Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 047/01/15-19/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬ... от 27 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказным письмом с уведомлением

 

В адрес организаций по списку

(список прилагается)

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 047/01/15-19/2019

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

27 октября 2020 года                                                                                           Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

<...>

 

 

рассмотрев дело № 047/01/15-19/2019 по признакам нарушения Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в наделении муниципального унитарного предприятия «Ритуал» функциями, относящимися к функциям органов местного самоуправления,

в отсутствии представителя Администрации, уведомленного надлежащим образом,

в отсутствии представителя ООО «Ритуал-Сервис», уведомленного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ритуал- Сервис» (вх. № 4792 от 06.06.2019) с жалобой на действия (бездействия) Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» города Волхов (далее - МУП «Ритуал», Предприятие), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, к вопросам местного значения органа местного самоуправления относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14 Закон о местном самоуправлении).

При этом, из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона о местном самоуправлении следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, при этом полномочия органа местного самоуправления осуществляются ими также самостоятельно.

Постановлением Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 09.02.2016 № 280 (далее - Постановление № 280)
МУП «Ритуал» наделен статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, с целью организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения Волховского муниципального района Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996
№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) и пунктом 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» Единая специализированная служба наделяется из местного бюджета возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания гарантированного перечня услуг по погребению, который включает в себя:

- оформление документов, необходимых для погребения умершего;

- предоставление простейшего гроба (без внешней обшивки, с подстилкой из стружек, покрытых простейшей тканью), доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

 - перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

 - погребение (рытье могилы и захоронение).

В статье 3 Закона о погребении понятие «погребение» определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 9 Закона о погребении в гарантированный перечень услуг по погребению входит:

  1. Оформление документов, необходимых для погребения;
  2. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  3. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  4. Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). 

Таким образом, Закон о погребении возлагает на специализированную организацию обязанности выполнения определенных видов работ, поименованных в части 1 статьи 9 Закона о погребении.

Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы. Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

В соответствии со статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Администрацией издано Постановление от 25.12.2015 № 2936 «Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области» (далее - Постановление № 2936).

Предприятию как специализированной службе переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению.

К функциям Предприятия Приложением № 2 к Постановлению № 2936, в том числе, отнесены:

-         пункт 2.2, 2.3 определение места захоронения с учетом возможности исполнения волеизъявления;

-         пункт 2.5, 2.6 оформление и выдача согласования осуществления иным лицом на осуществление захоронения;

-         пункт 5.1, 5.2 согласование всех работ на общественном кладбище, связанных с установкой надмогильных сооружений и оград;

-         пункт 5.6 осмотр памятника, материалов и инструментов, необходимых на выполнение работ; 

-         5.10 обязательная регистрация установки памятников и иных надгробных сооружений;

-         5.14 согласование демонтажа старых надмогильных сооружений;

Закон о погребении не предоставляет полномочий специализированным организациям по согласованию осуществления захоронений и на выполнение иных работ, осмотра ввозимых материалов на кладбище, и иных функций, носящих контрольно-распорядительный характер.

Законом о погребении установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.

В этой связи, закрепленные Приложением № 2 к Постановлению № 2936 функции, являющиеся элементами организации работы кладбища, то есть контрольно-распорядительной функцией, в силу статьи 18 Закона о погребении относятся к компетенции органов местного самоуправления.

По смыслу приведенных положений Закона о погребении, Закона о местном самоуправлении и Закона о защите конкуренции при наличии конкурентного рынка и хозяйствующих субъектов в равной мере способных предлагать товары, выполнять работы, оказывать услуги, в которых заинтересовано публично-правовое образование (в данном случае в лице администрации), наделение хозяйствующего субъекта статусом специализированной организации может быть обусловлено возложением на него лишь услуг по погребению умерших. В таких условиях (в отношении иных отмеченных управлением услуг) надлежит развивать конкурентные механизмы (путем, в частности, осуществления соответствующих закупок при наличии муниципальной нужды), позволяющие как эффективно расходовать бюджетные средства, так и обеспечивать соответствующее качество услуг.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции монополистической деятельностью признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ па этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Закона о защите конкуренции).

