - раскроечных листов (в виде общего требования и в составе формы Технического предложения).
Установление требования по предоставлению Участником в составе Технического предложения предлагаемых норм расхода давальческого материала и раскроечных листов (чертежей) имеет целью, во-первых, проверку соответствия предлагаемых Участником норм расхода предельным нормам расхода давальческого материала, а во-вторых, обеспечение возможности сопоставления Комиссией, принимающей решения, связанные с Закупкой, сведений, указанных в таблице «Норма расхода давальческого сырья» формы Технического предложения со схемой раскроя деталей, на выполнение которого могут быть запрограммированы технические средства Участника.
Таким образом, Участник при подготовке заявки и приложений к ней для участия в Закупке будет иметь возможность самостоятельно определить собственную готовность к участию в Закупке на условиях, установленных Заказчиком в документации.
- Техническое предложение, представленное Участником в составе первой части аукционной заявки и содержащим в себе нормы отходов давальческого материала выше предельно допустимых норм отходов, явилось основанием для недопущения Участника к участию в аукционе на основании пункта 3.7.3.4. документации о закупке в связи с несоответствием технического предложения требованиям технического задания, установленным в разделе «Технические и функциональные характеристики работы» (Приложение № 1.1 к Документации).
Кроме того, при рассмотрении представленного Участником раскроечного чертежа 15_1 деталей Опора 36131-107-06 и Держатель 36131-107-05 (позиции № 1, 2 перечня деталей, по которым превышение норм отходов наиболее значительно) очевидно, что Участником не приложены усилия для подбора вариантов наиболее рационального расположения деталей на листе; использован самый простой вариант раскладки, при котором большая часть давальческого материала идет в отход. Участник, делая подобное заявление, показывает себя как лицо, не имеющее опыта выполнения соответствующих работ и неспособное привлечь третьих лиц, обладающих необходимым опытом в случае своей победы для надлежащего выполнения работ.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает доводы Заявителя необоснованными, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев представленные материалы, доводы жалобы, заслушав правовую позицию и пояснения представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 Документации о закупке Заказчиком определена форма размещения данной закупки в виде открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 854/ОАЭ-ОАО «ЭЛТЕЗА»/СЗПК/2020/СД (далее – Аукцион).
Согласно п. 18 ст. 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину. В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Таким образом, при проведении торгов в указанной форме, первично оценивается соответствие заявок и технических предложений участников, подавших заявки на участие в закупке требованиям такой закупки, вторично оцениваются их ценовое предложение и документы, подтверждающие благонадежность Участника.
Согласно абз. а) пп. 2 п. 84 Положения о закупке устанавливается, что требования к закупаемым работам должны быть однозначно сформулированы в случае, если в качестве способа проведения закупки выбран способ «открытый аукцион».
Требование об использовании давальческого материала с соблюдением предельных норм расхода сформулировано однозначно в разделе 2 Технического задания, представленного Заказчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1. информационная открытость закупки;
2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Комиссией выявлено, что установленное Заказчиком требование технического задания Документации об использовании давальческого материала с соблюдением предельных норм отходов давальческого материала и предоставлением раскроечных листов, на которых была бы представлена такая схема расположения лекал, которая позволяет изготовить детали с учетом заявленных норм расхода давальческого сырья является измеряемым, предъявлялось ко всем без исключения возможным участникам закупки, следовательно, не ограничивает круг потенциальных участников закупки и не противоречит целям Закона о закупках.
Заявитель в составе первой части аукционной заявки представил Техническое предложение, в составе которого в таблице «Нормы расхода давальческого материала» в столбце «Норма отходов давальческого материала, %» по позициям № 1, 2, 5 ,9 указал нормы отходов давальческого материала выше предельно допустимых норм отходов, установленных в Приложении
№ 1 к Техническому заданию Документации, а именно:
1) по позиции № 1 при предельной норме 39,1% предложена норма 48,3% (превышение предельного значения параметра составило 9,2%);
2) по позиции № 2 при предельной норме 39,1% предложена норма 48,3% (превышение предельного значения параметра составило 9,2%);
3) по позиции № 5 при предельной норме 15,3% предложена норма 15,7% (превышение предельного значения параметра составило 0,4%);
4) по позиции № 9 при предельной норме 32,7% предложена норма 34,1% (превышение предельного значения параметра составило 1,4%).
Указанное нарушение требований Документации послужило основанием для недопущения Участника к участию в аукционе на основании пункта 3.7.3.4. документации о закупке в связи с несоответствием технического предложения требованиям технического задания, установленным в разделе «Технические и функциональные характеристики работы» (Приложение № 1.1 к Документации).
Кроме того, единственным доводом Заявителя о неправомерности его отклонения является то, что при детальном анализе параметров изготавливаемых изделий и параметров давальческого сырья, была установлена невозможность формирования раскроечных листов, по которым возможно изготовить детали без нарушения предельной допустимой нормы расхода давальческого сырья.
Однако, в подтверждение данного довода Заявителем не представлено каких-либо расчетов, графических изображений, позволяющих Ленинградскому УФАС России сделать вывод о правомерности и обоснованности отклонения заявки со стороны Заказчика.
Кроме того, согласно Протоколу № 854/ОАЭ-ОАО «ЭЛТЕЗА»/СЗПК/2020/СД/1 рассмотрения первых частей заявок, поступивших для участия в открытом аукционе в электронной форме, установлено, что соответствуют требованиям технического задания документации о закупке заявки 4 участников, представивших надлежащим образом оформленное техническое предложение.
Таким образом, доводы Заявителя о неправомерности отклонения Заказчиком заявки на участие в процедуре по следующему основанию: «Участник № 2 на основании пункта 3.7.3.4. документации о закупке в связи с несоответствием технического предложения требованиям технического задания, установленным в разделе «Технические и функциональные характеристики работы» (Приложение № 1.1 к документации о закупке), а именно в приложении №1 к техническому предложению по позициям № 1, 2, 5, 9 указаны нормы отходов давальческого материала выше предельно допустимых норм отходов давальческого материала, установленных в Приложении № 1 к Техническому заданию», а также о невозможности разложить на указанный размер листа большее количество заготовок в силу геометрии и габаритов деталей являются бездоказательными и основаны на личном мнении и опыте участника, который не позволяет ему выполнить работу с нужными для Заказчика параметрами.
Руководствуясь частью 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 от 26.07.2006 № 135-ФЗ Федерального закона «О защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ПромТех» на действия ОАО «Объединенные электротехнические заводы» – филиал СЗПК ОАО «ЭЛТЕЗА» (извещение № 32009322231) необоснованной.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.