Под товаром в целях применения Закона о защите конкуренции понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Предоставление МУП «Ритуал» права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений, и передача ему в пользование земель кладбищ, обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях). Наступление конкретных негативных последствий для состояния конкуренции на указанном рынке подтверждается поступившими в Ленинградское У ФАС России заявлением ООО «Ритуал-Сервис». 

Согласно доводам, изложенным в заявлении деятельность по оказанию услуг в сфере похоронного дела осуществляет МУП «Ритуал» и аффилированные с ними лица, в том числе Индивидуальный предприниматель Максимов Михаил Олегович.

Ленинградским У ФАС России направлен запрос в адрес МУП «Ритуал» с целью получения дополнительной информации.

В соответствии с представленными документам, в списке сотрудников на должности рабочего ритуальных услуг числится Максимов Олег Борисович.

Ленинградским УФ АС России получена информация от Управления записи актов гражданского состояния Ленинградской области, в соответствии с которой Максимов М.О. предположительно является близким родственником
Максимова О.Б.

МУП «Ритуал» заключен контракты (реестровые номера 470200402818000005, 3470200402818000003) на оказание услуг по транспортировке тел умерших в морг с ИП Максимовым М.О.

Кроме того, Ленинградским УФАС России установлено, что в 2016 Волховской городской прокуратурой с привлечением специалистов контрольно-счетного органа Волховского муниципального района проведена проверка
МУП «Ритуал» МО город Волхов на предмет целевого использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, законности передачи имущества в пользование третьих лиц, выполнения предприятием целей и задач, предусмотренных уставом по адресу: г. Волхов, ул. Пирогова, д. 4Б. По результатам проверки было установлено, что МУП «Ритуал» передал часть функций по организации захоронений ИП Сугакову А.С.

Кроме того, Администрацией Волховского муниципального района в период с 2017 по 2020 годы заключен ряд контрактов (реестровые номера 3470200922720000037, 3470200922719000024, 3470200922718000025, 3470200922717000047) по итогу закупочных процедур на содержание и уборку общегородских кладбищ, расположенных на территории муниципального образования город Волхов с МУП «Ритуал».

В соответствии с доводами, представленными в заявлении,
ООО «Ритуал - Сервис» затруднен доступ к оказанию услуг в сфере похоронного дела в связи с необходимостью получать разрешения у МУП «Ритуал» на осуществление захоронений и проведение иных работ на кладбищах, находящихся в ведении Предприятия.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента 

Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Руководствуясь частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности. Администрации выдано Предупреждение от 06.09.2019 № Пд/05/9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Срок исполнения Предупреждения от 06.09.2019 № Пд/05/9 установлен до 15 ноября 2019 года.

Предупреждение от 06.09.2019 № Пд/05/9 Администрацией в срок, установленный антимонопольным органом, не исполнено.

В связи с невыполнением Предупреждения в установленный срок, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции. Ленинградским УФАС России возбуждено антимонопольное дело № 047/01/15-19/2019 в отношении Администрации по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с возбуждением Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области производства по делу № А56-109578/2019 об оспаривании Предупреждения от 06.09.2019 № Пд/05/9 рассмотрение дела № 047/01/15-19/2019 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу
№ А56- 109578/2019.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу № А56-109578/2019, вступившее в силу. Предупреждение от 06.09.2019 № Пд/05/9 признано законным.

Кроме того, Тринадцатым арбитражным апелляционным судом отмечено следующее: «Действительно, Законом о погребении предусматривается возможность для органов местного самоуправления создать специализированную службу. Вместе с тем, Закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших, в то время как вышеназванные пункты Постановления № 2963 расширяют круг полномочий такой организации, предоставляя ей контрольно-распорядительные функции, рынок по оказанию которых является конкурентным.

Законом о погребении установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.

В этой связи, закрепленные Приложением № 2 к Постановлению № 2936 функции являются элементами организации работы кладбища, то есть контрольно-распорядительной функцией, выполнение которой в силу статьи 18 Закона о погребении относится к компетенции органов местного самоуправления.

Предоставление МУП «Ритуал» права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений и передача ему в пользование земель кладбищ, обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на  рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях)».

Определением от 14.08.2020 № 0/05/01-64 дело назначено к рассмотрению на
в 14 час. 30 мин.

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела
№ 047/01/15-19/2019 перенесено на 04.09.2020 14 час. 30 мин.

На заседании Комиссии Ленинградского УФАС России, 04.09.2020 представитель по доверенности Администрации сообщил о несогласии с вменяемым правонарушением и представил письменную позицию по рассматриваемым обстоятельствам.

Представитель заявителя, уведомленный надлежащим образом, на заседание Комиссии Ленинградского УФАС России не явился.

В рамках рассмотрения дела Ленинградским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с пунктом 10.7 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в целях всестороннего и полного рассмотрения дела.

В процессе рассмотрения дела по существу Комиссия Ленинградского УФАС России установила, что имеет достаточно доказательств для принятия заключения об обстоятельствах дела. № 047/01/15-19/2019.

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного, в действиях Администрации Волховского района Ленинградской области установлены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно наделение МУП «Ритуал» функциями, относящимися к функциям органов местного самоуправления.

Руководствуясь пунктом 3 части 1.1, статьи 47, частями 1, 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Ленинградского УФАС России определила отложить рассмотрение дела на 13.10.2020 в 14 час. 30 мин. и принять заключение об обстоятельствах дела.

13.10.2020 а адрес Ленинградского УФАС России поступило ходатайство Администрации Волховского района о рассмотрении в отсутствии представителя.

Администрацией направлены письменные пояснения по доводам, изложенным в Заключении об обстоятельствах дела № З/05/01-10 от 11.09.2020.

По мнению Администрации спорное постановление вынесено в рамках статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 и статьи 33 Устава МО г.Волхов и статьи 30 Устава Волховского МР.

Кроме того, согласно представленным пояснениям: «Администрация реализовала свои властные полномочия, предусмотренные статьей 16 Закона №8-ФЗ, отвела и поставила на кадастровый учет земельные участки под общегородские кладбища, что подтверждается выписками из ЕГРП на земельные участки:

  •  от 31.05.2018 г. земельный участок с кадастровым номером 47:12:0111005:36 по адресу: Ленинградская область, г.Волхов, ул.Новооктябрьская, вид разрешенного использования «под гражданское кладбище» площадью 115678 кв.м.;
  •  от 31.05.2018 г. земельный участок с кадастровым номером 47:12:0201003:100 по адресу: Ленинградская область, г.Волхов, ш. Мурманское, вид разрешенного использования «под гражданское кладбище» площадью 9789 кв.м.;
  •  от 31.05.2018 г. земельный участок с кадастровым номером 47:12:0101001:42 по адресу: Ленинграцская область, г.Волхов, микрорайон Труфаново, вид разрешенного использования «под гражданское кладбище» площадью 122266 кв.м. +/- 244 кв.м.

В соответствии с нормами Закона №8-ФЗ земельные участки под захоронение предоставляются всем без исключения гражданам на равных основаниях. Для отвода места под захоронение не требуется какого-либо административного решения о выделении и предоставлении земельного участка. Выделение (предоставление) участка под конкретное захоронение и регистрация захоронения не поименованы Законом №8-ФЗ среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Следовательно, наделение данной функцией и иными сопряженными с ней функциями не может рассматриваться в контексте вышеприведенных норм как наделение властными полномочиями хозяйствующих субъектов.

При этом спорные нормы Приложения №2 к Постановлению Администрации №2936 не ограничивают каким-либо образом право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Поскольку предоставление конкретного земельного участка на кладбище под захоронение в силу статей 15 и 16 Закона №8-ФЗ к исполнительным полномочиям органов местного самоуправления не относится, то спорные пункты 2.2, 2.3, 2.5, 2.6 Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936, не могут рассматриваться как устанавливающие право на совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта и как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции

Пунктами 5.1., 5.2., 5.6., 5.10 и 5.14 в первую очередь установлены правила по установке, снятию, замене надмогильных сооружений.

 В качестве производителей работ указаны лица, ответственные за захоронение, так и иное лицо с его согласия (п.5.3. Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936). Указанные условия направлены на реализацию организационных полномочий, обеспечивающих соблюдение законодательно установленных правил и норм в регулируемой сфере отношений (СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений похоронного назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 и зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 31.08.2011 № 21720.

Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованные протоколом НТС Госстроя России от 25.01.2001 №01-НС- 22/1

Данная деятельность относится к текущей хозяйственной деятельности по управлению кладбищем, при этом Предприятие связано определенными правилами, закрепленными на законодательном уровне (части 1 и 6 статьи 17 Закона №8-ФЗ).

Установление данных правил пунктами 5.1, 5.2, 5.6, 5.10 и 5.14 (производство работ иными лицами с согласия специализированной организации) само по себе не свидетельствует о создании препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, как и не свидетельствует о наделении специализированной организации властными функциями, относящимися к полномочиям органов местного самоуправления».

При этом Администрация полагает, что не передавала указанные общественные кладбища в ведение МУП «Ритуал» ни в рамках специализированной службы, ни в рамках поименованных муниципальных контрактов.

Комиссия Ленинградского УФАС России не может согласиться с изложенными доводами ввиду следующего.

Оспариваемым пунктом 2.2. Приложения №2 к Постановлению Администрации №2936 установлено, что «место захоронения умершего определяется специализированной службой с учетом возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством».

Оспариваемый пункт 2.3. Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936 закрепляет, что «регистрация захоронений представляет собой учет мест захоронения с целью их упорядочения и идентификации (инвентаризации), является составной частью предоставления земельных участков под захоронение и осуществляется специализированной службой».

Оспариваемый пункт 2.5. Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936 указывает, что «определение места захоронения, оформление и выдача согласования на захоронение производится в срок не менее чем за 24 часа до осуществления захоронения».

Оспариваемый пункт 2.6. Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936 закрепляет, что «определение места захоронения, оформление       и выдача согласования производится специализированной службой по установленной ею форме при предъявлении исполнителем волеизъявления умершего либо супругом/супругой, близкими родственниками (детьми, родителями, усыновителями, усыновленными, родными братьями и родными сестрами, внуками, дедушками, бабушками), иными родственниками либо законными представителями умершего, а при отсутствии таковых иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (для юридических лиц - документа, подтверждающего полномочия на соответствующие действия от имени юридического лица) и свидетельства о смерти умершего с учетом архивных документов. В случае организации похорон юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) согласование места захоронения производится также при представлении документов, подтверждающих полномочия юридического лица (индивидуального предпринимателя) действовать от имени исполнителя волеизъявления, умершего».

-         Оспариваемые пункты 5.1., 5.2. Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936 предусматривают согласование всех работ на общественном кладбище, связанных с установкой надмогильных сооружений и оград;

-         Оспариваемый пункт 5.6. Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936 закрепляет возможность осуществления осмотра памятника, материалов и инструментов, необходимых на выполнение работ;

-         Оспариваемый пункт 5.10 Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936 закрепляет обязательную регистрацию установки памятников и иных надгробных сооружений;

-         Оспариваемый пункт 5.14 Приложения № 2 к Постановлению Администрации № 2936 закрепляет согласование демонтажа старых надмогильных сооружений.

При этом супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный Законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.

Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.

Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания, умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции подготовлен аналитический отчет по результатам состояния конкуренции в порядке предусмотренном Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

По результатам исследования состояния конкуренции установлено, что оспариваемые положения Приложения № 2 к Постановлению Администрации
№ 2936 устанавливают ограничения на право предоставления услуг в сфере похоронной деятельности не предусмотренные нормами действующего законодательства, а также предоставляют специализированной службе по вопросам похоронных и ритуальных услуг полномочия, позволяющие оказывать влияние на рынок и состав хозяйствующих субъектов на нем.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела
№ 047/01/15-19/2019, и руководствуясь частью 3 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать в действиях Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области (ИНН 4702009227) части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся наделении муниципального унитарного предприятия «Ритуал» функциями и правами, относящимися к полномочиям органов местного самоуправления;
  2. Выдать Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области обязательное для исполнения предписание;
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                              <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                           <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны